«Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,
Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный Господень суд.»
Такое мнение высказывал Редьярд Киплинг.
Но он Восток и Запад хотя бы сравнивал. Север и Юг это как две абсолютно разные планеты. Север и Юг несравнимы. Кто любит Юг, того не затащишь на Север, как и наоборот. И если Юг расслабляет, предоставляя возможность для отдыха, Север бодрит, Север закаляет.
10
«Если ты полюбишь Север — не разлюбишь никогда!» — в известной песне, которую зажигательно исполнял Кола Бельды, подпишусь под каждым словом.
10
Круиз по Лене, либо посещение Мурманска, географически поездка на Север. Но всё же это немного не тот Север. Здесь турист потребляет удобства, часто не осознавая, каким образом они были созданы.
10
В естественной среде Севера человек за свои блага борется, подстраиваясь под снег, под метель, под холод. Получив материальные блага, он с полным правом может считать себя победителем. Общение с такими людьми даёт понимание жизни.
6
На нехоженом Севере мне приходилось бывать дважды.
С тех пор Север звал, Север манил. Я изучал маршруты и направления, но того что хотелось, никто не делал.
2
И вот вдруг, от закрывшего всё и вся кроме Туркмении Дмитрия Березина, неожиданно узнаю про барнаульскую турфирму (по правилам сайта название можно дать только в комментариях), специализирующуюся на активных и нестандартных путешествиях (рафтинг, альпинизм, трекинг, лыжные походы, джиппинг).
Её возглавляет профессиональный путешественник Дмитрий Юрочкин. Стаж активного туризма более двадцати лет. Дмитрий, хотя и является директором, в офисе не сидит — он душа и организатор каждого маршрута.
5
В прошлом году ребята по зимникам добрались до Чукотки. Памирский тракт прошли более 10 раз, были в Китае, по многу раз в Монголии, объездили весь Алтай и прилегающие регионы. И если их лыжный походы в феврале месяце на плато Укок наверно-таки не для меня, то участие в джиппинг-экспедиции на Север самое то!
Одним словом, узнав об экспедиции в Эвенкию, я записался самым первым, после присоединились попутчики. По плану нам предстояло прилететь в Красноярск, откуда двинуться на север через Канск и Кодинск, по эвенкийским зимникам достичь Ванавары, Туры и отправиться ещё дальше в никому неизвестный Ессей.
Обратно тем же путём до Туры. После уже другим зимником до Суринды, спланировав её под День оленевода. Далее нас ждали Байкит и Куюмба. Знакомство с Северо-Енисейским и Енисейском приходилось на заключительную часть путешествия.
Нужно ли объяснять, с каким нетерпением я ждал своего рейса, ждал 12 марта. На следующее утро назначался старт из Красноярска.
Приезжаю во Внуково, регистрируюсь, прошу дать место возле прохода. У окна, либо в середине, сидеть не люблю. Однако тут, упс, сюрпризик. Меня определяют на В.
Самые худшие опасения подтвердились, когда среди пассажиров стали мелькать высоченные ребята. И конечно же один из таких переростков стал моим соседом. Он сел с края.
С самых первых минут полёта руками и ногами я начал борьбу за сантиметры обладания подлокотником и за нижнее пространство, но это оказалось бесполезно. С обеих сторон меня зажали, как кильку в банке.
Самолёт оказался под завязку забит атлетами. Двухметровые ребята в узких креслах не помещались и потому вытянули ноги по проходу. Перемещение стюардесс напоминало нанайские прыжки через нарты.
Разговорившись с соседом, я узнал, что это второй состав казанского Уникса летит в Красноярск, дабы помериться силами с Енисеем. Когда выяснилось, что мне выпала честь сидеть рядом с баскетболистом сборной России, я добровольно сжался в нитку. Ночной перелёт утомителен, а ребятам завтра играть…
Увы, я мучился напрасно. Енисей перебросал казанцев 90 — 85. Впрочем, я узнал об этом через три недели. Не будем отвлекаться от темы.
Мартовская Москва провожала обычной слякотью и хлябью, Красноярск обнял тридцатиградусным морозом. Встретившись с Дмитрием, я направился по улице, каждой клеткой тела чувствуя, как холод начинает просачиваться под куртку, облизывать незакрытое лицо и руки.
По программе, в этот день нам предстояло без раскачки отправиться в путь. Дмитрий попросил, прилететь не позднее 7 утра. Когда собрались все, мы стартовали в Канск.
Техническая часть экспедиции состояла из двух Тойот с прицепами, перевозившими бочки с топливом, продукты, палатку, спальники, котлы для приготовления пищи и другое оборудование.
