Баган — пожалуй, одно из самых необычных мест в Мьянме. Хотя там куда ни плюнь — все необычное. Рыбаки, вылавливающие рыбу ногами на озере Инле, гигантский более чем километровый тиковый мост У-бэйн в Амарапуре, с нуля построенная столица страны — Нейпьидо, непонятно на чем (говорят на волосе Будды) держащийся позолоченный камень у пагоды Чайттийо, монастырь летающих кошек…
Но Баган — явление уникальное не только для Мьянмы, но и для всего мира. Все дело в том, что в окрестностях города сохранилось беспрецедентно большое количество пагод эпохи Паганского царства, существовавшего в этих краях. Что интересно — организация ЮНЕСКО не включила этот комплекс в свой список всемирного наследия, но исключительно по политическим причинам.
Имейте в виду
Виза в Мьянму, к сожалению, все еще нужна. Но получить ее довольно просто: нужно зайти на
сайт МИДа страны, выбрать тип визы. заполнить анкету, приложить электронную фотографию и оплатить на сайте. В течение нескольких дней придет письмо, которое нужно распечатать и предъявить пограничнику. Мне письмо пришло уже на следующий день.
Тысячи пагод, храмов, ступ и монастырей разбросаны по всей долине, но при этом достаточно компактно, и почти все из них можно посетить, увидеть с высоких точек или с воздушного шара — такую услугу предлагают местные турфирмы. Я же этой опцией не воспользовался — на разграбление осмотр города-храма я себе выделил лишь один день, сбежав с туристического форума в столичном Нейпьидо.
Ближе к вечеру отправился на вокзал столицы, нашел автобус в Баган, купил выписанный от руки билет, съел какую-то нехитрую снедь до отправления, выпил местного пива и упаковался в автобус. Я был налегке (вещи остались в отеле в Нейпьидо), не было забронировано какого-то отеля в Багане, автобус обещал прибыть ближе к полуночи — полная свобода и неизвестность, все как я люблю!
Дороги в Мьянме так себе, за исключением города Нейпьидо и его 10-полосных пустых шоссе, построенных на очень далёкую перспективу, а также федеральной трассы Янгон — Нейпьидо — Мандалай. Часть пути автобус из столицы в Баган едет как раз по этому шоссе, в сторону Мандалая. Затем примерно на половине пути съезжает с шоссе и начинается классическая южно-азиатская дорога с многочисленными поворотами и очень живописная. В пути предусмотрены пара остановок на поесть и туалет, всё опять же — в классическом стиле ЮВА, очень аутентично и не очень гигиенично. Но нас этим не напугать — я ловил кайф уже хотя бы от того, что мне удалось вырваться из официоза форума, с приличным отелем, кормежкой в ресторанах, конференциями и даже встречей с президентом страны.
Автобус прибыл точно не помню когда, было темно и очень поздно. Всех пассажиров разобрали родственники, общественного транспорта никакого, и только одинокий таксист на мое счастье околачивался неподалеку. Вези меня, дорогой, в отель недорогой — попросил я его, и он отвез. Удивило что таксист был не один, а с другом, видимо чтобы не скучно было, а может уже прошел слух из столицы что в город едут русские. Впрочем, как-то в Штатах нас с приятелем вёз таксист-индус с женой на переднем сидении, которая в свою очередь держала на коленях ребенка. Почти 10 лет прошло, все сложнее меня чем-то удивить, но затем я понял (а впоследствии убедился), что автовокзал находится даже дальше аэропорта. Такое я точно видел впервые. Хотя все равно оба объекта местной инфраструктуры были вряд ли дальше чем пять минут езды.
Лучше так не делать
Я про отели. Мне просто повезло, что места были, но говорят, что в высокий сезон их запросто может и не быть, или номера будут сдавать втридорога. Лучше зайти на старый добрый проверенный Booking.com и
забронировать отель в Багане заранее.
Да, как вы поняли, сюда можно еще и долететь на самолете. Это особенно актуально, если вы не в Нейпьидо или Мандалае, которые относительно рядом, а, например, в Янгоне, Таунджи или Мраук-У. Впрочем, прямые рейсы в Баган есть только из Хехо, Мандалая и Янгона. Из остальных городов придется лететь с пересадкой.
Узнал я чуть позже, что есть и более экзотические способы попасть в Баган. Например, на поезде (ночной из Янгона — меня все еще интригует такая перспектива), или на лодке из Мандалая — 9-часовая поездка по азиатской реке интригует еще больше.
Баган, Мьянма: как добраться на самолете
На
Aviasales можно найти не только глобальные перелёты из друггих стран в Янгон или в столицу Мьянмы, но и поискать варианты внутри страны. Вот страница, на которой находятся именно
рейсы в Баган.
