Я рассказывал как железная дорога пришла в Саратов и как потом она была продлена до Уральска Вечный мотив железных дорог над Волгой, как гибли люди при строительстве железнодорожного моста Жертвы железнодорожного моста.
Начнём прогулку по центру города в поисках мест, связанных с железной дорогой. Остановимся на углу улиц Радищева и Большой Казачьей, которая формально в течение одного квартала носит имя Театральная площадь, и перенесёмся мысленно к дореволюционному прошлому.
РУЖД того времени чем-то напоминала современный «Газпром», его штаб-квартира находилась в столице Российской империи Санкт-Петербурге, хотя сама железная дорога и все её производственные мощности находились вдали от столицы. Иван Евграфович Ададуров (1841 — 1907), бывший председателем правления Рязанско-Козловской, а затем Рязано-Уральской железной дороги с 1869 по 1884 год и с 1887 по 1907 год, принял решение о переезде управления дорогой в Саратов, тем более в планах было строительство дороги до Уральска. Само правление АО РУЖД продолжало находиться в Санкт-Петербурге, в отличие от предшественника — правления Рязанско-Козловской железной дороги, которое размещалось в Москве и состояло из 4 директоров (один из них — председатель), избиравшихся на 3 года общим собранием акционеров. Сначала управление РУЖД с 1893 по 1904 год размещалось в доме Вакурова.
Купцы Вакуровы много сделали для Саратова. Дом купца Василия Дмитриевича Вакурова (1832–1901) прекрасно сохранился до нашего времени.
Был построен в 1874 году по проекту знаменитого саратовского архитектора А. М. Салько Архитектурный стиль салькоко — почти Сальковск, а не Саратов.
На первом этаже находились красивые магазины, на 2–4 этажах — гостиница «Столичная».
С 1893 года по 1914 года, пока не было построено новое здание для Управления Рязано-Уральской железной дороги на нынешней Музейной площади, вместо гостиницы расположились отделы железной дороги. Исходя из своих железнодорожных соображений по проекту архитектора Р.Фон-Прюссинга в 1894 году была произведена реконструкция.
Начиная с мая 1914 года здесь разместились Высшие сельскохозяйственные курсы и с тех пор не менялось назначение здание. В настоящее время здесь располагается Саратовский Государственный Университет имени Николя Ивановича Вавилова.
В 1897 году РУЖД получает разрешение на строительство железнодорожной линии от Павельца до Москвы и, когда 9 января 1900 года на линии Павелец — Москва открылось движение поездов, железнодорожники стали строить планы о переезде в Москву, что для работников было приятнее, чем пребывание в Саратове. Для купечества Саратова это стало бы финансовым ударом, ведь деньги у железнодорожного начальства водились и они были желанными покупателями в лавках и магазинах, да и арендная плата от сдаваемых им квартир и домов была немаленькой. Было решено пожертвовать старым Гостиным двором возле Троицкого собора. После его сноса в августе 1907 года было начато строительство здания для РУЖД, 1 октября 1909 года была сдана первая очередь, а после сноса ряда зданий, которые мешали строительству, было незамедлительно начато строительство второй очереди, которая была сдана в 1914 году. Здание РУЖД занимало целый квартал и стало самым большим зданием Саратова того времени.
Для того, чтобы добраться до здания РУЖД на нынешней Музейной площади от здания Вакурова, нужно воспользоваться автобусом или троллейбусом и доехать собственно Музейной площади или до пересечения улиц Московская и Чернышевская, а затем спуститься вниз по Московской. Лично я на автобусе № 11 доехал.
За сто с лишним лет управление железной дороги никуда не передвинулось, только мемориальными табличками обросло.
О тяжелых годах Великой Отечественной войны напоминает мемориальная доска.
Железнодорожная сеть перед войной в районе, прилегающем к Сталинграду, была развита слабо и обладала низкой пропускной способностью. Поэтому осенью и зимой 1941 — 1942 годов накануне великой битвы и в ходе ее велось невиданное по своим масштабам железнодорожное строительство. В 1942 году скоростными методами прокладывалась Волжская рокада — 340-километровая магистраль, соединившая Сталинград с Саратовом. Сейчас трудно представить снабжение войск, участвовавших в Сталинградской битве, без этого участка, построенного буквально перед прорывом немцев к Сталинграду.
В 1953 году Рязано-Уральская дорога была объединена со Сталинградской и названа Приволжской железной дорогой с управлением в Саратове.
Правительство страны и руководство отрасли высоко оценили вклад Приволжской железной дороги в развитие промышленности России. Дорога была награждена орденом Ленина, памятным знаменем ЦК КПСС, неоднократно награждалась памятными знаками и почетными дипломами.
Юрий Иванович Циттель (1939- 1994) был начальником Приволжской железной дороги в 1989–1994 годах.
Умер 6 ноября 1994 года от ранений, полученных в результате покушения от 3 ноября 1994 года. Убийство остается нераскрытым до сих пор.
Еще одна мемориальная доска посвящена участнику Великой Отечественной войны.
Награды Георгия Емельяновича Неловко: Медаль: «За взятие Берлина», Медаль: «За оборону Сталинграда», Медаль: «За освобождение Варшавы», Медаль: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», Орден Богдана Хмельницкого II степени, Орден Красного Знамени, Орден Красной Звезды, Орден Ленина, Орден Отечественной войны II степени.
Интересно, что «дружба» Вакуровых и железной дороги продолжилась и на новом месте. По другую сторону улицы Московская расположилось здание, которое в 1830-х годах купец Дмитрий Максимович Вакуров у артиллерийского поручика Н. Логинова.
6 октября 2007 года на здании торжественно открыли мемориальную доску, посвященную купцам и известным общественным деятелям позапрошлого века Вакуровым.
(Из личного архива автора)
Род Вакуровых в XIX веке пользовался особым уважением в Саратове. Его основатель Дмитрий Максимович Вакуров прославился тем, что в 1830 году открыл в Гостином дворе первую в Саратове книжную лавку. Это стало важным событием культурной жизни города первой половины XIX века.
Сейчас здесь кафе, а вот доска куда-то исчезла.
Продолжим наш путь, едем на железнодорожный вокзал. Я дошёл по улице Московская до улицы Чернышевская, где сел на автобус № 284 с какой-то буквой «Энгельс-Саратов», на котором и доехал до Привокзальной площади.
Железнодорожные вокзалы в чистом поле не появляются, так было и в Саратове — первый здание железнодорожного вокзала появилось в 1871 году после завершения строительства железнодорожной ветки Саратов — Аткарск Тамбовско-Саратовской железной дороги.
В 1899 году архитектор Пётр Митрофанович Зыбин, автор многих замечательных зданий в городе Саратове, провёл реконструкцию здания вокзала. Получилось красиво и функционально.
Но дурная голова рукам покоя не даёт, в 1977 году была произведена реконструкция, а фактически издевательство над здравым смыслом. От красоты не осталось и следа, стекло и бетон вокзала уже не радуют глаз.
Хорошо, что хоть частично сохранилась часть старого здания со стороны перрона.
Железнодорожный вокзал и привокзальная площадь были сняты в фильме «07-й меняет курс», вышедшего на экраны в 2007 году. Когда-то из Саратова были прямые беспересадочные рейсы до Берлина (Германия) и Варны(Болгария). Это всё в прошлом.
Рядом с вокзалом находится бывшее общежитие железнодорожников, я помню как в студенческие годы там песни под гитару пел.
Стадион «Локомотив» был построен железнодорожниками в 1962 году на месте старого ипподрома, который возвели в 1896 году.
В 2010 году стадион был выкуплен Правительством Саратовской области.
Сквер на Привокзальной площади достаточно благоустроен,
2 июля 2021 года здесь появился декоративный зеленый паровоз.