Прогулка в апреле 2015 года была долгой и я откровенно устал. Когда проходил по Житной улице, то прошёл сначала мимо здания Министерства внутренних дел,
Прогулка в апреле 2015 года была долгой и я откровенно устал. Когда проходил по Житной улице, то прошёл сначала мимо здания Министерства внутренних дел,
а затем остановился возле храма Казанской иконы Божией матери В сносе храма виноват американский президент, который когда-то был на месте МВД.
Не мог не обратить внимания на огромный памятник Владимиру Ильичу Ленину на Калужской площади. Еле нашел точку, с которой можно было его сфотографировать, вокруг памятника лежали целые груды стройматериалов и он был огражден забором.
Не сразу понял, что памятник мистическим образом связан с цифрой «три».
Возможно это произошло из-за того, что Калужская площадь чем-то напоминает изуродованный и обгрызенный треугольник с откушенной вершиной, а цифра «три», считающаяся одной из самых загадочных, удачливых и счастливых цифр, символизируется треугольником, который воплощает прошлое, настоящее и будущее.
В Москве из бесчисленного количества памятников Ленина, существовавших в советскую эпоху, осталось по официальным данным только ТРИ: на Калужской площади, на Ленинском проспекте и возле Ярославского вокзала.
Установлен первый памятник Ленину на Калужской площади в некотором отдалении от места, где Фанни Каплан сделала в вождя мировой революции ТРИ выстрела.
Когда нынешний памятник Ленину был открыт в 1985 году, то он был третьим по счету на площади. Первый памятник появился в 1918 году, второй в 1947 году, а после появления третьего памятника два предшественника были убраны. Насколько я понял — был момент, когда на площади были все ТРИ памятника Ленину. Жаль, фотографий не сохранилось.
Авторами памятника были ТРИ человека: два скульптора и один архитектор. Архитектором памятника был Глеб Васильевич Макаревич (1920- 1999), главный архитектор Москвы в 1980–1987 годах.
Скульптор Лев Ефимович Кербель (1917 — 2003) был автором многих памятников Ленину. Правда часть из этих памятников была демонтирована. Интересно, что родился Кербель день в день с Великой Октябрьской революцией.
Вторым скульптором был Владимир Алексеевич Федоров (1926 -1992). Им было создано в Москве ТРИ больших многофигурных памятника. Помимо памятника Ленину — это памятники писателю А. А. Фадееву на Миусской площади и «Революции 1905 года посвящается» у станции метро «Улица 1905 года». Памятники руки Федорова есть не только в Москве, но также во многих городах бывшего Советского Союза. В Саратове им был создан бюст академика Н.Семенова. Вот такая история с памятником и цифрой «три» произошла в Москве.
Я подумал, что может хватит бродить по Москве, сесть в метро и поехать в гости, но напоследок решил еще немного пройтись. Улицей для прогулки оказалась Большая Якиманка.
По дороге встртились два заведения с интересными названиями. Первое напоминало о Харбине,
причём когда я свернул на время Большой Якиманки, то мне встретился Храм для православных китайцев.
Второе название отсылало в Мексику.
Постепенно подошёл к храму Святого Иоанна-воина Храм, спасённый Петром Первым из воды. На противоположной стороне улицы обнаружилось красивое здание, похожее на древнерусский терем.
В этом здании с 1938 по 1979 год находилось посольство Франции в СССР, а после строительства по соседству нового здания для посольства здание стало официальной резиденцией послов Франции, в котором в момент моей прогулки проживали посол Жан Морис Рипер с супругой Яэль Блик-Рипер (с 2013 года), часть сотрудников посольства, а также проводятся приёмы и прочие официальные мероприятия.
Знает ли жена французского посла о страшных преданиях, связанных с домом, а может у неё просто крепкие нервы, но слухи, витавшие над зданием до момента вселения французов, остались в прошлом.
