Реклама Переславля-Залесского на моей странице мелькала часто, но не хотелось ехать в составе организованного тура. Кроме того, обратная дорога из недавней поездки в Рязань на автобусе заняла у меня шесть часов вместо трех — пробка. Поэтому я предпочитаю электрички. И тут случайно узнала, что в определенные дни в Переславль-Залесский с Ярославского вокзала курсирует «кукушка» — трехвагонный туристический поезд с сидячими местами. Конечно я поехала.
Город возник в 1152 году! Естественно, что такой старинный город с сохранившимися храмами вошел в состав Золотого кольца России. Основателем города считается Юрий Долгорукий — основатель Москвы, один из сыновей Владимира Мономаха. Город, по тогдашним меркам, был очень большим: с длиной валов 2.5 километра. Свое название Переяславль он получил в честь города Переяславля-Русского (теперь он украинский). А так как город был построен в Залесье, то он стал называться Переславлем (Переяславлем)-Залесским. Название длинное, поэтому местная молодежь называет его просто ПЗ.
Как я уже писала, чтобы познакомиться с новым городом, от вокзала я иду пешком. В Переславле-Залесском преобладает частный либо малоэтажный сектор, поэтому до относительного центра я топала около часа. Названия улиц напишу. Сначала Вокзальная, потом Пушкина, повернув налево, с нее я вышла на улицу Свободы и очень долго шла по ней. Интересного я на ней ничего не увидела. Только уж больно привлекательным был запах свежеиспеченного на хлебзаводе хлеба.
Наконец слева появилась небольшая набережная реки Трубеж.
За рекой был виден вал и зеленый купол Спасо-Преображенского собора. Покрутила головой, но мостика, чтобы перейти на другой берег, видно не было.
Вернулась на улицу, точнее, это уже была Народная площадь. Мое внимание привлек памятник Ленину: непропорционально длинная рука указывала путь. Памятник был создан в 1929 году на деньги рабочих города, автор — московский скульптор Б. Д. Королёв. Памятник восстановлен в 2019 и стоит у Дома культуры, когда-то Народного дома.
Я решила следовать указаниям Ильича и идти дальше по прямой. За перекрестком началась Плещееская улица, по которой я намеревалась выйти к Плещееву озеру. Но сначала засияла яркими красками церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь построена в 1789 году. Ранее деревянная Покровская церковь располагалась на левом берегу Трубежа, а Петропавловская, тоже деревянная, на правом. В 1770 году они были упразднены и построена каменная Покровская церковь. В советское время эта церковь была единственным действующим храмом Переславля. Сюда сносили утварь, дары и иконы из соседних закрывавшихся церквей. Высокая трехъярусная колокольня с красивым витым шпилем была пристроена к храму в начале XIX века.
На стенах церкви сохранилась масляная живопись XIX–XX веков.
Рядом стоит дом с красивыми резными деревянными наличниками. Здесь с 1962 по 1985 год жил выдающийся иерарх Русской Православной церкви митрополит Иоанн (К. Н. Вендланд).
Плещеевская улица конечно вывела меня к Плещееву озеру. Приятно отметить, что на его берегу ведутся работы по благоустройству. Холодный серый ноябрьский день. Еще и снежок иногда принимался смазывать перспективу. Озеро тоже выглядело серым и холодным. В озеро впадают 19 рек, самая большая из них — Трубеж. А вытекает только река Векса. Озеро пресноводное и славится ценной рыбой ряпушкой. Эта вкусная рыбка была любима русскими царями, ее называли «царской селедкой». В 16 веке была образована Рыбная слобода, жители которой были даже освобождены от налогов, поставляя ряпушку к царскому двору. Рыба изображена на гербе Переславля.
Кроме того, на Плещеевом озере Петром I была выстроена его знаменитая Потешная флотилия.
Дальше мне повезло: выводила меня из бесконечных переулков частного сектора молодая девушка, а потом она указала мне мостик на другой берег Трубежа, так как я увидела там красивую церковь.
Это Церковь Сорока мучеников Севастийских. Они были воинами в римской армии. События происходили в 320 году н. э., когда отряд остановился возле города Севастия (сейчас это в Турции). По обычаям того времени, во время языческого праздника должна была произойти церемония жертвоприношения. Римский военачальник язычник Агриколай решил, что принудит совершить жертвоприношения 40 своих воинов-христиан родом из Каппадокии. Но они не согласились. И хотя в Риме с 313 года христианская вера уже не была под официальным запретом, Агриколай запер воинов в темнице, угрозами и посулами добиваясь от них отказа от Христа. Около недели уговоров не привели ни к каким результатам. Тогда Агриколай повелел вывести воинов к озеру близ Севастии. Была зима. Христиан раздели донага и заставили стоять на озерном льду. Утром они были хоть и обледеневшими, но все еще живыми. Тогда римляне убили их. Мученическая смерть этих не предавших веры христиан стала легендой.
Деревянный храм Сорока мучеников стоял у устья Трубежа с 1628 года. В 1755 году был возведен каменный храм. Храм оставался действующим до конца 1930-х годов. Потом он был закрыт, а помещения использовались под библиотеку, слесарных мастерских и спасательной станции. Богослужения возобновились в 1996 году. Очень красив наружный декор церкви. Внутрь я не попала, там проходило какое-то «мероприятие» — свадьба или отпевание, было не протиснуться.
Полюбовавшись храмом, по улице Левая Набережная я пошла дальше.
Чем хорош частный сектор, это тем, что можно видеть над крышами домов купола церквей и идти не по карте, а куда глаза глядят:-) и увидеть, например, вот такое.
И хотя справа уже золотились купола Свято-Никольского монастыря, я свернула налево, увидев еще одну церковь. Она была ближе. Это была Знаменская церковь на улице Трубежной. По преданию, именно здесь когда-то находилась деревянная церковь, заложенная супругой Дмитрия Донского княгиней Евдокией, в честь своего чудесного спасения во время нашествия войск крымского хана Тохтамыша на Переславль в 1382 году. Каменная церковь была возведена в 1788 году вместо обветшавшего деревянного храма. В 30-е годы прошлого века храм полностью уничтожили, а на остатках его фундамента позже построили винный (!) магазин. Новый храм начали возводить в 1999 году на средства переславского предпринимателя А. Г. Громыко и других благотворителей по мотивам русской архитектуры XVII века. Освятили Знаменский храм в 2004 году. Церковь белая, а декоративные элементы — наличники окон, закомары и пояски — покрашены красно-кирпичного цвета краской и богато украшены мозаикой. У храма девять куполов.
Выйдя из Знаменской церкви, я пошла к золотым куполам Свято-Никольского монастыря. Подойдя к монастырю, я остановилась у Святых ворот с надвратной церковью Петра и Павла. Благотворителями были московские купцы братья Холщевниковы, потом и захороненные под этими вратами.
Монастырь начался с церкви Николая Чудотворца, поставленной в 1348 году преподобным Димитрием Прилуцким. Он был духовно близок с Сергием Радонежским и являлся крестным отцом детей великого князя Дмитрия Донского. Много бед и испытаний выпало на долю монастыря: он был разорен вместе с городом в 1382 году войсками хана Тохтамыша, сожжен эмиром Эдигеем в 1408 году, разорен поляками в 1609 году, и наконец, в 1923 году монастырь был закрыт, а главный Никольский собор и колокольня взорваны. После этих бедствий монастырь возрождался: в конце XVIII века он был отстроен в камне, в 1898 году возникший как мужской, монастырь был обращен в женский. В 1993 году, после 70 лет разрухи женский монастырь начал отстраиваться. Сейчас он производит очень хорошее впечатление: красивые храмы, ухоженная территория. И колокольня, и храм смотрятся идеально, и дополняют друг друга.
В звоннице находится церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Собор Николая Чудотворца сияет куполами даже в пасмурный день. Его высота 40 метров, рассчитан он на тысячу молящихся. Собор, возведенный на прежнем фундаменте, не повторяет архитектуру прежнего.
Святынями монастыря считаются Корсунский крест, переданный в XVII веке в дар монастырю раскольниками, святые мощи Переславского чудотворца Благоверного князя Андрея Смоленского и Преподобного Корнилия Молчальника, который тридцать лет нес обет молчания, имел дар прозорливости и исцелений. В Корсунском кресте (фото у меня нет) в мощевиках находятся мощи таких святых, как Иоанн Предтеча, апостол Павел, священномученик Василий, епископ Анкирский, мученик Виктор, благоверные князья Феодор Смоленский и чада его Давид и Константин, мученик Димитрий Солунский, великомученик Георгий Победоносец, манна с могилы апостола Иоанна Богослова, священномученик Василий, епископ Амасийский, мученик Агафоник Никодимийский, мученик Меркурий, мученик Евстратий, мученик Орест, мученица Христина, мученица Марина, епископ Игнатий Ростовский, епископ Исайа Ростовский, благоверный князь Василий Ярославский. Такие кресты были привезены великим князем Владимиром — Крестителем Руси — из Херсонеса, который тогда называли Корсунем.
Среди яблоневого сада стоит памятник Святителю Николаю.
Благовещенскую церковь возвели в середине XVIII века. На этом месте раньше был деревянный храм, он сгорел. Внутри на своде и стенах можно увидеть очищенные и восстановленные росписи.
В монастыре восстановлены не только храмы, но и старинные кельи и прочие хозяйственные постройки.
Очень интересное решение для ограды: дрова остаются сухими.
Рядом с монастырем находится Смоленско-Корнилиевская церковь (XVII век), оставшаяся от Борисоглебского на Песках монастыря.
Напротив монастыря в 2021 году был открыт памятник Федору Михайловичу Достоевскому. Мне он понравился. Свеча как будто зажжена и горит.
По улице Гагарина я пошла дальше, планируя направиться к Горицкому монастырю, но и замечая в округе интересные дома.
Свернув направо на Советскую улицу, я пошла к монастырю. Шла довольно долго, уже и Советская сменилась на улицу Кардовского. Периодически начинался снежок. И тут слева я увидела очередную белую монастырскую ограду, и хотя идти туда по бездорожью было очень грязно, я все-таки дошла до Свято-Троицкого Данилова мужского монастыря.
В 1508 году Преподобный Даниил выстроил небольшую деревянную церковь Всех Святых. Находились помощники и вскоре Даниил стал настоятелем небольшого монастыря. Здесь молились об умерших бездомных, кормили голодающих и лечили больных. Возможно поэтому первая в Переславле больница возникла здесь. Монастырь был всегда открыт для всех. Каменный храм Похвалы Богородицы был построен еще при Данииле, заново был отстроен в XVII веке на средства старца Ефрема (в миру князя И. П. Барятинского). Освящен в честь почитаемой в монастыре древней иконы Похвалы Пресвятой Богородицы. Храм отличается красивой внешней отделкой: богатые резные наличники на окнах, декоративные раковины под кровлей, колонки с резными капителями на стенах, крыльца с арками и висячими гирьками.
Троицкий собор был построен в 1530 году на средства московского великого князя Василия III в честь рождения наследника — будущего царя Ивана Грозного. Старец Даниил, по преданию, стал крестным отцом ребенка. Колокольня была пристроена через полтора века.
Церковь Всех Святых была построена в 1687 году костромскими мастерами. Эта церковь была больничной. Затем в этом здании находилась Переславская Духовная семинария, а потом духовное училище. Монастырь, видимо, понемногу реставрируется.
Я продолжила путь. Дальше меня привлекли синие купола храма Сретения Господня. Стоит он на высокой горке (ул. Московская) . Храм был возведен в 1785 году с приделом Александра Невского. Видимо, недавно отреставрированный, он произвел хорошее впечатление своей белизной и колоннами, но он был закрыт.
Вскоре я (наконец-то!) дошла до Горицкого монастыря. Горицкий, потому что стоит на возвышенности — горице. Архив монастыря погиб при пожаре, поэтому точное время его возникновения неизвестно, традиционно его относят к 1362 году. За столько времени монастырь претерпевал разорения, пожары, упразднения, восстановления. С XVI века в монастыре начали возводить каменные постройки. В 1788 году Высочайшим указом Переславская епархия была упразднена. Жизнь монастыря практически прекращается, здания ветшают. Почти столетие монастырь был в запустении. Наконец в 1881 году было решено разместить в пустующих зданиях Гориц духовное училище. Теперь монастырь — это музей-заповедник, один из первых, созданных в тогда еще совсем молодом Советском государстве в 1919 году.
Святые врата с надвратной Никольской церковью (XVIII век) сочетают в своей архитектуре узорочье и московское барокко.
Святые врата слева, Проездные справа
Хороши и Проездные ворота (XVII век), вход на территорию осуществляется через них.
При входе на территорию (плата 50 рублей) нас встречает основатель Переславля-Залесского и Москвы князь Юрий Долгорукий (работа скульптора С. М. Орлова, 1963 год). Это повторение (погрудное) памятника Юрию Долгорукому на Тверской площади в Москве. Суров князь в кольчуге и боевом шлеме.
За памятником небольшой пруд, чтобы в далекие времена в случае пожара рядом была вода для тушения.
Справа — высокая колокольня с церковью Богоявления.
Успенский собор — главное сооружение Горицкого монастыря. Он начал строиться в 50-60-е годы XVIII века. По планам, с запада к собору должна была быть пристроена Гефсимания, которая соединяла бы собор с трапезной палатой. Но это здание построено не было. Успенский собор был полностью возведен в течение шести-семи лет в стиле елизаветинского барокко. Но внешняя отделка меня особо не впечатлила.
Другое дело — внутренняя отделка. Лепные украшения и росписи были выполнены мастерами Ново-Иерусалимского монастыря, они и похожи на те, что я видела в Новом Иерусалиме. В Успенском соборе совершенно потрясающий скульптурный иконостас (фото из интернета).
Церковь Всех Святых была возведена во 2-й половине XVII века вместо каменной постройки XVI века. Это квадратное здание с примыкающими к нему трапезными палатами. Оно увенчано пятью небольшими главами.
Уже в XIX веке к трапезным палатам церкви Всех Святых были пристроены Корпуса духовного училища. Сейчас в здании располагается картинная галерея.
На территории Горицкого монастыря можно увидеть еще деревянные часовни XIX века, перевезенные сюда из окрестных деревень Старово и Фонинское. Обозреть территорию и окрестности можно либо с Колокольни (я устала и подниматься не стала), либо со невысокой Звонницы в стене. Вид с нее меня не особо впечатлил: день был пасмурный, Плещеево озеро было видно плохо. Можно было пройтись по мосткам в стене.
Состояние Гориц оставляет желать лучшего, реставрация ему не помешает.
Выйдя из монастыря, я задумалась, куда идти дальше. Напротив Проездных ворот находится музей Александра Невского. Но я устала и решила, что пора уже двигаться на Красную площадь. Да, в Переславле есть своя Красная площадь. До нее я доехала на автобусе. Уже в XII веке она была вечевой площадью. Здесь происходили знаменательные события: избрания на княжения, отсюда Александр Невский, который и родился в княжеских палатах на этой площади, вместе с войском отправился на борьбу с немецкими рыцарями в 1241 году, отсюда переславский полк отправился на Куликовскую битву в 1380 году. Сейчас площадь — это тоже своеобразный музей. Я подошла к ней, поднявшись по валу. Валы прежде были высотой от 10 до 18 метров, их окружность 2.5 километра, ширина основания около 30 метров, ширина гребня 6 метров. По тем временам, это было очень много. Сейчас валы, естественно, утратили свое фортификационное значение, оборонительные башни в них не сохранились. С валов я обратила внимание на некоторую диспропорцию Спасо-Преображенского собора. Показалось, что он несколько низковат для такого купола. Оказалось, что со временем здание «вросло в землю» примерно на метр.
Спасо-Преображенский собор на Красной площади в Переславском кремле был заложен еще в 1152 году Юрием Долгоруким. Этот собор — самый ранний и единственный из пяти первых белокаменных храмов Северо-Восточной Руси (Церковь Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем,
Дмитриевский собор во Владимире, Церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор в Юрьев-Польском), дошедший до нас почти в полной сохранности. Внешне собор выглядит строго, практически без украшений. К сожалению, внутрь я не попала: собор был закрыт. В соборе были крещены многие переславские князья, в том числе и Александр Невский. В память о нем перед Спасо-Преображенским собором был установлен бронзовый бюст.
В XVII веке на площади уже существовал Богородицко-Сретенский женский монастырь. В 1740 году была построена каменная церковь с престолом во имя Благоверного Великого князя Александра Невского (на средства переславского купца Филиппа Угримова). В 1745 году был построен Владимирский собор. Позже при этих двух церквях была построена высокая каменная колокольня и стены вокруг монастыря. В советское время церковь Александра Невского и Владимирский собор использовались под библиотеку и Дом физкультуры, колокольня была взорвана, монастырские стены разобраны, остался лишь небольшой фрагмент стены. Церкви внешне схожи: обе пятиглавые, с зелеными куполами. По церковным канонам, пятиглавье символизирует Христа и четырех евангелистов. А зеленый цвет куполов бывает у церквей, освященных в честь святых. Фасады обеих церквей строги, и практически не имеют никакого декора. Церковь Александра Невского выглядит скромнее и ниже, что подчеркивает ее второстепенное положение по отношению к Владимировскому собору.
Церковь Александра Невского - слева, Владимировский собор - справа
Церковь Александра Невского — это действующий храм. Особой святыней здесь считается резной ковчежек с частичкой мощей Благоверного князя Александра Невского. При входе можно увидеть фрагменты фресок, но в плохом состоянии.
Церковь Петра Митрополита — старинная шатровая церковь на месте бывшего княжеского двора. Каменную церковь построили в 1584 году на средства Ивана Грозного, который считал святителя митрополита Петра своим духовным покровителем. В церкви было два престола: в верхней холодной во имя Петра Митрополита, в нижней теплой в честь архистратига Михаила. Войти внутрь нельзя. Возможно, идет реставрация.
На этом я решила закончить знакомство с городом, устала. Честно говоря, город «не зашел». Да, старинного и интересного много. Но… этот город, входящий в Золотое Кольцо России, показался мне неухоженным. Дело даже не в том, что храмы нуждаются в реставрации, а элементарно на улицах грязно, дороги разбитые. Помните фильм «Москва слезам не верит», где Гоша, он же Жора ехал в электричке в грязной обуви? Вернувшись в свою «кукушку», мы выглядели также. А еще улицы освещены плохо, особенно это было заметно при возвращении на ж/д вокзал, который, как я уже писала, находится далеко от достопримечательностей. Городские автобусы, к тому же, ходят с большими интервалами. Как-то так.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия