Часть 1 рассказа про Буэнос-Айрес здесь.
Этот рассказ — о наследии того замечательного для Аргентины времени, которое историки называют ее Золотым веком. И хотя этот период, на самом деле, длился порядка 50-60-ти лет (примерно с 1880 по 1930–40 гг.), именно тогда было создано то, что до сих пор украшает столицу: великолепные здания, монументальные памятники, парки и много дворцов. Не во все из них можно попасть, поскольку чаще всего это частные резиденции, посольства или правительственные здания. Но в некоторые доступ все-таки есть, и мы кое-где побывали.
Дворец Сан-Мартин, находящийся рядом с одноименной площадью, был построен в 1905–1909 годах для семьи Анчорена — землевладельческих магнатов. Возведён он был в стиле изящных искусств архитектором Алехандро Кристоферсеном, который свое обучение прошел в Бельгии и Франции. С 1936 года это здание — штаб-квартира Министерства иностранных дел, а если совсем точно — Дом приемов. Туда есть туры для интересующихся, но строго в определенные дни и время. У нас не получилось туда попасть.
Дворец Сан-Мартин. 1905-1909. Архитектор Алехандро Кристоферсен.
Зато мы побывали в Паласио Пас (Palacio Paz) — одном из самых больших и самых роскошных зданий Буэнос-Айреса. Правда, экскурсия была на испанском языке, которым мы не владеем. Поэтому большинство озвученной там информации прошло мимо нас, но ничто не мешало нам разглядывать и фотографировать интерьеры.
Паласио Пас, вид со двора. Там теперь организован дорогой ресторан.
Дворец заказал в 1902 году в качестве своей личной резиденции Хосе Клементе Пас (José C. Paz), основатель ежедневной газеты La Prensa (выходит до сих пор). Потомок испанских конкистадоров, он и сам был видным политиком и дипломатом (в течение нескольких лет был послом Аргентины в Испании, а потом — во Франции). Естественно, архитектор был выбран французский (Луи-Мари Сорти, Louis-Marie Henri Sortais), стиль постройки — французский «Beaux Arts», все основные материалы и предметы оформления — европейские.
Паласио Пас, детали интерьеров.
Был задуман совершенно гигантский по тем временам проект: четырехэтажный особняк в три крыла, общей площадью 12 тыс. кв. метров, со 140 помещениями и большим зимним садом. Ходили слухи, что сеньор Пас мечтал о должности президента страны. А поскольку в те времена президенты не имели государственных резиденций, а все мероприятия государственной важности происходили у них дома, то Хосе Пас и задумал такой огромный дворец. Сразу скажем, что ему не удалось увидеть свое детище завершенным: Пас умер в 1912 году, за пару лет до окончания строительства. Однако после его смерти семья по финансовым причинам не смогла долго содержать роскошное здание, и оно перешло в другие руки уже в 1930-е годы. Сейчас Паласио Пас принадлежит местному военному клубу (не уверены, что точно переводим название организации Círculo Militar). Покупку частично финансировало государство с условием, что в комплексе будут размещены Военная библиотека Аргентины и Национальный музей оружия.
Его можно посетить только с организованной экскурсией, происходящей раз в день, обычно — на испанском. Из помещений, которые показывают туристам, наибольшее впечатление произвели два: Большая столовая и Большой зал Славы
Деревом (а это орех) в Большой столовой оформлено все, и качество работы по дереву просто потрясает.
Вот так оформлен камин в Большой столовой. Он украшен вырезанными в дереве фигурами Юпитера и Дианы - охотницы.
Вся мебель, двери и прочее в Большой столовой вырезаны из итальянского ореха в стиле Ренессанс.
Не менее впечатляющий — Большой зал Славы. При попадании сюда «вау-эффект» неизбежен. Этот зал — круглый, диаметром 16 метров. А вверху, на высоте 21 метр — купол в стиле арт-нуво с витражом, с которого на вас смотрит король-солнце Людовик 14-й. В этом зале царь и бог — мрамор, привезенный из разных стран: Франции, Испании, Италии, Греции, Сирии.
Большой зал Славы. Пол выполнен из итальянского мрамора и украшен мозаиками.
Большой зал Славы, фрагменты интерьера. Большой круговой балкон повторяет контур помещения.
Многие считают самым красивым примером постколониальной архитектуры в Буэнос-Айресе так называемый Дворец воды (Palacio de las Aguas Corrientes). Это огромное сооружение, занимающее целый квартал, выходит своими сторонами (каждая — 90 м) на четыре улицы.
Дворец воды, 1887-1894. Можно сказать, что это здание горводоканала, которое по своей роскоши превзошло президентский дворец.
История его создания такова. В 1860–1870-е годы город одна за другой потрясли несколько смертоносных эпидемий (холера, тиф, желтая лихорадка), распространение которых, в частности, связывали с плохим качеством питьевой воды. А население в Буэнос-Айресе в это время росло, экономика быстро развивалась, и было решено создать современную систему городского водоснабжения, узел которого с системой резервуаров и был спроектирован на месте этого Дворца. Инженерное оборудование, которое поставили англичане, решили «спрятать» за стенами роскошного особняка. Зачем надо было так тратиться на фасады чисто утилитарного сооружения, остается неясным. Даже принимая во внимание благополучие тогдашней экономической ситуации в городе и стране, наверняка можно было найти более рациональные способы использования обильных финансовых ресурсов.
Дворец воды, панорамный снимок.
Дворец воды. В конце 19-го века этот дворец скрывал в себе самое большое питьевой хранилище воды во всей Латинской Америке.
Великолепные фасады этого здания были выложены 130 тысячами кирпичей и 300 тысячами плиток из керамики, завезенных из Бельгии и Англии. Главным мотивом украшения фасадов является растительный декор, а также гербы провинций Аргентины, которые разместили по периметру здания. Строительство дворца проходило в 1887–1894 годах.
Фасад оформляла бельгийская фирма, а все материалы были импортированы из Англии и Бельгии.
С тех пор система водоснабжения города сильно изменилась, и около сорока лет назад инженерное оборудование в этом здании было демонтировано. В настоящее время в нем находятся исторический архив, библиотека и Музей истории водоснабжения. Вход в Музей бесплатный, но, как оказалось, для его посещения надо было предварительно записаться онлайн (о чем ни один путеводитель не упоминал). Так что мы туда не попали. Как мы позже прочитали, в Музее рассказано об истории строительства этого дворца, представлены образцы водопроводных труб, насосов, смесителей, счетчиков и даже унитазов. Никаких особых красот внутри здания нет, так что спокойно можно просто полюбоваться дворцом снаружи.
Интерьеры Дворца воды художественного интереса не представляют, в отличие от экстерьеров.
Интересна история и происхождения имени «Буэнос-Айрес». Его родоначальником стал уже упомянутый испанский конкистадор Педро де Мендоса, давший в 1536 году основанному им поселению довольно длинное имя: Puerto de Nuestra Señora de Santa María de los Buenos Aires, что в переводе означает Порт нашей Госпожи Святой Марии Добрых Ветров. Звучит красиво, но в повседневном использовании — неудобоваримо. Так постепенно и осталась за городом только концовочка его длинного имени: Ciudad de Buenos Aires, (город Буэнос-Айрес, или просто Буэнос-Айрес). Ветров там, правда, особых нет — ни хороших, ни попутных, но основателям города виднее. Скорее всего, они имели в виду, что в это место их занесло добрыми ветрами под покровительством Богородицы. А в просторечии город часто называют «Байрес» (Baires) — это сокращение оригинальной формы, распространённое особенно среди молодёжи.
Такую скамеечку с "мягкой драпировкой" мы увидели прямо напротив Дворца воды. Оказалась обманкой: чистый бетон! Ауч!:):) Потом встречали их и в других местах Буэнос-Айреса.
А еще мы посетили Паласио Бароло, который вошел в историю как первый небоскреб в Латинской Америке. И если его высотой уже никого не удивишь, то наружностью своей этот дворец до сих пор выделяется. Это один из самых любимых нами объектов в Буэнос-Айресе.
У здания было 2 автора: Луис Бароло — инвестор, и его приятель, архитектор Марио Паланти. Оба итальянцы, оба — масоны и страстные поклонники Данте Алигьери и его «Божественной Комедии».
Луис Бароло, итальянец по происхождению, приехал в Аргентину в 1880-е и сделал себе состояние на текстиле. Он решил инвестировать свои большие доходы в строительство офисного здания, где Бароло планировал также разместить и прах обожаемого им Данте. Бароло считал, «что Европа начала дрейфовать к краху», и, опасаясь за сохранность праха поэта в Италии, хотел увезти его как можно дальше от континента. Но перевезти в Аргентину прах Данте не удалось, да и намогильный монумент, сделанный в Италии, по воле случая оказался в руках одного из аргентинских коллекционеров; но ни он, ни в дальнейшем его вдова, не захотели продать статую ни за какие деньги, и следы её на сегодняшний день потеряны.
Всё в этом здании неспроста: и его высота, количество этажей и помещений на каждом из них, и декор, и колористика материалов и т. д. Во всём тем или иным образом обыгрывались структура и смыслы «Божественной Комедии», либо были зашифрованы масонские символы.
100 метров высоты дворца олицетворяют сто песен Божественной комедии, а этажи загадочного здания разделяют его на «Ад», «Чистилище» и «Рай».
Подвал и вестибюль здания представляют ад. Девять сводов в холле Palacio Barolo, украшенного фигурами драконов, кондоров и змей, символизируют девять кругов ада. Под центральным куполом, по задумке автора, должна была находиться статуя кондора, уносящего на небеса тело Данте.
Вестибюль здания ("ад") с куполом.
Лепнина с фигурами драконов и змей в вестибюле здания - дело же происходит в аду!
Этажи с 1-го по 14-й олицетворяют чистилище. Первых три этажа заказчик здания планировал использовать для себя, а остальные сдавать в аренду под офисы. Чистилище в этом дворце — это простые офисные этажи, но поскольку это якобы местопребывание искупающих свои грехи грешников, то и все офисы в этой части здания были спроектированы аскетично: без окон наружу, с удобствами на этаже. Каждый этаж имеет уникальный дизайн, при этом чем выше этаж, тем лаконичнее и скромнее его оформление: грешники при приближении к раю должны были избавляться от избыточных материальных благ и греха расточительства.
Один из этажей чистилища, декор становится намного скромнее. Окошко - общей туалетной комнаты.
На фото - вид на ад из чистилища. Выше - рай. И повсюду - офисы. А в центре внизу - там, где квадрат в квадрате на полу, - сеньор Бароло хотел поместить прах Данте.
Сейчас в вестибюле установлена копия того намогильного монумента (потерявшегося при перевозке из Италии), сделанная по сохранившимся фотографиям. Прикоснуться к ней - к удаче, считают туристы.
Лифты в этом здании старые, работают с года постройки, то есть уже почти 100 лет!
На табличке «Asensor», то есть, "Лифт" буква «А» стилизована под знак масонов - циркуль и линейку. Масонских символов в этом здании много.
Фрагменты интерьеров здания: лестницы.
Чтобы попасть на «райские этажи» (с 15 по 22-й), нужно преодолеть много ступенек по очень узкой и довольно отвесной лестнице. Никакой росписи в раю нет, но зато есть фонарь-маяк на вершине здания, символизирующий девять хоров ангелов.
На этой фотографии хорошо виден фонарь-маяк на вершине здания. Чтобы не сбивать с толку суда, идущие по заливу Ла-Плата, этот мощный светильник теперь включают только раз в день - в 22 часа и всего на 5 минут.
Сверху открывается замечательный вид на площадь Конгресса. Виды в другие стороны — не впечатляющие и только подтверждают, что, как едко заметил автор одной из публикаций, словосочетания «архитектурный облик города» или «единый стиль исторического центра» были незнакомы городским властям, управляющим Буэнос-Айресом последние 50 лет». Очень много из построенного в городе в «золотые годы» разрушили, а взамен разместили безликие уродливые коробки.
Виды со смотровой площадки Паласио Бароло.
Дворец сложно причислить к какому-то определённому направлению в архитектуре. Это удивительное детище своей эпохи, странная смесь неоготики и неороманского стилей с некоторыми элементами архитектуры индийских храмов, порождение фантазии и таланта архитектора Марио Паланти. Но что бы там ни говорили про его эклектичность, это сооружение- бесспорное украшение города.
Сегодня, спустя сто лет, дворец выполняет задуманную заказчиком функцию – это по-прежнему офисное здание, оно никогда не служило в качестве жилого помещения. Луис Бароло умер, не дожив всего пару лет до завершения постройки дворца.
Соседнее с дворцом Бароло сооружение с характерными куполами-близнецами красного цвета по углам - это здание страховой компании Инмобилиария (исп. Edificio La Inmobiliaria). Оно было построено в 1908-1910 году итальянским архитектором Луиджи Брогги в стиле неоренессанса.
Другая постколониальная жемчужина — оперный театр Колон (исп. Teatro Colón — театр Колумба). Это одна из самых популярных оперных площадок в мире, благодаря своей превосходной акустике. Самые лучшие голоса мира считают за честь выступить в этом театре. К сожалению, в период нашего визита сезон-2023 в этом театре еще не начался, поэтому мы смогли побывать в нем не на спектакле (как хотелось бы), а только с проводимой для туристов экскурсией.
Нынешнее здание, выходящее своим главным фасадом на Проспект 9 июля, – это второе по счету у этого театра. Его первое здание находилось на Площади Мая, на том месте, где ныне расположен Национальный банк Аргентины. В конце 1880-х было решено построить для театра новое помещение, лучше соответствующее его популярности и имевшимся техническим и финансовым возможностям.
Новое здание театра возводили долго — почти 20 лет — не в последнюю очередь из-за преследовавших это строительство «кадровых проблем». Проект был начат в 1889 году итальянским архитектором Франческо Тамбурини, после его смерти дело продолжил Витторио Меано, а завершал сооружение, после убийства Меано, уже бельгийский архитектор Жюль Дормаль. В середине проекта умер и финансировавший его бизнесмен Анджело Феррари.
Но к 1908 году сторительство театра было закончено, и «Колумб» предстал перед публикой во всем своем блеске. Хотя уже фасад здания производит сильное впечатление, но оно меркнет на фоне его внутреннего убранства, от которого просто захватывает дух: мраморные лестницы и классические колонны нескольких цветов, витражи, скульптурные группы, бархат, отделанные сусальным золотом стены и своды.
Для оформления театра использовали три разновидности мрамора: темно-розового – для нижней части колонн; бежевого с гранатовыми прожилками – для баллюстрад и перил; и белого, каррарского – для лестничных маршей.
Помимо зрительного, в здании театра есть два других богато украшенных зала: Галерея бюстов и Золотой салон. Галерея бюстов посвящена прославленным композиторам и исполнителям (Моцарт, Верди, Россини, Гуно и др.).
Некоторые, как например, Вагнер, удостоились там даже двух бюстов, а вот посвящений русским композиторам мы там не увидели. Экскурсовод не знала, что ответить на вопрос, почему нет бюста Чайковского. После некоторых размышлений она добавила, что они знают Чайковского больше как автора балетов, а эта галерея в основном посвящена оперным мастерам. Зато там была бронзовая скульптура Фёдора Ивановича Шаляпина.
Памятная табличка на постаменте гласит, что знаменитый русский бас Фёдор Иванович Шаляпин пел в этом театре в 1908 и 1930 годах.
Потрясает своим великолепием Золотой салон (Salon de Оrо). Он буквально утопает в золотом сиянии позолоченных деталей и украшений и радужных переливах хрустальных люстр. Производимое впечатление кратно усиливается из-за большого количества зеркал.
Зрительный зал в форме подковы, в убранстве которого доминируют позолота и пурпурный бархат, рассчитан на 2500 сидячих и 1000 стоячих мест. Большинство из них — в ложах и балконах, расположенных семью ярусами. Бархат, которым задрапированы ложи и обиты кресла, был привезён из Венеции, а паркет — из Хорватии.
Зрительный зал. Акустика театра Колон считается настолько великолепной, что его постоянно включают в тройку-пятерку лучших оперных/концертных площадок мира. Эх, не удалось оценить акустику лично...
Мы посетили еще один дворец в Буэнос-Айресе, в котором теперь располагается Национальный музей декоративного искусства. К нашему изумлению, там даже оказался Русский зал. Но это уже другая история.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия