В один из дней нашего с Наташей путешествия по Стамбулу мы совершили «круг почёта» — от набережной Золотого Рога через старинные кварталы Зейрек и Вефа и обратно к заливу.
В один из дней нашего с Наташей путешествия по Стамбулу мы совершили «круг почёта» — от набережной Золотого Рога через старинные кварталы Зейрек и Вефа и обратно к заливу.
Зейрек — аутентичный квартал Стамбула, он расположен на четвёртом историческом холме и административно принадлежит району Фатих. Этот холм, возвышающийся над Золотым Рогом, некогда являлся вполне фешенебельным местом в Константинополе, здесь рядом с древними христианскими монастырями селились состоятельные семьи.
Сегодняшний Зейрек — квартал, не испорченный ни массовым туризмом, ни реставрацией. Это настоящий Стамбул — с покосившимися домиками и местными жителями, занятыми своими повседневными делами. Но эти самые покосившиеся деревянные домишки, оказывается, — архитектурный памятник, они признаны ценным городским ансамблем и охраняются ЮНЕСКО.
Оживлённый когда-то район пришёл в запустение после пожара 1908 года. Нет, как таковых развалин и пепелищ тут нет, но нет и лоска, присущего Султанахмету или Джанкуртарану. Хотя о чём это я, какой ещё лоск в Стамбуле))
В самом центре района находится византийский монастырь Пантократора (Pantokrator Manastırı), построенный в XII веке. Это вторая по величине византийская святыня Стамбула после Айя-Софии.
Изначально комплекс состоял из двух церквей, соединённых часовней Архангела Михаила, которые были построены в 1118 — 1136 годах Иоанном II Комнином и его супругой императрицей Ириной. В состав монастырского комплекса также входили жилые помещения для монахов, приют, больница, библиотека и психиатрическая лечебница.
Первоначально часовня служила мавзолеем династии Комнин, а позже — династии Палеолог. Хотя гробницы были перенесены в другое место, под полом всё ещё можно увидеть следы древних захоронений. Неподалёку Ирина основала монастырь, ставший одним из самых известных в империи, который после разрушения Большого дворца стал второй императорской резиденцией. Но ни от самого монастыря, ни от его больницы, психиатрической лечебницы и приюта сегодня не осталось ничего.
После завоевания Константинополя османами церковь была превращена в мечеть муллы Зейрек, местного мудреца. Сейчас здание, отремонтированное после включения его в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, открывается только на время намаза, но не для туристов, а для верующих. Чтобы попасть туда праздношатающимся, как мы, надо попросить открыть двери имама, дом которого находится рядом. Но нам этого делать не хотелось, более того — мы даже не могли себе представить, как вломимся в дом к имаму и скажем — что? В общем, мы просто побродили вокруг. Осмотрели храм снаружи, погуляли по саду, выпили в кафе чаю, как вы уже догадались — яблочного.
Обратили внимание на так называемые домики для птиц на стенах комплекса — скворечники XVI века:
Небольшой, но ухоженный сад при монастыре просто поразил: здесь в ноябре буйно цвели цветы.
А с обзорной площадки открывался отличный вид на половину исторического Стамбула, в том числе на мечеть Сулеймание:
Напротив монастыря, через проспект Ататюрка, находится мечеть Шепсефа (Şebsefa Hatun Cami), построенная в 1787 году Фатьмой Шеп Сефа Хатун, одной из двенадцати жён султана Абдул-Хамида I, в память о своём сыне шехзаде Мехмеде. В 1950 году при проведении работ по расширению бульвара Ататюрка территория внутреннего двора мечети была значительно урезана, а его оставшаяся часть оказалась ниже уровня дорожного полотна.
Неподалёку от этой мечети в лабиринте узких улочек расположена Церковь Желаний, или Церковь Одного Дня — одна из самых необычных церквей, которые мы видели в Стамбуле. Подробнее о ней я рассказывала здесь. Технически и мечеть Шепсефа, и Церковь Желаний — это уже квартал Вефа. И мы в него ещё вернёмся, но пока продолжаем наш маршрут по Зейрек.
Деревянные дома — здешняя достопримечательность. Как правило, они имеют три этажа и некогда принадлежали одной семье. На первом этаже располагалась кухня, столовая, ванная и туалет, а выше — гостиные, спальни, детские комнаты.
А мы движемся на юг через местный рынок — так называемый Сииртский или Женский базар, работающий тут с 1908 года. Тогда турецкие женщины-переселенки с Балкан начали продавать тут изделия ручной работы — кружева, вышивку. Сегодня на этом рынке можно найти всё что угодно: специи, восточные сладости, кофе, чай, молочные и мясные продукты, фрукты и овощи. Всё это по весьма приемлемым ценам, которые зачастую ниже, чем в супермаркетах.
В южной своей части рынок ограничен акведуком Валента — одной из главных достопримечательностей Стамбула, доставшихся ему от римлян. Несмотря на то, что акведук был построен в 378 году, он отлично сохранился до наших дней. Сейчас протяжённость строения составляет 971 м, а высота — 20 м. В этот мой приезд его ремонтировали, и часть южной его стороны была в строительных лесах.
Здесь мы переходим границу районов Зейрек и Вефа, она пролегает аккурат по бульвару Ататюрка, между двумя небольшими парками. Первый из них — Мемориальный парк Фатих (Fatih Memorial Park), а второй — археологический парк Сарачхане (Sarachane Park), где находятся руины византийского храма святого Полиевкта Мелитинского, фрагменты которого после его разрушения использовались буквально по всей Европе: помимо монастыря Пантократора, они украшали базилику Святого Марка в Венеции, церкви Барселоны и Вены.
А на нашем пути — мечеть Шехзаде (Şehzade Camii), построенная по повелению Сулеймана Великолепного в 1543–1548 годах в знак скорби о своём рано умершем сыне Мехмеде, которого он прочил себе в наследники. В ухоженном саду этой мечети в роскошной усыпальнице, богато украшенной изникскими изразцами, покоится сам шехзаде Мехмед, его брат шехзаде Джихангир и его дочь Хюмашах-султан, а также великий визирь Рустем-паша.
Сама бело-розовая мечеть, являющаяся творением великого архитектора Синана, очень красива — лёгкая, светлая, воздушная.
Вефа — один из самых старых кварталов Стамбула, здесь можно забыть про карту и просто затеряться в его узких улочках.
Буквально сто метров — и мы выходим к историческому кафе Vefa Bozacısı, (адрес: Mollahüsrev, Vefa Cd. No:66), где с XIX века готовят и продают аутентичный турецкий напиток боза, а также соусы и уксусы по собственному рецепту. В этом кафе в 1937 году бывал сам Ататюрк, конечно же мы не могли пропустить такое интересное место.
Что такое боза? Это слабоалкогольный густой и сладкий ферментированный напиток из дроблёной пшеницы — булгура. Турки уверены, что бозе нет равных прохладными зимними вечерами.
Интерьер кафе Vefa Bozacısı, несмотря на скромный внешний вид, остаётся неизменным с 1930-х годов: зал украшен полированным деревом, керамической плиткой и зеркальными колоннами. В наш визит в кафе было немного посетителей, хотя большие жёлтые банки и стаканчики с бозой, выставленные на прилавке, разлетались как горячие пирожки.
Отсюда было рукой подать до мечети Сулеймание, комплекс которой занимает целый квартал.
Пока мы добрались, наконец показалось солнце, и его ноябрьские лучи даже грели — отдыхающих на газоне туристов, спешащих на намаз верующих, валявшихся на древних плитах котов и на газонах — собак.
Зашли в тюрбе Сулеймана, а вот тюрбе Хюррем-султан была закрыта. Побродили по саду, где также цвели розы, буквально светившиеся изнутри в полуденных лучах.
Наш путь лежал к Золотому Рогу и далее, мы наметили себе на этот день обширную программу, но это уже совсем другая история.