Ну, а пока я уныло приехал на автобусе и заселился в отель по рекомендации таксистов, причем хозяина отеля пришлось какое-то время будить, пробуя на прочность дверь его заведения. В общем, не знаю во сколько, но в конце этого длинного дня я наконец-то заселился за 10 долларов в одноместный номер с вентилятором и завтраком. Увы, не помню название отеля, только примерную локацию.
С утра, за завтраком, я с завистью смотрел как туристка-азиатка хвастается фотками с воздушного шара — полёты проходят на рассвете и я, разумеется, всё проспал. Однако узнав стоимость этого удовольствия (несколько сотен долларов), моя зависть несколько нивелировалась. Ладно, решил пойти поменять деньги и узнать что тут и как.
Успешно получив стопку кьятов, я совершенно случайно наткнулся на прокат электроскутеров. Такого в моей туристической практике еще не было, как не было и других вариантов самостоятельно осмотреть кучу пагод за день самому. Смешная стоимость в 5 или 7 долларов окончательно сняла все вопросы — и вот я, вооружившись телефоном и скачанной в отеле картой для Maps.me, был готов отправиться смотреть древние сооружения. Но для начала решил прокатиться по окрестностям отеля.
Мой электрический конь:
Если надумали взять мотобайк в ЮВА
Да и вообще в любом другом случае при поездке — оформляйте страховку! Это в масштабе путешествия сущие копейки, а в случае чего страхование сбережет кучу денег, нервов и не исключено что здоровья. Я обычно захожу на
Cherehapa.ru и выбираю из вариантов от разных страховых компаний в удобном столбце сравнения по разным параметрам. И — почему вспомнил про байк — у многих страховщиков можно отметить управление транспортным средством.
Город расположен у реки, она огибает его с севера, течет на запад и поворачивает на юг. Западнее находятся основные строения, а на востоке, где кучкуются отели, есть более современные храмы, с них я и решил начать, а заодно и посмотреть на реку Иравади.
Также насмотрелся на местный транспорт. Есть не так много в мире мест, где он колоритнее, чем тут.
Пожарная станция совсем не создает ощущение запущенной!
Традиционное средство передвижения, конечно же, мотобайк.
Но многие пользуются велосипедами.
А туристов катают на гужевом транспорте.
Более-менее современные храмы, не такие древние, как времён Паганского царства, представляют собой типичные для региона буддистские монастыри.
Девушка вот даже заскучала на экскурсии.
Впрочем, интерес представляют курящие бабушки, которые за сколько-то кьят (очень немного) дают себя поснимать.
Еще я обнаружил в окрестностях отеля мечеть.
А также чисто случайно, как это часто со мной бывает, свернув не туда и заплутав, набрел на художественную мастерскую, где купил несколько работ в свитках.
Но пришло время двигаться в долину пагод, туда ведет вот такая, весьма неплохая и весьма живописная, дорога.
Я просто смотрел по сторонам и съезжал к ступам, чтобы сфотографировать и полазить. Иногда никого не было (или я не замечал), но чаще всего был смотритель, который следил, чтобы я разулся при подъёме наверх. Денег, что интересно, они не просили, или я не понял намека.
Внутри местами сохранились старые росписи, иногда вставляют более свежие скульптуры.
Даже с небольших ступ открываются шикарные виды на долину.
А вот тут более-менее виден размах строительства:
Если смотрители особо не просят денег, то местные пареньки за кьяты готовы показать лаз на крышу.
Подрастающее поколение помощников. Хотя может министрами вырастут, или учёными, кто знает?
Впрочем, толку от помогаек особенно нет, потому что конструкции просты. Главное чтобы комплекция позволяла вам пролезть в такие вот щели:
Живность имеется. Можно даже белочку словить!
Движемся дальше, к пагодам побольше. Они уже отмечены на гугл-картах и у них есть названия. Если сильно постараться, то я мог бы восстановить маршрут детально и дать всем имена. Но жуть как ленив не вижу в этом смысла — так или иначе все будет у вас по пути.
В храмах побольше и интерьеры покруче.
Разумеется, у больших храмов процветает торговля, и я что-то себе прикупил. Правда не тряпки, а какие-то деревянные штуки, весьма похожие на старину с блошиного рынка.
До заката еще оставалось время, и я поехал в сторону нового Багана — это еще дальше от моего отеля в сторону долины пагод. Там обнаружилась более современная постройка — Mya Zedi Pagoda. Внутри есть макет части долины.
Поскольку время позволяло, решил посмотреть на реку в этом месте, после изгиба. Обнаружил классные корни и термитник.
Завис на берегу, открыл пиво, и чуть не пропустил закат, при котором, как водится, с одной из высоких пагод открывается фантастический вид. Кстати некоторые большие храмы платные, имейте это в виду. Стоят недорого, просто таскайте с собой кьяты. А с высоких пагод на закате действительно отменные виды, жаль руки крюки и техника не та, такое можно было бы наснимать!
Великолепная дестинация, её в Мьянме пропускать ни в коем случае нельзя. Всем мир!