Что делать женщине на 8 марта? А почему бы не подарить себе поездку. Например, в Иерусалим. В настоящем, библейском, я была раньше (отзыв здесь). Настала очередь нового. Добираться просто: на электричке с Рижского направления до станции Новоиерусалимская (следующая после Истры). Мне было удобнее со станции Покровское-Стрешнево, путь около часа. Электричка была почти пустая, ехать было тепло и комфортно. За окном сначала проносились многоэтажки-человейники Москвы, а потом заснеженные поля и леса. Иногда пейзажи с зимним лесом были сказочно красивы. Прогноз погоды обещал пасмурный, снежный день. Но я почему-то была уверена, что снегопада не будет. Так и получилось: снег начался во время моего обратного пути, хотя день так и оставался пасмурным, но теплым.
Приехав на станцию Новоиерусалимская, я решила, естественно, идти до монастыря тропой паломника, это примерно 2 км. (От вокзала пройти мимо автовокзала, перейти по подземному переходу на другую сторону Волоколамского шоссе и идти направо). Хотя можно было проехать две остановки на автобусе. Указатели были вдоль всего пути.
И вот вскоре показались купола соборов.
Тропа вывела к высокой белой стене — крепостной ограде, слева был вход в Гефсиманский сад, а я пошла вдоль стены направо и вышла ко входу в монастырский комплекс: к Святым воротам с надвратной церковью Входа Господня в Иерусалим. Вход на территорию бесплатный. Рядом с входом, еще до Святых ворот, работает церковная лавка, где можно приобрести церковные вещи, сувениры, выпечку и сладости.
Слева — Гефсиманская башня
Кроме этих башен в изломах стены расположены еще 5 башен, а последняя Елизаветинская размещена над западными воротами. Крепостная каменная ограда высотой 9 метров и толщиной до 3-х метров была построена в конце 17 века вместо деревянной. В ограде два ряда бойниц.
Войдя в Святые ворота, я попала на территорию монастыря. Очень впечатляет! А если бы приехать сюда в ясный день, когда золотые купола сверкают на солнце!
Очень удобно, что в верхней части стены находился боевой ход. Но это когда-то он был боевым, а теперь это очень удобная крытая галерея,
которая позволяет обойти практически весь монастырь, что я сначала и сделала, наблюдая, как меняется этот собор Воскресенья Господня с разных сторон.
Спустившись, я обошла собор кругом, на этот раз уже любуясь деталями. Красивая керамика украшает собор. Особенно нарядными выглядят окна.
И даже на колокольне чуть ли не керамическое кружево.
Интересным показался шатер купола, непривычного серого цвета с множеством окон. Он находится прямо над Кувуклией.
Итак, что же такое Новоиерусалимский монастырь? Он был основан в 1656 году патриархом Никоном, который хотел воссоздать Святые места, перенести образ храма Гроба Господня в Россию. Холм, на котором должна была быть построена обитель, получивший название Сион, был досыпан и укреплен. Лес по берегу реки Истры, переименованной в Иордан, был вырублен. Были построены скит патриарха с двумя церквями Богоявления и апостолов Петра и Павла, и небольшой женский монастырь Вифания. При Никоне был построен комплекс деревянных сооружений. Собор в плане соответствовал обмерам иерусалимского храма. В 1657 году царь Алексей Михайлович присутствовал при освящении Воскресенской церкви. Он впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом. После конфликта Никона с царем, патриарх попал в опалу, в 1666 году решением Московского собора его лишили духовного сана, он стал простым монахом и был сослан в Ферапонтов монастырь. Он так и не увидел основанную им обитель.
Время не щадило монастырь. В 1723 году шатер ротонды рухнул, стены растрескались. Потом пожар уничтожил деревянные части, в том числе и кровлю. Были предложены проекты восстановления. И только когда императрица Елизавета Петровна выделила деньги, восстановление пошло полным ходом. Растрелли создал проект восстановления ротонды с сохранением имеющихся частей и возведением деревянного шатра.
В 1919 году монастырь был закрыт, а на его территории работали два музея. В 1941 году Воскресенский собор был взорван фашистами, многие архитектурные памятники были уничтожены. В 1959 году сооружения монастыря были восстановлены, за исключением звонницы, и снова заработал музей, который в 2014 году переехал во вновь построенное неподалеку здание. А монастырь был возобновлен в 1994 году. Но реставрационные работы продолжались и были закончены только в ноябре 2019 года. Реставрация обошлась в 10 миллиардов рублей. Несмотря на то, что в плане построенный собор является копией Храма гроба Господня, его отделка и оформление выполнены с использованием элементов древнерусского искусства.
Храм действующий. Фотографировать можно, но не во время службы.
Войдя внутрь, невозможно сдержать свое удивление и восхищение, это просто надо видеть. Белое и голубое. Великолепная лепнина (елизаветинское барокко).
Особенно поражает купол с множеством окон. Их 60. Даже в такой пасмурный день казалось, что в окна струился свет.
Под куполом находится Кувуклия.
Главная святыня Воскресенского храма — Гроб Господень. Подобно первообразу, он находится в белокаменной часовне, называемой Кувуклия (в переводе с греч. — царская опочивальня). Она состоит из двух частей: при входе — придел Ангела, где лежит округлый камень — подобие камня у входа в пещеру Гроба Господня. Через очень низкий проем можно пройти к Гробу Господню. Это ложе, расположенное справа, на которое в пещере на склоне Голгофы поместили тело Христа.
Чтобы попасть сюда, надо минут 10 постоять в очереди. Сумочки и телефоны оставляются перед входом, охранник следит, здесь уже фотографировать нельзя.
Напротив Кувуклии расположен главный иконостас,
проходишь к которому вот под такой царской аркой.
Слева от главного иконостаса находится придел Рождества Пресвятой Богородицы.
Очень красиво кругом. Полукруглые галереи украшены лепниной, как взбитыми сливками, и керамикой. Идешь, любуешься и восторгаешься. Дальше по галерее — Темничная церковь. Она посвящена Пресвятой Богородице, которая оплакивала своего Сына, когда Его повели на распятие.
А вот и путь на Голгофу. Я не могла фотографировать абсолютно все, иногда возникало чувство святотатства что ли.
Ниже фото иконостаса Голгофского придела
Под Голгофой Патриархом Никоном была устроена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. По словам святителя Иоанна Златоуста: «Предтеча Господа, предваривший Его своим рождеством и проповедью, предварил также добровольные Его страдания, смерть и сошествие во ад, где он возвестил душам праотцев о явлении в мир Мессии». В этой церкви, согласно завещанию, был погребен патриарх Никон.
Далее на фото придел сотника Лонгина — римского воина, пронзившего копьем распятого Христа на Голгофе и уверовавшего в Сына Божьего.
К Воскресенскому собору с восточной стороны примыкает подземная церковь во имя святых Константины и Елены, которая заглублена на 6 метров. При входе на территорию монастыря ее видишь на переднем плане собора, она розоватого цвета. В эту церковь из храма можно спуститься по лестнице.
Здесь находится медный, местами вызолоченный, чеканный иконостас середины XVIII века. В первом ярусе, по сторонам Царских врат, изображены Спаситель и Пресвятая Богородица. В центре второго яруса помещен образ Голгофского Креста, которому молятся святые равноапостольные Константин и Елена.
Немного правее открыт Живоносный источник. Здесь можно набрать Святой воды (пустые бутылки можно купить, когда спускаешься с лестницы). На следующем фото — отверстие в своде над источником.
Попив и набрав водички, я вышла из храма. Что сказать? Была совершенно ошеломлена внутренним видом храма. Красиво, еще все чисто после реставрации. Изумительная лепнина и керамика.
Можно записаться на экскурсию. Наверное, это было бы интереснее и познавательнее.
Напротив южного входа/выхода в храм расположены восточный и западный корпуса братских келий, а между ними дворец царевны Татьяны Михайловны, сестры царя Алексея Михайловича, которая впоследствии убедила своего царственного племянника Федора Алексеевича освободить опального патриарха.
Меня привлекло яркое здание — комплекс Трапезных палат.
Это было очень вовремя, так как уже захотелось и хлеба насущного. Кстати, на территории монастыря несколько едален, есть бесплатный туалет. Я выбрала вареничную и откушала вкусных горяченьких вареников с картошкой.
Выйдя через ворота Елизаветинской башни,
я попала в Гефсиманский сад.
День был очень серый и пасмурный, в саду лежал снег, и я после выхода повернула направо, чтобы посетить еще и музей. Прошла мимо Богоявленского скита патриарха Никона, который отдельно стоит в саду, за забором и, похоже, закрыт для посещения.
А дальше — река Иордан (Истра) с купелью. В настоящий Иордан я окуналась в свое время, а здесь и сейчас было холодно.
Я шла к музею. Он уже виднелся неподалеку, приземистый, темный.
А справа красовался монастырь.
До музея я шла минут 15, перешла по мосту через реку. Кстати, около музея имеется большая стоянка для автомобилей. Уже устала, поэтому все экспозицию смотреть не планировала. Билеты можно было приобрести в кассе. 8 марта для женщин часть выставок была бесплатной — приятный бонус.
«Новый Иерусалим» является крупнейшим государственным музейным комплексом Подмосковья и входит в список 50 крупнейших музеев России. В фондах музея хранится более 180 тыс. экспонатов. В постоянных экспозициях можно познакомиться с собранием икон XVI–XIX веков, посмотреть коллекцию русской живописи и графики ХVIII — начала XX веков, в которую входят полотна Тропинина, Саврасова, Айвазовского.
Хорошие иконы, теплые.
Комплект из 4-х храмовых икон 18-го века: тронный образ Богородицы с младенцем Иисусом;
икона «Царь Царем, Господь Господем» изображает Спасителя в царской одежде и короне. У подножия трона коленопреклоненные Андрей Критский и Александр Невский;
Святитель Николай Чудотворец со сценами жития;
на последней иконе святитель Димитрий Ростовский и преподобный Евфимий Суздальский в моленье образу Спаса Нерукотворного.
«Богоматерь с Младенцем на престоле» — икона, выполненная ярославскими братьями-мастерами Шустовыми в 1747 году.
И вот интересная икона «Лабиринт духовный» (конец 18 — нач 19 вв). Она отражает представление о земном пути души.
Из лабиринта есть два выхода вверх, в жизнь вечную, и одиннадцать вниз, в гиенну огненную. Внутри лабиринта круг, где представлены начало и конец пребывания человека на земле. Младенец лежит слева, в центре ждет смерть, справа — на смертном одре Ангел принимает душу человека, тут же бес со списком грехов. Жизненный путь человека изображен как лестница, по которой поднимаются и спускаются мужчина и женщина. Под лабиринтом изображена преисподняя, над лабиринтом — Царство Небесное.
Картин представлено не очень много, в основном, портреты.
Робер Лефевр "Портрет княгини Барятинской с дочерью Ольгой"
В «Особой кладовой» представлены церковные ценности. От обилия золота мне было там как-то не по себе.
В декабре 2017 года состоялось открытие постоянной экспозиции «Новый Иерусалим — памятник истории и культуры XVII–XX веков». Экспозиция, развернувшаяся на площади 1500 кв. м., рассказывает о том, как задумывался и складывался образ святых мест в Подмосковье, о роли Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря как памятника русского зодчества, русской истории и культуры, о личности патриарха Никона. Это самая информативная экспозиция, где много плакатов с описаниями событий и этапами строительства монастыря.
Картины с судом над париархом Никоном:
Сергей Милорадович. Суд над Патриархом Никоном.
Есть в этом зале небольшая зона, где на экране можно посмотреть фильм.
То, что я увидела в музее, понравилось. Дольше всего пробыла на этой экспозиции. Но посещение музея лучше отделять от осмотра и знакомства с монастырем: сказывается усталость.
Пора было возвращаться. Обратно на вокзал железнодорожной станции Новоиерусалимская я шла уже знакомой дорогой, но облегчила себе жизнь, проехав остановку на автобусе. А дома ждал букет тюльпанов: какой же праздник 8 Марта без этих весенних цветов!
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия