Мост Джурджевича самый знаменитый в Черногории, да и самый большой по размерам — 365 метров длиной.
Мост Джурджевича самый знаменитый в Черногории, да и самый большой по размерам — 365 метров длиной.
Сюда толпами привозят туристов.
Мы побывали в этом месте в рамках экскурсии «Каньоны».
Когда-то на этом месте находился подвесной мост, естественно ни о каком движении автомобильного транспорта речи не шло. Перед войной группа архитекторов, инженеров и строителей совершила чудо, построив мост в 1938 -1940 годах.
Перед мостом есть табличка, на которой отражены два имени.
Это автор проекта Мият Троянович (Mijat Trojanović) и один из создателей моста А. Д. Андонович. Не нашлось места на табличке главному инженеру строительства моста Исааку Руссо и швейцарскому семейству Келай, которое сотворило невероятное — организовав через каньон деревянные леса для строительства моста.
Как часто в истории сохраняются имена героев и злодеев, особенно царского или княжеского рода. А люди, которые созидали и создавали дома, мосты, акведуки, затерялись в пыли веков. Часто нет даже их имён, не говоря уже про даты рождения и смерти. Для вышеуказанных создателей места, я не нашёл дат жизни. Единственно, что смог отыскать, что Троянович находился в концлагере, когда в 1942 году был взорван мост, а после войны в 1960 году вышла его книга.
Официально мост не был введён в эксплуатацию. Временно было разрешено движение на нём в 1940 году, даже леса не были сняты. А 17 апреля 1941 года по нему прошли танки итальянской оккупационной армии. После падения Югославии её территория была раздербанена на мелкие части.
С 5 мая 1941 года по декабрь 1944 года в Черногории существовало Королевство Черногория, которое было оккупировано итальянцами. Планировалось в перспективе сделать Черногорию частью Италии, выселив черногорцев, а их место поселить итальянцев. Помимо итальянских оккупационных войск итальянцы привлекли в Черногорию милицию (добровольческие отряды), сформированные ими из мусульман Санджака и албанцев из отторгнутых районов Черногории.
В 1942 году в Черногории развязалась кровопролитная гражданская война. Воевали практически все против всех. Различных сил в небольшой Черногории было много, то создавались различные коалиции, то распадались. После капитуляции Королевства Югославия по итогам Апрельской войны некоторые воинские формирования Королевской югославской армии, не признавшие поражения своей страны в войне, сформировали королевскую армию на родине под руководством Драголюба Михаиловича и перешли к партизанским действиям. В большинстве своём войска состояли из этнических сербов. Так появились четники.
Югославские коммунисты, в том числе и черногорские, организовали своё партизанское движение. Сначала было подписано 26 октября 1941 года официально соглашение о взаимопомощи между партизанами Тито и четниками. Затем между ними пробежала чёрная кошка и часть четников стала сотрудничать с немцами и итальянцами, безжалостно уничтожая партизан-коммунистов. В Черногории итальянцы начали снабжать четников оружием, оборудованием и материальными средствами, разрешали им проживать в гарнизонах и организовывали совместные операции против партизан.
Итальянские войска использовали четников для получения контроля над мостом Джурджевича во время совместного наступления в 1942 году.
«Семь вражеских наступлений»(сербско-хорватский: Sedam neprijateljskih ofanziva) — использовалось в югославской историографии для обозначения семи основных ось военных операций, проведенных во время Второй мировой войны в Югославии против югославских партизан. Нас интересует Третье наступление (Third Enemy Offensive), которое состояло из двух основных контр-повстанческих операций, проводимых в оккупированной Югославии в 1942 года.
Это были:
Операция Trio, совместная германо-итальянская операция по борьбе с повстанцами в восточной Боснии с 20 апреля по 13 мая 1942 года.
Итальянское наступление 1942 гола в Черногории в рамках операции по борьбе с повстанцами в Черногории и Восточной Герцеговины в период с середины мая по июнь 1942 года.
В обоих операциях на стороне немцев и итальянцев принимали четники. Партизанами было принято решение взорвать мост, исполнителем был выбран Лазарь Яукович (серб. Лазар Јауковић / Lazar Jauković; ? — 1942). Он был одним из инженером, стоивших мост, что стало определяющим. Яукович принял решение подорвать центральную арку, особенно самый длинный пролёт. Для подрыва он взял огромное количество тротила и даже одну авиабомбу. Произведя все подготовления, Лазарь 6 мая 1942 года взорвал мост: центральная арка была разрушена, и тем самым мост пришёл в негодность для переброски солдат.
Итальянские власти были в бешенстве и начали поиск зловредного диверсанта. Но если бы не помощь четников, его скорее всего на нашли. Яукович был схвачен 2 августа 1942 и расстрелян, а его тело сбросили в реку.
Возле моста есть Памятная доска о 1862 годе (Битва на Шаранце). Согласно легенде прадед героя Йоксим Яукович, был одним из лидеров антитурецкого освободительного движения и погиб в одном из сражений против турок.
После войны появился памятник Лазарю и мемориальная доска.
Текст гласит: «Во время Третьего неприятельского наступления в 1942 году он подорвал мост по приказу Верховного командования Народно-освободительной армии и Партизанских отрядов Югославии. За это он был казнён на том же самом мосту оккупантами и предателями-четниками 2 августа 1942. Когда мост был восстановлен в 1946 году, народ воздвиг этот памятник в его честь».
К декабрю 1942 года тем не менее партизаны были выдавлены из Черногории.
В 1946 году мост был восстановлен.
С него открываются прекрасные виды как на каньон реки Тара, так и на окружающие горы.
Удивительный факт, но когда авиация НАТО бомбила Югославию с 24 марта по 10 июня 1999 года, то мост не тронули.
Мост — не широкий,
думается двум большим машинам разъехаться будет трудно.
А вот людям, когда нет машин — самое то.
Мост был впервые опробован как объект для роупджампинга командой Backstage в 2012 году.
Прыжки проводились над самой низкой частью каньона — руслом реки Тара.
Но в настоящее время это удовольствие для любителей адреналина прекращено. Ссылка на то, что мешают движению транспорта.
А вот зиплайн разрешен. И время от времени вдоль моста пролетают очередные любители экстрима.
Мост является действующим лицом в книге нидерландского писателя Корнелиса Йоханнеса Джорджа (Боба) Споелстра младшего, который писал под псевдонимом A. den Doolaard (1901 -1994 года) «Het land achter Gods rug» (В Земле за спиной бога), которая была написана в 1965 году.
Чем схожи одна из бухт острова Родос и мост Джурджевича?
А тем, что в обоих местах проводились съёмки по одному из романов британского писателя Алистера Маклина (1922 -1987),
связанных с группой британских коммандос во время Второй Мировой войны.
Только в Греции экранизировался роман «The Guns of Navarone» (Пушки острова Наварон), написанный в 1957 году, а в тогдашней Югославии — «Force 10 From Navarone» (Десять баллов с острова Наварон), написанный в 1968 году.
Фильм «Force 10 From Navarone» появился в 1978 году.
Сюжет не соответствует исторической правде.
Вторая мировая война. Отряд британских «коммандос», сброшенный на парашютах, должен уничтожить стратегически важный мост в оккупированной немцами Югославии. Диверсанты должны взорвать мост, чтобы воспрепятствовать передвижению нацистских войск. Но, для того чтобы уничтожить мост, было решено взорвать плотину ГЭС, которая находится выше моста по течению — после взрыва плотины хлынет поток воды, и смоет мост.
Как всегда дурят нас киношники. Хотя натурные съёмки проходили на мосту Джурждевича, но сцены крушения происходили на масштабных моделях плотины, долины реки и самого моста; эти модели были созданы на Mediterranean Film Studios (MFS), на Мальте.
В качестве немецких в фильме использовались советские танки Т-34 с нарисованными немецкими крестами.
Часть сюжета фильма Маклин использовал в романе «Partisans» (Партизаны), написанном в 1982 году.
В 1969 году на киностудии «Босна филм» югославы сняли фильм «Мост», в советском прокате — «По следу Тигра» (оригинальное название — Мост).
Опять историческая правда где-то рядом…
Действие этого военного приключенческого фильма происходит в 1944 году в оккупированной фашистами Югославии. Партизаны планируют крупное наступление. Известный диверсант «Тигр» с небольшой группой партизан получает задание в течение 7 дней уничтожить стратегически важный мост, по которому фашисты могут перебросить подкрепление. Тогда тысячи югославских патриотов обречены на гибель. За практически невыполнимое дело берется крошечный отряд майора «Тигра». С помощью контрабандистов им удается найти инженера, знающего слабое место моста, но гестапо арестовывает его. С большим трудом партизанам удается освободить инженера, но когда тот узнает, что их целью является уничтожение его детища — моста, он отказывается сотрудничать с «Тигром». Однако, в конце концов, инженер понимает необходимость взрыва моста и подсказывает Заватони, куда лучше всего заложить взрывчатку. А когда итальянец погибает, творцу не остается другого выхода, кроме как разрушить своё творение своими собственными руками.
Ну, а мы оглядываем последним взглядом мост