Каждое наше путешествие рождается по-своему. Бывало, что оно начиналось при виде незнакомой фотографии в интернете. А сейчас оно родилось благодаря нашим двум мечтам: увидеть Карибское море и побывать в круизе. А когда воплощаются сразу две мечты — это волшебно, правда?
Маршрут круиза:
- Гавана
- Белиз
- Гондурас
- Мексика, Коста-Майя
- Мексика, Косумель
- Гавана
Наше путешествие началось с прилета в Гавану. Здесь возникло некоторое неудобство: самолет прилетал в 12.30, а регистрация на лайнер была только с 18.00. Поэтому деваться было некуда, пошли сразу гулять по городу, благо хоть была возможность кинуть чемодан в порту.
Гавана
Надо сказать, что к каждому путешествию мы тщательно готовимся, подбираем экскурсии, смотрим путеводители и уже знаем многое о тех местах, куда мы отправляемся. Это касалось и Гаваны! Был заранее составлен пеший маршрут по центру с учетом всех основных достопримечательностей. Но…не тут-то было! Усталость от 12-часового перелета, резкая жара и 12-часовая разница во времени с Новосибирском сделали свое дело: гулять было очень тяжело. Ну и опять же своеобразие Кубы — нет такого обилия магазинчиков, сувенирных лавочек, какое бы нам встретилось в какой угодно стране, куда бы мы могли забегать ненадолго и охлаждаться под кондиционерами. В Гаване их почти нет! Пробежались по самой основной улице, по аллее Марти до набережной и дальше в порт — решено было там дожидаться регистрации. Но пофотографировать-то мы успели!
Театр в Кубинской столице Гаване, построенный в 1914–1915 годах по проекту архитектора Пауля Белау, является домашней сценой Кубинского национального балета. 1500 зрительских мест делают его одним из самых больших театров в мире. Здесь в своё время выступали Энрико Карузо, Сара Бернар, Анна Павлова, Артур Рубинштейн, Майя Плисецкая и другие. Кроме театральной сцены, в здании находятся различные концертные залы, галереи и т. д.
Гаванский Капитолий очень напоминает самый известный в мире Капитолий в Вашингтоне. Гаванский был выстроен в 1929 г., но кубинский парламент заседал здесь ровно 30 лет — и только. После этого прекрасное и внушительное здание было превращено в открытый для широкого доступа конференц-центр. Сегодня здесь размещается ещё министерство науки, исторический музей и библиотека. Капитолий в Гаване вышел даже больше вашингтонского, что дало правящему на тот момент диктатору дополнительный повод для гордости перед американцами. 92-метровый капитолийский купол из всех сооружений с подобной архитектурой обгоняют по высоте только купола соборов Святого Петра в Ватикане и лондонского Святого Павла.
Исторический центр Гаваны охраняется ЮНЕСКО:
Эль Морро — построенная в 16в., у входа в гавань, крепость. Форт расположен на скале и с него открывается отличный вид на мили вокруг. Возведен испанцами в 1589 году, чтобы отражать британские нападения на Гавану. Впоследствии не раз перестраивался.
Ну и какая Гавана без ретро-машин. На настоящий момент более 70 тысяч (из 150 тысяч) старомодных американских машин путешествуют по Кубе. Основная масса сосредоточена, конечно, в Гаване. С точки зрения городского пейзажа, это настоящий винтажный музей в движении.
Вообще кубинцы не расстаются с американскими автомобилями, потому что, во-первых, они имеют с этого прибыль, а во-вторых, питают страсть к винтажным вещам.
Кто не знает Кубу, может подумать, после просмотра этих фото, что Гавана- это такой роскошный город, с колониальной архитектурой и дорогими машинами… Увы, это не совсем так, вернее почти вообще не так. Это город нищеты и блеска. Гавана производит впечатление города, пережившего войну. Кажется, что много лет назад жители оставили его, но недавно почему-то вернулись. Поселились в обветшалых особняках в испанском колониальном стиле, забили окна фанерой, навели стены из подручных материалов там, где от каменных стен ничего не осталось, подперли бревнами потолки. Колоритные американские машины в этом смысле просто находка для кубинских властей. Они отвлекают.
В многочисленных деревнях и поселках, которые мы проезжали, люди живут в маленьких домиках, напоминающих наши гаражи только с окнами, нигде не застекленными. Многоэтажки похожи на общежития мигрантов: с сушащимся бельем на веревках, заколоченными и заложенными каким-то тряпьем окнами…Большинство квартир и домов — приватизированы. Почему же владельцы их не ремонтируют, спрашиваем у гида. Стройматериалы можно купить у государства, говорит он, но по местным правилам, если человек сам не ремонтирует свое жилище, то через 10 лет за него это делает государство. Большинство кубинцев ждут этой помощи.
Отдельная история — магазины. Ассортимент большого супермаркета в Гаване: чипсы нескольких видов, макароны, ром, бытовая химия. И все. В провинциальных городах в магазинах нет и этого.
Да простят меня читающие, но я не стала фотографировать такую Кубу. Мне искренне кажется, что кубинцам было бы это неприятно. Давайте лучше любоваться на величественную и роскошную Гавану!
Ну, а нам было пора на лайнер. Вон он, наш красавец:
К рассказу о лайнере вернусь позже, пока просто скажу, что регистрация началась даже раньше, так что мы уже скоро оказались на борту лайнера, но без чемоданов! Такой здесь порядок. Их порциями потом доставляют к каждой каюте. Свой мы дождались часам к 22.00, ну ладно, хоть зубы было уже, чем почистить…
Программа круиза предполагала 2 дня в Гаване. Поэтому еще в Новосибирске было принято решение махнуть во второй день на экскурсию в долину Пинар-дель-Рио, охраняемую ЮНЕСКО (мы, по традиции, стараемся в свою копилочку собирать такие места). Решено было найти русскоговорящего гида и спокойно, без толпы посетить это красивущее место. Задумано — сделано!
Долина Виньялес известна своими «моготе» (мogote) — отвесными холмами с плоскими вершинами высотой до 400 м, их возраст — около 160 млн лет. Также известна своими пещерами и подземными реками, а еще тем, что это было любимое место отдыха Ф.Кастро.
Пещера Санто-Томас считается одной из крупнейших в Латинской Америке, внутри неё проходит 45 км галерей.
прошу прощения за качество, но там было темно! :) Съемка с рук. В пещере можно прокатиться по подземной реке.
Долина Виньялес сделала знаменитой на весь мир провинцию Пинар-дель-Рио, поскольку была внесена в список Культурного наследия ЮНЕСКО. Считают, что возраст удивительных известняковых образований достигает 160 млн. лет. Местные жители называют скалы «спинами слонов». Как уже говорилось, флора является гордостью долины. Здесь представлены разнообразные виды плодовых, декоративных, лекарственных растений: дерево-сейба, дуб каймана, необычная пальма Mycrocycas calocoma, которую считают живым наследием юрского периода.
Удивительные пейзажи с богатым ландшафтом, обширная система пещер и источников минеральных вод, необычные скальные образования «моготес», множество следов доисторических поселений, плантация лучшего во всем мире вкусного черного табака, — все это делает район Долины Виньялес уникальным местом.
Вот на таком Форде 1957 г.проехали 162 км. в долину из Гаваны и обратно:
Третий день путешествия проходил в море, и это было чудесно: можно было вдоволь належаться, накупаться, никуда не торопиться, не суетиться, ходить на второй завтрак, потом на обед, потом на полдник, а между этими приемами пищи не забыть съесть по порции фруктового салата, ну и, конечно, изучить лайнер! Это был красавец MSC Opera. Был построен в 2004 году, принадлежит серии судов Armonia, имеет длину 251 метр и водоизмещение 60000 тонн. Корабль способен разместить на борту до 2100 пассажиров в 878 каютах. Количество обслуживающего персонала составляет 730 человек. 13 палуб. Среди них: Аида, Риголетто, Травиата, Норма, Турандот, Тоска, Богема. Тут надо, к слову, отметить, что даже к концу нашего путешествия мы то и дело ошибались: то путались в системе пересадок лифтов, то не могли найти свой коридор с нашей каютой. Частенько заходили в тупик, ворчали и поворачивали обратно в поисках нужного коридора.
На четвертый день в море нас встретил катер с лоцманом, которого мы приняли на борт. Он и помог пройти нам барьерный риф, который окружает Белиз. А дальше мы встали на якорную стоянку, так как оснастка корабля не позволяет подойти ближе к берегу. В Белизе у нас была запланирована экскурсия с русской группой. Экскурсия была прекрасно организована. Параллельно были прочие иностранные группы с нашего же лайнера, но никто ни с кем не пересекался, не мешался, в кадр не лез.
Белиз-Сити. Основан англичанами в 17в, но так и остался Одноэтажной Америкой. Старая тюрьма, салуны и пара церквушек — вот и все достопримечательности. Виной тому ураганы, которые регулярно уничтожают город, пришлось даже столицу перенести.
Пару слов напишу о флаге Белиза. На нём, на единственном в мире, изображены люди в качестве основного элемента дизайна. Под щитом и двумя дровосеками проходит лента с надписью «Sub Umbra Floreo», что переводится как «Под сенью процветаем» — национальный девиз Белиза.
Главное, что нужно увидеть в Белизе- это Алтун-Ха.
Алтун-Ха— условное наименование города цивилизации майя, находившегося на территории современного Белиза примерно в 50 км к северу от города Белиз и в 10 км от побережья Карибского моря. Это современное наименование, которое является переводом на юкатекский язык наименования «Каменный пруд», которое дали этому месту колонизаторы. Древнее наименование города неизвестно.
Археологические исследования показали, что Алтун-Ха был основан около 200 г. н. э., что примерно совпадает с классическим периодом месоамериканской истории. Основная часть сооружений датируется периодом III — X вв. н. э., когда население города, вероятно, насчитывало около 10 тысяч человек.
В классический период развития майя (250–1000 гг. н. э.) Алтун-Ха был богатым городом и важным торговым и сельскохозяйственным центром с населением от 8000 до 10000 человек. Площадь поселения достигала порядка 1500 акров. Сегодня посетители видят здесь лишь центральный церемониальный комплекс из двух площадей, окруженных храмами. Этот комплекс успел уйти под землю и был откопан археологами в 1960-ых годах. Алтун-Ха выглядит очень аккуратно и ухоженно, во многом благодаря государственной программе по восстановлению и сохранению исторических памятников, реализовавшейся с 2000 по 2004 год.
На протяжении тысячи лет Алтун-Ха был заброшен и поглощен джунглями. Руины города были случайно обнаружены летчиком, искателем древностей в ХХ веке. С тех пор в Алтун Ха проводятся раскопки, в результате которых неоднократно находятся свидетельства древнего присутствия майя на этой земле.
Ну, а дальше нас ждал Гондурас! Как-то при этом слове не возникало никаких положительных ассоциаций, и, если честно, побывать именно в Гондурасе как-то никогда и не мечталось… Но это же не просто Гондурас! Это же остров Роатан, а это меняет дело! Абсолютно райское местечко, тот самый «Баунти», тот релакс, который всем нам нужен и о котором можно мечтать. Кстати, кто-то мечтает, кому-то, как и нам, довелось там побывать, а кто-то там имеет свой бизнес! Да-да, именно на Роатане, мы познакомились с Сергеем, который давным-давно покинул свою родину и сейчас, осев на этот раз в Гондурасе, имеет свой центр дайвинга и, судя по его яхте, вполне себе неплохо поживает:
последний взгляд на Роатан:
Прекрасный остров, при слове Гондурас будут в памяти всплывать картинки нашего пляжа, а впереди нас ждет Мексика! Первый порт был в Коста-Майя. Порт со своим дельфинарием, с бассейном, с кафешками, очень колоритный и уютный:
оттуда мы самостоятельно доехали до поселка Махахуал, туда, где пляж, улочки, сувениры…
и неожиданно собрали коллекцию расписных лавочек:
Ну, а вторая стоянка в Мексике была на острове Косумель!
Перешли границу. Собака проверяет выходящих на предмет еды в сумках.
С этой стоянки мы придумали самостоятельно добраться до пирамид в г. Тулум. Также заранее, еще в Новосибирске, нашли русского гида, которая потом, по прибытии нашего лайнера, нас встретила в порту, и мы вместе, сначала на пароме, переправившись на материковую часть Мексики, а потом на машине, за интересной беседой добрались до Тулума. Вот тут нас ждало небольшое разочарование… Вернее, несоответствие ожидаемой картинки с реальностью… То ли сезон другой, то ли, может, времени прошло много с тех пор, что были сделаны те фотографии, но на самом деле нас ждала огромная толпа людей — а это как раз то, чего мы стараемся избегать и лишний раз не хотим оказываться в таких условиях. Толпа людей была повсюду: в очереди в кассу (а их там несколько), в очереди на трамвайчик, который везет до самой археологической зоны и до которой нам удалось добраться спустя, наверное, час после приезда. Но пирамиды-то красивые! И игуаны! Свободно там передвигающиеся, не боящиеся никого.
Тулум
Тулум — один из самых интересных городов полуострова Юкатан. Во-первых, это единственный город, который народы Майя построили на берегу Карибского моря, поэтому легкий морской бриз делает экскурсию по руинам приятным занятием. Во-вторых, он богат подземными сенотами, в ледяной воде которых так приятно поплавать после жаркого дня. На сеноты у нас к огромному сожалению просто не было времени, ну, а разрушенный древний город успели осмотреть.
Тулум был ранее известен под названием Сама, что означает «город рассвета». Слово «tulúm» на юкатекском языке означает «забор» или «стена», и стены вокруг города позволяли защищать его от нападений. Доколумбовый город-порт цивилизации майя. 12 век.
И море чудесного цвета — поэтому гуляли, купались
и старались не обращать ни на что внимания, мы берегли нервы, как будто предчувствуя некоторые сложности с обратной дорогой… Нет, сложностей вроде бы и не было, в штатном режиме спокойно ехали обратно. Паромы на остров отходили каждый час. Лайнер наш отплывал в 15.30, поэтому последний подходящий паром на остров был в 14.00.
В 13.30 мы ехали еще по трассе,
в 13.45 — тоже…
в 13.50 мы доехали до парковки. Боже, как мы бежали с неё сквозь толпу людей…
ну, а в 13.53 мы таки заскочили на свой паром! Муж, отдышавшись, тогда сказал: «Ну что панику развела, еще целых 7 минут осталось в запасе»…
Семь минут нас отделяли от ужаса, от ситуации, в которой мы отстали бы от лайнера и остались в чужой стране… С собой у нас тогда не было ни денег, ни документов… Потом, уже на корабле, когда я рассказывала эту ситуацию нашей русской сопровождающей, она меня успокоила, сказав: «Ничего страшного, позвонили бы мне, что-то бы обязательно решили!» Боже, ничего бы мы не решили, у меня даже не было с собой ее номера телефона. Ну как можно было наперед представить себе, что мы можем опоздать на лайнер, и что надо взять с собой на этот случай чей-то телефон…
Косумель:
На следующий день мы вернулись в Гавану. Восьми дней для отдыха нам было мало, и поэтому нас ждал забронированный отель на Кубе, на самом известном курорте — Варадеро, где было решено просто валяться на пляже, купаться и никуда уже не ездить! Первые два дня мы честно выполняли свой план,
купались, загорали, снимали закаты:
Но как можно никуда не ездить, когда ты в другой стране, куда ты, возможно, уже не вернешься? При этом рядом есть остров Кайо-Бланко, а по пути туда можно покупаться с дельфинами. Ну разве плохо?
Всё когда-нибудь заканчивается. Закончилось наше очередное путешествие, наш первый в жизни круиз. Но будем верить, что мы вернемся в те края вновь, что еще раз сможем увидеть это море волшебного цвета, что еще раз окажемся в круизе чего и вам всем желаем!
Теги:
Круиз, Отдых с детьми, Пляжный отдых, Самостоятельные путешествия