У меня были грандиозные планы на этот день, с учетом, что в Риме я не первый и не второй раз, хотела посмотреть кое-что из не самого популярного. Но муж, который сегодня именинник, заявил, что никаких экскурсий, гуляем по обычным туристическим местам, знакомым, неторопливо и не очень долго. А с утра, идя на поезд, чтобы приехать в Рим из порта Чивитавеккья, поняла, что и по этому городку хочу погулять.
3
Так что, с замечательной Яной, гидом в Риме (опять воспользовалась служебным положением, у гидов везде есть «свои» люди), прогулялись знакомым маршрутом от Колизея до Пантеона.
4
Рассказывать о Риме, и о самых известных достопримечательностях, увиденных глазами простой туристки — дело неблагодарное. Большинство там бывали, многие все знают. Но, тем, кто не бывал — возможно, поможет, если у вас в Риме не неделя (хотя бы), а половина дня. А тем, кто знаком — просто воспоминание о любимых и знакомых местах.
1
И с чего начинают туристы знакомство с Римом? С Колизея, конечно. Мы, приехав в столицу на поезде, добрались до Колизея на метро. Называть лучше Амфитеатр Флавиев. Это самый большой и известный из римских амфитеатров, символ Древнего Рима, а также наиболее хорошо сохранившийся памятник Античности.
3
Начал строить его еще Веспасиан (родоначальник Флавиев), в 72 году. Фундамент амфитеатра был заложен на месте пруда в Садах Золотого Дома, грандиозного Дворца Нерона. В 80 году император Тит, сын Веспасиана, торжественно открыл Амфитеатр, устроив празднества, которые длились 100 дней! На арене погибли более 9000 зверей и множество гладиаторов. При этом, строительство еще не было завершено, а окончательно достроен Колизей был при втором сыне Веспасиана Домициане.
1 из 2
5
В плане Колизей представляет собой эллипс, общая длина стен которого 527 метров. Пятидесятиметровые стены делятся на четыре яруса: три нижних — аркады с полуколоннами разных ордеров: на первом ярусе тосканский ордер, на втором — ионический, на третьем — коринфский.
1 из 2
Трибуны, вмещавшие 50 000 человек, разделены на 80 секторов, в каждом из которых есть отдельные входы и лестницы. Такое решение постройки позволяло зрителям быстро покинуть свои места, чтобы избежать давки. От возможной непогоды зрителей защищал велариум, специальный тент, крепежи которого частично сохранились на верхнем ярусе.
2
Пол арены практически не сохранился, и именно благодаря этому можно увидеть сложную двухуровневую систему подземных туннелей. Здесь гладиаторы и животные в специальных камерах ждали своего выхода на арену. Приведу слова Августина Блаженного, записанные им в своей «Исповеди»: «Мой друг раньше меня отправился в Рим, и там невероятно увлекся гладиаторскими боями. Сначала кровавые зрелища были ему отвратительны и ненавистны. Но однажды он случайно встретился по дороге со своими друзьями, и они силой увлекли его в амфитеатр. „Если вы тащите туда мое тело, и там его усадите, — сказал им Алилий, -то неужели вы можете заставить меня впиться глазами в это зрелище?“. Придя, они расселись где смогли. Все вокруг кипело свирепым наслаждением. Алилий сидел с закрытыми глазами. О, если бы он заткнул и уши! При каком-то случае боя, потрясенный неистовым воплем всего народа и побежденный любопытством, он открыл глаза… Увы, душа его была поражена раной более тяжкой, чем тело гладиатора, на которого он захотел посмотреть. Как только он увидел кровь, он упился свирепостью. Он больше не отворачивался, а смотрел во все глаза. Он неиствовал, не замечая того, наслаждался и пьянел кровавым восторгом. Он был уже не тем человеком, который пришел, а таким же, как те, кто его привел. Он смотрел, и кричал, и унес с собой безумное желание, с тех пор гнавшее его обратно. Теперь он не только ходил с теми, кто в первый раз увлек его за собой. Он был впереди их и сам увлекал других». Страшные слова, ведь ничего не изменилось, кровь, по-прежнему раз пролитая, пьянит.
2
Во времена Средневековья Колизей использовался как феодальный замок. А с 12 века, он, к сожалению, стал каменоломней: из его каменных блоков были построены 23 дома для знатных римлян, в 14–16 веках — еще 6 церквей, в 1495 году из камней Колизея построили Канцелярию для Папы, в 16 веке — несколько мостов, в 1704 году — гавань. В 1749 году Папа Римский Бенедикт Четвертый освятил амфитеатр в память о мучениках — христианах, убитых на его арене. Это помогло спасти сооружение от окончательного уничтожения. (Выскажу сомнения многих современных историков: вряд ли на арене погибали христиане, упоминания об этом появились только в 17 веке).
1 из 2
2
А это вовсе не римская дорога, римляне таким строителям руки обрубили бы. Это «Потемкинская дорога» была экстренно вымощена «под римскую» к приезду Муссолини.
1 из 2
1
На площади Колизея установлена Арка Константина, украшенная барельефами, снятыми с сооружений более ранних времен — Траяна и Адриана. Это была последняя Триумфальная Арка, установленная в Риме, она была посвящена победе Константина над императором Максенцием. Изначально триумф означал просто возвращение войск победителя в город, но позже Триумф превратился в сложную церемонию, которая сама по себе становилась наградой для полководца.
1
Прямо за (или перед) Колизеем, виден храм Венеры и Ромы, а за ним — базилика Максенция. Базиликой в Древнем Риме называли крытые постройки прямоугольной формы, обязательно с нечетным количестве нефов, разделенных колоннами. Они использовались для заключения сделок, торговли и проведения судебных слушаний, а позже этот тип здания стал основным для ранних христианских церквей. Когда-то, базилика Максенция, была самым большим зданием на Форумах, площадь ее центрального нефа составляет 2000 кв.м. Сегодня сохранилось только северное крыло, его размеры тоже впечатляют — это 391 кв.м. Высота сводов — 39 метров, они опираются на арки. Для подобных построек это было не очень характерно, скорее это напоминало архитектуру римских терм. Базилика — церковь святых Космы и Дамиана — сегодня уникальная — через стекло видна старая часть, намного ниже новой. И удивительные фрески и мозаика.
1 из 11
1
Про римские форумы можно писать вечно. Но, поскольку я пишу просто о прогулке, объединю и кратко напишу, что же такое Форум? Римский Форум, Форум Мира, Форум Нервы, Форум Августа, Форум Траяна, Форум Цезаря — один интереснее другого.
Сразу за Базиликой, на этой же стороне, находится Форум Мира. Руины фундамента, которые нам видны, остались от Храма Мира, построенного императором Веспасианом между 69 -79 годами, после гражданской войны за правопреемство в империи и после кровавого подавления еврейского восстания. Этот форум отличался от остальных четырех императорских, которые, в основном, использовались для отправления правосудия в качестве суда, а также для юридических библиотек и архивов. На форуме Мира располагалась богатая коллекция скульптур и картин, а также известная научная и литературная библиотеки, что делало этот район культурным центром, украшенным творениями человеческого разума. В зале рядом с храмом находился знаменитый мраморный план Древнего Рима, 12*18 метров. Он был расположен на стене, которая до сих пор сохранилась, как фактический фасад церкви Святых Космы и Дамиана. В 2005 году расчистили пол храма, который представляет собой бело-розовую мозаику и гранитные валы из Асуана.