Существует поговорка, что преступников тянет на место преступления. Место, где ныне располагается здание, хотя и находилось в московском непрестижном и захолустном районе по понятиям двухвековой давности, не избежало московского пожара, устроенного французами в 1812 году, и представляло после их бегства сплошное пепелище. Земли в Москве частенько переходили от одного владельца к другому, о некоторых из которых сохранились отрывочные данные, а о многих практически ничего. Построил в 1812 году дом на месте буйства «огненного петуха» купец Лукьянов, а продавала его уже в 1851 году семейству Игумновых, которые владели участком до самой революции, купчиха В. Д. Крашенинникова.
Петербургский купец первой гильдии Гавриил Матвеевич Игумнов (1805–1888) вместе с московскими купцами первой гильдии с ярославскими корнями Иваном Андреевичем и Андреем Александровичем Карзинкиными (дядей и племянником) в 1857 году покупают Ярославскую мануфактуру, основанную еще по указу Петра Первого в 1722 году, и создают Товарищество Ярославской Большой мануфактуры (ныне это ОАО Ярославский комбинат технических тканей «Красный Перекоп»). Брат Гавриила Матвеевича Николай Матвеевич Игумнов становится его пайщиком. А жена Гавриила Матвеевича Вера Яковлевна Игумнова чуть раньше прикупила домишко в Москве.
Наследником всего этого богатства, а также золотых приисков становится сын Николая Матвеевича Николай Васильевич Игумнов (1845 -1924). Жил он сам в Ярославле, но появилась у него зазноба в Москве, а вот старый московский дом ему не нравился. Мало, что место не престижное, да и неказист больно. С другой стороны. для тайных встреч лучше места не найти. Был в Ярославле молодой, да ранний архитектор Николай Иванович Поздеев (1855–1893), ставший городским архитектором Ярославля в 28 лет и остававшийся им до самой смерти. На счету Н. И. Поздеева было множество созданных построек, особенно храмов, в Ярославле. Увидев Сретенскую церковь в Ярославле, Игумнов загорелся и подрядил его на строительство дома, дав полный карт-бланш, требуя лишь построить что-нибудь похожее. Денег на материалы не жалели. Изразцы заказывались у самого известного в России производителя фарфора «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий Матвея Сидоровича Кузнецова». Мрамор использовался самый ценнейший в мире — каррарский, из которого в частности высечен «Давид» Микеланджело. Даже кирпич выписывался из Голландии. Строился дом долго, с 1888 по 1895 год, достраивался уже после смерти Н. И. Поздеева его младшим братом Иваном Ивановичем Поздеевым (1858 -1928).
В связи со смертью Николая Ивановича появилась первая мрачная легенда. Когда здание стало приобретать законченный вид, то подверглось многочисленным нападкам со стороны архитекторов и искусствоведов. Когда между приятелями пробегает чёрная кошка — быть беде. Игумнов потребовал объяснить почему смета была превышена и объяснений архитектора не принял. Поздеев уехал в Ярославль и умер. Сразу же поползли слухи, что архитектору не заплатили денег и он покончил жизнь самоубийством. Для придания достоверности рассказывали как расстроенному Поздееву накрывала на стол последний в его жизни ужин жена.
Да, люди ради красного словца порой родную мать не пожалеют. В действительности его любимая жена Мария Николаевна умерла летом 1893 года, за четыре месяца до смерти мужа. А Николай Иванович умер от туберкулёза, который душил его уже два года. У них остался сиротой сын Николай.
Зато появилось мрачное предание. Мол архитектор перед смертью проклял дом, что пусть он стоит вечно пустым.
Затем появились новые легенды. В «пряничном» доме Игумнов поселил свою возлюбленную танцовщицу и регулярно наезжал в Москву, окунаясь в омут любви, щедро даря драгоценности. Но возлюбленная изменила ему, разгневанный фабрикант замуровал её живьём в стенах дома. Правда полиция посчитала, что девушка бежала от разгневанного и страшного в ярости мужчины, но эта версия банальна и некрасива. А так уже в советское время рассказывали о даме в белом, разгуливающей по дому. Вот только французы молчат о привидении, непонятно почему.
В 1901 году император Второй выслал Игумнова в село Алахадзы, запретив возвращаться. В Абхазию, тогда еще совсем не курортную, а заболоченную и мало пригодную для жизни, ссылка была совсем не сахар. Но политический ссыльный не растерялся и обустроил себе комфортную жизнь. Осушил комариные болота, на их месте высадил кипарисы, развел фруктовый сад и создал животноводческое хозяйство. Построил себе небольшой дворец и рыбоконсервный завод. Так ему здесь понравилось, что даже после революции Игумнов не сдвинулся с места, хотя ему предлагали эмигрировать во Францию. Опять Франция…
А о причине для гнева Николая Второго существует очередная легенда. В память о погибшей танцовщице решил Игумнов устроить бал в своём московском доме. А полы усыпал новенькими золотыми монетами, на одной из сторон которых был изображен батюшка император. Гости вволю натанцевались и натоптались по лику царя, а затем настучали куда нужно. В результате дом до самой революции стоял пустым, зато после революции кого только здесь не было.
Первым обосновался рабочий клуб фабрики «Гознак», эти золотых монет на пол не бросали, им и бумажных купюр хватало на работе, да и не дали бы рабочим возможности вынести дненежки с фабрики.
Очень долго квартировала лаборатория мозга выросшая до Института мозга. В Институте мозга изучали мозг многих известных людей: Владимира Ильича Ленина, Максима Горького, Владимира Владимировича Маяковского, Сергея Мироновича Кирова, Ивана Владимировича Мичурина, других политических и общественных деятелей, писателей, ученых….
Побывали здесь между делом институт переливания крови и дом пионеров.
А в 1938 году въехали французы и живут себе до сих пор. И никакие легенды и призраки им не страшны.
Постепенно я дошёл до Президент-отеля.
В его окрестностях наблюдал картину эвакуации автомобиля.
В какой-то момент улица Большая Якиманка перешла в Якиманский проезд, хотя это название на карте Москвы появилось только в 1990 году.
Между улицей Большая Полянка, Якиманским проездом и улицей Малая Якиманка находится Якиманский сквер. В сквере находится памятник болгарскому коммунисту Георгию Михайловичу Димитрову (1882 -1949).
Памятник появился в день 90-летнего юбилея болгарского коммуниста — 16 июня 1972 года.
Издалека памятник чем-то напоминает памятники В. И. Ленину, во множестве имеющимися на территории бывшего Советского Союза. И возможно это не случайно, ведь Димитрова называли «болгарским Лениным». Одним из первых это сделал испанский коммунист Энрике Листер Форхан (1907–1994), кстати единственный человек, бывший в прошлом веке генералом трёх армий — испанской (республиканской), советской и югославской.
На постаменте памятника надпись: «Георгию Димитрову. Выдающемуся деятелю международного коммунистического движения. 1882–1949».
Георгий Димитров прожил яркую жизнь, но звёздным часом его были выступления на Лейпцигском процессе в сентябре—декабре 1933 года в Германии. 27 февраля 1933 года было произошёл поджог здания рейхстага, в котором обвинили коммунистов и Компартия Германии была запрещена. На скамью подсудимых попали 5 коммунистов: голландец Маринус ван дер Люббе, немец Эрнст Торглер и три болгарина Георгий Димитров, Васил Танев и Благой Попов. Из них всех самым деятельным оказался Димитров, который помимо своей смелости и отличному знанию немецкого языка издевался над судом и нацистами, его организовавшими, в частности над Герингом и Геббельсом. Хотя Димитрова лишали слова и даже выгоняли из зала -это не помогло. Из-за этого советских журналистов несколько месяцев не пускали на процесс, была запрещена радиотрансляция.
Димитрову было предоставлено советское гражданство и он после процесса эмигрировал в СССР. После завершения Второй Мировой войны Димитров уехал на родину — в Болгарию, где занимал высокие посты, совмещая посты генерального секретаря ЦК БКП и председателя Совета Министров. Переживший много в жизни Димитров был тяжело болен и по приглашению Л. П. Берии приехал в СССР на лечение в 1949 году, но лечение не помогло и 2 июля 1949 года Димитров умер. Его забальзамировали и 10 июля похоронили в саркофаге в Мавзолее, который был возведен в Софии, пока его тело перевозили в Болгарию. Располагался Мавзолей на площади напротив бывшего царского дворца в парке. Мавзолей Димитрова Мавзолей Димитрова, Но только в современной Софии этого Мавзолея Вы не увидите. На его месте находится забетонированная площадка. Сначала в 1990 году было приняло решение о перезахоронении Димитрова и ночью тело было тайно вынесено из Мавзолея. 25 февраля 1992 года было принято решение о сносе мавзолея, но долгое время решение не исполнялось. Лишь в августе 1999 года мавзолей был взорван. По свидетельству очевидцев — только с пятой попытки. Качественно строили болгарские строители середины прошлого века.
А улица Большая Якиманка с 1956 по 1992 год носила имя Георгия Димитрова.
Когда смотришь на памятник Георгию Димитрову, то за его спиной видны здания. Когда-то там располагалась Иверская община сестер милосердия Российского общества Красного Креста, основанная 6 декабря 1894 года, а в 1896 году переехавшая сюда и разместившаяся на месте трёх купеческих усадьб. Если обойти вокруг бывшей общины, то можно увидеть несколько зданий, оставшихся от той поры. Располагаются здания по двум адресам: Большая Полянка, 20 и Малая Якиманка, 17. Правда зданий не два, с учётом различных номеров строений их несколько.
Главный вход находится с улицы Большой Полянка.
По адресу Малая Якиманка 17 числятся усадебный дом 1760-х годов, храм и постройки 1890–1910-х годов.
Если верить ученым, изучающим историю общин сестер милосердия — в России до XIX века не существовало специальных учреждений, занимавшихся уходом за больными.
9 марта 1844 года по инициативе дочери императора Николая Первого Великой — княгини Александры Николаевны (1825 — 1844) и супруги герцога Петра Георгиевича Ольденбургского — герцогини Терезии Васильевны Ольденбургской (до замужества принцессы Терезии Вильгельмины Фредерики Изабеллы Шарлотты Нассауской, 1815 -1871) была создана первая в России Свято-Троицкая община сестёр милосердия.
В Москве первой общиной сестёр милосердия стала Никольская образованная в 1848 году. К революции в Москве было 7 таких общин. Целью Иверской общины сестёр милосердия было: «подготовление сестер милосердия для ухода в военное время за больными и ранеными и в мирное время для ухода за больными в госпиталях и лазаретах, гражданских больницах и частных домах в помощь врачебному персоналу в городах и сёлах Московской губернии, а по распоряжению главного управления (РОКК) и вне ея».
В 1918 году община прекратила свое существование и была переименована в «Госпиталь 4-й пехотной дивизии». В 1919 году госпиталь расформировали и на его базе была открыта Городская больница.
В отличие от Марфо—Мариинской общины Иверская восстановлена не была. На базе больницы был создан «Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии департамента здравоохранения Москвы». Если судить по мемориальной доске на фасаде здания, выходящего на улицу Большая Полянка — это «Лучший реализованный проект 2010 года».
Когда в 1886 году Иверская община сестер милосердия переехала на Большую Полянку, то 15 октября 1896 года был заложен храм иконы Божией Матери «Иверская». 29 августа 1898 года на его куполе водрузили золоченый крест, а 19 апреля 1901 года храм был освящен. После окончания строительства храма, но еще до его освящения в 1901 году в нём побывали царствующая императрица, жена императора Николая Второго, Александра Федоровна и ее сестра великая княгиня Елизавета Федоровна.
Храм был кладезем для любителей таинственных лазов и ходов, т. к. в храме имелись несколько скрытых ходов между храмом и зданиями общины. В 1925 году храм был закрыт, звонница храма разрушена, снесли крест над храмом, испортили облицовку, уничтожили часть фресок. Само помещение использовалось под склад.
