Предыдущая часть — От Красноярска до Кодинска
Краеведческий музей города занимает второй этаж типового административного здания.
Предыдущая часть — От Красноярска до Кодинска
Краеведческий музей города занимает второй этаж типового административного здания.
Посетителя встречает стенд посвящённый первому директору, коренной ангарке — Юлии Степановне Кулаковой. Её имя музей носит с 1994 года.
В январе 1983 года, когда стало понятно, что село Кежму затопят, у людей появилось желание создать музей. В возрасте 74 лет Кулакова приступила к сбору экспонатов. Люди приносили «бабе Юле» самые разные предмет, делились воспоминаниями о гражданской войне, о торговле с эвенками, о проводах на фронт и о многом другом.
Самые разноплановые вещи ютились у неё дома, в амбарах, на чердаках, под дощатыми навесами. В 1985 году музей открылся в Кежме на общественных началах, и через четыре года получил статус государственного.
В 2012 г., после пуска в действие Богучанской ГЭС, бывший административный центр Кежма оказался на дне водохранилища. Людей переселили в Кодинск, куда также переехал музей. По этой причине предметы быта, собранные Кулаковой, имеют особую ценность.
Первый зал называется — «Природа и промыслы ангарцев».
Вдоль больших и малых рек края часто находят бивни и кости мамонтов. Представленные, найдены местными жителями и переданы в музей.
Слово Ангара происходит от амнга (искаж. анга), что в переводе с бурятского и эвенкийского обозначает «пасть животного, рот».
Сибирь, и в частности Нижнее Приангарье, необычайно богаты птицей, лесной живностью и рыбой. Это привлекло сюда переселенцев.
Даже теперь, когда Кодинск со всех сторон окружает тайга, углубившись на двадцати-тридцати километрах от города, попадаешь в абсолютно другой мир.
Изначально жителями Приангарья являлись эвенки. Обустраиваясь на новом месте, переселенцы многое у них почерпнули.
Музейщики создали уголок, полностью посвящённый охоте.
Изучаем шкуры, капканы, лыжи, обувь. Все предметы подлинные, ими пользовались охотники. Магазинов, где как теперь можно всё купить, по большому счёту не существовало. Ангарцы одевали и обували себя самостоятельно.
Глядя на сапоги, я невольно попросил разрешения потрогать. После мы все долго удивлялись качеству кожи, точности шва и основательности подмёток. При этом у зимней и осенней обуви носок слегка загнут вверх, дабы не цеплять снег и землю.
Изучая непонятный предмет, я никак не мог угадать его предназначение, наивно полагая, что это что-то по типу снегоходов, одевавшихся на обувь. Оказывается, нет, это прообраз рюкзака. Позже я действительно видел, как при помощи подобного приспособления оленеводы пристёгивали к спине вёдра и кастрюли.
Волосянки — носки из конского волоса. Нога в них не потела и не промокала.
Ещё одно эвенкийское изобретение — варежки кокольды. В мороз все пальцы друг друга грели, при этом сбоку имелась выемка, через которую руку можно было вытащить. Единственное отличие, эвенки шили кокольды из меха.
Фотографии и предметы охотничьего быта, красноречиво рассказывают о лесном промысле.
Охота — извечная борьба человека и зверя.
Охотник должен зверя перехитрить, заманить в капкан, либо приблизиться на расстояние выстрела. Добывая шкурку, её старались не портить дыркой от пули, и потому ставили всевозможные капканы.
Исключением была охота на крупного зверя, в особенности на медведя.
До затопления люди старались селиться возле реки. На Ангаре существовали островные деревни. Богатая рыбой Ангара кормила не хуже тайги.
Стерлядь и осётр собирались стаями на зимовку в глубоких ямах. Они были известны, старосты деревень за ямами следили, дабы никто рыбу не беспокоил. В сентябре ниже ямы ставили сети-самоловы, напичканные крючками. Выше по течению начинали шуметь, постепенно приближаясь к яме.
Испуганная рыба поднималась вверх, устремлялась вниз по течению, цеплялась за острые крючки. Часть стерлядок и осетров резала бока и уходила израненная, другая становилась уловом.
Крупной рыбы было так много, что её осенью и весной били гарпунами. На носу лодки устраивался небольшой костерок. Стерлядь и осётр устремлялись на свет, получая удар острогой.
В качестве груза для сетей использовали камни, обтянутые берестой. Это ещё одно уникальное изобретение эвенков.
На плотву ставили специальные сетчатые ловушки — морды.
Теперь, с появлением водохранилища, прежней рыбы в Ангаре уже нет. Единственный плюс, по словам экскурсовода, появилось водохранилище — пропал гнус.
На обзор посетителей представлен макет ангарской усадьбы. Дом небольшой, рядом хозяйственные постройки, при этом территория огорожена крепким высоким забором. Одним словом, кто в этих суровых и одновременно благостных краях стрался и работал, тот жил достойно и богато.
В этом году со дня образования Кежминского района исполняется 95 лет. К сожалению, не обошлось без потерь.
Все мы помним драматичную повесть В. Распутина «Прощание с Матёрой». Посреди Ангары находится деревня, которая попадает в зону затопления. Многие люди, особенно пожилого возраста, не хотят покидать место, с которым прочно связана жизнь.
Сюжет из жизни. В музее есть карта, на которую нанесены затопленные деревни.
Рядом фотографии местных жителей и детские поделки, где ребята из пластилина, по рассказам бабушек и дедушек, слепили копии их бывших домов.
Следующий зал называется «Ангарская изба».
Здесь представлены предметы быта: ткацкий станок, прялка, швейка, зыбка, а также многое другое из домашнего обихода конца XIX века.
Повторюсь, большая часть вещей своим появлением в музее обязаны Ю. С. Кулаковой.
Удивили шкатулки и короба из бересты. Глядя на объемный предмет, примерно представляешь, сколько он должен весить. Изделия из бересты ничего не весят, они подобны пушинкам.
Ушедшая под воду Кежма ведёт историю с 1635 года.
Заселение в царские времена было добровольным, но при этом Приангарье являлось местом ссылки.
В 1878 году в Кежме был 151 двор, православная церковь, часовня, волостное правление, хлебозавод-магазин, две лавки, пороховой подвал, анатомическая изба, два оптовых винных склада, путейный дом. К 1884 году в Кежме уже было 1119 жителей, из них 55 грамотных.
От Кежменской церкви сохранилась деревянная фигурка ангелочка, икона, подсвечник и картинное изображение самой церкви.
В здешних краях часто встречаются фамилии Брюханов, Кокорин, Карнаухов.
Эти люди потомки первых переселенцев, основателей Кежмы.
В свою очередь Кодинск можно назвать неким перерождением Кежмы.
Во времена гражданской войны был сформирован партизанский отряд. Собрав запас продуктов, красные партизаны отступили в тайгу, нанося удары по отрядам Колчака. Позже, когда белые отступили, вместе с партизанами в Кежму вернулась Советская власть.
Так незаметно мы перешли на вторую часть зала, где рассказывается о советском прошлом.
В отсутствии площадей экспозиция несколько хаотичная. На стендах, витринах и полках: монеты и купюры царских и советских времён, археологические находки, полезные ископаемые, фотографии, предметы эпохи и другое… Но смотрится, в любом случае, с интересом.
Третий зал, благодаря спонсорам, оборудован по самой новейшей технологии. Он посвящён Богучанской ГЭС.
В первую очередь обращает на себя внимание стенд, где рассказывается про Ангару, про её первых обитателей: древнего человека, эвенков и русских. Нажав на кнопку, можно послушать эвенкийские и русские песни, записанные краеведами на магнитофон.
Моя спутница Вероника в русском многоголосии сразу определила поморские черты. Оно и неудивительно, первыми переселенцами действительно являлись поморы.
На других стендах технические параметры ГЭС, всевозможные характеристики, этапы строительства, кадры кинохроники.
Любопытен памятный камень, переданный в 1974 г. с Усть-Илимской ГЭС богучанским строителям.
Ещё один интересный экспонат — инсталляция первого бетонного куба, что был уложен на дне Ангары. В конструкции имелась капсула, куда желающие кидали монетки, причём главный инженер ГЭС определил туда золотые часы.
Сам куб я сфотографировал, а вот внутреннее содержание, в виде монет и часов, из-за бликующих стёкол нормальным образом не вышло. Надеюсь, читатель виртуально домыслит содержимое.
Зал «Славы» завершает экспозицию.
Отличительной чертой большинства сибирских музеев является минимальное количество артефактов времён ВОВ.
Всё правильно, боевых действий на территории Сибири не было. А вот самих сибиряков в Первую мировую и в Великую Отечественную погибло огромное количество.
В зале Славы для подрастающего поколения проводят лекции.
Есть уголок, где представлено творчество школьников. Можно приобрести сувениры в виде таёжного чая, ангарского купидона и одноимённого рассвета.
Вот таким запомнился Краеведческий музей Кодинска. Подавляющее большинство читателей попасть сюда не сможет. По этой причине я постарался описать подробно.
Продолжение — Дорога на Ванавару