Из Валдиза наш путь лежал в Сьюард (Seward), причем один отрезок этого пути, до городка Уиттиер (Whittier), мы проплыли на пароме (см. карту ниже).
Из Валдиза наш путь лежал в Сьюард (Seward), причем один отрезок этого пути, до городка Уиттиер (Whittier), мы проплыли на пароме (см. карту ниже).
Отходил паром из Валдиза в 7 утра, вокруг висел густой туман, сквозь который в какой-то момент стало пробиваться солнце. Мы попробовали это сфотографировать и получились вот такие несколько мистические снимки.
В самом Уиттиере нас накрыл непрекращающийся всё время дождь, поэтому всё снять не удалось и некоторые фотографии пришлось позаимствовать в интернете. Уиттиер интересен двумя обстоятельствами: большинство его жителей обитают в одном многоэтажном доме; и попасть в него посуху можно только через одноколейный железнодорожно-автомобильный тоннель. Связано это с историей данного поселения, которое было основано во время ВМВ как военная база. Американцы посчитали Сьюард слишком уязвимым для потенциальных японских атак, и поэтому решили построить порт для завоза на Аляску солдат и военного имущества в новом, более безопасном месте.
После окончания войны горячей военная база была приспособлена под нужды войны холодной, и в 1950-е годы в ней построили две многоэтажные казармы. Многоэтажные потому, что так оказалось легче организовать жильё и всю инфраструктуру вокруг него в местечке, где зимой выпадает до 6 метров снега. В 1960 году базу закрыли и все оставшиеся жители Уиттера (которых ныне около 200) поселились в 14-этажной бывшей армейской казарме под названием Башня Бегич (Begich Tower). Помимо собственно квартир, там есть магазин, полицейский участок, медпункт, церковь, прачечная и даже небольшая гостиница.
Другое главное строение в городе, здание Бакнера (Buckner Building, 1953 года постройки), было ещё более вместительным и называлось «Город под одной крышей». Башни Бакнера и Бегич когда-то были самыми большими зданиями на Аляске. Сейчас здание Бакнера заброшено и постепенно разрушается, превратившись в «привидение холодной войны», как написано под его фотографией в музее.
Уиттиер соединён с окружающим миром посредством пробитого в горах тоннеля длиной чуть больше 4-х километров. Тоннель был построен в 1942 году и первоначально был только железнодорожным, однако в 2000 году его оборудовали для прохождения и автомобильного транспорта. Это вдохнуло новую жизнь в Уиттиер, поскольку в него стали заходить круизные корабли, а также приезжать «сухопутные» туристы.
Тоннель одноколейный, поэтому составлено расписание прохода поездов и машин в обе стороны. Машины ожидают время открытия тоннеля (обычно в течение 15 минут каждый час) в специальных накопителях. Проехаться по нему было интересно, но страдающим клаустрофобией там, наверное, было бы неуютно:)
Сьюард стоит в бухте Воскресения (Resurrection Bay), названной так в 1793 году Александром Барановым, впоследствии первым русским губернатором Аляски. Попав в шторм недалеко от этого места, его команда обнаружила спокойный залив, в котором они и укрылись. Поскольку это случилось в день Пасхального Воскресенья, именно такое имя получил спасительный залив. Позже Баранов основал в бухте Воскресения форт, а также заложил верфь, на которой был построен первый в Русской Америке корабль — фрегат «Феникс».
Сам же город получил название в честь Уильяма Сьюарда (William Seward, 1801–1872), Государственного секретаря США, инициатора и главного переговорщика по покупке Аляски у России в 1867 году. Поначалу Сьюард не снискал никаких лавров за эту покупку, наоборот, его многие (включая членов Конгресса) обвиняли в приобретении бесполезной «коробки со льдом». Сам Сьюард считал покупку Аляски важнейшим делом своей жизни, но говорил, что люди поймут это только через поколение. Так и случилось.
Как и многие другие города прибрежной Аляски, Сьюард возник на волне золотой лихорадки конца 19-го века. В спокойную и свободную зимой ото льда бухту Воскресения прибывали старатели, которые затем по проложенным тропам отправлялись пешком или на собаках к золотым приискам. Официально Сьюард был основан в 1903 году при первой (неудачной) попытке проложить оттуда железную дорогу до Анкориджа. Эту дорогу закончили строить только в 1923 году (до Фэрбанкса), причём на федеральные деньги. В дальнейшем она основательно поспособствовала экономическому развитию города.
При населении около 3 тыс. человек, главные сферы деятельности в Сьюарде — это рыбная ловля и туризм. Туристы добираются до Сьюарда по автомобильной и железной дорогам, а также прибывают на больших круизных лайнерах. Сказывается и близость к Анкориджу, и расположенный неподалёку национальный парк Кенай-Фьордс. Так что обосноваться летом в Сьюарде очень нелегко, знаем об этом по собственным попыткам забронировать в нём гостиницу в августе.
Сьюард знаменит настенными росписями, среди которых попадаются очень неплохие, как можно увидеть на снимках ниже.
Большинство плавсредств в порту — небольшие лодки и разнообразные суда для рыбалки. Чуть поодаль стоят большие круизные лайнеры и отдельно — туристические корабли среднего размера для плавания в национальный парк Кенай-Фьордс.
Мы провели много времени на причалах, наблюдая за разделкой пойманной туристами-любителями рыбы. Это очень интересное зрелище — смотреть как профессионалы ловко разделывают огромных рыбин (видео). Они, правда, иногда выражали недовольство зеваками типа нас: мол, ходють тут всякие, работать мешают:)
В Сьюарде есть очень неплохой океанариум под названием Alaska SeaLife Center, в который мы с удовольствием сходили прямо в первый день (и заодно спрятались от дождя). Там представлены как рыбы, так и морские животные и птицы, и посмотреть на них и на их повадки вблизи было очень любопытно. Ниже показаны наиболее понравившиеся обитатели аквариума. Некоторых из них (морских львов и тюленей в первую очередь) хорошо снять не удалось, уж больно быстро они плавали.
Абсолютной звездой океанариума был гигантский осьминог, который быстро двигался вдоль стенки своего бассейна, перебирая щупальцами (видео). Иногда он плавал, вытянув щупальца, и тогда становился очень похож на кальмара (они действительно родственники). Дети были просто в восторге от этого зрелища.
В 18 км от Сьюарда находится ледник с несколько странным названием «Экзит» (Exit Glacier), что по-английски означает «выход». Раньше он назывался ледником Воскресения, по имени залива, на котором расположен Сьюард. Но в 1968 году его переименовали местные журналисты после того, как группа альпинистов вышла по нему с лежащего выше ледяного поля «Хардинг» (Harding Icefield).
Ледник «Экзит» является частью национального парка «Кенай-Фьордс» (Kenai Fjords NP), и к визитор-центру ледника можно подъехать на машине (а уже затем подойти к нему поближе пешком). Американцы называют такие ледники drive up glaciers («подъездные») и таковых во время нашей поездки мы видели четыре: помимо «Экзита», «Вортингтон» рядом с Валдизом, «Менденхолл» в Джуно и «Матануска» под Анкориджем. Два последних ледника нам понравились больше всего.
Как и все ледники на Аляске, «Экзит» быстро отступает, оставляя после себя землю, покрытую россыпью тёмно-серых камней. По данным Википедии, за последние пятьдесят лет ледник отошёл более чем на 500 метров и стал тоньше на 90 м.
От визитор-центра начиналась достаточно простая тропа к леднику, от которой, в свою очередь, отходила тропа к ледяному полю Хардинга. Вот эта тропа была уже непростая — длиной в 7 км с подъёмом на один километр. Наверху, правда, были обещаны фантастические виды, но в этот день было туманно и непрерывно моросил дождь, и мы не решились на «крутой подъём» в такую погоду. В итоге направились только к смотровой площадке рядом с ледником.
Когда мы шли к леднику, прямо в 10 метрах от нас на тропу внезапно выскочил медведь. Он также быстро и убежал, так что мы даже испугаться не успели, не то что его сфотографировать. Удивительно, как он там оказался, медведи обычно избегают приближаться к людным местам.
С каждым годом ледник отступает всё выше в горы, и подойти к нему поближе становится непросто. Если раньше люди свободно подходили к его краю, то сейчас смотреть на него приходится с достаточно большого расстояния, поскольку ближе подходить опасно. Земля на месте отступившего ледника имеет совершенно лунный вид, однако лет через сто она покроется лесом.
Хотя ледник «Экзит» и относится к национальному парку Кенай-Фьордс, он является лишь малой и обособленной его частью. Главные объекты парка — фьорды и находящиеся в них ледники полуострова Кенай, расположенные к югу от Сьюарда. Попасть в эти фьорды можно только по морю, что мы и сделали, сплавав туда на целый день на экскурсионном кораблике. То, что мы там увидели — в следующем рассказе про Аляску.