Про Буэнос-Айрес написано много, в том числе и в Туристере. Мнения радикально разнятся: от восторженного приятия до почти полного отвержения. С нашей точки зрения, обе эти крайности чаще всего опираются исключительно на субъективные самоощущения и обычно не подкрепляются убедительной аргументацией. Нам в этом городе было интересно, там многое можно посмотреть, в том числе — важного для понимания истории страны, ее сегодняшних проблем и аргентинского характера. С другой стороны, сейчас отчетливо ощущается, что золотые годы Буэнос-Айреса остались где-то далеко позади, и сегодняшний город покидаешь без желания вскорости туда обязательно вернуться. Так было у нас, по крайней мере.
Такой Буэнос-Айрес не может не понравиться.
До этой поездки про Буэнос-Айрес мы знали немного. Как у большинства, наверно, это имя для нас ассоциировалось с далеким континентом, с «пальмами, девушками, голубыми экспрессами, синим морем, белым пароходом», переплетаясь в мыслях (благодаря Ильфу и Петрову!) с другой латиноамериканской знаменитостью — Рио-де-Жанейро. Так, наш приятель, опираясь на ту же логику и узнав, что мы собираемся в Аргентину, тут же сказал, что пора покупать белые штаны:). Хотя между этими самыми известными южноамериканскими городами, безусловно, есть кое-что общее, все же, рассказывая о Буэнос-Айресе, можно смело сказать: «Это не Рио-де-Жанейро», они очень разные.
Сад роз в районе Палермо.
Национальный театр Сервантеса.
В Буэнос-Айресе есть многое (в том числе и японский сад), но ни синего моря, ни белого парохода нет:).
Буэнос-Айрес называют самым европейским из латиноамериканских городов, и иногда даже — «южным Парижем». Некоторые основания для этих утверждений имеются: в городе много широких проспектов с массой изящных зданий в европейском стиле — с башенками, колоннами, куполами, лепниной на фасадах, фризами и проч., просторные ухоженные парки. БОльшая часть этой красоты создана европейскими архитекторами и дизайнерами. По улицам города ходят люди преимущественно со светлым цветом кожи, напоминающие испанцев, итальянцев или португальцев.
Некрасивое снимать не хочется, мы и не снимали. После окончания поездки, когда мы пересматривали фотографии, сделанные в Буэнос-Айресе, у нас периодически мелькала мысль: «А что, красивый европейский город». Думаю, и у читающих этот рассказ родятся аналогичные мысли. Там действительно много впечатляющей архитектуры, и все же, перемещаясь по улицам Буэнос-Айреса, очень скоро понимаешь: нет, не Европа. Любой город, которому больше, чем 150 — 200 лет, по определению — «архитектурно сложносочиненный», сочетая в себе несколько стилей. Так и в Буэнос-Айресе, но уж больно велика в нем доля некрасивого, даже уродливого, — находящегося просто вперемежку, стена к стене, с великолепными величественными зданиями. И это некрасивое — не старые постройки, которые просто не успели заменить на что-то более соответствующее, а наоборот, более поздние добавления, сделанные уже в 20-м веке.
Здание школы имени президента Хулио Рока (1901-1902) выглядит как античный храм, но посмотрите, какими безликими современными постройками, утыканными кондиционерами, его окружили. Архитектора города в студию!
Осталось ощущение, что аргентинцы не особенно ценят старину, как ценят ее в Европе. В Буэнос-Айресе, которому почти 500 лет, за небольшими исключениями нет старой, колониальной архитектуры, созданной до 20-го века. Город очень плотно застроен, дома стоят впритык друг к другу. Новое, как правило, «втыкают» взамен сносимого старого. Жаль только, что это «новое» зачастую уж очень убого внешне. В результате современные бетонные уродцы жилых и офисных зданий стоят на улицах города рядышком, чередуясь с изящными зданиями 100-летней давности. И это сплошь и рядом, к сожалению.
Здание Национального Конгресса - на переднем плане, а прямо у него «за плечом» - современный трэш.
Ну в какой европейской столице или даже более-менее крупном городе их центр выглядит вот так?
Готовя этот рассказ, мы прошерстили все наши фотографии, сделанные в Буэнос-Айресе, чтобы подкрепить высказанную критику. Нашли немного примеров, поскольку некрасивое не снимали, и если они кажутся неубедительными, то вам остается просто поверить нам на слово, что непривлекательного (безликих бетонно-стеклянных коробок, хаотично увешанных кондиционерами), вперемежку, а зачастую — стена к стене с выстроенными в конце 19-го — начале 20-го века особняками, там раздражающе много. И это в самом центре города!
Мы довольно быстро с этим смирились, приняв сочетание архитектурной европейской эстетики с южноамериканской неряшливостью как данное, как местный атрибут. Нельзя сказать, что этот разношёрстный архитектурный ансамбль украшает город, но точно — придает ему своеобразие и узнаваемость. В конце концов, Буэнос-Айрес и не должен быть похожим на европейские города, находясь от них за тысячи километров, — решили мы для себя, сконцентрировавшись на восприятии отдельных архитектурных жемчужин города. А их там немало!
Буэнос-Айрес мы смотрели в два захода — в самом начале поездки и завершая ее. Суммарно в городе провели почти 5 дней, так что изучили его довольно неплохо, хотя и только малую его часть. Буэнос-Айрес — город большой, 3-миллионный (а с агломерацией — 14-миллионный) и «многорайонный». Естественно, мы ограничились в основном теми частями столицы, которые рекомендованы путеводителями, и каждая из них выглядела своеобразно, непохоже на других.
Проспект 9 Июля - самая широкая магистраль города: 24 полосы для транспорта и ни одного подземного перехода! Эта трасса настолько широка, что её внесли в Книгу рекордов Гиннеса. Правда, формально она состоит из трёх параллельных улиц. Каждой из них дано своё название, чтобы не было путаницы при поисках нужного адреса и было точно понятно, на какой стороне проспекта стоит нужный дом. А переходить эту улицу на светофор приходится в 2-3 этапа.
Популярный район Буэнос-Айреса Пуэрто-Мадеро с современной застройкой.
Северная диагональ (Diagonal Norte), вид со стороны Майской площади. Это улица - одна из немногих в центре, где сохранился единый стиль домов 1920-х - 1930-х годов - модный тогда «арт-деко». Северная диагональ соединяет Президентский дворец и здание Верховного суда.
Начнем наше знакомство Буэнос-Айресом с исторического центра, а заодно коснемся некоторых важных эпизодов истории страны и города, которые много объясняют.
Буэнос-Айрес был основан дважды, с интервалом почти в 45 лет (много ли городов имеют такую страницу в своей истории?). Сначала это сделал в 1536 году испанский конкистадор Педро де Мендоса (это тот самый Мендоса, в честь которого названа главная винодельческая провинция страны с ее прекрасными мальбеками). Но что-то тогда пошло не так: возникли проблемы, связанные с нехваткой продовольствия и отвратительными отношениями с местным населением. В результате индейцы в 1541 году поселение Буэнос-Айрес сожгли дотла.
Памятник первому основателю города - Педро де Мендосе в парке Лесама в районе Сан-Тельмо.
Повторно Буэнос-Айрес в этих местах был основан только в 1580 году испанским исследователем Хуаном де Гарай. Вторая попытка удалась, но еще почти 200 лет это поселение, да и бОльшая часть территории, ставшая позже Аргентиной, имела абсолютно второстепенное значение среди испанских колоний, не обладая даже правом самостоятельной торговли. На первых ролях тогда были ныне перуанские и мексиканские земли с богатыми месторождениями золота, серебра и других руд.
Памятник второму основателю города - Хуану де Гараю. Почему-то табличку с именем с памятника де Гараю удалили. Мы так и не поняли, чем он провинился. На заднем плане - торцевая часть Президентского дворца Каса Росада.
После захвата Испании Наполеоном, ослабления испанской империи и двух неудачных попыток британской армии завоевать Буэнос-Айрес, в 1810 году начались события Майской революции. Они привели к официальному провозглашению независимости от Испании в 1816 году. Еще несколько десятков лет ушло на решение территориальных вопросов между формировавшимися новыми странами (Бразилия, Уругвай, Парагвай, Боливия, Аргентина), выбор форм правления и т. п., прежде чем в 1862 году Буэнос-Айрес официально стал столицей государства Аргентина.
Майская площадь, или Площадь Мая - главная в Буэнос-Айресе и в стране. В 1810 году на ней происходили основные события Майской революции, в честь которой она и была названа. В 1816 году здесь же была провозглашена независимость Аргентины, а в 1860 году — было объявлено о принятии Конституции страны. На заднем плане по центру - Президентский дворец Каса Росада. Справа от него - несколько министерских зданий, слева на дальнем плане - национальный банк Аргентины, в левом нижнем углу - фрагмент Кафедрального собора Буэнос-Айреса. Фото из интернета.
