Похоже, что при разделе достопримечательностей, в те далёкие времена, когда буква «и» была первой буквой алфавита, а «с» — второй, Исландия оказалась первой в очереди и отхватила самый жирный кусок всевозможных природных аттракций.
Похоже, что при разделе достопримечательностей, в те далёкие времена, когда буква «и» была первой буквой алфавита, а «с» — второй, Исландия оказалась первой в очереди и отхватила самый жирный кусок всевозможных природных аттракций.
Горы, каньоны, ледники и вулканы, пустыни и реки, и, конечно же — водопады. Водопады, водопады, водопады. Их столько, что через какое-то время на них перестаёшь обращать внимание: ну да, ещё один красивый водопад. Из машины выходить не будем — за ближайшим поворотом наверняка будет ещё один, возможно более красивый.
И так далее. Съехав с трассы 1, жадные до новых впечатлений, мы кинулись к своему первому водопаду. Хилому, неказистому, как мне это видится сейчас, но первому и, казалось, — такому красивому. Это уже потом я решил даже не размещать его фотографию в фотоальбоме (но потом всё-таки для иллюстрации разместил))).
Собираясь в Исландию, я попытался собрать как можно больше материала по стране: а вдруг пропустишь что-нибудь и не увидишь что-то из знаковых достопримечательностей, но, попытавшись уложить у себя в памяти всякие Ландманалаугар, Ватнаёкульспьёргардур, Хрунаманахреппур, Фьёлтсдалсхера, Бласкогабиггд и Рейкьянесфолквангур (названия реальные!), заработал лишь головную боль.
Информации по Исландии очень много и, когда начинаешь читать, наступает перегрузка и паника — в голове смешиваются топонимы и ты уже не понимаешь, что такое Хрунаманахреппур, а что есть Ватнаёкульспьёргардур, и не дай бог Дейлдатунгухвер. Пойди не знаю куда, найди то, не знаю что. В конце-же-концов я осознал и успокоился — путешествуя по Исландии проехать мимо чего-то важного практически невозможно — даже закрыв глаза, споткнёшься о достопримечательность, и упадёшь на другую. И если дорога существует, то 100% она идёт к какой-то важной точке.
Тем более, что большинство из них находятся в непосредственной близости от кольцевой дороги, проходящей всеми своими 1500 километрами вокруг страны. А те, которые спрятаны глубже, не столь масштабны, и зачастую недоступны на моноприводных автомобилях, о чём вас предупредит знак перед въездом на дорогу предназначенную для автомобилей 4×4 (к таким дорогам относятся все с индексом F), и до этого обязательно напомнят в пункте проката. Въезд на такую дорогу не покрывается никакими страховками и грозит немалыми штрафами. В любом случае трасса № 1 – то, что всегда доступно, легко и обязательно. Сложные маршруты оставьте на потом.
Когда то, в рассказе Роберта Шекли «Заповедная зона» я прочитал о планете, которую, как оказалось, создали искусственно: на ней всё было неприродно аккуратно, игрушечно-красиво и журнально-ярко. Так вот, увидев природу Исландии, в тот первый день, я вспомнил этот рассказ. Чистая, как слеза вода, воздух, который можно пить, необычно зелёная трава — всё это казалось настолько непривычным, что даже неестественным. А часто фотоаппарат сходил с ума, не понимая, как правильно передать сочетания цветов и их насыщенность.
Исландские иконы: Гейзер (долина Хёйкадалур), водопад Гульфосс, и некоторые точки нацпарка Тингвеллир — основные достопримечательности для массового туриста можно объехать максимум за 1 день: стандартная экскурсия на автобусе длится 8 часов. Остаток дня можно провести в «Голубой лагуне» — ещё одной теристической иконе страны. После путешествия по этому маршруту, некоторые смело утверждают, что они побывали в Исландии, а некоторые приезжают сюда только ради раскрученной лагуны.
Золотое кольцо Исландии — популярный и обязательный минимум путешественника по стране. Путешествие по кольцу и правда даст вам мощный заряд достопримечательностей. Тут будет и кратер вулкана, и водопад и гейзер – святая троица Исландии.
Был? Был. Видел? Видел. Но тут следует то самое долгожданное читателем но: эти места показались мне слишком истоптанными — толпы туристов, мощёные парковки, тропинки типа «туда не ходи, — сюда ходи», сувенирные супермаркеты и… платные туалеты. Оно конечно всё красиво, но очень уж музейно. Хотя, как говорится, — «необходимое — достаточно».
Серебрянное кольцо, также, как и золотое, находящееся недалеко от Рейкьявика, включает в себя несколько небольших, но красивых водопадов и множество геотермальных источников.
Дальнейшие дороги по стране отсекают первую группу активных туристов — японских и немецких пенсионеров, которые в общем-то удовлетворяются золотым кольцом и возвращаются в Рейкьявик парить артрит в голубой лагуне. С удалением от столицы места становятся всё более тихими, камерными и интимными — часто, в этот миг, принадлежащими только тебе. В общем вовсе не зря мы оставили «золотое кольцо» на последний день, перед этим получив-таки всю палитру настоящих впечатлений о стране, по которой за 2 недели мы проехали 3000 километров, половину из которых — по дорогам 4×4 — с бродами, глубоким пеплом, камнями, норовящими оторвать либо глушитель либо один из бамперов, либо пробить бензобак.
До сих пор не могу понять чего больше было в первом дне — новизны свежих впечатлений, либо действительно нереальной красоты, но именно тот день мне запомнился больше всего. Именно маршрут первого дня я бы рекомендовал тем, кто хочет увидеть настоящую Исландию и не как у всех. Это уже потом я прочитал в условиях контракта, что те трасы — 209, 210, 263 не покрываются страховкой и въезд на них запрещён даже на арендованной машине класса 4×4. Не скажу, что эти дороги были особенно трудными (потом были и посложнее), но то, что самыми красивыми из всех остальных — да. Разве что бродов на этих трассах было немало, но они были неглубокими. Не зря по тем же местам проходит самый популярный пешеходный трейл — на 40 часов пути.
Чёткого плана, куда ехать у нас не было, как и чётких ориентиров, поэтому мы попросту ткнули в навигаторе на случайную точку примерно в тот район, где по описаниям из какого-то блога «было очень красиво». Как попасть в это самое «красиво» инструкций в блоге не было, поэтому мы просто ехали к той самой случайной точке на электронной карте. Для тех, кто хочет увидеть «красиво» своими глазами — держите курс на систему Медузы на трассу 210 вокруг ледников Эйяфладлаякудль и Мирдасъёокудль. Пейзажи там открываются — закачаешься, а народу — чуть больше чем никого.
Исландия признана самой дорогой страной для туристов. По свежей оценке сайта tripomatic.com на 100 евро здесь не прожить и дня. Бюджетные путешествия – либо на велосипеде, либо пешком, так как даже рейсовые автобусы стоят недёшево, а экскурсионные ещё дороже. Аренда самого дешёвого автомобиля — 800 евро за 10 дней. При этом дополнительно на карте будет заблокировано 1500 евро, как страховка. Если же вы решитесь застраховаться, чтобы снизить франшизу до 300 евро, то полная страховка будет стоить 30 евро в день (сравните с 5 евро на каком-нибудь Кипре или 17 в Германии).
Около 500 евро стоит проездной на рейсовом автобусе вокруг страны по кольцевой дороге. Во время путешествия можно выходить, чтобы продолжить свой путь на следующий день. 700 евро — однодневный джип-тур. От 2000 евро — недельный Self-driving тур (это когда вам дают автомобиль, карту достопримечательностей и бронируют отели по пути следования). Спуск в кратер вулкана (по сути в пещеру) — 250 евро.
Путешествие по стране на велосипеде для особых энтузиастов, ибо постоянные дожди и сильные ветра, заставляют с усилием преодолевать не только километры, но и самого себя.
Большинство туристов, покоряющих страну, путешествуют на арендованных автомобилях, так как именно этот способ — остаётся самым «дешевым» и удобным для передвижений. Это же большинство предпочитает останавливаться в кемпингах, ночуя в палатках. Самый дорогой кемпинг нам обошёлся в 11 евро (оплата производится за человека), где в стоимость был включён душ (в некоторых местах он платный), стиральная машинка (платная везде), пользование кухней отеля, при котором был организован этот кемпинг, а самый дешёвый — 4,50 с бесплатным душем.
Ставить палатку в Исландии можно в любом месте, если это место не национальный парк. Как и где вы будете ночевать — не интересует никого: хоть под открытым небом, хоть в машине. Собственно я, сэкономив на весе палатки (не люблю тяжёлый багаж), и спал в багажнике машины, сложив задние сидения.
В дешёвых кемпингах всё предназначено для комфортного отдыха – горячий душ, места для гриля, столики и скамейки, часто столовые, плитки и холодильники. Очень важный момент – банковские карточки в этой стране принимают везде, даже в ларьках с хотдогами и самых удалённых кемпингах.
Поездка в Исландию — в основном созерцание природных красот. Но для любителей активного времяпрепровождения доступны катание на лошадях, трекинг и хайкинг (как с гидом так и без), вылазки на ледник.
Такая экскурсия стоит от 40 евро (2,5 часа из которых на леднике 1,5) до 100 евро — за семичасовой поход (на леднике около 6 часов). Золотая середина — 50 евро за 4 часа.
Если вы едете в Исландию, то экскурсия на ледник, возможно вопреки ожиданиям, оставит только положительные эмоции и подарит новые ощущения. Мой вердикт — обязательно к посещению.
В Исландии ваша свобода перемещения никем и никак не ограничивается. Хотите в горы — идите в горы. На ледник — пожалуйста. Вся ответственность лежит на вас - никаких заборов и преград на вашем пути не будет.
Но помните, что глубина трещин в леднике — десятки метров. Соскользнув, — в одиночку не выберетесь. Ваше тело будет растапливать лёд вокруг вас и мало-помалу вы будете погружаться всё глубже. Экскурсии на ледник водят опытные альпинисты с набором спасательного оборудования. Накануне нашего похода на ледник одна экскурсантка уронила в такую трещину фотоаппарат мужа. Испугавшись гнева, она прыгнула в эту трещину за ним. Вслед фотоаппарату и жене прыгнул в трещину и муж. Когда нам рассказали эту историю — ни у кого не было вопроса спасли ли людей — все, как один спросили — был ли спасён фотоаппарат. И таки да.
Для тех, кто не любит пешие прогулки, существует возможность покататься по леднику на вездеходе или снегоходе.
Путешествия по Исландии могут быть опасными — скалы, обрывы, скользкие камни, глубокие броды и быстрые реки — всё это факторы риска. Как только вы съехали с асфальта (а почти все дороги, кроме кольцевой, в Исландии грунтовые) — проявляйте особую внимательность. Не раз порывы ветра просто сдували людей в пропасть. Кстати, сильный ветер, — это то, о чём отдельно предупреждают в пунктах проката автомобилей. А всё потому, что при открывании дверей машины, ветер вырывает их из ваших рук и отрывает с корнем. Страховкой такой риск покрывается, но залог (франшизу) вы теряете.
Да, если что, то служба спасения в Исландии — бесплатна. Если вы попали в беду — звоните 112. Стране важно обеспечить безопасность туристов, а не наживаться на попавших в беду. В брошюре повсеместно, распространяемой по стране, написано — не стесняйтесь звонить при любой опасности и беде — мы вам поможем в любом случае. Также существует официальное приложение для смартфонов — если что-то произошло — достаточно нажать кнопку и смс с вашими координатами будет выслана на ближайшую станцию спасения (если, конечно, в том месте будет связь).
Во время нашего пребывания в Исландии с туристкой из одного автобусного тура случился забавный случай. Когда народ возвращался с экскурсии, не дождались одной женщины. Служба спасения организовала её поиски в которых приняли участие все пассажиры автобуса. В конце восьмичасовых поисков оказалось, что женщина на месте, и, более того, — она принимает участие в поисках самой себя! Догадалась она об этом узнав себя по описанию, а пассажиры не признали её, так как она накрасилась после возвращения. Ещё одним забавным фактом является то, что точно такой же случай имел место быть в стране и ранее.
Но, скорее всего, для тех, кто не ищет приключений — они и не случатся.
В моём же случае без них не обошлось (как не обходится ни одна поездка). Такая «везучесть», конечно, даёт пищу для будущих рассказов, но в поездках начинает напрягать. Мы путешествовали по стране на Chevrolet Captiva. Автомобиль, в простонародии относимый к классу «паркетников». Городской внедорожник формально подходил для передвижения по дорогам со знаком «only 4×4», но вездеходом не являлся. Сразу скажу — она оказалась выше всяческих похвал и неожиданно великолепной. Машинка, предназначенная для влезания на бордюры и беспрепятственный проезд ям во дворах, преодолевала броды глубиной до 60 см., летала по бугристым грунтовкам, как по пуховой перине и успешно карабкалась на горки с уклоном 40 градусов, но в тот день мы въехали на дорогу, не обозначенную ни на одной карте, но проложенную «Гармином» напрямик. Дорогой это можно было назвать только издалека, когда видишь вьющуюся нить колеи, но вблизи — это выглядело и являлось нагромождением валунов.
Как мы убедились потом – эта дорога была своеобразным аттракционом для супер-вездеходов, в которые исландцы переделывают микроавтобусы или серьёзные внедорожники, увеличивая клиренс до 50-70 см. Но даже они преодолевали эту дорогу неспеша, чего уж говорить о нас…
Первые 20 километров из 60 мы промчались по грунтовке, чуть более плохой, чем виденные ранее, а потом началось… Не рассчитывая на то, что дорога будет становиться только хуже, мы раскидывали камни и преодолевали каменные завалы, сооружая помосты из булыжников, — по сути прокладывая дорогу заново. Оптимизм стал плохим подспорьем и надежда, что мы только что проехали самый плохой и трудный участок, загоняла нас всё дальше, до тех пор, пока развернуться стало просто невозможно. Вписываясь в колею сантиметр в сантиметр между огромными валунами мы понимали, что места для разворота просто нет, поэтому приходилось двигаться только вперёд, прокладывая дорогу тяжёлым трудом и своими руками. 9 часов у нас ушло на преодоление 20 километров. То есть средняя скорость составила около 2 км./ч. Усугубляло положение то, что в таких условиях расход топлива увеличился и оно у нас начинало заканчиваться, кроме того, одна из задних покрышек у нас была отремонтирована, причём дважды в одном и том же месте, а докатка, лежащая в багажнике, подходила только для передвижения по асфальту. Самым большим сожалением от этой дороги стало то, что мы потеряли один день из наших одиннадцати. Но девятичасовой физический труд на свежем воздухе, наверняка пошёл на пользу жителям большого города. Не считая сильного пореза пальца камнем — всё закончилось хорошо.
Меня часто спрашивают, какое самое сильное впечатление оставила страна. Часто трудно сказать, но в Исландии — это был поход на ледник и, наверное самое сильное — это купание в пещере Grjótagjá с горячей водой. Многие не знают, что та пещера, которая видна с дороги — не единственная, и, попробовав рукой обжигающе-горячую воду в ней — с сожалением покидают это место, но рядом в 100 метрах левее, скрытая от глаз, есть второй вход в пещеру, где вода прохладнее на 5 градусов (45-50С) и вполне пригодна для купания. Мы случайно нашли тот вход в неё и зависли там, как в бане, на пару часов.
Около пещеры висит предупреждение, что в любой момент может произойти обрушение и что вход в неё — риск. Многотонные валуны, свисающие с потолка пугают, но в надежде на авось, те, кто выдерживает такую температуру — лезут в воду.
Пока несчастных случаев не было, либо нам просто неизвестно о них, так как упавшие части скалы лежат на дне многотонным грузом, возможно, придавив кого-нибудь своим весом.
Вторым по количеству полученного позитива — был поход на ледник, а третьим — ледяное озеро, в котором плавают айсберги, отколовшиеся от ледника. На озере стоит такая тишина и место настолько спокойное, что там впору ставить буддийский монастырь. И, да, там — на озере, на пригорке, всё время пока мы созерцали неспешный танец льда, сидел молодой человек и медитировал. Очень умиротворяющее и успокаивающее место, где нам всем захотелось провести гораздо больше времени, чем мы там находились. Льдины, в едва заметном глазу движении перемещаются по озеру, при этом вода зеркально-гладкая и нет ни малейшего ветерка. Сидеть и смотреть на эту красоту можно часами. Как в театре, мы даже отключили мобильники, настолько неуместным мог показаться любой посторонний шум на этом представлении.
Исландия — одна из самых красивых стран, на сравнительно небольшой территории которой очень компактно размещены множественные природные достопримечательности. Количество туристов в год в 2 раза больше населения страны и это количество растёт несмотря на высокие цены, которые, впрочем, оправдываются количеством полученных от страны впечатлений.
Бюджетно в Исландию съездить есть возможность, если ночевать в кемпингах. Авиабилет стоит от 600 долларов (если улететь прямо сейчас, а для питерцев Finnair и того дешевле — 400), стоимость автомобиля разделить на нескольких попутчиков, и готовить самостоятельно. Исландский хит — свежая маринованная баранина, которая продаётся во всех магазинах и стоит очень дёшево. Например баранья нога, весом 2,5 кг стоила 700 рублей, а одноразовый гриль, на котором можно её поджарить — 200 (для такой ноги требуется 2 гриля). Мяса на троих хватает не на один раз. Крупы и картошка — тоже стоят не бог весть каких денег. В итоге, купив билет за «мили», живя в палатке и у каучсерферов, и питаясь тем, что приготовили сами, я уложил всю поездку в примерно 1000 евро за две недели, включая и топливо для автомобиля.