Мы долго выбирали, где же остановиться на две ночи — в Трогире или в Сплите. В разных местах не хотелось — слишком частые переезды уже утомляют наши ленивые души. Трогир или Сплит — выбирать из двух зол непросто, а из двух счастий, как оказалось, ещё сложнее. В итоге подумали, что Трогир, конечно, потрясающий весь, но в него только заедем, а остановимся все же в Сплите. Может, и ошибемся с выбором, но будь, что будет. Все равно ведь как-нибудь будет. Ведь никогда так не было, чтобы никак не было, как говорил угольщик Франтишек Шквор. Правда, закончил он не очень хорошо, но это же не обязательно доказывает, что он был неправ.
И мы не прогадали. Про Сплит здесь. А Трогир за несколько проведенных в нем часов запал нам в душу очень плотно. Прямо полюбили мы его всеми фибрами души.
Ехать от Задара до Трогира мы решили не по трассе, а по узкой патриархальной дороге, виляющей вдоль моря, повторяя очертания береговой линии. Милые, даже какие-то детские бухточки с катерами и лодками перемежались с городками на островах и полуостровах.
Самые величавый из них — Примоштен, который нарекли хорватским Свети Стефаном.
Трогир
Историческая часть города — на небольшом острове, оплетенном паутиной узких, зашитых в камень улиц. В безковидное время, видимо, здесь не протолкнуться. А нам как-то и неловко радоваться пандемическому безлюдью, и не с руки так говорить — но тут уж точно не было бы счастья, да несчастье помогло. Вся кишащая обычно туристами прибрежная Далмация нам предстала в совершенно девственном, если можно применить этот эпитет к отсутствию людей, виде.
На главной площади гулял ветерок и пригревало солнце. И даже, наверное, в античные времена, да и в средневековье не было на этой площади так безлюдно. Выглядящая круглолицей из-за огромного циферблата часов на башне ратуша, казалось, удивленно таращилась на пустынное пространство перед собой. Стояли столики, стулья, зонтики, но они почти не были «заселены» и потому безмолвствовали.
Собор Святого Лаврентия пребывал в полудрёме. Знаменит он своим входным порталом, выполненным в 1240 г. местным мастером Радованом. Шедевр несомненный. Адам и Ева на нем вида, конечно, страшного донельзя, но тут автора винить нельзя. Во-первых, все равно портал неоспоримо шедеврален. Во-вторых, никто ж не знает, как выглядели прародители человечества не самом деле — может, как раз именно так. В-третьих, возможно, именно такие стандарты красоты бытовали в тринадцатом веке. Например, в моей юности считались модными и красивыми штаны «бананы» и крутки «варёнки». Сейчас же одетого так человека почтут за клоуна, сбежавшего из сумасшедшего дома. Поэтому нечего пенять на Радована за его Адама и Еву. Пианист играет, как умеет. К тому же, я б на вас посмотрел, если б вас из рая нафиг выгнали.
Кроме изгнанной из рая несчастной супружеской пары на портале множество удивительных барельефов с разными сценами. Безо львов, конечно, тоже не обошлось. Помним, что Венеция была близко и влияла сильно.
Колокольня казалось закрытой, но мы знаем этот трюк — если что-то кажется закрытым, надо попытаться найти того, кто это откроет, и тогда все двери отворятся, и все цепи падут. Так и случилось. В соборе нашелся мальчик с ключем, который нам отверз проход наверх. За нами на колокольню, смотря на нас, как на кудесников, для которых нет закрытых дверей, благоговейно последовала и еще одна отчаявшаяся было пара.
Виды с верхотуры там что надо. Во все стороны сплошное разнообразие, и одно другого краше. Островное расположение дает преимущество сочетания воды, мостов, старого города и ощущения свободы и полета. Внизу жизнь застопорилась. Об активности напоминало только сушащееся на веревке в дебрях теплых фасадов и черепичных крыш белье, парочка за столиком на площади внизу, поглощающая чудное местное джелато, да пригорюнившийся плюшевый мишка у входа в кафе.
Заглянули в палаццо Чипико — увидеть древнего черного петуха.
Набережная ведет к крепости Кармелинго, «засветившейся» в «Игре престолов», и теперь возвышающейся в конце морского променада гордой громадой. В крепость мы не пошли — слышали, что там не очень много чего есть посмотреть, а вид на город мы уже видели с колокольни.
Монастыри на набережной стояли величественно, но, кажется, закрыто.
Нам нужно было поесть. Безлюдство безлюдством — это, конечно, хорошо, когда в твоем распоряжении VIP-билет на осмотр города ЮНЕСКО в эксклюзивном одиночестве. Но обратная сторона медали — закрытые предприятия общественного питания. Ударенные ковидом, кафе и рестораны пока и не думали открываться. А те, что открывались, подавали только напитки, отправив поваров на простой по причине нерентабельности.
За наши на тот момент три дня в Хорватии в кафе нам еще не удалось поесть ни разу. Но в Трогире случился прорыв. Один ресторан открыл нам свои двери и вполне изысканно накормил. Открыл двери он, правда, только фигурально — из-за ковидных ограничений сидеть можно было лишь на улице. Но это было и не важно, так как стоял такой денек, о котором можно было сказать: погода шепчет.
Каштел Гомилица
История Вольного города Браавоса уходит корнями в незапамятные времена, когда он был основан беглыми рабами из Валирии. Они взбунтовались и захватили корабли, на которых их перевозили, а бывшие в их рядах лунные певицы из Джогос Нхая указали им скрытое постоянными туманами место на островах — идеальное для нового города. На протяжении целых ста одиннадцати лет браавосцы хранили в тайне не только местоположение, но и само существование своего нового пристанища. Это сейчас все знают, что Браавос находится на северо-востоке Эссоса, где Узкое море сливается со Студеным морем. А тогда только корабли под пурпурными парусами бороздили просторы Семи королевств, но никто — даже драконьи лорды — не знали, откуда эти суда. После того, как Браавос открыл себя миру, он возместил бывшим хозяевам стоимость захваченных кораблей, но не самих рабов, так как не признавал рабства ни в какой форме.
Каштел Гомилица, сыгравший роль Браавоса в "Игре престолов". Аня - в роли Арии Старк ))
Сейчас, конечно, Титан Браавоса, охранявший морской вход в город, не сохранился, а очень жаль. Не сохранился до наших дней и Черно-белый дом — храм Многоликого бога, в котором Арья Старк под руководством Якена Хгара училась быть Безликой. Но часть гавани все же осталась в том виде, в каком была тогда. Так и хотелось там сказать первому встречному знаменитое приветствие — «Valar Morghulis» и, конечно, услышать в ответ «Valar dohaeris». Но прибрежные улицы были абсолютно пусты. Куда подевалась кипевшая здесь оживленная торговля устрицами? Может, ковид, а может, просто давно те времена канули в лету. Да и Браавос теперь называется Каштел Гомилица, и говорят здесь на хорватском, а не на высоком валирийском.
Как выглядел Браавос в древности можно увидеть на втором фото в слайд-шоу ниже.
Перевал Малачка (Prijevoj Malačka)
От Каштела Гомилицы мы повернули вверх в горы. Наш Опель Астра бодро заполз на перевал и приткнулся на парковке около смотровой на перевале Малачка. Отсюда видно всё побережье. Слева ощетинились высотные жилмассивы Сплита (да, там и такие есть). Прямо по курсу — размазанная тонким слоем по побережью агломерация Каштела. Справа — острова и полуострова. Трогир, к сожалению, не виден за холмом.
Если будете проезжать те края, не премините остановиться. Координаты: 43.581422683770434, 16.325739365143598
Смотровые Шатарице и Кузманичи (Šatarice, Kuzmanici)
Дальше мы немного поплутали по долинам и по взгорьям, выехали на трассу, проехали Сплит и хотели заехать к прибрежному Омишу со стороны гор, так как там я облюбовал прекрасные смотровые, но были обломаны суровой реальностью — дорога была на ремонте, не проехать.
Что ж, раз смотровые не идут к Магомету, Магомет идет к смотровым. У меня в загашнике мозга на этот случай была припасена еще пара многообещающих смотровых. Для этого надо проехать дальше и свернуть на Горню Брелу, а перед выездом на побережье не прозевать поворот направо — на уходящий в гору серпантин.
Там надо доехать до конца дороги и лезть вверх. Мэпс.ми говорит, там есть тропинка, но на самом деле ее нет. Ну и ладно, не очень-то и хотелось — нам главное направление.
Лезть, правда, оказалось не то чтобы легкой прогулкой — на карте по непонятной причине все выглядит гораздо проще. Всего-то полкилометра с перепадом высот в сто метров мы преодолевали где-то сорок минут, потому что мешали цепляющиеся кусты и неудобные скалы. Но что ж делать, как говорили в нашем пионерском детстве, через тернии к звездам.
Смотровая Шатарице (координаты: 43.407126, 16.872971) сразу снесла нам крышу и вынесла мозг! Изломанная горная гряда сбегает к морю, где заканчивается узко прочерченной полоской пляжей Макарской ривьеры, на которую как на нитку нанизаны краснеющие черепичными крышами городки.
Мы долезли до смотровой Šatarice!
Спуститься немного вниз — там смотровая Кузманичи. Вид примерно такой же, только немного другой. Координаты: 43.408118, 16.877112.
Интересно, что на смотровых мы задействуем из органов чувств, в основном, только зрение. А ведь это ограничивает впечатления, не дает им развиться в полную картину того, что это конкретное место из себя представляет. На самом деле, если простая методика восприятия смотровых, которая состоит из семи ступеней.
Ступень первая — зрительная. Посмотрите на горизонт, проведите взглядом по линии горизонта сначала слева направо, потом справа налево, отмечая про себя детали, которые раньше не замечали. Потом посмотрите себе прямо под ноги и медленно переведите взгляд обратно на горизонт. Чувствуете, как разительно меняется картина — от вашей грязной обуви и мусора под ногами до прекрасного солнца и моря на горизонте? Теперь поднимите взгляд от линии горизонта прямо наверх — в небо. Постойте так с задранной головой и установите связь прямо между этим местом на земле и Богом там на небесах. Если вы не верите в Бога, не беда — установите связь с космическим разумом. Потом просто беспорядочно крутите головой, чтобы ваш взгляд беспорядочно блуждал, выхватывая детали из общей картины, как отдельные кусочки из пазла.
Вторая ступень — осязательная. Потрогайте землю под ногами. Какая она? Мягкая? Сыпучая? Колючая? Грязная? Отложите это в памяти. Потрогайте вашего спутника (спутницу). Ущипните его (ее), чтобы вам обоим удостовериться, что всё это с вами происходит не во сне.
Третья ступень — слуховая. Вдумайтесь в то, что вы слышите. Тишину? Звук ветра? Звук полета солнечных лучей? Резко изо всех сил закричите, чтобы перекрыть все слышимые вами звуки, а потом резко замолчите и снова вслушайтесь. Улавливаете ли вы новые оттенки в звуках? Как на вас реагируют окружающие?
Четвертая ступень — обонятельная. Вдохните полной грудью и не выдыхайте. Чем пахнет это место? Это напоминает вам запахи детства? Этот запах несет вас в прошлое или в будущее? Кружится ли у вас уже голова? Если кружится, можете выдыхать.
Пятая ступень — вкусовая. Найдите на смотровой что-нибудь самое съедобное и попробуйте его на вкус. Что вам напоминает вкус этого цветка? А этой травы?
Шестая ступень — умственная. Обдумайте историю этого места. Представьте, как оно выглядело во времена большого взрыва. Теперь во времена динозавров. Вдумайтесь в то, какова была эта местность, когда здесь появились гордые крестоносцев, и пылали костры инквизиции. Теперь забудьте это все и оставьте в памяти только позитив.
Седьмая ступень — метафизическая. Устремитесь мысленным взором в самую неизреченную и неуловимую суть этого места. Продолжайте до тех пор, пока вам не откроется сокровенная пустота пространства и времени в этом месте. Вы должны через это абсолютное ничто прийти к эксклюзивной наполненности этого места. Когда вам откроется то, что сокрыто ото всех остальных, можете выходить из астрала.
Теперь вы получили полную картину впечатлений от смотровой. А не просто — приехали, сделали пару селфи и ускакали.
Омиш
Омиш — маленький городок на побережье, который нам посоветовал Вадим vadimbryansk333, за что ему низкий поклон. Река Цетина там разрезает горную гряду и, разбросав остатки гор и город тоже по разным своим берегам, впадает в море.
Такой пейзаж со спокойной рекой и рельефными холмами сразу напомнил нам китайский Гуйлинь, но с хорватской самобытностью.
Сам городок был мил и пуст. Мы прогулялись до крепости Мирабелла, откуда открывается классный вид, но она, оказывается, увы, закрывалась в три дня, и мы не успели. Ну, кто ж знал? Зато мы на смотровых прошли семь ступеней восприятия.
Влака
На следующий день мы переезжали в Дубровник. Путь неблизкий и небезынтересный. И здесь я расскажу о паре примечательных мест на пути, а в следующем рассказе — о самом бриллианте Далматинского побережья уникальном Дубровнике.
Немного не доезжая границы с Боснией и Герцеговиной река Неретва впадает в море, отделив от себя рукав, называемый Малой Неретвой, и образуя своеобразную дельту. Дельту эту люди испещрили каналами и организовали на этой плодородной местности сельскохозяйственные угодья, да так, что любой Моне или Ван Гог дорого бы дали за то, чтобы оказаться здесь с мольбертом, палитрой (а может и с поллитрой тоже), красками и кистями.
В окрестностях деревни Влака.
Координаты смотровой: 42.978316435470404, 17.536065850675804.
Виноградники Rizman
И прямо буквально перед боснийской границей стоит сделать остановку около виноградников Ризман (координаты: 42.965445, 17.517635). Мы вина не пьем, потому что один классик когда-то сказал: «Не пей вина, Гертруда», а другой потом добавил: «Пьянство не красит дам». Но место там просто необычайной живописности. Настолько, что даже мы захотели выпить там вина, несмотря на всех классиков. Но, увы, магазин был закрыт по причине всемирной ковидности, и мы уехали ни с чем.
Хотя почему ни с чем? Мы там прогулялись, сделали хорошие снимки и, по своему обыкновению, прошли семь ступеней восприятия.
Дальше проехали боснийский Неум, и нас ждал Дубровник, про который будет дальше.