К 2019 году на моей карте посещенных стран Юго-Восточной Азии оставалось несколько белых пятен. Небольшой, но гордый (в частности из-за наличия визы до прошлого года и нефти по сей день) султанат Бруней, большая Малайзия (куда я должен был полететь в 2014 году, но поездка сорвалась), город-государство Макао и любимый многими российскими туристами Вьетнам.
И вот я решился одно из них закрасить, благо появилась возможность поприсутствовать на Азиатском Туристическом Форуме в городе Халонг, знаменитом своей живописной бухтой.
Ограничиваться только Халонгом и его бухтой я не стал, а без визы можно находиться только 15 дней, поэтому маршрут по дням был такой:
- День 1. Утренний прилет из Москвы в Ханой, день в городе, ночёвка в отеле Chio Hotel недалеко от аэропорта (чтобы было недалеко).
- День 2. Утренний выезд в Халонг, прогулка по городу, вечерняя экскурсия на гору Yen Tu к одноименной пагоде, ночёвка в отеле Halong Park Hotel.
- День 3. Переезд в более комфортный отель FLC с панорамным видом на бухту Халонг, экскурсия на кораблике по бухте, ужин на корабле Halong Princess.
- День 4. Встречи и пресс-конференции на форуме ATF, прогулка по городу Халонг.
- День 5. День сурка.
- День 6. День сурка.
- День 7. Утренний выезд в Нинь-Бинь, лодочная экскурсия по национальному парку Тамкок, ночевка в отеле Ninh Binh Legend Hotel.
- День 8. Утренний выезд в Ханой, прогулка по городу, вечерний вылет в Хошимин, вечер в городе, заселение в отель Sai Gon Hotel.
- День 9. Изучение Хошимина на весь день, покупка билетов на поезд в Дананг.
- День 10. Утренняя экскурсия по дельте Меконга, ночной поезд в Дананг.
- День 11. Прибытие в Дананг днем, заселение в отель Banyan Tree Lang Co, релакс.
- День 12. Аренда мотобайка, поездка в Хойан и обратно в отель.
- День 13. Снова на мотобайке, но уже в другую сторону — в Хюэ и обратно в отель.
- День 14. Поздний чек-аут, выезд ближе к вечеру в аэропорт Дананга, вечерний рейс в Ханой, ночёвка в отеле Dragon Airport Hotel около аэропорта.
- День 15. Утренний вылет в Москву.
Сбалансирован ли этот тур — судить не берусь, разумеется если бы не форум, я бы не задержался в Халонге так надолго. К тому же атмосфера в Banyan Tree Lang Co располагает к ничегонеделанью на вилле у бассейна и на шикарном пляже курорта, а не к поездке на байке по окрестностям. Но жадный до новых мест турист, впервые оказавшийся во Вьетнаме, но уже много раз в жизни купавшийся в разных морях, разумеется выбрал постоянное передвижение, отведя на пляжный отдых всего половину дня.
Ханой
Не знаю почему, но у меня до поездки сложился стереотип: Ханой — просто большой вечно дождливый город, а все самое вкусное — на юге, в Сайгоне. Подтвердилось то, что Ханой большой — по площади он в полтора раза больше Москвы, если верить Википедии. Правда, я так понимаю, без учёта Новой Москвы. Ну и да, было пасмурно, прохладно (вечером до +13), и по возвращении из Нинь-Биня действительно дождливо. Зима, что поделать.
Однако начинка города в плане «что посмотреть» превзошла мои ожидания. Крутейший Храм Литературы, колоритнейшие старые кварталы с действующей железной дорогой, идущей впритирку с домами, масштабный Мавзолей Хо Ши Мина, красивые колониальные виллы квартала посольств, живописные даже в дымке и при низком небе пагоды на озёрах (Чан Куок и Нгок Сон), великолепный кафедральный собор Святого Жозефа с иконостасом, сделанным из бамбука.
Все эти детали меня весьма впечатлили, накладывался и отпечаток погоды — непривычно видеть юговосточно-азиатский антураж в такой холод. Плюс к этому чувствуется огромное влияние китайской культуры, и все эти факторы создали трудноперевариваемый, но интересный винегрет в моей голове, Ханой точно нужно будет посмотреть в хорошую погоду, выделив дня три на город.
Город Халонг
Изначально в Халонг хотели поехать общественным транспортом, поэтому отель взяли у аэропорта Ханоя, Chio hotel, там вроде как должен ходить автобус. Но потом выяснилось, что нас дезинформировали, и автобусы ходят с автовокзалов на окраинах города. В итоге вспомнил про сервис Kiwi Taxi, которым пользовался на Самуи и в Бангкоке пару лет назад. Заказал прямо с телефона, если делить на двоих, то вышло вроде по 2000 с человека, это за 3,5 часа езды, да еще и на новом джипе Toyota. Предложение показалось выигрышным по сравнению с тансферами из города за примерно 1000 рублей непонятно на каком автомобиле. Ну, а автобус, учитывая размеры города и соответственно стоимость такси, выходил почти так же. Тот самый случай, когда на первый взгляд переплачивая, ты многое экономишь. В общем, рекомендую, а если вас 3–4 человека, то вообще не должно возникать вопросов как добираться из точки, А в точку Б. В нашем случае — в Halong Park Hotel. Кстати заказать Kiwi Taxi можно непосредственно с сайта Туристер, вот на этой странице.