С 1987 года начались реставрационные работы. Звонница ныне восстановлена и находится справа от входа в храм.
Ныне церковь является больничным храмом НИИ неотложной детской хирургии и травматологии.
Над входом в храм находится мозаичная икона Божией Матери «Иверская».
Не каждый храм в России посещал Патриарх Всея Руси и не каждый православный храм в мире посещал Архиепископ Константинополя-Нового Рима и Вселенский Патриарх, а вот в храме иконы Божией Матери «Иверская» побывали оба. Алексий II и Святейший Варфоломей посетили в 1993 году не только храм, но и больницу, где расположен храм.
Есть еще несколько интересных зданий.
Каких только чудиков не появилось в рамках советского авангарда, пытавшихся объединить искусство и технологию. Одним из них был Арсений Михайлович Авраамов (Краснокутский) (1886 — 1944). Среди его изобретений «Универсальная звуковая система» — новый цвето-звуковой ряд, в котором каждая «ультрахроматическая» октава была поделена на 48 равных микроинтервалов. Самым известным музыкальным произведением Авраамова считается «Симфония гудков», в которой звучали пушечные и пистолетные выстрелы, заводские гудки, свист пара, шума самолётов и тому подобных звуков. Удивительно, что симфония была не только на бумаге, но исполнялась аж в двух городах: Баку и Москве. Ведь кто-то слушал эту «произведение искусства». В Москве композитор и музыкальный теоретик появился в 1926 году. Сохранился дом, где он жил.
Дом Четвериковых — особняк начала XIX века, уже в нашем веке был отреставрирован.
Сейчас здание занимает НИИ неотложной детской хирургии и травматологии.
Если идти от Малой Якиманки по Бродникову переулку, то как раз на улице Большая Полянка упираешься в храм Святителя Григория Неокесарийского в Дербицах Легенды и были старого храма. Чуть дальше располагается Православный культурно-просветительский центр «Замоскворечье».
В Москве случаются разные вещи, то крушат всё подряд, то заботятся об историческом наследии.
Трёхэтажное угловое здание, встреченное мною на пути, было построено в 1830 — 1840 годах.
Особыми архитектурными изысками не отличалось, но ему повезло с жильцом, благодаря которому здание попало в перечень объектов культурного наследия столицы. Будущий государственный деятель Советского Союза Михаил Иванович Калинин жил в этом доме с 1909 по 1910 год.
В это время он работал монтёром на Лубянской электростанции и Миусской трамвайной подстанции. В свободное от работы время занимался партийной работой, за что в сентябре 1910 года был арестован и в ноябре 1910 года выслан на родину. Более в это здании Калинин не жил.
На торцевой стороне здания находится граффити Непрерывная звуковая волна Стравинского.
Помнится в семидесятых годах прошлого века, когда вместо небольших компьютеров были гигантские электронно-вычислительные машины, занимавшие подчас целые комнаты, то программисты развлекались распечаткой на специальной перфорированной бумаге на печатающих устройствах солидных габаритов различных картинок и портретов. Символы на распечатке сливались в картинки с передачей даже полутеней. Главным недостатком было черно-белое изображение, а не цветное. Настенное граффити в виде портрета Игоря Федоровича Стравинского чем-то напомнило мне издали эти картинки. Но когда подошёл поближе, то понял — технология другая. Как написано на поясняющей табличке внизу граффити — в виде непрерывной звуковой волны. Видимо как дань тому, что Игорь Фёдорович Стравинский (1882 -1971) был выдающимся композитором и дирижёром, крупнейшим представителем музыкальной культуры прошлого века. Почему граффити появилось в Москве в 2014 году — не совсем понятно. Ведь в Москве Стравинский побывал уже в преклонном возрасте со своими концертами только в 1962 году. Но смотрится граффити интересно.
Вот такая концовочка оказалась у долгой прогулки по Москве в апреле 2015 года.