Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 11:19

Керчь — Россия Февраль 2021

Оглядываясь на год прошедший, я с удивлением для себя констатировала, что в поисках приключений лишь два месяца из двенадцати умудрилась не покинуть стены своего дома. Ну да это и понятно, препротивные и жаркие летние месяцы — июль и август предпочитаю находиться в шаговой доступности от кондиционера.

А в феврале и апреле, как обычно, когда нет возможности терпеть и нет попутчиков с транспортом, я воспользовалась своими, уже достаточно проверенными турфирмами, специализирующимися на поездках выходного дня и не только. На этот раз мои желания, блуждая по списку обязательных к посещению мест, застопорились на Крымском полуострове, а точнее, на одном из самых древних городов не только Крыма, но и Европы - городе Керчь.

О посещении природных окрестностей Керчи я уже писала

Керчь зимняя, Керчь весенняя. Античный Пантикапей, трагедия в Аджи-Мушкае

Несколько раз посещая Крым, Керчь я не охватывала своим вниманием, каждый раз проезжая мимо, обещала и себе, и городу непременно вернуться и познакомиться с ним поближе.

Первая поездка выпала на 23 февраля — День защитников Отечества, казалось бы, конец зимы, весна уже практически видна впереди, тем более мы едем к морю — а значит отличная погода гарантирована. Но не тут-то было! Зима не может спокойно ретироваться, напоследок, на прощанье ей непременно надо выкинуть этакий запоминающийся фортель. За неделю до озвученной даты Крым накрыл снегопад невиданной силы, даже Крымский мост был закрыт на сутки. В намеченное для поездки раннее утро в Краснодаре было зябко, сыро, но в маленьком туристическом автобусе тепло и вся группа погрузилась в состояние досматривания прерванных снов.

На санитарной остановке перед Крымским мостом все покинули автобус, а выйдя из него я обомлела — густой туман заботливо обволакивал все окрестности, порывы ледяного ветра загнали назад в теплое чрево транспорта.

Керчь зимняя, Керчь весенняя. Античный Пантикапей, трагедия в Аджи-Мушкае

Разочарование буквально захлестнуло: Ради этого стоило так рано вставать, ехать туда, где ничего не будет видно! А как же фото моста с горы Митридат?

Но на переправе лошадей не меняют, да и альтернативы нет, авось распогодится. Пока проезжали по мосту, с грустью смотрела на взбунтовавшееся, волнующееся черное море, именно черное, а не Черное. Даже многочисленные белые барашки не украшали его, они казалось, были совершенно измучены бесконечными подпрыгиваниями на гребнях волн.

Керчь зимняя, Керчь весенняя. Античный Пантикапей, трагедия в Аджи-Мушкае

Съехав с моста, я поразилась огромному количеству снега, лежавшему везде, куда хватало взгляда: мягкий, рыхлый, он превращался в кашу, подтаивал, обильно заливая окрестности лужами.

Где-то по пути мы подхватили местного гида и ее бодрый и четко поставленный голос немного взбодрил, а начало рассказа про историю Керчи заставило временно забыть про предстоящие блуждания по слякоти.

Город Керчь находится на востоке Крымского полуострова, на берегу Керченского пролива.

Климат города попадает под влияние двух морей: Черного и Азовского, к тому же немаловажным фактором является и его близость к Кавказу. Суровые и холодные зимы в Керчи бывают из-за сильных северо-восточных ветров, что нам в полной мере и «посчастливилось» ощутить в тот день на себе.

Керчь зимняя, Керчь весенняя. Античный Пантикапей, трагедия в Аджи-Мушкае

Автобус долго блуждал по хмурым, безрадостным серым улочкам города, в голове сложился какой-то непонятный хаос из домов, различной степени сохранности и ветхости, в мозгу стучало: куда я попала? Из этого состояния уже не смог вывести даже голос гида, но вдруг автобус остановился и, покинув его, мы отправились на первую экскурсию.

Здесь я позволю себе изменить хронологию событий того промозглого зимнего дня, потому как мне кажется, что изначально следует все же прикоснуться к истории образования города Керчь.

Руины древнего Пантикапея

В центре Керчи находится гора Митридат и на одном из ее склонов рассыпаны руины древнего города, едва заметные среди снежного покрова остатки некогда величественных сооружений.

Керчь зимняя, Керчь весенняя. Античный Пантикапей, трагедия в Аджи-Мушкае

Первые маленькие поселения на этом месте появились еще в 15–13 веках до нашей эры. В середине 7 века до нашей эры переселенцам города Милет, расположенного на территории древних Греков (в настоящее время это Турция, недалеко от Трои) не сиделось на месте, и они отправились покорять новые земли. Высадившись на побережье восточного Крыма, они взобрались на вершину горы Митридат и их взорам предстала удивительная картина -с двух сторон полуостров омывался морями — Черным и Азовским, а далеко вокруг просматривались бесконечные просторы. Ветер, стремительно несущийся с морей, встречаясь на горе в дружном порыве трепал легкие одежды переселенцев, но они решили, что более удачного места для образования поселения им не найти. Так и стала гора и ее склоны местом жительства одной из многочисленных греческих колоний, а небольшое поселение в последствии превратилось в огромный античный город Пантикапей.

По поводу происхождения названия города дискуссии ведутся до сих пор, существует несколько версий, но самая распространенная, предложенная ученым Василием Ивановичем Абаевым: название происходит от древнеиранского panti-kapa- «рыбный путь». По мнению языковеда-ираниста, краеведа и этимолога именно этим словом изначально обозначался Керченский пролив, бывший путем массового хода рыбы.

Город Пантикапей расположился на пересечении торговых путей между всеми частями света, был неотъемлемой частью Шелкового пути, его невероятно выгодное географическое расположение послужило развитию торговли, мореплавания и как следствие процветанию.

Керчь зимняя, Керчь весенняя. Античный Пантикапей, трагедия в Аджи-Мушкае

В 4-м веке до н. э. Пантикапей стал первым городом Крыма и одним из первых в мире начавшим чеканить свою собственную монету.

Примерно в 388 году до н. э. царь Левкон I из династии Спартокидов основал Боспорское государство, куда вошли не только земли Керченского полуострова, но и Таманского, ныне это уже территория Краснодарского края. Столицей нового государства становится конечно же Пантикапей, достигший к этому периоду невиданного расцвета. Огромный прекрасный город, площадью более 100 гектаров обносят крепостной стеной, внутри строят величественные дворцы, общественные здания, культовые объекты.

Керчь зимняя, Керчь весенняя. Античный Пантикапей, трагедия в Аджи-Мушкае

Но ничто прекрасное не может быть вечным: Боспорские цари стали претендовать на власть, на господство и влияние, начались внутренние распри, борьба, соперничество. Так вот откуда все это пошло, прижилось, пустило корни и дошло-таки до наших дней!

В 110-м году до н. э. в Пантикапеи началось восстание, которое было жестоко подавлено царем Митридатом, династия которого и будет править Пантикопеем до 370 года уже нашей эры.

А далее на много веков начинается череда нашествий и завоеваний Пантикапея: это Римская империя, Византия, хазары, Тмутараканское княжество, со столицей городом Таманью, существующим и поныне, остготы, гунны.

С 13 по 15 век, вплоть до захвата Крымского полуострова Османской империей, город находился под властью генуэзцев.

В 1774 году Пантикапей переходит в состав Российской империи и получает новый толчок развития: появляется новая военная инфраструктура, расширяется порт, а город Керчь, возродившись на руинам Пантикапея, превратился в крупный торгово-ремесленный центр Северного Причерноморья.

Керчь зимняя, Керчь весенняя. Античный Пантикапей, трагедия в Аджи-Мушкае

Неофициальные раскопки древнего античного города начались еще в 19 веке и за довольно короткое время любители сокровищ принесли урон руинам, к тому же и местные жители использовали каменные останки в своих собственных целях. Поэтому то, что осталось от некогда блистательного города, от древней столицы Боспорского государства удручает и разочаровывает. Но успокаивает то, что на сегодняшний день археологами изучено лишь 20–30% общих площадей, подземная часть города, находящаяся внутри горы, еще вообще мало исследована и закрыта для посещения.

Немного отвлекусь от истории и вернусь в день моего пребывания в Керчи. Если вы думаете, раз я больше не упоминаю о погоде, то она фантастическим образом исправилась, сугробы растаяли, из влажной земли вылезла на свет божий придавленная снегом травка, засветило теплое солнышко и защебетали птицы! Ну так вы ошибаетесь, даже в древнем Пантикапее в тот день не было места волшебству: дул сильный пронизывающий ветер, а наша группка, ежась от холода и кутаясь в свои курточки, переминаясь с ноги на ногу на мокром снегу, уверена, мечтала об одном — когда же мы спрячемся в автобус?

В виду сложных погодных условий руины античного города перегородили ленточками, т. е. ходить по засыпанным снегом тропкам было запрещено, и мы могли довольствоваться лишь внешним видом руин издали. Но тогда возникал естественный вопрос: а зачем мы стоим на холоде у щита — карты Пантикапея

Керчь зимняя, Керчь весенняя. Античный Пантикапей, трагедия в Аджи-Мушкае

и безумно мерзнем, а слова гида уносит ветром? Не лучше ли было сидя в автобусе слушать ее интересный рассказ и впитывать каждое слово.

Так долго стоять на одном месте я уже не могла, поэтому по слегка протоптанной дорожке, ступая след в след, подобралась к руинам и увидела поближе один из самых знаменитых археологических памятников Крымского полуострова.

Керчь зимняя, Керчь весенняя. Античный Пантикапей, трагедия в Аджи-Мушкае

Когда-то здесь были жилые кварталы, улочки, крепостные стены, усыпальницы и дворцы, а сейчас лишь благородные камни, несущие на себе память тысячелетий.

Для того, чтобы понять насколько город Пантикапей древний, можно сравнить его возраст с основными столицами мира. Пантикапей — младше Рима почти на 200 лет, Париж появится лишь через 500 лет, через 700 лет Лондон, через 1000 лет Киев, Москва через 1800 лет.

Древнее название города Керчь произошло слишком давно, до наших дней не дошло точного толкования топонима, есть лишь предположения.

Керчь. У тебя есть невероятно трагическая страница, о которой я, к своему глубочайшему стыду даже не знала!

Музей истории обороны Аджимушкайских каменоломен

Автобус петляет среди узких улочек где-то на окраине города, поднимается на холм, еще пара поворотов по микрорайону Аджи-Мушкай и мы выходим в туман. Вокруг степь без горизонта, ветер подхватывает нашу группу, я иду, низко опустив голову, стараясь обойти лужи и мокрые сугробы.

Керчь зимняя, Керчь весенняя. Античный Пантикапей, трагедия в Аджи-Мушкае

Вдруг краем глаза ощутила нечто огромное, нависшее надо мной — глаза открываются в порыве удивления: мы у входа в Музей истории обороны Аджимушкайских каменоломен.

Керчь зимняя, Керчь весенняя. Античный Пантикапей, трагедия в Аджи-Мушкае

В поселке Аджи-Мушкай, находящемуся тогда в 5 километрах от Керчи в 1850-х годах исключительно для мирных строительных целей были открыты каменоломни: в них активно велась добыча ракушечника и известняка, из которых на Крымском полуострове строились жилые дома и другие сооружения. В результате многолетней добычи образовались 20 — километровые катакомбы, штольни.

Наша группа стояла у входа в каменоломни перед длинной и широкой лестницей, опускающейся далеко вниз, в темноту, плотно прижавшись друг к другу в полной тишине мы ждали местного гида. Подошла симпатичная девушка, на плечи наброшена теплая шаль, в руках несколько фонариков, которые она раздала группе:

-Внизу света нет, местами скользко, не отставайте — можно потеряться, фотографировать нельзя.

Держать за ледяные поручни, мы начали медленно спускаться в мрак, в темноту, в ужас и холод.

Керчь зимняя, Керчь весенняя. Античный Пантикапей, трагедия в Аджи-Мушкае

В годы Великой Отечественной войны в каменоломнях произошла одна из самых трагических, драматических и в то же время героических страниц истории Крымского полуострова.

В 1942 году фашисты захватили Крым и при их подходе к Керчи Аджимушкайские каменоломни стали убежищем, укрытием и могилой для почти 13 тысяч человек, которые не пожелали сдаваться врагу. Это были отступающие солдаты и офицеры, местные жители, включая женщин и детей, бежавшие из города, не терявшие надежду на скорый подход советских войск. С 16 мая по 30 октября 1942 года длилась осада Аджимушкайских каменоломень, 170 дней они сопротивлялись немецким оккупантам.

Каменоломни не были подготовлены для эвакуации или обороны, в них не было запасов воды, еды и коммуникации, которые могли бы пригодиться в случае нападения. Немцы взрывали каменоломни, но не возымев должного результата, фашисты начали травлю газом, чередуя с взрывами и частыми атаками. Только потеряв полную надежду, потеряв множество бойцов и имея на руках еще больше раненых, осажденными было принято решение о капитуляции.

