Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 18:10

Чох — Россия Июль 2020

«В краю, где светел небосвод

И сладок каждый вздох,

Среди отвесных скал живет

Аул аварский Чох…"

Далее незабвенный Расул Гамзатов рассказывает и о кривых улочках селения, и о реалиях сельской жизни, и о горском гостеприимстве в Чохе.

Аул аварский Чох. Там, где время ближе, чем кажется…

Любимейший поэт Дагестана родился не так далеко, в аварском селении Цада Хунзахского района. Он воспевал родной край с искренним восхищением, и сборники его стихов вполне могут послужить туристам как пособие по изучению Страны Гор. Попутешествуем по ней еще немного.

В прошлый раз я рассказывала о дороге к аулу Чох, которая сама по себе станет первоклассным приключением. Кстати, Чох — отличная локация, чтобы остановиться тут с ночевкой, комфортно пожить с волшебными видами из окна, окунуться в колорит горской жизни.

Гэст-хаус Этно-Дом в Чохе, фото с официального сайта

И конечно из него удобно уехать: до Гуниба 18 километров, до Салтинской теснины 27, до аула-призрака Гамсутль (их часто комбинируют) — 7 километров. Но сегодня мы изучим сам аул.

Аул аварский Чох. Там, где время ближе, чем кажется…

Буквально вырастающий из живописной Андалалской долины Чох издалека выглядит как пещерный город. На пыльной извилистой дороге он появляется, будто мираж. Кубики домов из золотистого песчаника практически не отличимы от гор по оттенку, и лишь четкие прямоугольные формы выдают дело рук человеческих.

Древняя-предревняя история Чоха уходит корнями не то что в столетия, в тысячи лет. До нашей эры — первое поселение на территории аула, так называемая Чохская стоянка, датируется археологами 6000 лет до Рождества Христова.

Аул аварский Чох. Там, где время ближе, чем кажется…

Не очень древние, но все-таки руины

Поселение в Чохе считается одним из древнейших на Кавказе и в Европе. Археологи утверждают, что здесь проходило становление оседлости и хозяйственности как стиля жизни: в Чохе находят очень ранние предметы быта, землепашества, скотоводства.

В раннем средневековье на территории современного Чоха располагалось двенадцать мелких родовых селений. Их объединили в единое поселение в VIII веке, в эпоху арабского завоевания Кавказа. Восточный воитель Абу-Муслим, покорив горские земли, ушел, оставив в Чохе своего наместника.

Аул аварский Чох. Там, где время ближе, чем кажется…

Самостоятельная летопись Чоха ведется уже с XIII века. К тому времени вокруг селения построили крепостную стену, которая не сохранились до наших дней. Возможно, именно в ее стены «встроили» современных жилища — издали Чох напоминается фортификационное укрепление, вырастающее прямо из горы.

Охранять было что: через эти земли проходил Великий Шелковый путь. Этот аварский аул, как и прочие горские селения, часто подвергался нападениям. Что не помешало семьям селения вырастить достойных сыновей, как в средние века, так и в нашу эпоху.

Аул аварский Чох. Там, где время ближе, чем кажется…

К примеру, именно под Чохом произошло решающее сражение в войне с персидским ханом Надир-Шахом. Один из величайших восточных завоевателей, которого называли новым Александром Македонским, сумел покорить земли от Индии до Армении, но потерпел сокрушительное поражение здесь, под Чохом. Это стало началом конца его империи — через несколько лет полководец погибнет от руки приближенного.

С эпохи раннего средневековья аул Чох станет не только торговым, но и культурным центром Дагестана. Здесь горел огонь ремесел — оружейное дело, кузнечество, резьба по камню, художественная обработка металлов. Отсюда происходили храбрые воины всех эпох, деятели науки и искусств, ученые, просветители, писатели и поэты. Только представьте: при относительно невеликих размерах поселения отсюда вышло более 300!!! кандидатов и докторов наук.

