Продолжаем рассказывать о наших впечатлениях о Буэнос-Айресе. Первые части можно почитать здесь: исторический обзор и «Золотой век».
Реколета и Палермо — это два смежных района города, где традиционно селились наиболее состоятельные семьи и где сейчас сосредоточена значительная часть культурной жизни Буэнос-Айреса.
Японский сад в районе Палермо.
Оба района, находясь к северу от исторической части города, раньше были его пригородами. И Реколета, и Палермо быстро росли с последней трети 19-го века, чему способствовали два обстоятельства. Во-первых, в 1871 году столицу Аргентины охватила смертоносная эпидемия жёлтой лихорадки. Зажиточные люди в спешном порядке покидали эпицентры заболеваний в городе, поселяясь, в частности, к северу от него. Там было относительно высокое место и, соответственно, менее населенное насекомыми, переносящими эту болезнь.
Тогда же в этом районе посадили деревья, которые живы до сих пор и превратились вот в таких красавцев. Гигантский фикус в районе Реколета.
Во-вторых, это было время быстрого экономического развития Аргентины (ее Золотой век, о чем мы рассказывали здесь), когда очень хорошие доходы возникли и у государства, и у некоторых групп населения. С приходом состоятельных граждан Реколета и Палермо стали одними из самых престижных и дорогих районов Буэнос-Айреса, где тогда появились многочисленные частные семейные особняки и парки.
Про Палермо расскажем в следующий раз, а начнем с Реколеты. Сегодня этот район знаменит прежде всего одноимённым кладбищем, ставшим чуть ли не главной достопримечательностью Буэнос-Айреса. Оно объявлено объектом ЮНЕСКО, туда толпами идут туристы.
Какова же история появления в Реколете такого популярного объекта? В начале 18-го века эти земли заняли аскеты-францисканцы, основали монастырь (Convento de la Recoleta), построили церковь. Эта церковь — Базилика Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар — существует и сейчас, а вот на монастырских землях в 1822 году (после роспуска монашеского ордена) организовали публичное городское кладбище. Так как район Реколета с конца 19-го века стал престижным, то и его кладбище постепенно приобрело аналогичный статус и стало последним пристанищем для многих великосветских жителей города.
Базилика Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар (Nuestra Señora del Pilar) в испанском колониальном стиле. 1715-1732. Одна из двух самых старых церквей Буэнос-Айреса.
Денег на постройку фамильных склепов не жалели, благо, их хватало: экономика Аргентины была на подъёме. Нанимались лучшие европейские архитекторы, везли самые лучшие материалы. Всё делалось, чтобы козырнуть перед соседями. Ярмарка тщеславия заработала на полную мощность. В промежуток 1890—1930 гг. были создано большинство самых роскошных склепов на этом кладбище.
На кладбище Реколета. По иронии судьбы в том месте, где францисканцы проповедовали аскетизм и смирение, в конце 19-го века возникает отнюдь не аскетичный некрополь.
Кладбище Реколета — настоящий город мертвых с регулярной планировкой, с параллельными и перпендикулярными улицами! Всего на Реколете, как утверждают, почти 4900 склепов. И стоят они довольно плотно друг к другу, поэтому по площади кладбище совсем небольшое. И заблудиться там невозможно, хотя и отыскать нужное захоронение, даже при наличии плана кладбища в руках, непросто.
Вид на кладбище Реколета с высоты птичьего полета.
Фото: ©
pbs.twimg.com
Вид на кладбище Реколета из музея Базилики Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар.
Кладбище Реколета - настоящий город мертвых с регулярной планировкой.
Честно говоря, отправляясь туда, мы и не очень-то знали, чьи могилы хотели бы увидеть. Ну, допустим, захоронение Эвиты Перон — бывшей грешницы, которая по каким-то не совсем понятным причинам стала в Аргентине почти святой. Еще мы знали, что в Реколете покоится Хосе Клементе Пас (чей дворец мы посетили накануне), 16 аргентинских президентов… Короче говоря, когда не очень знаешь историю другой страны и ее героев, то мемориальное кладбище становится для тебя не местом скорби об ушедших, а скульптурно-художественным объектом. Плюс, кладбища в любой стране — это довольно хороший источник информации о ее традициях и людях.
Надгробье Хосе Клементе Паса - основателя популярной ежедневной газеты La Prensa (выходит до сих пор), построившего в Буэнос-Айресе знаменитый Паласио Пас, где мы побывали накануне.
Если искать российские аналогии, то Реколета — это для нас что-то среднее между Новодевичьим и Ваганьковским кладбищами. С одной стороны, там захоронены видные государственные деятели. С другой, Реколета — кладбище частное, где до 2003 года ещё можно было купить землю (дорого, но можно) и построить новый склеп. Но как только ЮНЕСКО объявило кладбище культурным достоянием мирового значения, строительство новых склепов тут же запретили, так же как и видоизменение уже существующих. Можно только реставрировать старые, да и то, получив массу согласований, и исключительно с целью придать склепам изначальный облик.
Надгробье 6-го президента Аргентины (1862-68 гг.) Бартоломе Митре.
Надгробье 7-го аргентинского президента (1868-74 гг.) Доминго Сармьенте. Дизайн своего будущего захоронения - обелиск с кондором - Сармьенте выполнил сам. Обратите внимание на металлические таблички справа на стене - от физических и юридических лиц в память об упокоенном. Такие таблички гораздо популярнее на этом кладбище, чем цветы и венки.
Надгробье адмирала Гильермо Брауна - участника войны за независимость испанских колоний в Латинской Америке 1810—1826 гг., национального героя Аргентины, основателя аргентинского флота.
Первое, что поражает на этом кладбище — это надгробия, выполненные в самых разных архитектурных стилях. Здесь можно увидеть и а-ля греческие храмы, и миниатюрные барочные церкви, и надгробья в готическом стиле.
Склепы выполнены в самых разных архитектурных стилях.
Некоторые склепы - в почти заброшенном состоянии (вероятно, все родственники умерли). Но сменить собственника такого склепа по инициативе администрации кладбища всё равно нельзя: частная собственность (и объект ЮНЕСКО!).
Это самый высокий на всем кладбище склеп-часовня, принадлежащий семье Доррего-Ортис-Басуальдо. На нем по какой-то причине соединены два обычно не совмещаемых религиозных символа: еврейский семисвечник-менора и христианский крест.
Среди надгробий этого некрополя есть как получившие статус национальных памятников, так и достаточно скромные.
Фамильное захоронение Лелуаров, где среди родственников, заработавших свое состояние в страховом бизнесе, покоится тело нобелевского лауреата 1970 года по химии Федерико Лелуара. Купол выложен мозаикой с позолотой: страхование всегда было прибыльным делом.
Это одно из захоронений, о котором гиды и путеводители рассказывают жуткую историю под названием «заживо погребенная». В 1910 году 19-летнюю девушку Руфину Камбасарес как почившую (как теперь думают, лишь впавшую в кому) захоронили в семейном склепе. Через некоторое время работникам кладбища показалось, что из недр склепа доносятся какие-то звуки. Гроб вскрыли и обнаружили Руфину мёртвой, но в неестественной позе, а крышка гроба изнутри была расцарапана. Жуть!
Второе, что поражает на кладбище — это гробы. Их действительно иногда можно увидеть, проявив некоторое любопытство и поглядев сквозь дверь-решетку склепа. Но те гробы, что видны в склепах — это только верхушка айсберга. Основные захоронения находятся ниже, куда обычно ведёт небольшая лесенка и куда доступа зевакам нет. Да-да, мертвых на этом кладбище не зарывают в землю, а устанавливают гробы на полках. Гробы сделаны из металла и герметично запаяны (это если вы подумали о запахах), а снаружи обшиты деревом. И таких уровней захоронения в каждом склепе 2–3. Таким образом, в каждом из них могут находиться усопшие нескольких поколений. Где-то попалась цифра, что на этом кладбище похоронено порядка 350 тысяч душ.
Гробы в одном из склепов Реколеты. Видно, что они стоят там уже не один год...
Роскошный склеп в неоготическом стиле с памятником Лилиане Крочиати, погибшей в 1970 году, в возрасте 26 лет, во время своего медового месяца. Отель в Австрии, где она остановилось со своим мужем, накрыло лавиной. Пишут, что безутешные родители воспроизвели внутри склепа детскую комнату девушки, где и установили гроб с ее телом. Естественно, зевакам туда доступа нет.
Каждый склеп принадлежит определённой семье. И обычно на склепе поименован только глава семьи или даже просто его фамилия (например, «Семья Дуарте», как на фото ниже). Прочие захороненные в склепе, чаще всего, не упоминаются. Соответственно, обычно ни дат жизни- смерти, ни фотографий тоже нет. Бывают, конечно, и исключения из правил (одно из них — на фото ниже).
Фамильное захоронение Дуарте, где среди родственников покоится и «сама» Эвита Перон (Дуарте - ее девичья фамилия). Этот склеп ничем не замечателен, кроме того, что в нем, на глубине 5 метров создана особо укрепленная крипта-бункер специально для самой популярной в истории Аргентины первой леди - Эвиты Перон. Она умерла от рака в 1952 году, в возрасте 33-х лет. Тело Эвиты по причине ее тогдашней бешеной среди аргентинцев популярности было забальзамировано. А когда ее овдовевший муж-президент, Хуан Перон, через 3 года был свергнут военными, тело Эвиты тайно вывезли сначала в Италию, а потом в Испанию, и возвращено обратно в Аргентину оно было только в 1974 году. В этом склепе Эвита была погребена лишь в 1976 году.
На захоронениях в Реколете обычно нет живых цветов и венков (венок для Эвиты Перон на фото выше — исключение:), зато очень распространены металлические памятные таблички — как принято говорить, «от лица юридических и физических лиц». Много таких табличек и на склепе семьи Дуарте, и большинство из них — в память об Эвите Перон: от города, от профсоюза и т. д. Много таких табличек и у захоронения президента Сармьенте (на одном из фото выше).
Еще одна деталь поражает на этом кладбище — насколько близко к захоронениям примыкают жилые дома. Жить с видом на кладбище, пусть и в таком престижном районе как Реколета, — не очень доступно нашему пониманию.
Жилье с видом на кладбище.
Рядом с территорией некрополя построили и большой торговый центр, откуда тоже открываются виды на кладбище (неужели способствует объему продаж?). Да и вообще, масса развлекательных заведений района также находятся в непосредственной близости от этого некрополя. Прямо напротив него — с десяток популярных ресторанов, стриптиз-клуб. И похоже, что эта близость никого не смущает. А вот что нам показалось абсолютно уместным, так это огромное раскидистое дерево прямо перед входом в некрополь.
Огромный фикус рядом с кладбищем Реколета.
Точный возраст этого дерева никто не знает, но оно считается самым большим в Буэнос-Айресе. Ветви у него такие тяжелые, что для них специально соорудили бетонные подпорки.
Самое большое дерево Буэнос-Айреса, как считается. В качестве одной из подпорок - вот такой металлический Атлант.
А еще мы не могли не обратить внимания на то, как выгуливают собак в Реколете (да и в Палермо — тоже).
Рядом с кладбищем Реколета. Нигде ни до, ни после Буэнос-Айреса (а в нем - несколько раз!) мы не видели, чтобы один человек выгуливал такое количество разнопородных собак. И вели они себя очень прилично - и по отношению друг к другу, и к прохожим.