В центре Площади Мая - обелиск в форме пирамиды со статуей, олицетворяющей Республику. Первую его версию соорудили к 1-й годовщине Майской революции, но за два прошедшие столетия монумент не раз перестраивался, передвигался в пространстве, лишь пирамидальная форма монумента оставалась неизменной.
Президентский дворец Каса Росада (т.е. буквально «розовый дом»).
В Президентский дворец есть бесплатные туры для туристов, на которые надо записаться заранее онлайн. Они проходят по выходным дням, мы же были в городе в будни...
Слева - здание Национального банка Аргентины в неоклассическом стиле (до 1888 года на этом месте располагался театр Колон); в центре - Федеральное разведывательное агентство; справа - Президентский дворец.
Майскую площадь окружают сразу несколько зданий, в которых размещаются федеральные и городские органы власти. Поскольку политическая и экономическая ситуация в стране хронически нестабильна, то не удивительно, что на этой площади регулярно происходят митинги трудящихся. Мы не стали свидетелями подобных выступлений, но обратили внимание на рукотворное сооружение прямо напротив Президентского дворца.
Как мы поняли из того, что написано на плакатах, 2 года и 2 месяца эти люди добиваются аудиенции у Президента (с какой целью - не поняли). А пока они уже завели там маленький бизнес (продают корзинки) и хозяйство, собирают пожертвования у прохожих и ночуют в этой самодельной палатке - прямо напротив Президентского дворца.
Белое здание в испанском колониальном стиле под названием Кабильдо - это бывшая ратуша города. Здесь было сформировано первое национальное правительство, которое 25 мая 1810 года в ходе Майской революции свергло испанского вице-короля. Сейчас там расположился Национальный музей ратуши и Майской революции. Нынешнее здание не раз перестраивалось и ужималось в размерах из-за расширения и удлинения соседних проспектов.
Кафедральный собор Буэнос-Айреса. Это уже шестой вариант здания храма на этом месте, ныне - в неоклассическом стиле. Основная часть здания собора относится к концу 18-го века, а фасад создавался в 1820-1860-е. Это сооружение больше похоже на театр, музей или биржу, чем на собор. Собор в настоящее время - на реставрации, мы внутрь не попали.
Кафедральный собор Буэнос-Айреса. В его портике - двенадцать коринфских колонн в честь 12 апостолов, а в аттике изображена сцена встречи Иосифа Прекрасного со своим отцом и братьями в Египте. Этот сюжет был выбран в качестве аллегории единения аргентинской нации после нескольких братоубийственных войн. В нём покоятся останки национального героя Хосе де Сан-Мартина, лидера войн за независимость в нескольких испанских колониях. Собор известен также тем, что в нем, будучи тогда архиепископом Буэнос-Айреса, проводил службы нынешний папа римский Франциск.
С колониальным прошлым Аргентины и ее борьбой за независимость тесно связана еще одна городская площадь, ныне носящая имя Сан-Мартин. Сейчас это густая зелёная зона, окруженная плотной городской застройкой, а когда-то, в начале 19-го века, там была арена для боя быков.
Это пространство было засажено деревьями в 1860-е годы.
Гигантский фикус на площади Сан-Мартин.
В историю страны эта площадь вошла тем, что в 1806–1807 годах это было местом ожесточённых боев с вторгшимися в Буэнос-Айрес британцами. С ними аргентинцы тогда справились самостоятельно, без помощи испанских властей, неудачно выяснявших в то время отношения с Наполеоном. С 1812 года на площади располагались казармы гренадер Хосе де Сан-Мартина. Легендарный Сан-Мартин, как известно, прославился как один из лидеров войн за независимость сразу нескольких испанских колоний. Многие страны в Латинской Америке, включая Аргентину, считают его «отцом нации».
Конную статую Сан-Мартину на этой площади установили в 1862 году.
...а затем и саму площадь-парк назвали его именем.
А теперь перенесёмся на другую площадь — площадь Конгресса. Там находится памятник двум конгрессам: в честь событий 1813 года (тогда был выбран национальный герб и принят закон, положивший конец рабству), и 1816 года, когда все провинции Аргентины подписали Декларацию о независимости.
Памятник двум конгрессам. Центральная фигура олицетворяет Республику. Две боковые фигуры представляют ассамблею 1813 года и конгресс 1816 года. Водный фонтан символизирует реку Рио-де-ла-Плата, на которой стоит Буэнос-Айрес, и два ее притока: Уругвай и Парану.
Здание Национального конгресса Аргентины. 1898-1906. Здание проектировали похожим на американский Капитолий (и получилось!:). Туда есть экскурсии для туристов, но надо заранее записываться онлайн.
С самого начала независимое государство Аргентина всячески стимулировало европейскую иммиграцию. Иностранцев, приезжавших «с целью обработки земли, улучшения промышленности и преподавания наук и искусств», налогами не обременяли. В результате с 1857 по 1940 гг., с Великой иммиграционной волной в Аргентину прибыло около 7 миллионов человек (в абсолютном большинстве — из Италии и Испании) — предприимчивых, грамотных, готовых начать жизнь с чистого листа. Это стало ценным ресурсом для экономики страны.
Аргентинцы - потомки европейских эмигрантов разных годов. Выгульщик собак (исп. paseador de perros).
Нигде ни до, ни после Буэнос-Айреса (а в нем - несколько раз!) мы не видели, чтобы один человек выгуливал такое количество разнопородных собак.
Поклонники Кришны на одной из улиц Буэнос-Айреса. По данным последней переписи, в расовом составе Буэнос-Айреса белые составляли 89%, метисы - 7%, азиаты - 2%, чернокожие - 2%.
Название «Аргентина», данное стране (от лат. argentum — серебро) подсказывает, что в ней должны были быть крупные залежи этого металла. Парадоксально, но это не так. Подобное название родилось на основании легенд о «Белом короле» и Серебряных горах (видимо, имелась в виду империя инков). Эти слухи никогда не нашли своего подтверждения на территориях, ставших государством Аргентина. Тем не менее, это имя за страной закрепилось и продолжает использоваться.
Здание Верховного суда Аргентины. 1906-1910. Французский архитектор Норберт Майяр.
Театр Колумба (главный оперный театр страны) ночью. 1889-1908. Авторы - несколько европейских архитекторов.
Хотя имя страны связано с серебром, но славу и финансовое благополучие Аргентине принес совершенно другой товар — мясо. Крупный рогатый скот был завезен в Аргентину в 1536 году испанскими конкистадорами (до появления европейцев в Южной Америке его там просто не было). Испанские коровы быстро освоились в южноамериканской степи (пампе), с ее невероятным количеством сочной зеленой травы. Поголовье буренок быстро выросло. Поначалу с целью товарного обмена их пускали в основном на шкуры, но ситуация радикально изменилась с изобретением холодильных установок, которые можно было использовать для транспортировки мяса в Европу. Изобретателем холодильника был француз Шарль Телье, и в 1879 году из Буэнос-Айреса во Францию вышел корабль с первой промышленной партией замороженного мяса. Изобретение холодильных машин совпало с победоносным окончанием войны с индейцами (и в распоряжении аргентинцев оказались огромные сельскохозяйственные угодья — пампасы) и Великой иммиграционной волной.
Самая старая аптека Буэнос-Айреса (район Сан-Тельмо) - Farmacia de la Estrella, работает в этом здании с 1885 года. сохранила до наших дней свой деревянный, резной интерьер, фрески, росписи на потолке.
Аптека сохранила до наших дней свой деревянный, резной интерьер, фрески, росписи на потолке.
И карта пошла, как говорится: начался Золотой век в истории Аргентины. Страна, которая еще недавно считалась задворками мира, быстро и успешно интегрировалась в мировую экономику. В те «золотые годы» Аргентина пережила самый высокий экономический рост в своей истории, а Буэнос-Айрес уже к 1910 году стал самой процветающей столицей Южной Америки и вторым, после Нью-Йорка (по своей значимости и численности населения) городом в Западном полушарии. В тучные для страны годы фантастически изменился и облик аргентинских градов и весей. Величественные здания и огромные парки, до сих пор украшающие многие города Аргентины, созданы в большинстве своем европейскими архитекторами и дизайнерами на доходы, возникшие в период Золотого века страны.
Золотой век, на самом деле, длился порядка 50-ти лет, а потом все изменилось. К этому мы еще вернемся, а пока посмотрим на наследие того замечательного для страны времени. Как и в любом городе, претендующем на звание европейского, в Буэнос-Айресе много дворцов. Не во все из них можно попасть, поскольку чаще всего это частные резиденции, посольства или правительственные здания. Но в некоторые доступ все-таки есть, и мы кое-где побывали, но об этом — в следующей части.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия