Я написал этот рассказ сразу после возвращения из Камбоджи — она тогда и вправду была единственно возможной в регионе для посещения без коронавирусных ограничений. С тех пор известные события, работа и экспедиция на Кавказ отвлекли меня, но вот решил опубликовать найденный текст.
Если в самом начале пандемии просто нельзя никуда было поехать, то сейчас всё гораздо интереснее. Вчера было нельзя, сегодня — можно. Правда, если купить билеты на завтра, то не исключено что уже будет опять нельзя. Это нас учит спонтанности и стремительности, принцип «здесь и сейчас» утвердился в туризме как никогда раньше, а термин «раннее бронирование» задвинут далеко в чулан.
Тоска по Юго-Восточной Азии у тех, кто там не раз был, является хронической, и требует раз в какое-то время в этот регион наведываться. После первой поездки в 2010 году по маршруту Таиланд — Лаос — Камбоджа — Таиланд я это отчётливо осознал и старался периодически снимать ломку. В 2012 (Индонезия), в 2013 (Таиланд — Лаос — Бали — Таиланд), в 2015 (Таиланд — Мьянма — Таиланд), в 2016 (Таиланд — Филиппины — Гонконг — Таиланд), в 2017 (Сингапур) и в 2019 (Вьетнам) — то есть с перерывами не более двух лет.
И вот с Вьетнама прошло три года, юго-восточный зуд усиливался и даже осенний трип на Ямайку не сбил ломку (Ямайка классная, но это совсем другая история). В середине января я понял, что так больше нельзя и полез за билетами. Итак, куда сейчас можно?
Таиланд — «песочницы» Самуи, Пхукет и некоторые другие регионы. Которые то открываются, то снова закрываются, и происходит это порой в пределах одного месяца. Самоизоляция то нужна, то нет, только с 1 февраля отменили для вакцинированных. Плюс свидетельство о въезде, предоплата двух ПЦР-тестов и двух ночей в специальных отелях, специальное мобильное приложение для отслеживания перемещений… Нет, такой туризм нам не нужен.
Вьетнам — похожий сценарий. Индонезия — закрыта совсем. Филиппины — открылись для привитых только 1 февраля. Малайзия — вообще всё строго, Мьянма — тоже, да ещё и политическая обстановка так себе. Лаос — не вариант, закрыт да и моря хочется. А это что тут у нас под ним? Камбоджа. Ну-ка: вакцинированным туристам даже ПЦР заранее не нужен — только бесплатный экспресс-тест по прилёте. Виза — онлайн за сутки или на месте в аэропорту. Передвижения по стране — без проблем. И вот самый туристически лояльный в мире регион скукожился в плане беспроблемного передвижения до одной лишь Камбоджи — единственно возможной для меня на тот момент, да и на сегодня без внятных альтернатив, если вам не нужен отдых строгого режима.
Логистика: не повторяйте мою ошибку и не потеряете 50 тысяч рублей
Хоть ПЦР вакцинированным для въезда в королевство и не нужен, сделать его всё равно придётся — прямого рейса в Пномпень из России нет (а похоже надо бы!), так что добираться нужно на перекладных. А перекладные везде требуют тест, в основном 72-часовой, но вот Сингапур, как самое строгое правовое государство, выпендрился и тут: 48 и ни часом больше! При том, что воздушные ворота этого государства — едва ли не единственные для транзита в страну кхмеров. Тем более что выбор существенно сужается, когда берёшь билеты с вылетом менее чем через неделю.
Собственно, сначала я хотел через Сингапур прилететь в Пномпень и встретиться там с друзьями, уже купившими билеты. Потом расслабиться всем вместе на пляжах Сиануквиля, двинуть в Сиемреап, поглазеть на Ангкор и улететь из Сиема через тот же Сингапур. Но что поисковики, что сайт Сингапурских авиалиний выдавали отнюдь не гуманный шестизначный ценник. Подвигать датами особенно не получилось, но вариант с прилётом в Сиемреап был в два раза дешевле. Правда вылет был капец какой неудобный, поэтому пришлось посмотреть другие варианты.
