Очень давно не продолжала эту серию, а ведь я описала еще не все эльзасские городки, заслуживающие внимания. Этот — двенадцатый в ожерелье Винной дороги Эльзаса, которое мы нанизываем бусинка за бусинкой.
Очень давно не продолжала эту серию, а ведь я описала еще не все эльзасские городки, заслуживающие внимания. Этот — двенадцатый в ожерелье Винной дороги Эльзаса, которое мы нанизываем бусинка за бусинкой.
Город Селеста (или Селештат, как он назывался ранее и как до сих пор называется у немцев. Кстати, во всех официальных источниках Франции пишется оба названия — второе — в скобках), расположенный на привогезских холмах и значительной части равнины, стоит на главном пути сообщения Эльзаса по направлению Север-Юг. И город не затмевается близостью Страсбурга, в нем множество интересных мест. Да и просто прогулка по его улочкам, безусловно, доставит удовольствие любому из многочисленных туристов.
Название происходит от слова «Шладиштат», обозначает оно «город на болотах», так как Селеста находится в центре Рида, местности, часто затапливаемой водами реки Иль.
Гулять здесь очень просто, достаточно смотреть под ноги и идти по указателям с лапками собаки. Возле достопримечательностей выложена пластина с номером, и можно сверить с картой, взятой в туристическом бюро (если вам повезет, и оно будет открыто, а работает оно нечасто и недолго, не утомляются).
Впрочем, здесь каждый домик — достопримечательность, и на каждом есть табличка, на которой указан век постройки, а на многих — все хозяева. Вот на этой булочной, например.
Селеста хранит следы средневекового и ренессансного прошлого, связанные, в основном, с историей религии. Гавань на реке Иль свидетельствует о процветающей некогда торговле. Известно, что в 775 году в Селесте останавливался Карл Великий — Шарлеман, отметив в Селесте Рождество. Вот почему город и считают родиной традиции отмечания этого праздника.
В конце 11 века Гильдегард д, Эгисхайм, построивший «церковь по образцу Святого Гроба Господня», решил заложить поблизости бенедиктинский монастырь. Вокруг гробницы Святой Веры со временем образовалось крупное аббатство Конк-ан-Руэрг. Именно эти монахи полвека спустя построили главную церковь Селесты, дав толчок к застройке города.
Став феодом Гогенштауфенов, Селеста начинает активно развиваться. В 13 веке Фридрих Второй обнес ее крепостной стеной, которые начиная с 1673 года разрушалась по приказу Людовика Четырнадцатого, присоединившего Эльзас. Он стремился покончить с важным городом Декаполиса — объединением десяти независимых городов Эльзаса.
Со второй половины 15 — начала 16 века Селеста переживает интеллектуальный расцвет. Ее латинская школа стала центром эльзасского гуманизма, представленного историком Беатусом Рейнским и реформатором Мартеном Бюсером.
Названия улиц города очень выразительны, Улица Рыцарей, площадь Капустного Рынка, площадь Рыбного рынка, Мельничная площадь, площадь Старого Порта, Пшеничная площадь, они говорят о том, чем занимались горожане ранее (до того, как к ним приехали туристы).
Вот по этим чудесным улочкам мы и прогуляемся. Начинаем с входа в старый город.
Остаток второго корпуса Арсенала, построенного в 1280 году, Новая Башня (или — Часовая Башня) претерпела изменения в своей архитектуре за долгие века. Первоначально она была с зубчатой террасой, как и в замках. Затем она была дополнена этажом в начале 17 века, и увенчана крышей в форме луковицы в конце 17 века. В 19 веке были установлены часы по проекту Жана-Батиста Швильге, известного знаменитыми часами в Страсбургском соборе. Этот механизм был утерян во время страшного пожара, вспыхнувшего в ночь с 7 на 8 декабря 1891 года. Южный фасад, выходящий на улицу президента Пуанкаре, украшен изображением Распятия, датируемым 15 веком. Под башней видны три современные фрески: одна из них представляет различные корпорации города, вторая изображает работу на полях, сбор урожая и рыбалку, а свод украшен симметрично изображенными львом и имперским орлом.
В 1929 году Башня Нёв (Новая, или Часовая) была внесена в Список исторических Памятников. Примыкающий к ней арсенал Сент-Илер был завершен в 1518 году на месте старого Арсенала, построенного между Новой Башней и Кугельтурмом. Имя Сен-Илар Арсенал получил только в 1785 году, в честь командующего артиллерией Марка Гаспара Каприоля де Сент-Илара. Здесь хранилась дробь, селитра и боеприпасы. Структура с тремя уровнями мансард, покрытых напольной плиткой, свидетельствует о складской функции помещения. Первоначально Арсенал состоял из двух отдельных зданий, одно из которых было разрушено военной администрацией в 1910 году.
Прекрасная небольшая Мельничная площадь 15 века, с интересным памятником — мельничный жернов и мешки с мукой. И, очаровательные домики вокруг.
Мы выходим к церкви Сен-Фуа — буду называть ее Святой Верой, так красивее звучит. Это одна из старейших построек города. С момента возведения ее в 12 веке, церковь претерпела несколько преобразований. Она была возведена на месте небольшой часовни, построенной по заказу Хильдегард фон Бюрен, прародительницы Императора Фридриха Второго Гогенштауфена. Часовня была подарена аббатству Сент-Фуа-де-Конк в Руэрге (в Окситании) в конце 11 века. Затем некоторые из монахов перебрались в Селештат и поселились здесь. Поскольку их помещения стали для них слишком маленькими, монахи начали строить Приорат Святой Веры.
Их заменила община иезуитов в 17 веке, перестроившая церковь в стиле барокко, одним из лучших сохранившихся элементов которой является кафедра 1733 года. Иезуиты по королевскому указу Людовика Пятнадцатого в 1765 году были запрещены и высланы.
В 19 веке император Пруссии Вильгельм Второй поручил архитектору Чарльзу Винклеру провести реставрационные работы. Последний удалил изменения, внесенные иезуитами, чтобы вернуть церкви ее первоначальный вид, но добавил к фасаду два типично романских шпиля.
Вот обожаю в церквях знаки Зодиака, только меня вопрос мучает: как это сочетается с христианской религией?
Буквально в двух шагах от церкви Святой Веры, высится реставрируемая сейчас приходская церковь Святого Георгия, западная 60-метровая башня которой делает ее одной из самых высоких в Эльзасе. Она была построена на месте каролингской часовни, ее строительство было начато в 1220 году, на романском фундаменте, по решению местной буржуазии, желающей освободится от власти церковников Сен-Фуа (святой Веры), а завершено около 1490 года, после переделки хора в немецком готическом стиле. Скульптуры относятся и к барочному периоду.
Самое ценное наследие церкви составляют витражи хора. Созданные в 15 веке, эти окна не меняли (55 панелей «родные»), а только реставрировали. На мой взгляд — ренессансная кафедра и росписи колонн в трансепте тоже прекрасны!
Напротив церкви Святого Георгия — амфитеатр. Здесь проходят мероприятия, и иногда важные мессы на большой экран транслируют.
А сбоку — арт-объект на старом здании. Называется «Клинок», создан в 1998 году Марком Кутюрье и символизирует общественный порядок. Не спрашивайте почему, он художник, он так видит.
А между церквями тянется улица с веселым названием: Бла-Бла-улица! Выходят тетушки после мессы и давай языком чесать — кто в чем, с кем и так далее. Интересно, у них семечки были? И, здесь же, был расположен Рыбный Рынок — Фишмаркт, прямо перед этим красивым домом с колодцем:
Сбоку от церкви Святой Веры располагается уникальная школа. На ней установлены несколько табличек. Одна, созданная в 1934 году, была приурочена к «300 — летию вступления французских войск в Селештад 23 октября 1634 года, под командованием капитана де Шастильона, под руководством министра — кардинала де Ришелье и Людовика Тринадцатого». Вторая сообщает о визитах глав государств, начиная от Людовиков — Четырнадцатого и Пятнадцатого, Карла Десятого, Луи-Филиппа. Луи Наполеона Третьего, Президентов Пуанкаре, Мильерана, Ориоля, генерала де Голля, и Жискар д, Эстена. Ничего себе стены школы! Интересно, дети это понимают? И на третьей, в два столбца, выбиты фамилии генералов, уроженцев Селештата.
Это бывшая городская резиденция бенедиктинских монахов Эберсмюнстера, строительство которой началось в 1538 году. Здание представляет собой одно из ранних проявлений эльзасского Возрождения. Здание было достаточно укреплено, и представляло собой надежное убежище за городскими валами, на чердаке хранились припасы, обязательная десятина от окрестных земель Прелату. Здесь гостили весьма высокие особы.
Вот и подошли к самому главному не только в городе, но и к важнейшему объекту истории и культуры Эльзаса — Гуманистической библиотеке, расположенной на площади бывшего Пшеничного Рынка. Библиотека была построена в 1889 году, и содержит ценнейшие произведения, среди которых около 460 рукописей, 550 инкунабул, 6400 книг, напечатанных между 15 и 16 веками. Часть библиотечного фонда поступила из личной библиотеки Беатуса Ренана, выдающегося деятеля гуманиста. Он был местным уроженцем, сначала учеником, а затем учителем в Латинской Школе конца 15 — начала 16 веков. С мая 2011 года это сокровище занесено в реестр ЮНЕСКО «Память мира».
На мозаике фасада изображены два животных: орел и лев. Они представляют собой два исторических герба города. В 16 веке льва вытеснил орел, а сегодня вернулся Царь Зверей. Мозаика датируется 1907 годом, что объясняет надпись на немецком, а не французском языке «Штадтбиблиотек-Музеум».После ПМВ была предпринята попытка заменить надпись, но французский вариант не смогли прочно закрепить на мозаике. В итоге остался немецкий вариант золотыми буквами.
Конечно, о музее — библиотеке напишу отдельный отчет.
На площади Пшеничного рынка, перед библиотекой стоит совершенно современное здание — кафе «Дом хлеба», совершенно, на мой взгляд, не портящее общую картину.
Ну, а раз площадь Пшеничная, то и олень (скоро же Рождество, он Рудольф, который Санту возит) злаковый. «Увезу тебя я в тундру».
А вот и протестантская церковь: строили ее долго, переделывая из католической церкви 10 века, и до 19 включительно. Церковь францисканская, община этих монахов обосновалась в Селесте еще в 1280 году, и при финансовой поддержке кавалера Хартмана фон Ратзамхаузена построили себе монастырь. Революция, как водится, превратила эту церковь в фуражный склад, потом хранилище селитры, а потом в тюрьму! В 19 веке старый неф снесли, в 1878 году построили новый, преобразовав церковь в протестантскую. Западный фасад того же времени, построен под руководством архитектора Штамма.
У местной Ратуши интересная история: это здание, похожее на греческий храм, было построено в 1788 году, заменив старую ратушу, разрушенную после того, как она рухнула в 1778 году во время карнавала. Унаследованный от Эпохи Просвещения и актуализированный во времена Революции девиз «Свобода, равенство и братство» присутствует на треугольном фронтоне здания, привнесенный сюда во времена Третьей Республики. С самого начала в ней планировалось разместить Гауптвахту, магистрат и тюремного консьержа, поэтому она выделяется как многофункциональное общественное здание. В 1871 году немцы превратили этоместо в суд, и так продолжалось до 1900 года. В 1945 году здесь был устроен полицейский участок.
С 1989 года здание используется для приемов и свадеб, и чиновники размещены в соседнем, желтом и в старом Арсенале. Именно со ступенек старой мэрии, с конца 15 до начала 17 веков, выносились приговоры за колдовство.
Площадь называется Оружейная и она очень симпатичная. 2 ноября на ней начали устанавливать елку (прямо за пышными цветами для елки соорудили основание).
А рядом — основная школа, просто средняя школа города. Но, на фоне старой знаменитой, об этой и говорить нечего.
Арсенал Сен-Барб с его характерным зубчатым фронтоном является одним из самых внушительных зданий в городе. Построенный около 1470 года, он изначально был товарным складом, а в 16 веке был преобразован в склад боеприпасов. Затем здание получило то название, которое носит и сегодня.
В 19 веке оно возродило свою первоначальную функцию хранения пшеницы, хмеля и табака. Только в конце 19 века муниципалитет решил превратить его в Ратушу. За работу отвечал муниципальный архитектор Жан-Жак Александр Штамм. Он расширил окна первого этажа, и построил внешнюю неогтоическую двухмаршевую лестницу. Статуя святой Варвары на углу здания наблюдает за прохожими. Будучи покровительницей промыслов, связанных с огнем, легко понять, почему она заняла свое место в этом старинном арсенале.
Буквально в квартале от Арсенала расположен Еврейский квартал, к которому ведет (очень оригинально) Еврейская улица. Перед одним из домов — Камни Преткновения с фамилиями вывезенных из этого дома в лагеря. Синагога, как водится, закрыта. По ощущениям, это важные режимные объекты.
Еще об одном доме хотелось бы рассказать, эпохи Возрождения. Его построил в 1615 году Ганс Биллекс, назвав его «У маленького Гиссена», по названию одноименного ручья. Чуть позже его приобрел Жан де Сен-Ло, военный комиссар, чей внук, Игнас Реали, стал настоятелем церкви Сен-Фуа (святой Веры). Именно здесь поселился король Людовик Четырнадцатый, ожидая послов из Страсбурга, принесших сообщение о капитуляции. Дом Биллекса, построенный на остатках старого здания, является последним зданием в стиле Ренессанс в Селесте.
Рядом — мрачная башня Колдуний — ведьмина, сохранившаяся с 1216 года.
На самом выходе из города стоит величественное сооружение из розового песчаника, построенное в 1679 году — Страсбургские ворота, или ворота Вобана. Это единственные сохранившиеся ворота из трех, принадлежавшие военным укреплениям, образовывающим валы, спроектированные великим Себастьяном де Вобаном, и построенные Тарадом. Лувуа, министр Короля-Солнца, заложил первый камень, запечатав, по традиции, свинцовый ящичек, под левой ногой, в котором содержался протокол церемонии, монеты и медали. Ворота внесены в список исторических памятников 21.04.1934.
Как и всегда в городских воротах того времени, наиболее украшен фасад, обращенный к внешней стороне города. На нем изображены символы, прославляющие армию: трофеи, флаги, шлемы и архангел Михаил, командующий небесными армиями. Под фронтоном находится бюст Марианны, символа Республики (Свободы на барикадах).
Старый проход был замурован, и 10 июня 1919 года была установлена памятная доска об осаде города в 1814 году. На ней сообщается, что командор Шарль Швайсгут (это очень по-эльзасски — имя французское, а фамилия немецкая) не отдал город врагам после трех месяцев осады, с января по апрель 1814 года.
И, поскольку Страсбургские ворота замурованы и не действуют, то можно выйти через Брайзахские ворота, построенные в 1280 году.
Забыть, что мы не во Франции, а в Эльзасе, невозможно. Единственный французский регион с конкурентоспособным пивом. И оно так заманчиво стоит в витрине магазинчика под названием «Гамбринус», что пройти мимо невозможно. Жаль, что не пью пиво, вот совсем. Зато какие отражения в витрине!
А напротив — магазин с интригующим названием «Скандал». Интересно, что там скандальное: вещи, цены, продавцы или покупатели?
Масса милых мелочей, на которых останавливается взгляд, радует.
И вежливые полицейские, которые увидели, что я фотографирую, и отошли в сторонку. А жаль, я хотела их сфотографировать, и не со спины.
Удалось оказать помощь жительнице города, без меня она не могла попасть домой — до звонка не доставала.
Забавно, но по всему городу еще цветы, тыковки после позавчерашнего Дня Всех святых еще не везде убрали, зато уже елки начали устанавливать. Ну и правильно, кто празднику раз, тот накануне пьян!
И, напоследок, заехали за хризантемами в городок Лар, обязательно сделаю альбом с этого праздника.
Всем спасибо за внимание, а в Эльзасе еще много маленьких городков, этот был только двенадцатым!