Тихо ступая, молча мы переходили из одного помещения в другое, желтые лучи фонариков выхватывали жуткие детали воссозданной обстановки того периода. Лихорадочно, в каком-то испуге мечась по серым стенам подземелья, они словно искали что-то позитивное, что-нибудь крошечное, но ласкающее взгляд. Но нет, здесь этого не будет: подлинные каски солдат, разбросанные по земле, стол, с раскрытой картой, стул со сломанной ножкой, нагромождение камней, закрывающих дыру от взрыва, окровавленные бинты, сумка с красным крестом…(фото взято из интернета)

Керчь зимняя, Керчь весенняя. Античный Пантикапей, трагедия в Аджи-Мушкае

И тихий, проникновенный голос гида … А еще мурашки по всему телу, волосы, встающие дыбом, слезы, которые я даже не старалась вытирать…

А потом в полной темноте была минута молчания, доносился лишь громкий стук капель, словно отсчитывающих время…

Из примерно 13 000 человек, которые спустились в катакомбы, после 170-дневной осады в живых остались только 48 человек.

В 1966 году внизу, в катакомбах, в подземелье в память о погибших был создан подземный музей обороны Аджимушкайских каменоломен. Пройдя по ссылке, вы более подробно ознакомитесь с трагедией, разыгравшейся в каменоломнях. (фото взято из интернета)

Керчь зимняя, Керчь весенняя. Античный Пантикапей, трагедия в Аджи-Мушкае

По настоящее время изучена лишь половина всей длины катакомб. В каменоломнях очень темно и холодно, температура держится в районе 8 градусов, 100% влажность.

Подземный музей обороны Аджимушкайских каменоломен внесен в путеводитель лучших военных музеев России и в большинство мировых путеводителей, посвященных памяти Второй мировой войны.

Экскурсия длилась в среднем час, по ее окончании прежде чем начать подъем по крутой лестниуе на свет, мы еще какое-то время безмолвно стояли, окружив гида. Наконец-то некоторые из нас смогли говорить и вопросы сыпались на нее один за одним, словно прорвалась плотина.

Музей сложнейший на моральном уровне, но его посещение необходимо для людей любого возраста. Две женщины из нашей группы ранее посещали его и в этот раз отказались спускаться. Второй раз я бы тоже не пошла.

Царский курган

В поселке Аджимушкай есть еще одно удивительное, мистическое и немного даже жутковатое место, которое мы посетили — это Царский курган, расположенный внутри одного из холмов.

Керчь зимняя, Керчь весенняя. Античный Пантикапей, трагедия в Аджи-Мушкае

По мнению археологов, это необычное погребальное сооружение было построено во второй половине 4 века до нашей эры для особы очень высокого положения. Возможно комплекс был построен для захоронения царя Левкона I, правившего одним из древнегреческих государств Крыма — Боспорским царством, столицей которого и был Пантикопей, об этом я писала выше. Гробница была обнаружена во время раскопок в 1833- м году историком, археологом, директором Керченского музея древностей Антоном Бальтазаровичем Ашиком.

Довольно крупный 18-метровый курган в периметре равный 250 метрам, состоит из 36-метрового тоннеля и погребального помещения — гробницы, вход в которую был открыт спустя четыре года после обнаружения.

Керчь зимняя, Керчь весенняя. Античный Пантикапей, трагедия в Аджи-Мушкае

Сложно представить, что мечтали обнаружить внутри археологи, на что надеялись ученые, но погребальная камера была пуста: ни несметных сокровищ, ни захоронения внутри не оказалось, хотя и были обнаружены остатки деревянного саркофага.

Конструкция всего погребального сооружения выглядит очень эффектно: блоки, образующие коридор, выложены в виде стен с уступами, с двух сторон обрамляющими вход в курган,

Керчь зимняя, Керчь весенняя. Античный Пантикапей, трагедия в Аджи-Мушкае

стены погребальной камеры постепенно сужаются кверху, образуя купол.

Керчь зимняя, Керчь весенняя. Античный Пантикапей, трагедия в Аджи-Мушкае

Известняковые блоки, используемые при строительстве, перед укладкой предварительно примерялись и шлифовались, а затем укладывались друг на друга без соединяющего раствора, что удивительно!

Керчь зимняя, Керчь весенняя. Античный Пантикапей, трагедия в Аджи-Мушкае

Рядом с курганом в отдельном помещении расположен небольшой музей, в котором рассказывается история открытия кургана, история археологических раскопок, представлены некоторые артефакты, найденные в других местах Керчи.

Керчь зимняя, Керчь весенняя. Античный Пантикапей, трагедия в Аджи-Мушкае

Царский курган популярен у кинематографистов, Ялтинская киностудия несколько раз использовала его как декорацию во время сьемок научно-фантастических фильмов.