И вот тут я лоханулся как никогда до этого. Купив билет туда через Сингапур в Сиемреап, я начал смотреть обратные билеты из Пномпеня. Вариант через Бангкок, Иркутск и Новосибирск я даже не стал рассматривать, хотелось больших дальнемагистральных самолётов, да и с тайским транзитом заморачиваться не хотелось (а зря). В итоге нашел на Aviasales следующий билет: Пномпень — Сингапур (Jetstar), Сингапур — Дубай — Москва (Emirates). Через поисковик стоимость была существенно выше, так что я взял всё это разными билетами на сайтах авиакомпаний. Понимал, что в Сингапуре не выйду, придётся обойтись ручной кладью и электронными посадочными в транзитной зоне Сингапура. Это была ошибка.
Обожаю эту атмосферу больших аэропортов. Справа — мой А350 Сингапурских авиалиний
После покупки билета я по какой-то надобности оказался на сайте аэропорта Сингапура. Где чётко сказано: лететь транзитом через Сингапур можно только по единому бронированию одной и той же авиакомпанией, да ещё и приводится список этих авиакомпаний. То есть если это не Сингапурские авиалинии, то у перевозчика должен быть код-шеринг с ними. И тут я понял, что на рейс из Пномпеня меня просто скорее всего не посадят. Однако брать новый билет пока не стал, понадеявшись на удачу и на всякий случай распечатав старую сингапурскую визу с изменёнными датами. Скажу сразу — не прокатило, подробности в конце повествования.
Ну, а пока у меня есть билет такого вида: Екатеринбург — Шереметьево (Аэрофлот) — Стамбул (Nord Wind) — Сингапур (Singapore airlines) — Сиемреап (Singapore airlines). Сделав стоповер у друга в Мытищах, еле успеваю после радостной встречи и часового сна на такси к рейсу в Стамбул. На регистрации благосклонно принимают мой QR-код о вакцинации, но просят до посадки заиметь HES-код для посещения Стамбула. То, что я без багажа и выходить не собираюсь, девушку не волнует — ОК, получаю этот код. Делается всё просто — на сайте (где кстати сказано, что транзитным пассажирам он не нужен) заполняется анкета. Название знакомого отеля система не принимала, в итоге вбил бульвар Ататюрка 1 — такой адрес должен быть в любом городе Турции, сработало. Но как я и предполагал, код никто не спросил, я же не покидал транзитную зону.
Заход на посадку в новый аэропорт проходит таким образом, что можно хорошенько рассмотреть Принцевы острова, если сидите слева, как я. Если справа — то по всей видимости сможете полюбоваться Босфором при развороте и выходе на глиссаду.
Принцевы острова и маршрут захода на посадку
Чтобы зарегистрироваться на рейс не проходя контроль, в новом аэропорту Стамбула есть специальные стойки, по одной на несколько авиакомпаний (и множество для Турецких авиалиний). Там сотрудник просто сфотографировал мой паспорт, ПЦР-тест и распечатки билетов, отправил в аэропорт Сингапура, и как только дали добро — распечатал посадочные. Пришлось минут 20–30 ждать и даже немного понервничать — пересадка была всего 2 часа. Хорошо что аэропорт мне уже был знаком — в августе я вылетал из него в Шарм-эль-Шейх. Учитывайте этот момент при пересадке, воздушная гавань действительно поражает размерами.
Ну всё, сижу в новеньком А-350 Сингапурских авиалиний, рядом со мной 2 пустых кресла — можно было и не доплачивать при покупке за место у иллюминатора. Капитан объясняет, что полетим 10+ часов из-за того, что маршрут будет пролегать над Египтом и Саудовской Аравией, чтобы избежать попадания в воздушное пространство Афганистана. Проверил потом — действительно летели таким образом. Кино, книга, вино и крепкий сон на трёх креслах.
Облетаем неспокойный Афганистан
Пересадка в Сингапуре прошла вообще без проблем — никто ничего не спросил, по транзитной зоне свободное перемещение между терминалами, иногда только зачем-то наклеивают какой-то трансферный браслет, на который никто не смотрит. Хотел найти как в стамбульском аэропорту стойки регистраций сторонних авиакомпаний в транзитной зоне, но не нашел — только Сингапурские авиалинии. На которых никого не было. Как и на стойках информации — вместо этого предлагалось связаться по видеосвязи, где девушка подтвердила, что у меня скорее всего будут проблемы при обратном вылете разными бронированиями.
Ну ладно, переживаниями проблему не решить. Главное что меня таки пускают в Камбоджу, значит я получу долгожданную дозу ЮВА, а там разберёмся. Из-за покупки нового билета видимо придётся пожертвовать Ангкор-ватом, но я там был в 2010 году — он стоит почти 1000 лет, не думаю что там что-то принципиально поменялось за 12. А вот посмотреть как изменился Сиемреап будет интересно!
Озеро Тонлесап и впадающая в него река Сангкер
При подлёте хорошо видно озеро Тонлесап, на которое организуются экскурсии к плавучим деревням. Я же планировал по нему и одноимённой реке лодкой добраться до Пномпеня на следующий день. А сегодня — прилёт, быстрый ПЦР-тест, превращение лёгким движением руки штанов в шорты, снятие в банкомате местной валюты, тук-тук до отеля, заселение и приход в себя после многочисленных мытарств.
Сиемреап спустя 12 лет и ещё один облом
Я бы, пожалуй, мог сказать — как же изменился Сиемреап за эти годы… Если бы помнил его. В 2010 мы приехали в темноту, заселились в первый попавшийся отель за 5 долларов, с утра укатили в Ангкор, под вечер погуляли по ночному рынку и после второй ночи рано утром двинули на Ко Чанг. Помню что меня не выпускали из отеля из-за недопонимания в сумме счёта на вечернее пиво — оказалось, пенный напиток в стекле стоит в полтора-два раза дороже, чем в банках.
В этом плане всё осталось как раньше — разница действительно бросается в глаза. Наученный горьким опытом, пил баночное пиво, но в особенно хитросделанных кафе баночного часто просто «не было». По ночному рынку тоже прошелся, и снова накупил футболок — они тут просто замечательные, по 3–5 долларов и сносу нет.
Ну и наконец погулял по городу днём. Много строек, как домов так и тротуаров, пустые массажные салоны, редкие туристы, экспаты-пенсионеры из Европы или Австралии… Трижды сходил на массаж, потестировал местные едальни, вечером прогулялся по улице с говорящим названием Pub street. Бары почти полностью пустые, но оркестры из искалеченных минами музыкантов на месте, равно как и тук-тукеры, предлагающие джентльменский набор: девочки, травка…
Pub street днём, в сумерках и вечером — по количеству народа не сильно отличается
Город, конечно, примечателен только Ангкором, но мне на следующее утро надо было в Пномпень. И я собирался попасть в столицу по реке Тонлесап — на катере с ветерком за 6 часов. Обычно они работают до марта, а потом на лето делается перерыв. Связано это, как я понимаю, с переходным периодом и обмелением перед обратным течением — во время летних дождей не Тонлесап впадает в Меконг, а Меконг питает реку своими водами и несёт их до озера Тонлесап, к Сиемреапу. Осенью река меняет свое направление обратно. Но в этом году судоходства не было, одни говорили что река обмелела раньше обычного, другие рассказывали про нерентабельность круизов из-за отсутствия туристов.
Немного фоток Сиемреапа
Так или иначе, из альтернатив оставался только автобус — самолётов до Пномпеня нет, такси за 5 часов пути стоит не по-христиански, да и не выигрывает по скорости у минивэна за 10 долларов. Выбирать можно в любом агентстве вдоль дороги, лучше ближе к отелю — либо туда приедет минивэн, если водитель его знает, либо вас на тук-туке отвезут к месту посадки. Есть и большой автобус, но он чуть ли не единственный за день. Время в дороге — чуть больше 5 часов, на середине пути предусмотрена остановка на ланч-туалет. Выйдя из отеля в 7 утра (место покупки билетов было недалеко и я прогулялся пешком), к часу дня я уже был в Пномпене, впервые в жизни.