Неподалёку от кладбища расположен Национальный музей изящных искусств (Museo Nacional de Bellas Artes). Направляясь к нему, мы издалека увидели монументальное здание с колоннами и сразу решили: это и есть искомый музей. Каково же было наше изумление, когда внутри нас встретила женщина-охранница, видимо, привыкшая иметь дело с заблудившимися туристами. Она нам тут же сообщила, что это — Университет Буэнос-Айреса, а мы, вероятно, хотели попасть в художественный музей.
Юридический факультет Университета Буэнос-Айреса. Здание в неоклассическом стиле было открыто в 1949 году и стало достопримечательностью города.
Ну, а Национальный музей изящных искусств оказался совсем рядом, на параллельной улице. Можно сказать, что он — аргентинская комбинация Третьяковки и Пушкинского, поскольку там представлена и зарубежная, и аргентинская живопись. Там очень неплохая коллекция голландцев, импрессионистов и не только. Расскажем об этом в отдельном альбоме.
Национальный музей изящных искусств.
Джованни да Милано. Коронация Мадонны. 14 век. Коллекция Национального музея изящных искусств.
Эдгар Дега. Портрет Диего Мартелли. 1879. Коллекция Национального музея изящных искусств.
Памятники, монументы и скульптуры — это отличительная особенность Буэнос-Айреса и района Реколета, в частности. Мы не припомним другого города, где бы видели такое же обилие монументов. Многие из них — традиционные, в классическом стиле, но есть и очень необычные.
Классика жанра: конный монумент генералу Карлосу де Альвеару - одному из немногих профессиональных военных, участвовавших в Аргентинской войне за независимость на стороне революционеров. 1925. По углам постамента расположены четыре аллегорические бронзовые фигуры, символизирующие Силу, Свободу, Красноречие и Победу, созданные под влиянием древнегреческой скульптуры, а также работ Микеланджело. Автор монумента - французский скульптор Антуан Бурдель.
Монумент в центре площади Франции был подарен городу французской общиной в 1910 году в честь столетия Майской революции. Две женские фигуры, венчающие монумент, символизируют Аргентину и Францию, ведомые ангелом, олицетворяющим Славу. Скульптор - француз Эмиль Пейно. 1910.
Из необычных памятников Реколеты нам запомнился гигантский, 23-метровый железный цветок. У него есть официальное, мудреное название Floralis Genérica, но местные жители зовут его Flor de Metal, что по-русски переводится как «Железный цветок». Он «вырос» в столице в 2002 году стараниями архитектора Эдуардо Каталано и на деньги анонимного мецената.
23-метровый железный цветок - одна из современных достопримечательностей Реколеты.
Этот цветочек высотой с 7-ми этажный дом.
У цветка 6 лепестков и 4 тычинки (но ни одного пестика), сделанных из полированного сплава алюминия, который, как зеркало, отражает небо и всё окружающее. Цветок «растёт» посреди большого круглого пруда диаметром 44 метра.
Особенно эффектно цветок выглядит, когда на небе есть облака, и при низком солнце. Тогда на нем появляются сюрреалистические отражения. Нам с этим не повезло.
И еще можно сказать, что этот цветок — «живой»: от восхода солнца он медленно раскрывает свои гигантские лепестки, а когда солнце уходит из зенита, постепенно начинает их закрывать. А днём его серединка всегда направлена на солнце, и вся конструкция поворачивается вслед за светилом. У нас не было возможности наблюдать за этим цветком в разное время суток, поэтому мы просто обошли вокруг него, рассматривая его с разных сторон.
Цветочек этот - мужской. Пестика мы у него не обнаружили, одни тычинки:).
Обычные реколетские улицы нам как-то не приглянулись: они показались довольно мрачными и унылыми, ни особой архитектуры, ни особой чистоты. Зато нам очень понравился соседний с Реколетой район города — Палермо, но об этом — в следующий раз.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия