Многие считают, что экскурсия в каньоны Тара и Морача — лучшая в Черногории. Мне она понравилась.
Началась она с раннего утра и завершилась вечером, т. е. весь световой день мы катались практически по всей Черногории.
Утром даже природа дремала, когда мы ехали вдоль побережья моря.
Но нам спать было нельзя. Форт Космач повстречался нам, когда мы ехали от Будвы в сторону Цетинье. Расположен на холме Космач, что возвышается возле деревни Браичи.
Был построен в период с 1841 по 1850 год, когда здешней территорией владела Австро-Венгерская империя. В 1875 году здесь побывал император Франц Иосиф I (1830 -1916).
Во время Первой Мировой войны форт использовался австрийскими войсками, во время Второй Мировой войны -итальянскими войсками. В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии.
У подножия холма располагается церковь святого Димитрия. Информации о храме не нашел, но если учесть, что во второй половине июля 1941 года Браичи были полностью сожжены итальянскими оккупантами, то скорее всего храм был отреставрирован.
Не доезжая до города Бар, мы свернули в сторону от моря и отправились в столицу, по пути пересекли рукав Скадарского озера.
В Подгорице мимоходом увидели Самый большой православный храм в Черногории и здесь же в первый раз увидели реку Морача,
которая долгое время сопровождала нас в пути.
Каньон реки Морача — один из самых живописных каньонов не только в Черногории, но, пожалуй, и во всем мире. Он расположен в центральной части страны, между городами Подгорица и Колашин. Путешествуя вдоль каньона, можно увидеть глубокие ущелья, высокие отвесные скалы, бурные потоки горной реки изумрудного оттенка и живописные берега, меняющие свой окрас в зависимости от времени года.
Дорога длиной в 70 километров от Подгорицы до Колашина вдоль каньона Морача, в котором в течение 100 километров течёт река Морача, была построена в период с 1955 по 1962 год, хотя задумываться о строительстве стали еще в 1900 году. Но не было технологий и опыта. Во время строительства погибло 43 строителя. После ввода в эксплуатацию дорога забрала жизни более чем 1 200 человек, поэтому ездить по ней следовало осторожно. Сфотографировать не успел, но в нескольких местах были указатели с чёрной точкой, так обозначались опасные места, на которых погибали люди.
Интересно, что когда я спросил гида, кем была построена дорога, она ответила «югославами».
На трассе Подгорица — Колашин более двадцати туннелей, причем они не пробурены, а вырублены вручную, титанический труд. Поэтому не выглядят идеально ровными.
Встретилась нам место, где строят новый мост с гигантским мостом через каньон. Взгляните на размер опор.
А мостов поменьше хватает.
Первой остановкой была техническая.
С одной стороны дороги были горы, а с другой — наша спутница река Морача. Я отправился на мостик через каньон, вниз взглянуть.
Мостик был достаточно крепкий.
Вот так выглядел каньон и река с обеих сторон.
Интересно что на высоком обрыве жила кошка с котятами.
Вдоль каньона встречаются смотровые площадки, возле одной из них мы остановились.
Это место называется ущелье Платие.
Если верить гиду, то до дна около километра.
Между дорогой и обрывом примости продавец с нехитрым товаром.
Встретились здесь же весёлые байкеры, один из них мотоциклы сторожил,
а остальные фотографировали.
Более долгая остановка была возле православного сербского монастыря Морача, основанного в 1252 году.
Встретился здесь весёлый человек, даже не знаю местный или нет.
Когда проезжали мимо Колашина, то увидели несколько храмов, но проскочили мимо них.
Османские власти, когда были вынуждены оставить часть территорий на Балканском полуострове, ряд зданий просто разрушили. Такие истории мы слышали неоднократно во время экскурсий. Не стал исключением район Колашина. Перед уходом в 1878 году, когда некоторые территории были переданы Черногории, то был уничтожен единственный православный храм в округе. Как это часто бывало в истории церкви — приспособили имеющиеся помещение, коим оказалась старая сторожевая башня. Там была размещена небольшая часовня в честь Святого Иоанна Крестителя. Шло время, возникла необходимость постройки более современного храма. Часовню снесли, а получившиеся стройматериалы использовали для строительства новой церкви, которую освятили в честь Святого Дмитрия.
Постепенно доехали до бывшего охотничьего домика Иосипа Броз Тито.
Теперь здесь расположен ресторан, в котором мы пообедали.
Когда ехали, то гид рассказывала всякие страсти-мордасти и большая часть туристов сдала деньги заранее на комплексный обед.
Оказалось, что можно было просто воспользоваться меню.
Рядо с рестораном находится небольшой водопад Река Равняк. Бурлящая и гремящая уже при рождении.
Далее наш путь был к каньону реки Тара Самый знаменитый в Черногории мост Джурджевича.
Вот так он выглядел из окна автобуса.
Но взгляд радовали не только каньон, но и горы.
После моста Джурджевича отправились к Чёрному озеру Чёрное озеро — услада чёрных гор.
Дважды, туда и обратно проехали через Жабляк.
Интересные здесь треугольные домики,
причем форма их разнится.
Люди здесь живут в единстве с природой.
В дальнейшем пути встретился достаточно необычный пейзаж для Черногории.
Не остановились возле Шавника, а проехали мимо.
Находится городок в низине.
Зато историй наслушались про него. Мол рядом с ним находится самый незаметный каньон Черногории.
Знаменит Шавник двумя, просто потрясающими, природными феноменами.
Первый из них состоит в том, что ежегодно, в день равноденствия, солнце в этой местности всходит и заходит два раза в сутки. Утром оно поднимается из-за горы Кравицы, а затем, в два часа дня, скрывается за горой Градац. Примерно через час земное светило вновь появляется в районе реки Буковица и в конце дня прячется за горой Войник.
Другое природное явление в Шавнике не менее удивительно. Летом, в засушливое время, река Шавник периодически, по несколько раз в день, исчезает из своего русла, через непродолжительное время появляясь вновь. Объясняется сия причуда этого водоёма следующим: подземный источник, питающий реку, состоит из двух подземных родников. Во время засухи наполнение этих родников происходит неравномерно, и река очень быстро мельчает. Затем, после того, как уровень воды в источниках повысится, река вновь занимает надлежащее ей русло.
Дело шло к вечеру, по дороге нам встретилось озеро.
а последней остановкой стали Богетичи. Последнее селение перед монастырём Острог.
Когда мы заикнулись о том, может в Острог съездим, раз здесь недалеко. Получили ответ, иол не надо путать кислое с пресным. Это совсем другая экскурсия.
На знаменитый монастырь полюбовались лишь издали.
В Будву мы вернулись когда уже стемнело.
Теги:
Автобусные туры, Культурно-познавательный туризм