Пномпень. День днём, пень пнём
Мини-бас выплюнул меня не то чтобы далеко от центра, но и не сказать чтобы близко — примерно в километре от храма Ват Пном, вот в этой локации (если поедете компанией Seila Angkor Khmer Express, вас высадят тут, имейте в виду). На улице — самое пекло, нижняя часть штанов-шорт и толстовка (кондиционера традиционно для ЮВА не жалеют) отправляются в сумку, сумка отправляется на плечо, а я — в сторону пагоды и вообще центра.
По пути, у парка с пагодой, увидел глазеющих наверх людей — в ветвях гигантского размера дерева сидела гигантская же птица, клювом похожая на тукана, но расцветкой вроде не он. Увеличенное фото с телефона — так себе подспорье, но может кто-то скажет как его зовут?
А вот саму пагоду я так и не увидел. Обошел по кругу, упёрся в закрытые ворота. Внутри при этом были люди, значит работает вход со стороны реки — но почему-то я решил что зайду в следующий раз, на обратном пути через несколько дней, а пока двину в сторону дворца, чтобы тот не успел закрыться — в памяти отложилось как я дважды не смог попасть в Королевский дворец в Бангкоке, который закрывается в три часа дня.
Пагода Ват Пном
Путь от пагоды до дворца — пару километров, отличное расстояние чтобы поглазеть на столицу. Классическая ЮВА с мотобайками и проводами. Пафосные здания министерств перемежаются хлипкими лачугами и нарядными храмами, везде идёт стройка.
Все подходы к Королевскому дворцу были перекрыты ограждениями, у которых для пущей убедительности дежурили полицейские. Внятно объяснить мне никто ничего не смог (в Камбодже если человек не работает в туризме или торговле, он не знает английский ни на каком уровне), поэтому я решил дворец тоже отложить на второе, более длительное по времени посещение города.
Но культурную программу какую-то выполнить надо, к тому же при +30 ходить с сумкой на плече изрядно надоело. И тут меня спас Национальный музей Камбоджи, что совсем рядом с дворцом. Билет стоит 10 долларов (американская валюта реально в ходу везде, даже в госучреждениях, могут спокойно сдачу долларами сдать), сумку нужно оставить у охранника — даже спрашивать про камеру хранения не пришлось, меня просто с ней не пустили.
Собственно именно в этом музее хранится всё то, что нашли в храмах Ангкора и в других древних сооружениях страны. Есть и памятники докхмерского периода, видел экспонаты 7 века. Наконечники копьев, возможно, ещё более древние. Множество статуй Будды и других божеств, троны лам, ритуальные барабаны, поделки и украшения разных веков — в общем, есть на что посмотреть, можно смело выделять на музей часа 2–3.
На последней фотографии в слайд-шоу самое древнее в истории упоминание цифры 0
Кажется впервые в жизни увидел транспортировку музейных экспонатов — или их готовили к отправке, или привезли с какой-то выставки: многие статуи были не на месте, какие-то в транспортировочных лентах, другие в деревянных боксах, в общем интересное дополнение к увиденному!
На у после музея наконец-то можно и по набережной погулять. Люблю набережные в любом городе, там всегда происходит что-то интересное. Вот и тут наткнулся на процессию с музыкой у храма и подношениями, а также торговлю всем и вся.
Набережная ухожена, гулять по ней приятно. Незаметно я добрёл до паромной переправы — уже не раз я эту штуку использовал в качестве бюджетного, а то и вовсе бесплатного круиза, решил попытать счастья и тут — вроде машины и байки просто так заезжают. На входе парни, регулирующие заезд и выезд с парома, меня остановили и потребовали денег, правда какие-то копейки — 1000 риэлей, это около 20 рублей.
Паром пересекает и Меконг, и впадающий в него Тонлесап, а по ходу движения видна стрелка с возвышающимся отелем Sokha — в этой же сети я буду жить в Сиануквиле. Но самое классное, что видно как соединяются две реки — воды в них разные по цвету и смешиваются где-то ниже по течению.
На другом берегу меня внезапно встретила христианская церковь, но интересного там я так понял ноль, да и время поджимало, так что я собирался на этом же пароме плыть обратно. Правда, мой только пришвартовался, а соседний уже полным ходом загружался автомобилями, мотобайками и даже тук-туками, так что я мигрировал на него, причём бесплатно — видимо 1000 риэлей это билет в оба конца!
После импровизированного круиза времени оставалось только поесть и уже двигать в аэропорт, за этими мыслями меня поймал тук-тукер.
— Куда ехать?
— В аэропорт, но потом, я сперва поем.
— Отвезу в кафе, подожду и отвезу в аэропорт за 10 долларов!
— Не, у меня блин в городе такси стоит дешевле, а до аэропорта тут 12 км (он и правда находится в самом Пномпене), давай за 10 000 риэлей (5 долларов)?
— Садись!
Как выяснилось в аэропорту, мы не совсем поняли друг друга, а пока что он отвёз меня к своим знакомым в кафе, где я съел какой-то суп из речной рыбы, полный костей. Не особо вкусно, но вполне питательно, особенно когда ты до этого ел часов 7 назад.
Разные кафе Пномпеня, костлявый суп слева
Аэропорт хоть и близко, но трафик по бульвару Российской Федерации (да-да, именно он ведёт сквозь город к воздушной гавани Пномпеня) ужасающий, стоячие пробки даже среди мотобайков. В итоге хоть и выехал с запасом, приехали мы минут за 20 до конца регистрации. И тут тук-тукер заявляет мне что хочет 10 долларов. 10 000 риэлей он понял как 10 долларов. Я за его мытарства по пробкам был готов дать 10, но рассчитывая на оговоренную сумму спустил всю наличность в кафе на дополнительную воду и прочие ништяки, а чтобы бежать до банкомата слишком время поджимало. Так что уехал он в расстроенных чувствах, да и мне было неудобно, но вообще это справедливая цена как я потом понял.
Мой незадачливый тук-тукер
Сиануквиль: становление азиатского Лас-Вегаса
Сиануквиль представлялся мне деревушкой на море, с идеальными юго-восточными пляжами, утопающими в зелени, и с небольшими домиками. Но когда мы въехали в город, я увидел небоскрёбы, огни казино, дорогущие автомобили и вообще совсем не то, что представлял.
Пляжи, к счастью, действительно оказались идеальными и с зеленью. Но вокруг — огромное количество высоток, отелей и апартаментов, большинство из которых недостроено: китайские инвесторы до пандемии рьяно взялись за город, но сейчас все стройки заморожены. Выглядит довольно необычно и надо будет обязательно сюда вернуться когда строительство закончится.
Наш отель — Sokha beach resort — был довольно большим, но не многоэтажным и уютным, с большой зелёной территорией и прекрасным пляжем, где было приятно и понежиться под лучами солнца, и поплавать в водах Сиамского залива.
В общем-то море тут и есть главное развлечение, но в окрестностях тоже немало интересных мест. Например, разнообразные водопады, пещеры, город Кампот, известный одноименным перцем и даже национальный парк Бокор со Слоновьими горами.
Но это все требует более вдумчивого путешествия, я же ограничился пока что поездкой на скоростном катере через залив Чак Кампонг Сом к гольф-полю — скоро там будет курорт, даже аэропорт есть, при том что всё это часть национального парка Ботум Сакор, крупнейшего в стране.
Также в один из дней взял в аренду мотобайк. Целью было как раз посещение парка Бокор и Кампота, но удалось взять мопед только ближе к полудню, а работала прокатная контора до 5 вечера. Поэтому просто покатался вокруг города куда глаза глядят.
А глаза глядели в сторону набережной, рыбацкой деревушки с заливом, в который прямо видно как затекает вода из моря, и горы с гигантским деревом.
Озеро Боенг Том Ангкеп (фото 4 и 5 в слайдере выше), соединённое с Сиамским заливом, хорошо видно из самолёта
Недалеко от гигантского дерева судя по карте были какие-то дольмены, решил доехать и до них. Но на повороте стоял блокпост лачужного вида и местный военный, который ни в какую не пускал меня дальше, не мог объяснить ничего и, похоже, кроме «ноу» ничего по-английски не знал. В итоге закрыл передо мной ворота.
Указатель на дольмены и нелюбезный охранник непонятно чего
Не солоно хлебавши, я поехал обратно в Сиануквиль — в планах было взглянуть на пляж Индепенденс, знаменитый одноименным отелем, в котором отметилась Жаклин Кеннеди. В отель конечно тоже не пускают людей с улицы, но рядом на набережной есть парк и пирс, с которого открываются шикарные виды на пляж. А саму территорию от дороги отделяет лесистая гора, в которой обитает много обезьян.
Сдал байк вовремя, остаток вечера, пока было светло, провёл на пляже, а как стемнело — прогулялся по набережной к главному пляжу города и нашел отличную едальню Muslie прямо на берегу, с приятными ценами, хозяином с хорошим английским, вкусными большими порциями и прохладным пивом…
На следующее утро летел 20-минутным рейсом обратно в Пномпень — там нужно было сдать ПЦР-тест и улететь через Сингапур. Ну, по крайней мере я так думал…
Пномпень: как распробовать город со второго раза
Итак, второй раз за поездку прибыл в Пномпень, и впервые — самолётом. Сотрудники аэропорта пытались затащить меня на тест на коронавирус, но я сказал что прилетел внутренним рейсом.
— У нас есть внутренние рейсы?
— Да!
— Откуда?
— Из Сиануквиля.
— И много вас там?
— Человек 20.
Да, А230 был заполнен едва ли на 10 процентов, рейс только-только запустили и персонал был искренне удивлён. В общем отвертелся я от палки в нос и поспешил на улицу, в объятия тук-тукеров. Если вы думаете что столичный аэропорт это вотчина таксистов, то в Пномпене это не так — официальные (!) тук-туки стоят аккуратным рядком, распорядитель отправляет водителей к пассажирам, выписывая квитанцию на 9 долларов (что позволяет так-тукерам не торговаться, но бакс я всё же скинул), а сиротливые таксисты стоят в сторонке небольшим автопарком.
Отель я выбирал в приложении на бегу и по дневным фотографиям. Так что он оказался не в центре, да и я недооценил размеры города, а по ночам с подсветкой от наружной лампочки примыкающего вплотную общежития он и вовсе напоминал притон для курильщиков опиума. Впрочем, сам номер был вполне хорош.
От центра он находился далековато, а вот от медицинского центра, где мне предстояло сдать тест на коронавирус перед отлётом, он был всего в километре. Ну я сразу и прогулялся, отдав за процедуру… 130 долларов! Однако! Зато документ в красивой папочке с синей печатью обещали завтра утром, что очень кстати, если у тебя рейс днём. Я всё еще думал что у меня будет рейс…
Немного Урала в Камбодже
Моей целью на оставшийся день был Русский рынок — во времена сотрудничества с СССР здесь продавались товары из нашей страны, так и прижилось название. От отеля локация была где-то в пяти километрах и не в сторону центра — отличный способ посмотреть на не центральную часть города. 30-градусная жара не очень хорошо ложилась на сгоревшую после покатушек на байке кожу, а вот холодное пиво ложилось просто отлично.
В потоке байков едет Роллс-Ройс Куллинан (за Фордом), в мойке ждёт своего хозяина чуть мятая Ламборгини, ну и ещё один Роллс во дворах
Так, среди уличных продавцов, кафе с вкусным местным супом по типу вьетнамского фо бо, снующими везде мопедами, а также регулярно проплывающими сквозь поток Роллс-Ройсами, Бентли и прочими Майбахами (нигде не видел такого расслоения автопрома как в Камбодже) и добрался до места. Большое крытое душное пространство, в котором есть всё. Рекомендую для покупки сувениров — можно купить много разного в одном колоритном месте.