С комфортом и под свою музыку примчали в Халонг. С погодой, мягко говоря, не повезло. Низкое небо, туман, иногда что-то падало с неба, прохладный ветер. Но позитивный настрой — наше всё, поэтому от пребывания в этом месте удалось получить положительные эмоции.
Сам город Халонг разделен проливом на две части, соединенные довольно внушительным мостом и не менее внушительной канатной дорогой. Та часть, что южнее, более тусовочная, с отелями, пляжами, парком развлечений. Северная часть примечательна более интересным видом на скалы бухты, вплотную подступающие к берегу, а также кучей рыбацких лодок, парком с видом на бухту и современным музеем истории Вьетнама. Ну и вообще северная часть больше отражает реалии местной жизни, большинство населения города живет именно тут. Кроме того, здесь расположен конференц-центр, где проходили мероприятия форума, а также отель FLC Halong Bay Golf Club & Luxury Resort, куда я мигрировал на время форума после Halong Park Hotel.
В самом городе удалось вдоволь погулять по набережным обеих частей, потусоваться в парке и посмотреть, как местные жители делают гимнастику, походить по уличному рынку и по торговому центру Halong Plaza (я взял минимум вещей специально чтобы пополнить парк футболок и обуви). Хорошие впечатления оставил местный ресторан Hutong, где нужно на китайский манер самому готовить мясо, рыбу, траву и грибы в бульоне — коллеги тоже остались в восторге.
Точно стоит посетить местный краеведческий музей — современное здание в виде чёрного куба, с экспозициями от древних времен (окаменелости, скелеты и чучела животных, обитавших здесь) до Вьетнамской войны и биографии товарища Хо Ши Мина.
Пагода Йен Ту
Дабы разнообразить пребывание в Халонге, взяли с коллегами несколько экскурсий. Первая — к пагоде и горе Yen Tu. Гора Йен Ту — одна из самых высоких точек горной гряды в северо-восточной части Вьетнама. В окружении поражающего воображение ландшафта, на горе расположена пагода, и в целом это место известно, как колыбель буддизма во Вьетнаме. В 2014 году комплекс был признан объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
Пагода Hoa Yen является самой большой среди комплекса пагод Йен Ту. Она находится на высоте 543 метра и украшена длинными рядами деревьев, посаженных императором сотни лет назад.
Поднимаясь еще на 700 метров, до впечатляющей высоты в 1068 метров над уровнем моря, путники видят пагоду Van Tieu. Возраст обеих пагод, и Hoa Yen, и Van Tieu, исчисляется тысячелетием, и их посещение очень почитается среди буддистов — оба места являются святыми. А с вершин этих построек открываются потрясающие панорамные виды на северо-восточный Вьетнам.
В наши дни пешком можно не подниматься — к пагодам проведены канатные дороги, которые поднимут вас на высоты за считанные минуты. Однако сами подъемы по древним лестницам являются неотъемлемой частью исследования этих святых мест.
На первой площадке, куда поднимается канатная дорога, расположен сувенирный магазин, где можно приобрести многие интересные товары — от браслетов из натуральных материалов и других сувениров, до интересных настоек и чаев.
Конечно, быть в городе Халонг и не поплавать среди скал бухты Халонг — преступление. Поэтому на следующий день мы отправились к этой визитной карточке Вьетнама.
Ну, про бухту наверняка все всё знают. Объект всемирного наследия ЮНЕСКО, фигурант списка «7 новых чудес природы» и тысячи туристов со всего света. Согласно легенде, остров Халонг был создан драконом, жившим в горах — про это тоже все в курсе. Но неожиданным для меня стало наличие среди топонимов острова Титова. Оказывается, советский космонавт плавал среди этих мест с самим Хо Ши Мином, и вьетнамский лидер назвал один из островов в честь Германа Степановича.
Также здесь снимались различные фильмы, в том числе про Джеймса Бонда. В общем, место со всех сторон знаковое, и даже пасмурная погода не испортила впечатление. Однако большое видится на расстоянии, и для восприятия бухты целиком нужно забираться на возвышенности в самом городе. В нашем случае такой возвышенностью был отель FLC Halong Bay Golf Club & Luxury Resort, который мало того что высокий сам по себе, так еще и находится на ощутимом холме. Виды из окон номеров открываются — закачаешься!
Нинь-Бинь
Вдоволь натусовавшись в Халонге, мы релоцировались в Нинь-Бинь. Знаменита эта провинция ландшафтным комплексом Транг Ан, или Чанган. Это один из крупнейших и важнейших памятников природы Вьетнама. Находится в провинции Нинь Бинь, рядом с одноименным городом, всего в 100 км к югу от Ханоя. В 2014 году ландшафтный комплекс был внесен в список Объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
В пещерах Буй и Чонг исследователями были найдены следы первобытных людей, а уже в нашу эру эти места стали столицей первого объединенного государства на территории Вьетнама, а также родиной для трёх вьетнамских династий — Ли, Ранняя Ле и Динь. Культурные объекты, отсылающие к тому периоду, находятся на территории древней столицы — Хоалы, также являющейся частью комплекса, как и одноименный девственный лес в горах вокруг города.
Вся прелесть Нинь-Биня — в его невероятно живописных сельских окрестностях, местность известна туристам своими карстовыми скалами, пещерами и заболоченными землями. А квинтэссенцией этих красот и является составляющая комплекса — район Там Кок, раскинувшийся в живописной долине реки Нго Донг (Ngo Dong). Водная гладь в окружении живописнейших известняковых гор с тремя гротами, соединяющими водные бассейны.
Для знакомства мы собственно и взяли экскурсию по парку Там Кок, он входит в состав комплекса Транг Ан и в переводе с вьетнамского означает «Три пещеры». На территории всего комплекса Транг Ан около 50 пещер и 30 озёр, расположенных под землей. Есть три основных маршрута, и они проходят через разное количество природных образований.
- Маршрут 1 — 9 пещер: Hanh Khong, Hanh Toi, Hanh Sang, Hanh Nau Ruou, Hanh Ba Giot, Hanh Seo, Hanh Son Duong, Hanh Tran, Hanh Quy Hau
- Маршрут 2 — 4 пещеры: Hanh Lam, Hanh Vang, Hanh Tranh Truot, Hanh Dai
- Маршрут 3 — 3 пещеры: Hanh Dot, Hanh Van, Hanh Dai
Самое главное здесь — известняковые горы самых причудливых форм на фоне речных пейзажей. Извилистая река Нго-Донг петляет мимо скал и гротов, мимо рисовых полей и травяных заводей, где местные рыбаки ловят рыбу, а в зарослях прячутся аисты. Среди всего этого великолепия Встречаются и рукотворные красоты, для посещения которых можно пришвартоваться и пройтись немного пешком, заодно совершив разминку после сидения в лодке.
Особенный интерес у туристов во время лодочной экскурсии вызывают заплывы в сквозные пещеры, проделанные водой в карстовых образованиях. Эта часть нам понравилась больше всего! Лодки с пассажирами выплывают с другой стороны и оказываются в следующей речной долине. При этом протяженность пещер существенно отличается: 60 (Hanh Lam), 150 (Hang Dai) и даже 250 метров (Hang Vang). Пещеры очень низкие, поэтому будьте внимательны, увлекаясь съемкой фото или видео: можно удариться головой или выронить свой девайс.
Сам город особой ценности не представляет, поэтому после экскурсии в Там Кок мы преимущественно пили пиво в отеле (Ninh Binh Legend Hotel), не считая небольшой прогулки в поисках банкомата. А на следующее утро мы выдвинулись в двухчасовой путь на автобусе в Ханой, чтобы после еще одной прогулки по городу (старые кварталы с железной дорогой, кафедральный собор, озеро Хоанкьем) отправиться в аэропорт и далее — в Хо Ши Мин, или просто — Сайгон.
Сайгон
Если в Ханое, да и вообще на севере страны привычный колорит Юго-Восточной Азии не особо чувствовался, будучи перебиваемым заметным влиянием Китая и низкими температурами, то уже по пути из аэропорта в центр города он ясно дал о себе знать: миллионы байков, какофония звуков, резкий запах уличной еды, жара и влажность.
Но первое, что меня удивило в Сайгоне — маленький аэропорт, да еще и расположенный чуть ли не в центре города. Смотрю в Википедию: население почти 8,5 миллионов, на миллион больше чем в Ханое. Вспоминаю громаду и отдаленность столичного аэропорта, пазл никак не складывается. Ну да ладно, сажусь в автобус до центра и за смешные деньги (что-то около четверти доллара) и смешные же полчаса по плотному трафику добираюсь до центральной части города.
Отель заранее бронировать не стал — благо есть интернет в телефоне и целый ворох приложений. Вышел из автобуса в том месте, где отелей довольно много, а до разного рода достопримечательностей можно дойти пешком, и до вокзала недалеко, а мне он понадобится.
Еще в автобусе от самолета к терминалу обнаружил, что вьетнамцы с телефонов смотрят футбол. Точно же, Кубок Азии, ⅛ финала, играют с Иорданией. Выйдя из автобуса, сел за столик уличного кафе, где человек 30 вьетнамцев, перекрикивая гул машин, поддерживали свою сборную. Под манго-фреш и гомон болельщиков, одним глазом поглядывая за вещами, а другим — за ходом матча, я забронировал отель буквально в сотне метров от этого заведения. Топил в серии пенальти за Вьетнам как за Родину, а после выигрыша отправился бросить вещи в отель и пойти прогуляться по веселящемуся в честь победы городу.
ЮВА узнается по проводам!
У отеля были минусы, которые я не заметил при бронировании. Видимо потому, что отвлекался на футбол. Например, окна не оказалось (была узкая вертикальная щель, годная лишь для проветривания), завтраков не было, а чтобы во второй день оставить вещи до вечернего поезда, пришлось созваниваться с владелицей гостиницы, на ресепшн упорно не понимали чего я хочу. Но были и плюсы, например удачное расположение: между вокзалом и основными достопримечательностями, недалеко от реки, совсем близко к ночному рынку, с кучей кафе и магазинов вокруг, и немного в глубине квартала — не было слышно шума довольно большого перекрестка с круговым движением. Сам номер довольно просторный, ванная комната полноценная, с хорошей душевой секцией, смена полотенец и белья, к этому претензий нет. В общем, не скажу что всячески рекомендую, но если вам отель нужен в основном комфортно в тишине и за небольшие деньги поспать, а отельным завтракам вы предпочитаете местные аутентичные кафешки — то вот ссылка, называется Sai Gon Hotel.
Вечерний Сайгон — это в принципе шумно. А после победы в ⅛ финала Кубка Азии — тем более. Флаги предприимчивые вьетнамцы продают вдоль обочины, радостные болельщики гудят не переставая, хотя это тут происходит и безо всякого футбола. Но масштаб совсем не тот, что был в России после знаковых побед, или же в потоке шума и движения южной столицы Вьетнама все теряется. В общем, через час-другой мне показалось, что вся эйфория сошла на нет, и город продолжил жить обычной жизнью, лишенной футбольных баталий.
Прогулялся до вокзала, понял что он закрыт и стоит вернуться за билетом завтра, немного посмотрел на ночной рынок, отужинал отменным фо бо в уличной кафешке с неотъемлемыми тараканами на земле, взял еще пива в отель и отправился спать.
Второй день в Сайгоне был посвящен неспешной прогулке по городу. Для начала — уже по знакомому со вчера пути к вокзалу для покупки билета на завтра в Дананг. Как и аэропорт, вокзал удивил меня размерами — небольшое двухэтажное здание, четыре кассы и примерно столько же путей. Не ездят они никуда что ли? В общем, билет куплен, можно сделать паузу на холодное пиво и в путь. Кстати часто банку дают теплую, и в бокал кладут огромный, на половину объема, кусок льда, такая вот местная особенность.
Вокзал Сайгона, кстати название города не изменено на Хо Ши Мин
В Сайгоне приятно пройтись по улочкам с колониальными строениями, а также осмотреть несколько колониальных же церквей: Huyện Sỹ Church, пасторский центр редемптористов и, конечно же, собор Сайгонской Богоматери. Правда, он на реконструкции, и попасть можно только в часы службы, ждать было не с руки. Внешне — впечатляет, жаль строительные леса несколько портят вид. Еще удалось посмотреть со стороны Дворец Независимости и ратушу — очень красивое внешне здание.
Ну и конечно же — Военный музей Хошимина. В смысле городской, а не в честь товарища Хо Ши Мина, хотя разумеется про него там предостаточно. Внутри здания — в основном фотоархивы со страшными кадрами времен войны, последствиями химических атак и прочих зверств армии США. На третьем этаже знаменитая фотография девочки Фэн Тай Ким Фук, сорвавшей с себя горящую одежду. Ник Ут, автор этого фото, озаглавленного «The Terror of War», получил за него Плитцеровскую премию. Репродукция подарена музею фотографом. Кроме этого снимка, на третьем этаже много других, на которые невозможно хоть сколько-то спокойно смотреть. Снаружи здания выставлена американская военная техника.
После посещения музея захотелось просто погулять по городу. А для полного расслабления — покататься на частной лодке по реке. Часовую прогулку предлагали за 800 000 донгов, сторговался до 500. Удобно уехать в те районы на воде, до которых весьма далеко идти пешком, да и с суши дома на лодках наверняка не так классно выглядят. Лодочник вас еще и пофотографирует на фоне заката.
Находился довольно прилично, хватило сил только сходить на ночной рынок Бин Тан, онлайн заказать экскурсию к дельте Меконга на завтра, съесть фо бо и выпить пива.
Дельта Меконга
С утра, кое-как найдясь с англо-язычным вьетнамским гидом-весельчаком, гружусь в автобус и под веселые рассказы, шутки и прибаутки мы разношерстной компанией едем смотреть на то, как живут люди в дельте одной из крупнейших мировых рек.
Для начала наша компания, состоящая из англичан, поляков, американцев, корейцев и фиг знает кого ещё, заехала в какой-то храм. Типичный азиатский новодел: сидящий Будда, стоящий Будда, лежащий Будда строение, строение, строение. На территории продавалось пиво, я не мог не воспользоваться таким шансом!
После довольно скучного храма мы наконец-то переместились к лодкам, которые отчаливая, превратили мою белую футболку в черно-белую из-за копоти (привет Плитвицкие озёра и электропаромы!). Нужно было пересечь довольно большой рукав Меконга, чтобы десантироваться на одном из островов в дельте реки.
Еще на том берегу я увидел автобусы Пегас Туристик, и сразу заподозрил неладное. Так что уже морально был готов к чисто туристическому аттракциону. Он включал в себя: посещение пасеки и пробы медового напитка, фотосессию с питоном, прослушивание за чашкой чая народного творчества от артистов с каменным лицом, говорящим «как же мне все это надоело!», поездку на велосипедах и на гужевых повозках, обед, катание на маленьких лодках по узким протокам Меконга, посещение кокосовой фермы с дегустацией кокосовых конфет и местного самогона…
Нет, это все классно, но настолько поставлено на поток, что вкупе с туристами из автобусов крупных туроператоров вызывает некоторое отторжение. В любом случае, галочка поставлена, в дельте великой азиатской реки я побывал, и слава Богу.
На обратном пути вышел у уже знакомого ночного рынка, закупился сувенирами, пивом и снэками в поезд и отправился забирать из отеля багаж. К счастью, он был на месте, и уже у знакомой кафешки с отменными манго-фрешами я попытался поймать такси. Не так это просто, доложу я вам — все такси ехали уже с пассажирами. В итоге попросил паренька из кафе с моего телефона вызвать водителя (да, Убер там не работает, есть некий Grab, причем даже на мотоциклах, но приложение отказывалось ставиться на мой телефон). После трех обратных звонков с уточнением места посадки (и соответственно моих беганий к этому пареньку) прибыл большой черный джип, куда тут же сели какие-то местные. С помощью уже упомянутого паренька удалось их выгнать и я наконец-то отправился на вокзал. В общем, надо было снова заказывать Kiwi taxi, а не экспериментировать таким образом!
Поезд Сайгон — Дананг
Вьетнамский поезд — это довольно цивилизованно, но с нюансами. Очередь выстраивается у электронного турникета, который за 15 минут начинает работу и считывает штрих-код с посадочного талона. Затем, как обычно, нужно проследовать к своему вагону. Я брал место в 4-местном купе (было только верхнее), потому что 6-местное (да, были и такие) мне показалось уже чересчур. Но вместо еще тройки пассажиров был один и семья… с двумя детьми. То есть в итоге все равно шестеро, хоть дети и спали с родителями на нижних полках.
Впрочем, пару часов прошли без толпы соседей, они сели уже где-то дальше, станцию не помню. А затем, чтобы не мешать семейной идиллии, а также чтобы не сидеть в роли белой обезьяны, я отправился на поиски вагона-ресторана. Из последнего вагона надо было пройти в первый, по пути ознакомившись со всеми остальными классами. Обычных плацкартов нет, есть только 4-х и 6-местные купе, а также сидячие места. В которых, к слову, попадались сильно экономящие европейские туристы, но я видимо уже too old for this shit, что называется, и на такое сразу не был согласен.
Но какой же кайф ждал меня в вагоне-ресторане! Фо бо по 40 тысяч донгов и пиво по 20. И да — в вагоне-ресторане можно курить! В итоге я просидел там несколько часов, выпив не знаю сколько пива и наблюдая за жизнью проводников, потому что пассажиров кроме меня там не было. Часа в два ночи проводники стали намекать на то, что пора бы и честь знать — многие из них доставали какие-то доски и укладывались спать прямо на столах. Ок, справедливо рассудив, что дети в моем купе тоже улеглись спать, я отправился назад и отлично выспался.
Проснувшись, я обнаружил, что поезд опаздывает всего на два часа, и до Дананга остаётся еще прилично. Ничего другого, кроме как отправиться снова в ресторан завтракать, в голову не пришло, да и не могло прийти. Поэтому остаток пути я коротал за едой и пивом, поглядывая на вьетнамские пейзажи за окном и прикидывая сколько еще ехать на телефоне. Немного беспокоило лишь то, что на вокзале Дананга меня должен встретить водитель отеля Banyan Tree Lang Co, и время трансфера я указал в соответствии с расписанием. Но водитель был из терпеливых, да и наверняка знакомый с особенностями железнодорожного движения своей страны, так что при выходе я благополучно обнаружил статного мужчину с табличкой «Nikolay Lebedev», он был словно из фильмов про колониальный вьетнам — учтивый, в кремовом строгом костюме с высоким воротником на манер 20-х и абсолютно невозмутимый.
Ланг Ко и мир Banyan Tree
С сетью отелей Banyan Tree я знаком довольно давно, еще со времен второго приезда на Бали в 2013 году — тогда я провел три ночи на вилле Banyan Tree Ungasan. Был впечатлен настолько, что стал позволять себе в конце насыщенных путешествий по Азии расслабляться 2–3 ночи в одном из отелей этой сети, благо в Азии они представлены довольно хорошо. Так, в 2015 году я провел две ночи на вилле в Banyan Tree Samui и еще одну — в Бангкоке, в Banyan Tree Bangkok, чтобы поставить красивую точку в полуторамесячном путешествии по Юго-Восточной Азии и отдохнуть перед 10-часовым дневным перелётом. Подробнее про эти отели есть в моем рассказе про месяц на Самуи.
И вот, планируя Вьетнам, я отправился на сайт Banyan Tree и выяснил, что там есть отель данной цепочки. И расположен он как нельзя удачнее для моих планов: после северного и южного Вьетнама я хотел посмотреть центральный — исторические города Хойан и Хюэ, а также крупнейший город центра — Дананг. И здесь же находится знаменитый новый мост Golden Bridge — тот самый, который держат две руки и который стал новой визитной карточкой Вьетнама, по крайней мере в Инстаграме. Так вот, Banyan Tree Lang Co расположился на берегу моря на примерно равном расстоянии от всех этих локаций — в пределах 50 километров. В итоге я забронировал три ночи и, несмотря на то, что в отеле можно провести три дня и не заскучать, собрался делать вылазки.
Но в день приезда, учитывая что поезд задержался на два часа, плюс трансфер и общее состояние после поезда — решил никуда не ездить, а плющиться на вилле с собственным бассейном, пить вино и предаваться гедонизму. К слову, есть три типа вилл: выходящие на лагуну, на море и находящиеся на высоком утесе. У всех есть свои плюсы. Вилла с выходом на море — понятное дело, собственно море, по сути свой кусок пляжа с потрясающим песком, идеальным заходом в море и засыпанием под шум прибоя. Виллы на утесе — умопомрачительный вид с высоты на все вокруг, я специально попросил батлера (человек, развозящий посетителей на гольф-каре куда они захотят в пределах отеля) отвезти меня наверх.
Ну, а мой вариант — lagoon villa — был самым бюджетным, и я сначала подумал — а может стоит проапгрейдиться до морской виллы? Но оказывается и у этого варианта свои плюсы, и, осознав это, я уже решил ничего не менять. Вид с веранды открывается действительно на лагуну, с ровной и гладкой как зеркало водой, окруженной буйной зеленью и с плавающими гусями-лебедями! Я решил, что с видом на море я уже бывал, а в такой умиротворяющей обстановке — впервые. Действительно ничего, кроме шелеста листьев да звуков птиц, не слышно, и это очень, очень сильно расслабляет. Так что своей lagoon villa я остался очень доволен.
А что до пляжа — то идти через ухоженную территорию с речкой 3 минуты меня нисколько не напрягало. Искупался правда всего 1 раз, пожертвовав водными процедурами ради изучения богатого культурного наследия страны! Но об этом позже. В день приезда даже не дошел до пляжа. настолько меня расслабила умиротворяющая атмосфера виллы, что я нашел силы добраться только до отельного ресторана «The Water Court», где отужинал всякими изысканными блюдами да выпил пару коктейлей. Вот и все, половину дня провел в блаженном ничегонеделанье.
Хотя вру, кое-что полезное я все же сделал — попросил на ресепшн в аренду байк для покатушек на следующий день и через день, на двое суток то есть. У уединенности, покоя и тишины есть обратная сторона — до ближайшей цивилизации с арендой скутеров довольно далеко идти пешком. Но в отеле без проблем отреагировали на мою экзотическую просьбу — нашли где-то байк и на следующее утро он уже ждал меня на парковке у здания ресепшн.
Вот так я решил вопрос с навигацией, ни один телефон не пострадал
Неслучившийся мост и Хойан
Утром после впечатляющего по выбору блюд завтрака (была даже станция для смешивания коктейлей, с утра!) я оседлал своего коня. Выбираться в сторону Данага, Хойана и Золотого моста нужно на юг, и отель с прилегающей деревушкой отделены мощным хребтом, врезающимся в море. В этом хребте прорыт 5-километровый тоннель, и какое же счастье, что я еще при подъезде с отельным водителем заметил знак, запрещающий движение байков. Да и умный гугл показывал мне дорогу в объезд тоннеля — по серпантину через этот хребет, закладывая на нее около часа.
Ну что ж, серпантины я люблю, и хоть погода сегодня не радовала, я довольно бодро пустился навстречу новым открытиям. Серпантин оказался живописным, не зря Джереми Кларксон в выпуске Top Gear про Вьетнам назвал его «one of the best coast roads in the world». Наверху даже высится какое-то фортификационное строение. Остановился попить чай с видом на него, но лезть наверх не стал, хотя желающие такие находились. Это крепость, построенная в начале XIX века для борьбы с разбойниками. Кстати именно по этому хребту проходила граница между царствами Чампа и Дайвьет, и долгое время это была единственная дорога, соединяющая север и юг страны.
Строго говоря, Хойана в плане не было. Он должен был быть послезавтра и без байка, потому что у Banyan Tree есть бесплатный трансфер туда. А планировалось посетить Золотой мост, сделать селфи и поехать смотреть Дананг. Однако когда я сквозь туман и легкую морось добрался по навигатору до половины пути — уперся в исполинскую парковку (отдельно для байков крытый паркинг даже был!), дальше которой хода нет. Но по карте он есть! Я развернулся и поехал по немного другой дороге, которая закончилась шлагбаумом и блокпостом. Оказывается, дальнейшая дорога, которую показывал навигатор, пролегала по территории какого-то супер-лакшери гольф-отеля, и охранники ни в какую меня пускать не хотели.
Знаменитый мост является частью парка развлечений. Вход 35 долларов, который включает в себя канатную дорогу наверх и посещение всяких аттракционов и храмов-новоделов. Мне это все было неинтересно, карточку я оставил в отеле, наличности едва хватало на билет, но тогда я мало что мог бы себе позволить в дальнейших пунктах назначения. Я немного приуныл, и в это время окончательносгустившийся туман рассеял мои сомнения — сделать хоть сколько-то приличное фото в таких условиях наверху явно не получится. В общем, облом.
Поэтому я поменял планы. Умиротворяющая атмосфера виллы тоже сыграла свою роль — в последний день (а мне сделали поздний чек-аут, аккурат к самолету) ехать час в Хойан, затем возвращаться в отель и потом снова ехать в ту же сторону (аэропорт находится в центре Дананга, между отелем и Хойаном) — так себе идея, когда в твоем распоряжении есть частный бассейн перед вылетом. В общем, решил я, Хойану быть сегодня — заправился и в путь! Стоит ли говорить, что при подъезде к этому открыточному городу распогодилось, вышло солнце и стало все полной противоположностью тому, чем являлась погода каким-то часом ранее у канатной дороги на Золотой мост? Ну ладно, гештальт с мостом я закрою как-нибудь в другой раз…
Хойан… Не сказать чтобы это место меня разочаровало — все-таки красиво, старинные домики, крытый 500-летний японский мост, но ооочень много туристов! От такого наплыва турпотока любой небольшой город, на мой взгляд, теряет колоритность. Одно дело Нью-Йорк, где тысячи туристов растворяются в миллионах местных жителей, и другое дело небольшая деревушка в несколько улиц и те же тысячи туристов. Многие исторические здания превращены в сувенирные лавки, оставшиеся — в кафе, и уж совсем единицы — в музеи.
Кстати чтобы войти в музеи, в том числе и на знаменитый японский мост, нужно купить билет. Он недорогой, но сначала я не нашел точку продажи. А когда нашел — мне хватило увиденного снаружи, не знаю что может быть такого уж интересного внутри, но комплекс примечателен именно внешне. На набережной кучи лодок всех мастей предлагают покататься, велорикши с туристами едва не сбивают с ног, существование города полностью построено на туристическом потоке.
Побродив немного по улочкам под тёплым солнцем, я сел в кафе с видом на набережную и кучу лодок, заказал пива и довольно вкусной еды — видимо не зря они повесили рекомендацию заведения на TripAdvisor. Резюме по городу: приятно глазу, стоит взглянуть, но толпы туристов вносят свои коррективы. Хотя может такое мое впечатление было вызвано диссонансом со вчерашним покоем и уединением на вилле?
Отправляемся в Дананг — ехать недалеко и красиво: мимо мраморных гор, отделяющих дорогу от моря. Особенно классно они смотрятся на закате, когда я там и ехал, правда не получилось их нормально сфотографировать, да и торопился в Дананг. Но все равно приехал уже когда стемнело, впрочем городу это было только к лицу.
Если Ханой можно сравнить с Москвой, а тоже большой, но немного другой Сайгон — с Санкт-Петербургом, то полуторамиллионный главный город центрального Вьетнама, Дананг, напомнил мне родной Екатеринбург. Правда, я видел его только в темноте, но подсветка очень украшает город, особенно прекрасен Драконовый мост. Ну и вообще мне город показался гораздо более живым, современным и при этом уютным, нежели доминанты севера и юга. Только тут в барах я видел живую музыку и чувствовал какую-то особенную атмосферу, свободы что ли.
И да, я зашел в кафе поужинать и снова посмотрел футбол с местными — увы, уступили сборной Японии в четвертьфинале. Им было безумно приятно, что я болел за Вьетнам, а еще в этом кафе я попробовал необычное блюдо — что-то типа пиццы, с сыром, сверху — неочищенные креветки. Предполагается их чистить, затем поливать соусом, добавлять отдельно принесенную зелень и сворачивать из всего этого в рисовой бумаге ролл. Вкусно, но салфеток нужен миллион.
Так мне понравился Дананг, что я изрядно в нем задержался, а ведь еще ехать обратно — через весь немаленький город, потом еще по трассе, и только потом перевал. К тому же уже довольно прохладно. О, что это была за дорога! Видно чуть меньше чем ничего, почти никого в твоем направлении и навстречу, холодно и сыро. На этом перевале, как я прочитал позже, всегда так в плане погоды, его название — Хайван — отсылает к туманам, поднимающимся именно здесь с моря. Добавлял перчика мигающий индикатор уровня топлива, но в итоге ближе к полуночи я таки добрался до отеля. Сотрудники на ресепшн были очень рады меня видеть, и сказали что даже собирались заявить о пропаже незадачливого туриста — беспокоились!