Аул аварский Чох. Там, где время ближе, чем кажется…

Первые светские школы — мужское и женское училища — в Чохе откроются уже в начале XX века. По изучению арабской письменности, культуры и традиций Чох считался признанным центром республики.

Гордится аул и своими спортсменами. Среди них мастера спорта, призеры Дагестана, России и даже чемпионы мира. Памятник знаменитому местному уроженцу, Али Алиеву, пятикратному чемпиону мира по вольной борьбе, непременно нужно найти. Даже если вы совсем не интересуетесь спортом.

Аул аварский Чох. Там, где время ближе, чем кажется…

Рядом с ним находится отличная смотровая площадка, откуда видно все красоты и козыри селения. Террасная застройка, старые узкие улочки, медовым потолком стекающие с холма, древняя каменная кладка. Дома тут стоят каскадом, в буквальном смысле друг на друге.

Сейчас в Чохе повсеместное строительство, но не волнуйтесь, колоритные горские сакли не заменят на дома из пеноблоков. Мы поболтали с владельцем одного из будущих гостевых домов, он рассказал нам, как руины XIX аккуратно разбирают, чтобы в XXI собрать заново. Действительно, аромат подлинности присутствует.

Аул аварский Чох. Там, где время ближе, чем кажется…

От смотровой площадки с бюстом спортсмена удобно строить маршрут по Чоху. Выходите, значит, на центральную площадь с мечетью — тут можно купить еду в магазине, воду, местные овощи-фрукты. Если вы станете лицом к мечети, налево, нырнув в узкие переулки, будет нарядная часть Чоха.

Здесь каменные добротные усадьбы с деревянными балконами, входные двери, над которыми струится арабская вязь явно не из нашего времени, и очаровательные наличники. На некоторых воротах сохранились кольца для привязывания лошадей. Есть памятные таблички XIX, начала XX веков.

Аул аварский Чох. Там, где время ближе, чем кажется…

Помните, мы с вами на центральной площади свернули налево? Если уйти вправо и в сторону, по крайней тропинке, выйдете к одному из памятников Чоха — разрушенной усадьбе Мамалава.

Аул аварский Чох. Там, где время ближе, чем кажется…

Красивые руины с кованым балкончиком, арками и барельефами датируются 1875 годом.

Дворец XIX века построили на краю высокой скалы, и если его парадный вход выходит на один из переулков Чоха…

Аул аварский Чох. Там, где время ближе, чем кажется…

В окнах показывали (и показывают) горы.

Офицер российской империи, герой и храбрый воин, Мамалав построил большой господский дом для семьи и продолжателей рода. При советской власти в нем разместили управление поселком, затем интренат. Но вам эти подробности, скорее всего, не к чему. События, которые канули в реку Времени…

Аул аварский Чох. Там, где время ближе, чем кажется…

Правда в Чохе оно ближе, чем кажется:)

Цикл материалов "Мой Дагестан"

1. От моря до гор. Дагестан
  2. Дагестан: 5-дневный маршрут по стране гор и солнца
  3. Самые южные выходные: две крепости, водопад, экраноплан и древний Дербент
  4. Великолепный Дербент: без крепости (почти), зато с шампанским
  5. Великолепный Дербент: Пассаж, Улица счастливых людей и лучшая в городе смотровая площадка
  6. Дербент. Восточная сказка возрастом в 2000 лет
  7. Арабская ночь, о дивный Восток... Древняя крепость в Дербенте
  8. Легенды осени. Кубачи, Кала-Корейш, Хунзах и Старый Кахиб
  9. American Road. Путешествие по горному Дагестану
  10. Гуниб, героический и прекрасный
  11. Кадр с картины Айвазовского. Высокогорный Гуниб
  12. По Нагорному Дагестану, пешком и на «буханке»
  13. В Кубачи — поселок состоятельных горцев, и тайную святыню поблизости
  14. Исторический аул Чох и фантастически красивая дорога к нему
  15. Аул аварский Чох. Там, где время ближе, чем кажется…