Русский рынок
От рынка я держал путь в местный даун-таун, Пномпень-сити, если хотите, что находится на отдельном острове, отделённом каналом от простолюдинов. Но по пути наткнулся в каком-то парке на винный фестиваль с живой музыкой и кучей европейцев и австралийцев. Вина не хотелось совсем, но попробовал местного крафтового пива. Однако задерживаться нельзя, скоро стемнеет.
Даунтаун просторный, с велодорожками, парками, элитными ЖК, ремонтными мастерскими для люксовых автомобилей и кучей строительных работ везде. Рядом с островным районом — посольство РФ за самым большим из виденных в Камбодже забором, конечно же: видимо тут нас тоже враги хотят окружить.
Всякий ширпотреб мы не чиним, но наклеиваем на дорогие авто идиотские бумажки чтобы краску под дверными ручками своим маникюром не содрать (видел повсеместно на премиум-марках)
Уже в темноте вышел на знакомую набережную — в ночное время она выглядит интереснее, от причалов отправляются светящиеся сотнями огней круизные кораблики, местные и туристы выходят на прогулку, бабушки продают всякую снедь…
Дошел до упирающихся в набережную улиц с кучей отелей и европейских лиц. Вот, блин, где надо было селиться думаю, ещё не зная что завтра я это как раз и сделаю. А пока — ужин и несколько километров пешком до отеля.
С утра получил заветный результат ПЦР-теста, собрал вещи и выдвинулся в аэропорт, конечно же на тук-туке, уже за 7 долларов. Предварительно регистрироваться онлайн не стал, чтобы в случае чего поменять билет, так собственно и получилось. Посадить меня на рейс до Сингапура отказались из-за билетов разными бронированиями, несмотря на то что я без багажа. И визу мою фэйковую даже смотреть не стали, потому что кроме неё мне ещё нужно было получить какой-то документ на въезд в страну.
В общем билет Jetstar из Пномпеня в Сингапур сгорел, билет Сингапур — Москва я пока перенёс на конец 2022 года (отменить через приложение было нельзя), забронировал отель в той зоне, что вчера приметил и снова поехал из аэропорта в город на тук-туке, да и то за 9 долларов.
Разместившись в отеле, я вышел в бар при нём же — там уже сидели и накачивались пивом возрастные европейцы, с ними была одна местная, видимо «морковка», как их называют в Таиланде. То есть девушка, сопровождающая туриста за деньги и оказывающая различные услуги — от переводческих до сексуальных. Взял пива и поймал этот азиатский вайб — сразу захотелось сидеть, ничего не делать, попивать пивко и глазеть по сторонам, а то и вовсе остаться здесь на месяц-другой.
Но делать что-то надо было, как-то выбираться и как можно скорее — в пользу этого говорила, например, и стоимость ПЦР-теста в 130 долларов. Погрузившись в дебри форумов, я начал изучать варианты. Выяснил, что транзит в Бангкоке стал человечнее, и для него достаточно 72-часового теста и страховки с покрытием лечения коронавируса на период пребывания в стране. То есть сутки если без ночной пересадки и двое суток — с ночной. И ещё там было требование чтобы пересадка не превышала 12 часов. Этим критериям удовлетворял завтрашний рейс Пномпень — Бангкок — Иркутск. До столицы Таиланда Bangkok Air, далее — S7, через агрегатор всё проходит как одно бронирование. Аллилуйя, беру! И немедленно выпил.
Грустно видеть стоящих на приколе красавцев…
Транзит в полупустом аэропорту и указатели на «песочницы»
Остаток дня на радостях просто расслабленно гулял по центру, вкушал местные специалитеты в кафе, глазел на народ и достопримечательности, особенно не планируя куда-то попасть. С утра взял тук-тук (уже за 6 долларов!) и в третий раз поехал в аэропорт Пномпеня. На регистрации всё равно фантомно нервничал, но всё прошло хорошо, страховку и тест спросили и этими документами вполне удовлетворились. Успешно пройдя все контроли, я купил дальнейшие билеты из Иркутска через Новосибирск в Екатеринбург. Таким образом не карте маршрут я красиво закольцевал, хоть и влетело мне такое художество в копеечку.