1 из 2
В глубине, за форумом Мира, расположен Римский форум — уже между Палатином и Капитолием. Именно там проходит самая известная улица Древнего Рима — Священная Дорога, место триумфальных шествий времен Республики и Империи. Триумф в Риме — это торжественное вступление в город военачальника, одержавшего значительную победу. Шествие начиналось на Марсовом поле, и шло через весь город к форуму, где заканчивалось в храме Юпитера на Капитолии. Шествие возглавляли сенаторы и магистраторы, за ними несли военные трофеи, и следовала колесница, на которой стоял сам триумфатор в пурпурной одежде со скипетром из слоновой кости и лавровым венком на голове. За колесницей шли воины, участвовавшие в сражении, а за ними — захваченные пленные. В конце пути триумфатор приносил жертву Юпитеру, а затем следовал пышный пир для участников шествия, а иногда и для зрителей.
1 из 2
Чуть впереди и напротив расположен Форум Нервы, который, на самом деле, строился при Домициане, но был открыт уже после его смерти. На фрагментах колоннады храма Минервы видны рельефы с изображениями повседневной жизни римских женщин. Каждый император строил на форуме храм того Божества, которое более всего почитал. Далее — Форум Августа, с четырьмя колоннами, сохранившимися от храма Марса — Мстителя. Октавиан Август дал обет построить храм Марсу, после того как отомстит за гибель Цезаря. Сохранившаяся высокая стена ограждала Форум, находившийся слишком близко к пожароопасным трущобам.
1 из 9
3
И последний на этой стороне — Форум Траяна, который был спроектирован в начале 2 века архитектором Аполлодором Дамасским. Раньше на форуме располагались две библиотеки, храм, посвященный обожествленному императору Траяну, и его конная статуя, но до наших времен сохранились лишь впечатляющие руины рынка Траяна, огромного полукруглого многоэтажного сооружения, в котором шла торговля вином, маслом, фруктом и овощами. В центре форума установлена колонна Траяна. Спиральный барельеф на колонне рассказывает о победах римлян в войне с даками.
1 из 3
2
Вернувшись на противоположную сторону, с которой мы начинали путь, видим Форум Цезаря, первый из императорских форумов, строительство которого началось по приказу Юлия Цезаря, но завершилось уже после его смерти. Он представляет собой прямоугольную площадь, окруженную с трех сторон арочной галереей. В центре форума находятся руины храма Венеры Прародительницы, Богини, к которой возводили свой род Юлии (никому лавры Александра Македонского не давали покоя, все властители божественные корни у себя ищут).
1 из 4
4
Пожалуй, пора остановиться и отправится гулять по главной улице исторического центра Рима — Виа дель Корсо. Она тянется от одной из самых известных площадей города — Площади Венеции, и идет мимо многочисленных дворцов и церквей до Пьяцца дель Пополо, рядом с которой проходила граница города.
В Риме, пожалуй, нельзя назвать главную площадь. Но, наверное, таковой бы могла стать Площадь Венеции. Забавно, рим, а площадь Венеции, лестница Испанская, улица и базилика Сан Марко, … Именно на этой площади сходятся главные магистрали города. И именно здесь было решено к годовщине объединения Италии возвести мемориал Виктора Эммануила Второго, первого короля объединенной страны. Ансамбль (архитектора Джузеппе Саккони) получился довольно странным, выглядящим на фоне невысоких построек площади несколько инородно. Огромная постройка 70-метровой высоты, заняла большую часть площади. Горожане ее не полюбили (что вполне понятно), и обзывают «свадебным тортом», «пишущей машинкой» и просто «чернильницей». Перед дворцом установили конный памятник Виктору Эммануилу Второму из бронзы, которую перелили из старых пушек папского замка Сан-Анджело, в знак перехода власти от Папы к королю. Вот, эту странность, пожалуй, и вынесу на обложку, ну не Колизей или фонтан Треви же!
1 из 2
3
Напротив, на улице Сан Марко, комплекс — палаццо Венеции и базилика Сан-Марко. Дворец был построен в 1455 году Джулиано да Майано. Это массивное кубическое здание, с тяжелой угловой башней, собственно это площадь носит его имя, а не наоборот. Название не случайное, дворец построили для венецианского кардинала Пьетро Барбо, который позже стал Папой Павлом Вторым. Изначально дворец назывался Сан-Марко. По дворцу можно понять, что хозяин — приверженец гвельфов, зубцы карниза — прямоугольные. Гвельфы были важнейшей партией средневековой Италии. Гвельфы поддерживали Папу в его противостоянии с императорами Священной Римской Империи. А сторонники императора строили зубцы в виде «ласточкиного хвоста». Сразу понятно, кого поддерживали строители Московского Кремля. В 16–18 веках особняк занимало Посольство Венецианской Республики, вот тогда название и поменялось на современное. Во времена фашизма в здании располагалась официальная резиденция Бенито Муссолини, с балкона диктатор произносил свои речи. Сегодня в палаццо расположен музей прикладного искусства.
Кстати, прямо за палаццо Венеции видно палаццо Бонапарте, 17 века. Обратите внимание на балкон: он закрытый плотными ставнями, но с него удобно наблюдать за улицей. Так было сделано, что бы маме Наполеона Бонапарта, Летиции, было комфортно следить за происходящим, не будучи увиденной. Интересно, что сам Бонапарт никогда не жил в Риме, но мать и сестер поселил здесь.
А напротив, уж совсем странно смотрится здание Страхового Банка, построенное в 1906 году. Крылатый лев на фасаде перенесен из окрестностей Венеции, в 16 веке. И, табличка, говорящая о вопиющем: «Здесь прежде стоял дом, в котором жил и умер божественный Микеланджело». Ну как можно было!
(фото из интернета).
Идем дальше по Виа дель Корсо, по пути любуясь различными палаццо. Вот это, палаццо Одескальки, его построили в 15 веке, по рисункам Бернини и Мадерны. Дворец занимает целый квартал, а противопложный фасад выходит на Площадь Святых Апостолов (фото с нее). Вот такой закрытый внутренний двор — это гордость каждой состоятельной семьи Рима.
1 из 2
1
На площади доминирует одноименная Базилика, построенная в 1714 году Карло Фонтана. Фасад Базилики — двойная лоджия с девятью арками, на крыше стоят фигуры апостолов работы Карло Райнальди, 17 века. В крытой галерее перед церковью собраны фрагменты античных статуй 1–2 веков и древних христианских надгробий. Когда-то именно здесь находилась могила Микеланджело. Его собирались перезахоронить в соборе Святого Петра, но, как рассказывали современники, его племянник выкрал гроб с телом дяди, и увез во Флоренцию, где его и похоронили согласно завещанию.
И, вплотную к церкви, палаццо, давшее название площади — Колонна. На фасаде — герб семьи, которой дворец принадлежит уже в 25 поколениях — колонна. Вероятно, родоначальник семьи прибыл в Рим из города Колонна. Ранее, вместе с садом, это самый большой дворец Рима.
А вот здесь я «зависла». Как-то, в прошлые посещения галерея Скьярра «прошла мимо меня», точнее — я мимо нее. Спасибо, Яна! Сам дворец был построен в 15 век, но его галерея сравнительно юная — конца 19 века. Маффео Скьярра решил расширить свое жилье и построил роскошную галерею со стеклянной крышей и фресками на стенах. Работу выполняли лучшие мастера того времени — художник Джузеппе Челлини и архитектор Джулио де Анджнлис. Рассматривать эти фрески можно долго. И негодовать: так представляли себе жизнь женщины: три «К»: кухня, дети, церковь. По мнению автора, идеальная женщина должна сочетать в себе скромность, преданность, справедливость, трудолюбие. Только бы феминистки не спохватились, а то изничтожат красоту.
1 из 4
5
И, наверное, одно из самых знаковых и посещаемых туристами мест — фонтан Треви. Этот знаменитый фонтан был построен по эскизам Бернини, который был любителем создавать театральные эффекты. Создали фонтан Никола Сальви и Пьетро Браччи к середине 18 века. Вот и здесь — театр, фонтан — сцена, туристы в зрительном зале. В центре фонтана находится Бог — Океан, он едет в раковине — повозке, запряженной двумя морскими коньками. По сути, фонтан — это фасад особняка Поли, на втором этаже которого в 1830-х годах жила княгиня Зинаида Александровна Волконская. Сбоку — маленький фонтанчик, в котором влюбленные набирают воду для своей второй половины (если вместе приехать не могли). Интересная история: за этим фонтанчиком есть магазинчик. Вол время строительства хозяин лавочки постоянно возмущался шумом стройки. Он так надоел архитектору, что тот жесточайшим образом отомстил — сделал фонтанчик повыше, полностью закрыв магазинчик. Все, конечно, знают, что по туристической примете, чтобы вернуться в понравившееся место, надо бросить в фонтан или водоем монетку. Здесь желание вернуться доходит до 1500 евро ежедневно.
1 из 2
6
Рядом — церковь, Санта-Мария-ин-Тривио, называемая ранее Санта-Мария-ин-Форника из-за сводов акведука, построенного Агриппой в 19 году. Затем, вплоть до 14 века ее называли Санта-Мария-ин-Ксенодочио, из-за того, что она была пристроена к приюту для иностранцев, который был основан Флавио Белисарио, военоначальником Юстиниана, изгнавшим готов в 537 году. Нынешнее название церкви обязано ее расположением на том «перекрестке», который, превратившись в «треви», дал название знаменитому фонтану. Пожалованная в 1571 году ордену Крестоносцев, церковь была перестроена в ее нынешнем виде во второй половине 16 века, по воле венецианского кардинала Луиджи Корнаро, который был захоронен здесь в 1584 году. Эта задача была возлдожена на Якопо дель Дука, с которой он и справился на «отлично». В середине 17 века храм получил новые украшения интерьеров, после того, как Антонио Герарди создал фрески в своде. В 1839 году церковь была передана клирикам, и, наконец, в 1858 — миссионерам Святой Крови, которые до сих пор служат там, и которые перенесли сюда могилу своего основателя, Святого Гаспаре дель Буфало. Фасад с пилястрами выглядит очень элегантно, он создан в стиле маньеризма (наверняка он контрастирует с барочным интерьером, но мы внутрь не заходили).
1
Рядом — храм болгарской православной церкви 17 века, спроектированный архитектором Мартино Лонги младшим, посвященный святым Анастасию и Викентию. Здание построено в стиле барокко, изначально, как католическая церковь. Фасад в двух уровнях, с коринфскими колоннами. Из-за этих колонн фасад церкви называют «Заросли тростника». Кардинал Мазарини заказал реконструкцию церкви, поэтому ангелы над входом держат его герб. Центральный маскарон — женский, вроде бы, его племянницы. А может, совсем не племянницы. В ней хранились сердца 22-х Римских Пап — от Сикста Пятого до Льва Тринадцатого (вот ужас-то, это же какая-то Кунсткамера!). Цистерцианский орден подарил церковь Болгарской православной Церкви в мае 2013 года, в день Святых Кирилла и Мефодия. Мощи святых покровителей Викентия и Анастасия хранятся внутри. Здесь же похоронена княгиня Зинаида Волконская.
1
Проходим насквозь через галерею Альберто Сорди, культовое место в центре Рима. Невезучая постройка, которая никак не может стать новым центром шоппинга столицы. В пандемию закрылись все магазинчики и открытие новых идет с большим скрипом. В планах: 15 новых магазинов крупных национальных и международных брендов. Эта постройка была задумана в конце 19 века, и открыта 100 лет назад. Сейчас ее планируют обновить, создав сочетание истории, современности и функциональности пространства, с использованием самых современных технологий — энергосберегающих, не вредных для природы. Предполагается, что восстановив первоначальный вид с открытыми окнами, галерею сделают местом прогулок (и тратой денег) туристов от Виа дель Корсо до фонтана Треви.
1 из 3
3
Площадь Колонна — в конце 19 века была одним из центров политической и административной жизни города. На северной стороне площади располагается официальная резиденция премьер — министра Италии, в палаццо Киджи. Поэтому над центральным входом вывешены государственные флаги.
Перед палаццо Киджы — тридцатиметровая колонна Марка Аврелия, 2 века. Здесь может случится-де жа вю, памятуя о колонне Траяна. На спиральном рельефе изображены сцены сражений с германцами и сарматами. Когда-то колонну венчала статуя императора, но в 1589 году по требованию папы Сикста Пятого, ее заменили на скульптуру Святого Павла.
1
И вновь жуткая странная эклектика — здание парламента 19 века. Вот зачем было его запихивать в Старый город?
А вот и финал нашей прогулки — Пантеон. Мы же решили, что гуляем от Колизея до Пантеона. Он был построен в 27 году до н. э. при Августе, а во времена Траяна перестроен. Предполагают, что проект создал Аполлодор Дамасский. Закончен Пантеон был при императоре Адриане в 126 году. Слово «Пантеон» — греческое, дословно переводится — «Посвященный всем Богам». Архитектурно — это портик и ротонда. Портик стоит на 16 колоннах коринфского ордера с беломраморными капителями.
1 из 2
2
Помещение довольно большое — 30 на 14 метров. Ротонда перекрыта полусферическим кессонированным потолком — куполом диаметром 43,3 метра. Не купол Брунелеско, конечно, но все равно — грандиозно, больше купола Собора Святого Петра и сложно понять — как это держится? Расстояние между полом и вершиной купола — ровно такое же — 43,3 метра, идеальная пропорция. В центре купола находится окулус — отверстие диаметром 9 метров. И это единственный источник света в Пантеоне — окон здесь нет. Пол и стены Ротонды облицованы разноцветным мрамором.
1 из 2
В начале 7 века храм был преобразован в христианскую церковь Санта Мария-ад-Мартирес. Именно это позволило Пантеону сохраниться гораздо лучше, чем другие античные храмы.
1 из 3
1
Со времен Возрождения Пантеон стал национальным мавзолеем. Желание быть похороненным именно здесь, высказал Рафаэль. На его средства была отреставрирована капелла, куда был установлен его гроб. Эпитафия на саркофаге гласит: «Здесь лежит тот, при жизни которого мать всего сущего, природа, боялась быть побежденной, а после его смерти, боялась умереть». Бюст великого мастера создан Джузеппе Фабрисом, в 1833 году. Помимо Рафаэля, здесь захоронены короли Италии — Виктор Эммануил Второй и Умберто Первый.
1 из 3
Выйдя, мы увидели праздник — девушка получила диплом. На фото — она водрузила свой венок папе (мы так решили, что папе).
Вот и вся наша прогулка. В принципе, у нас еще было время, но муж-то сегодня именинник, и во-первых, заказан ресторанчик для обеда, во-вторых, я хочу погулять по Чевитавеккье, а в-третьих, корабль ждать не будет.
Попрощались с Яной и отправились в ресторан. Могу смело его рекомендовать — в центре, и в тоже время не на туристическом маршруте.
А вечером, на корабле, с соседями по столу — двумя подружками — немками и парой из Швейцарии, отметили день рождения Сергея.
4
И команда поздравила:
На следующий день нас ждало «Кино про море», я в дни морских переходов постоянно вспоминаю фразу из культового фильма «Синьор Робинзон». Меня ждет начало описания на Туристере нашего отпуска, компьтер с собой, интернет есть.