Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 11:13
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023
Лучший материал недели
по мнению редакции

Ванавара — Россия Март 2022

Начало:

От Красноярска до Кодинска

Краеведческий музей Кодинска

По другую сторону плотины порадовал указатель — Ванавара 378. По прежним данным расстояние должно было быть большим. В тайге для лесовозов проложили новый зимник, которым стали пользоваться другие водители. В любом случае, расстояние космическое. По пути ничего нет. Нам либо на зимнике ночевать, либо пилить до конца.

Белые снега северной широты. Ч - 3. Дорога на Ванавару

Прежде всего нужно объяснить, что такое зимник. Зимник — это дорога, которой пользуются исключительно зимой. Болотистая почва замерзает и бульдозеры прокладывают трассу. Её очищают от снега, по обеим сторонам накладывая снежные отвалы. Хочешь пройти в лес, придётся пробираться через высокий сугроб.

Один водитель рассказывал, как почти 5 км. гнал по такому коридору волка. Серый не мог ни вправо, ни влево уйти, и потому бежал от Камаза по единственному пути.

Выйдя по рации на специальный канал, Дмитрий поговорил с дальнобойщиками по поводу дороги. Те ответили, всё хорошо, пообещав, что мы быстро доберёмся до Ванавары.

Белые снега северной широты. Ч - 3. Дорога на Ванавару

Понятие «быстро» имеет разное значение. Грузовые транспортники могут развивать по бездорожью нормальную скорость, тогда как с прицепами мы вынуждены тащиться 30–40 км. Вдобавок, тяжелые грузовики набивают протекторами молодой снег, отчего дорога становится похожей на стиральную доску.

Навстречу стало попадаться большое количество бензовозов и лесовозов. Группируясь по два, по три, они проносились мимо на приличной скорости. Такие встречи таят опасность.

Белые снега северной широты. Ч - 3. Дорога на Ванавару

Водитель долгое время едет один, трасса расслабляет и он непроизвольно перестаёт думать о встречных машинах. При этом сам зимник довольно узок. Заметив лесовоз, желательно снизить скорость, а ещё лучше прижаться к обочине.

Вечереет. Солнце вот-вот спрячется за лесом, а мы всё ползём по дороге. На одной из развилок сворачиваем вправо по стрелке Ванавара.

Белые снега северной широты. Ч - 3. Дорога на Ванавару

Следующий плакат предупреждает, легковым машинам на зимник выезжать разрешается только в колонне не менее двух. Рядом номер дорожной службы. Единственное, связи нет, звонить им нужно по спутниковому телефону.

Пробитый по тайге путь становится более узким и нехоженым. Деревья приблизились. Ёлки пытаются остановить, цепляясь лапами, кажется, что впереди они обязательно сомкнутся и дорога закончится тупиком.

Зато само полотно улучшилось. Лесовозы и бензовозы явно не ездят, и это должно было насторожить! Но, если рассуждать логически, у них другие цели. Они обслуживают обустроенные посреди тайги базы, и Ванавара им не нужна.

Белые снега северной широты. Ч - 3. Дорога на Ванавару

Уснувшую под снегом речушку переезжаем через мосток. Рядом охотничий домик. В отсутствии хозяина, справиться о его делах, приковылял белый пушистый заяц, неторопливо перебежавший дорогу.

В селе Михайловском Псковской области установили памятник зайцу, который заставил Пушкина вернуться в деревню, изменив планы на счёт Петербурга. Пушкин в столицу не попал, избежав следствия и ареста по делу декабристов. Мы же намёк не поняли, хотя заяц определённо предлагал вернуться.

Дорога начинает метаться по сопкам. Запрыгнуть на одну из таковых не получается. Многоопытный Дмитрий понимает, мы встали не туда.

Белые снега северной широты. Ч - 3. Дорога на Ванавару

Отцепляем прицепы. Водители, проявляя мастерство, разворачиваются на узком пятачке. В наступившей темноте едем обратно.

Если навигатор может как показать зимник, так и не заметить, то населённые пункты он по любому отображает. Дмитрий решает, попроситься на ночлег в деревне Таёжная. По навигатору она 7 км от поворота.

Уходим в заданном направлении. Доезжаем до нужного места, но, увы, никакая деревня не просматривается. Уткнувшись в развилку, останавливаемся. Слева доносится лай собак. Отсоединяем прицеп и отправляемся на разведку. Дорога приводит на автобазу, про которую можно выразиться, что пациент скорее жив, нежели мёртв.

Пушистая лайка, получив хлеб, радостно виляет хвостом. Появившийся из темноты сторож объясняет, дескать, здесь ночевать негде и что сама деревня дальше. Товарищи остаются на дороге, а я с Дмитрием вновь направляюсь на разведку.

В советское время Таёжная была обычным посёлком. Теперь официально деревня закрыта, но люди живут. Кто-то приезжает на лето, но в трёх домах жизнь теплится всю зиму.

Мы видели санки, на которых привозят дрова из леса, снегоходы и даже один вездеход. Температура медленно, но верно приближается к -25С. Направляемся в крайний дом, поманивший мощным дымом. Уж там точно будет тепло… Сперва долбим в калитку, после заходим и стучим по стеклу.

В избе работает телевизор, домочадцы смотрят новости. Минут через пять дверь наконец-то открывается, на пороге начинает пошатываться поджарый дедок в тельняшке. Интеллигентно объясняем, дескать, путешественники, сбились с пути, просимся на постой…

Часто в фильмах режиссёры стараются отобразить зону, и если нары и камеру найти можно, то вот с актёрами получается ерунда. Интеллигентные уголовники на образ не тянут. Матёрого зека можно сразу определить по пронзительному взгляду, который выработан годами отсидки…

Именно такой колючи и пронизывающий удар мы ощутили на себе. Казалось, что человек, подобно рентгену, в темноте видит насквозь. Глаза, как два холодных и острых гвоздя, царапали душу.

Первый раз он нас как бы не услышал. Ответил только на повторную просьбу, но тон его был вполне доброжелательным, который никак не сопрягался со взглядом.

— Нет, ребята, у меня полна хата. Вы в соседние постучите, авось приютят.

Во втором доме жил одинокий охотник, но тоже не единожды сидевший. В третьем дверь открыл щуплого вида дед, с расцарапанным лицом, и с таким же пронзительным взглядом. Дмитрий ещё пытался что-то объяснить, но я уже начал медленно отодвигать его за локоть.

В своё время в Красноярском крае было много зон. Их закрыли за нерентабельностью. Бывшим сидельцам ехать оказалось некуда. Вот и остались они в тайге, доживать свой век среди волков и медведей.

Теперь, по прошествии времени, думаю, какое счастье, что мы не остались в Таёжном! Все три хозяина могли нас запросто прирезать и начать искать деньги… А если им чин по чину налить, это было бы вообще — туши свет…

Возвращаемся к товарищам, пристёгиваем прицеп и направляемся в обратную сторону. Возле развилки, где стоял указатель на Ванавару, стучимся в вагончик к дорожникам. Дежурный, как и предполагалось, объясняет, ночевать негде, зато можно взять дрова, сколько захотим.

Ещё один домик, обнаруженный неподалеку, для ночлега не подходил. Делать нечего, придётся ставить палатку и ночевать на улице. Когда-то это должно было случиться.

Белые снега северной широты. Ч - 3. Дорога на Ванавару

Весь наш маленький коллектив приходит в движение. Кто-то начинает колдовать с ужином, кто-то ящики с едой разбирает, кто-то с чаем хлопочет.

Руки ребят двигались быстро, напоминая юрких зверьков. Мои же крюки, за что не брались, от неопытности всё вставляли не так и не туда. Соответственно, мне поручили расчищать от снега место под палатку. Модель Арктика проверена Чукоткой, ибо в прошлом году была в экспедиции.

Сперва её необходимо разложить, собрать дуги, пропустить их через ушки, расправить, натянуть и закрепить колышками. Дабы спальник не промок, на полу раскладываются специальные коврики.

Белые снега северной широты. Ч - 3. Дорога на Ванавару

После ставится печка, но тут тоже свои особенности. Трубу нужно нарастить и пропихнуть в специальное отверстие крыши. Растопить печку, тоже наука. Когда огонь разгорелся, необходимо убедиться, что дым уходит исключительно вверх. Впрочем, сперва нужны дрова. Их надо правильно наколоть, отсортировать и занести в палатку, сложив в кучу возле печки.

По всей видимости, я в тот вечер был самым бесполезным человеком. Убедившись в подобном, товарищи поручили, сделать несколько ходок к вагончику дорожников за дровами. Когда принёс четвёртую охапку, начался ужин. Сергей Владимирович порадовал пельменями. Нарезка, сухофрукты, конфеты… Маленький стол попросту не вмещал содержимого.

И конечно же была выпивка. На трескучем морозе губа прилипает к металлической кружке, отцепляясь только при посредничестве водки.

Если в обычной жизни люди сидят за столом, не спеша выпивают и закусывают, то здесь свою норму приходится употреблять, пока не остыли пельмени. Со страху я перебрал. На ночное дежурство, по поддержанию огня, разбудить меня не смогли.

Я залез в палатку, снял сапоги, развернул спальник, сунул куртку под голову и полностью отключился. Ночь уместилась в какие-то две-три минуты. Просыпаюсь на рассвете, обуваюсь, одеваюсь и вылезаю на улицу.

Белые снега северной широты. Ч - 3. Дорога на Ванавару

На крыше одной из машин был установлен градусник. Смотрю -35С!!! Надо согреться. На столе оставался коньяк. Вот тебе и раз, он напрочь замёрз. Что теперь наливают в бутылки, одному Богу известно.

Между тем, солнце начинает протискиваться среди деревьев, накрывая тайгу первыми робкими лучами.

Каждое последующее утро было по своему неповторимым, но все они сопровождались завтраком и постепенным подъёмом температуры.

На 9 утра назначен отъезд. К этому времени необходимо собрать спальник, общими усилиями упаковать палатку и печку, сложить в прицеп оставшиеся дрова, по возможности, помыть за собой тарелку, ложку и кружку. В общем, что вечером, что утром, каждому находилось своё дело.

Белые снега северной широты. Ч - 3. Дорога на Ванавару

Зато потом, когда лагерь оказывался полностью собран, и после нас не оставалось ни соринки, ни бумажки, я каждый раз удивлялся, неужели здесь ночевали люди, среди которых был я?

Вопреки указателю, встаём на накатанную дорогу. Как позже объяснили водители, все местные куда ехать знают, а дорожники попросту забыли снять указатель.

Едем по залитому солнцем лесу.

Белые снега северной широты. Ч - 3. Дорога на Ванавару

В его лучах тайга полностью преобразилась. Сосны и ели расправили ветки на встречу солнцу, и уже избавились от снега. Зато кусты вербы зимние подарки держат крепко, не отдают. Ну ничего, со своими охапками они по любому расстанутся. У эвенков март называется — месяц падающего с деревьев снега.

Заметив возле дороги вышку, просим Дмитрия остановиться. Приглядевшись, понимаем, раньше здесь находился лагерь.

Белые снега северной широты. Ч - 3. Дорога на Ванавару

Если реку сковывают берега, не дающие безудержной воли, то общество, руководствуясь законом, ограничивает свободу преступникам.

Отгорела былая боль, ушли в прошлое злоба и страсти. Осунулись и вросли в землю укрыты снегом бараки, хозблок, санчасть и дома лагерной администрации. Наверняка кто-то мечтал вырваться отсюда, я же копил деньги, чтобы приехать и увидеть…

Белые снега северной широты. Ч - 3. Дорога на Ванавару

Где что располагалось, понять сложно. Лагерь закрылся годиков…дцать назад, но его не разбирают. Как знать, может пригодится… Ну, а пока, в отсутствии осужденных, на прогулку по территории выходят лисы и зайцы.

Навстречу идут грузовики и бульдозеры самых разных марок. Раньше я как-то не присматривался, теперь жизнь заставляет задуматься — более 80% приходится на импортную технику.

Камазы хороши для бездорожья, но взять они могут на борт 5–7 тонн. К примеру грузоподъёмность Ивеко от 6 до 28 тонн.

Общаясь с дальнобойщиками, неоднократно слышал, на иностранной технике ездить удобней, нежели на Камазе, но её нужно постоянно обслуживать.

Белые снега северной широты. Ч - 3. Дорога на Ванавару

Есть и ещё моментик, Камаз можно выкупить и работать на себя. Зарубежная техника на порядок дороже.

Позже один парень рассказал, дескать, взял кредит в банке, купил старенький Камаз. Уже полтора года работает на себя, но прибыли не видит. Помимо ежемесячного кредита, за ТО осенью отдал 300 тысяч. Ещё 200 ушло на зимнюю резину.

Солярка тоже стоит будь здоров. Жена ругается, дескать, надо было на эти деньги в Кодинске трёхкомнатную квартиру купить, а тебе устроиться просто водителем, без ИП.

Общаясь с ребятами, мне довелось слышать множество историй, как тот или иной водитель сломавшись, либо съехав в кювет, долгое время ждал помощи. Напомню, зимник функционирует только в морозы. Соответственно, на трассе ты должен расчитывать на бесперебойно работающий двигатель, на исправность оборудования и на своё умение шоферить.

Невольно вспоминается Сергей Трофимов:

Тормоза не откажут на спуске,

На подъём не заглохнет мотор

И помчит по ухабам по русским

Дальнобойщик, водила шофёр.

Белые снега северной широты. Ч - 3. Дорога на Ванавару

А вот возят они здесь по большей части солярку и лес. Первая, понятное дело, нужна в качестве топлива, а вот про лес хочется поговорить.

Любое творение природы это всегда совершенство. Каждый лес по своему красив, но особенно приводит в восторг вид сосен. Высокие и стройные, как колонны, они вызывают восхищение. Кроны устремлены в небо. Мощные стволы внизу покрыты коричневой растрескивающейся корой, на высоте 5–6 метров окрашены в нежно-оранжевый цвет.

Сосну использовали в качестве корабельной мачты, отчего сосновый лес именовался корабельным. Насчитывается более ста видов сосен. Они различаются строением чешуи, шишками, цветом хвои и хвоинками в пучке. Чем от обычной сосны отличается ангарская, не скажу, но учёные выводят её в особый вид.

Любая сосна неприхотлива к условиям климата, переносит морозы и засуху. Ни одна древесная порода не может соперничать с сосной на бедных песчаных почвах, где сосна развивает мощную корневую систему. Вместе с елью служит хранительницей подземной влаги, являясь главным фактором облесения песков.

Белые снега северной широты. Ч - 3. Дорога на Ванавару

Хвойные деревья, и особенно сосна, выделяют фитонциды, убивающие вредных микробов, в том числе туберкулёзные палочки. Именно по этой причине вблизи сосновых лесов строят санатории, но здесь, посреди тайги, это не тот случай…

Лес одно из главных богатств России! Это наши деньги, наша валюта. Сосну, а вместе с ней кедры и ель, активно вырубают. Древесина используется в производстве и имеет большое промышленное значение. Из неё получают канифоль и скипидар.

Белые снега северной широты. Ч - 3. Дорога на Ванавару

И тем не менее, глядя на бесконечные потоки лесовозов, становится грустно.

Чтобы выросло полноценное дерево, должно пройти 60–70 лет, а это целая человеческая жизнь. Вдоль зимника по большей части чахлые деревца. Лесорубы по всем направлениям углубляются в тайгу и это не может не настораживать.

Проезжая мимо огромного склада, мы невольно остановились. Фотоаппарат, в отличие от квадрокоптера, не может дать объёмной картины увиденного. Штабеля, сложенной друг на друга древесины, уходили в даль и след их терялся за горизонтом. Чтобы собрать такое количество брёвен, пришлось вырубить огромную площадь тайги, превратив её в степь.

Белые снега северной широты. Ч - 3. Дорога на Ванавару

С другой стороны, эмоции не должны брать верх над разумом. Наше лесное законодательство постепенно приходит к норме, обретая реальную силу. Проезжая, мы видели, как на недавно вырубленном участке работал бульдозер, перепахивая в трух щепки, остатки коры и корни. Это даст возможность для молодой поросли.

Позже один человек рассказал, как спилил в родном посёлке четыре сосны. Они стояли на видном месте. Власти не прошли мимо, началось расследование. Мой визави признался в содеянном. Был суд, штраф, приставы конфисковали электропилу и наложили арест на чурбаны, которые им не на чем было вывезти.

Приближается время обеда и мы решаем остановиться на стоянке.

Заморив червячка, начинаю изучать звериные следы. Здесь часто останавливаются дальнобойщики, оставляя объедки. Зверей подобное привлекает. Начинается борьба за территорию.

Судя по следам, лиса вышла на пришество уверенная в своих силах, самый высокий сугроб пометила, походила, всё проверила и направилась обратно. Более мелких зверьков запах отпугмвает, искать еду на её территории они не станут.

Белые снега северной широты. Ч - 3. Дорога на Ванавару

После обеда вновь сворачиваем не туда и оказываемся на базе лесорубов. Дорожные указатели установлены не везде, а без них, какая дорога куда ведёт, понять сложно.

Я всё ждал, когда будет табличка, где бы обозначалось, что мы въехали в Эвенкию, но она так и не появилась. Заморачиваться подобным дорожные службы не захотели.

Белые снега северной широты. Ч - 3. Дорога на Ванавару

Солнце намеревается завершить день, начиная прятаться за деревьями. В какой-то момент лес меняется. Высокие сосны исчезают, уступая несуразным лиственницам. Вместе с соснами исчезают лесовозы. В качестве древесины здешнюю лиственницу не берут.

Стрелка навигатора уверенно движется к Ванаваре, но вокруг всё тот же зимник, всё тот же лес, и вот, наконец, впереди долгожданный простор. Он появляется резко, словно луч света в тёмном царстве.

Мы у ледовой переправы через Подкаменную Тунгуску. На другом берегу Ванавара. Дабы водитель не ушёл в сторону, речной участок обозначен воткнутыми в снег палками.

Легендарная Тунгуска!

Много раз приходилось слышать и читать про эту труднодоступную реку. Фантастика! Теперь я стою прямо посередине и любуюсь берегами! Не скажу, что они особенно впечатляют. Важен сам факт твоего присутствия.

Подкаменная Тунгуска правый приток Енисея, её длина — 1865 км, площадь водосборного бассейна 240 тыс. км2. 19-ая река России приобрела известность благодаря падению в 1908 г. Тунгусского метеорита.

Впрочем, не стоит забегать вперёд.