Хюэ
После вчерашнего марш-броска во-первых, хотелось немного отдохнуть, да и солнце вовсю намекало, что сегодня, несмотря на несезон, вполне можно искупаться. Во-вторых, я изучил дорогу в Хюэ, и она — равнинная, что означает, что у меня есть в запасе некоторое количество времени. Это некоторое количество я конвертировал в водные процедуры и лежание на лежаке. После чего все же двинулся в путь в древнюю столицу вьетнамских императоров.
Ехать до Хюэ проще и чуть скучнее. Но есть отрезок, где дорога проходит мимо лагуны, там красиво. В остальном — ровная и прямая, как стрела, проходит мимо различных деревушек. Как обычно во вьетнаме — быстро не разгонишься. Да и после увиденного как-то на середине дороги булыжника размером с кота охота гонять, особенно в темноте, у меня улетучилась — представил что было бы, напорись я на него. Меж тем навигатор меня привел прямиком к цитадели, дорога пролегает прямо по части ее территории — между внешними стенами внутренним сооружением. Парковка там на тротуаре с помогайками, которые берут за это доллар или аналог в донгах. Денег я им отдал только в конце — по факту оказания услуги.
Вход в главную достопримечательность города по билетам, касса на входе, и он только в одном месте, у главных ворот. При этом выходов несколько. Стоит билет 150 000 донгов, а с посещением еще нескольких разбросанных по городу гробниц — 280 000. Гробницы меня не особенно интересовали, да и не успевал уже пожалуй, понимая масштаб цитадели.
Внутри — куча всяких строений, пространств, сооружений разных лет, есть указатели, на входе дают карту, все удобно и понятно. Как достопримечательность оформлено очень даже на уровне! Провел я там часа 2–3. Ближе к правому выходу (если смотреть от входа), прямо на территории крепости, находится большой магазин сувениров, вот там я и купил почти всю сувенирную продукцию. Выбор реально большой, цены стандартные для Вьетнама, рекомендую к посещению.
Еще глянул небольшую выставку военной техники, много ее осталось после известных событий. В общем-то больше ничего я не посмотрел в городе, но такой цели и не было. Крепость — это доминанта, и не только Хюэ, а возможно и всего центра страны. Так что довольный посещением города и с полным рюкзаком сувенирной продукции я отправился в отель, не забыв перед этим отведать на улице у бабули фо бо. Так что ехал снова затемно, но дорога была в разы проще вчерашней, плюс я экипировался теплее, памятуя о вчерашнем вечере.
У меня был еще один резон вернуться в отель не так поздно, как вчера — ресторан Saffron. Это рестораны тайской кухни в отелях Banyan Tree, и они есть не только в Таиланде. Однако просто отельным рестораном Saffron язык не поворачивается назвать — в эти заведения приезжают не обязательно гости отеля, и бронируют его сильно заранее. Вот и у меня он был забронирован на 9 вечера. Фишка этого места — всегда потрясающий вид сверху на море, умопомрачительная тайская кухня в авторской обработке и внимание к мелочам. Отметил окончание отпуска роскошным ужином, это например когда тебе 4 вида риса на гарнир привозят на тележке. И про коктейли не забыл, тоже очень хороши!
В Ханой и домой
Последний день был хорош поздним чек-аутом, соответственно бассейном и ничегонеделанием. Жаль было пасмурно, но я все равно потопал к пляжу — полежать на шезлонге под шум прибоя и пиво. Так я разлагался до 4 часов дня, после чего меня ждал трансфер в аэропорт.
Уже сравнив Дананг с Екатеринбургом, я почему-то и аэропорт ожидал как в столице Урала — крутой, современный, красивый и удобный. Но он оказался полнейшим сараем, да еще и с самым дорогим пивом — дороже чем в столичном аэропорту!
Летел я, как и из Ханоя в Хошимин, лоукостером JetStar Pacific. Он вообще-то австралийский, но в отличие от малайзийской AirAsia, которую видимо не пускают на местный рынок, спокойно летает на внутренних вьетнамских маршрутах. Удобный сайт, хороший сервис, приятные цены — перевозчик оставил исключительно приятные впечатления!
В Ханой я прилетел почти в 9 вечера. Смысла ехать в город, учитывая ранний вылет в Москву, не было никакого, поэтому я заранее забронировал номер в Dragon Airport Hotel. Недорого, большие номера, но по-спартански простые. Впрочем, совсем рядом с аэропортом (пешком 10–15 минут), недорого, входит завтрак и бесплатно увозят в аэропорт. Встречают вроде тоже, но я не пользовался этой опцией. Так что для вот такого овернайт-стея отель вполне подходит.
А утром лайнер Аэрофлота вернул меня в заснеженную Москву и далее — в Екатеринбург. Впечатлил ли меня Вьетнам? Ещё как! Вернусь ли я сюда? Определенно, но не скоро. Пока мне хватило того, что я увидел, впечатление о стране в целом сложилось, хотя и не до конца — еще многое хотелось бы понять и прочувствовать. Для этого у меня есть еще один гештальт — кайтсёрфинг где-нибудь в Муйне. Но это уже будет совсем другая история.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Отзывы об отелях, Пляжный отдых, Самостоятельные путешествия