2
Если в обычном туре можно забронировать гостиницы, рассчитав порядок передвижения, то в экспедиции это непредсказуемо. Экспедиции проходят по неезженым местам. Когда попадёшь из точки, А в точку Б, одному Богу известно.
Первым джипом управлял Дмитрий. За рулём второго находился его папа — Сергей Владимирович (профессиональный водитель). Начав за три месяца готовиться к экспедиции, Сергей Владимирович насолил сала, навалял бочку пельменей, сварил и заморозил несколько видов супа.
Туристы тоже оказались калачами тёртыми. Владимир и Андрей в подобных приключениях бывали неоднократно и холода не боялись. Более того, Андрей на профессиональном уровне занимается монтажом фильмов и клипов. Наши приключения он тоже снимал.
5
Юра имел немного другой, но не менее экстремальный опыт. Более того, у нас нашлись общие знакомые.
Друзья, помните, в прошлом году в Чаде задержали российских туристов? Их тревел-лидером был Алексей Камерзанов. Перед поездкой, благодаря Туристеру, Алексей связался со мной и задал вопросы. Несколько раз мы разговаривали по телефону. Так вот, Юре довелось проехать с группой Камерзанова по ЮАР, Намибии и Анголе.
3
Единственной женщиной оказалась Вероника. В прошлом году вместе с Дмитрием она ездила на Чукотку. За плечами Вероники большое количество сплавов и лыжных походов. В последующем она взяла на себя роль хозяйки кухни, за что ей от всех нас огромное спасибо!
6
Восьмой участник экспедиции намеревался присоединиться в Туре. На День оленевода прилетел Березин, но мы не станем забегать вперёд.
5
В общем, мои новые товарищи имели опыт экспедиций и трудностями их было не испугать…
Ранее утро от утра среднего отличается температурой. При ярком солнце минус двадцать воспринимаешь комфортно. Снег под ногами слегка потрескивает, успокаивая, дабы ты забыл про градусник и не волновался.
Выезжаем из Красноярска и первым делом заруливаем на заправку, дабы залить в бочки арктическое дизтопливо.
1 из 3
2
Моё внимание привлекает водитель, установивший на колёсных болтах прицепа пластиковые бутылки. На наивный вопрос, зачем он это делает, дальнобойщик отвечает, дескать, если на подъёме или спуске перестанет крутиться колесо, он это сразу увидит.
1
Получается, тормозные цилиндры могут заклинить? Так может стоило проверить систему, прежде чем отправляться в рейс?
М-да, Красноярский край это не Москва, это второй по площади регион России, и я не перестаю удивляться тому, как и чем она живёт.
Мне представлялось, что Красноярска окружают хвойные леса. Оказывается, нет. За окном, сменяя друг друга, начинают мелькать заснеженные поля и берёзовые рощи. Красноярск в зоне резко континентального климата. Зона вечной мерзлоты находится севернее.
2
230 км. до Канска преодолели за четыре часа.
1
В Канске нам предстояло пополнить запас продуктов, с чем справились без проблем. Плюс, нашли вполне приличную столовую, где пообедали. Сибирские цены мне показались такими же как в Москве, а вот сам Канск как-то не приглянулся.
1
Город основан в 1628 году как малый острожек у Комаровских порогов на реке Кан. По другим сведениям, земли были заселены русскими на пять лет раньше, когда сюда прибыли енисейские атаманы.
2
В 1717 году в Канск переселили двадцать семей казаков из Красноярска. К 1722 году была построена единственная в Красноярском уезде церковь. И тем не менее будущий город долгое время так и оставался острогом, куда народ переселяться не хотел.
Положение дел изменили указы царя Петра I о трактовых дорогах в Сибири, что и предопределило новый этап развития.
1
Как результат в 1782 г. Канск получил статус города. Это один из старейших оплотов Восточной Сибири. Он раскинулся по обеим сторонам реки Кан.
2
Правая часть в плане построек более новая и смотрится приятней.
1
В любом случае, Канск город промышленный. Старинных купеческих особняков, украшающих любой российский город, мы не видели, как и многоэтажных новостроек.
1 из 6
2
Впрочем, отмечу, город мы видели по большей части из машины.
1
Время поджимало, нужно было двигаться на Кодинск.
1
Парковую часть Канска украшают сосны, но дальше их опять нет. Дорогу вновь обжимают белые поля, перемешанные с берёзовыми перелесками. Последние, в отсутствии хвойных собратьев, напоминают девчонок, о которых напрочь забыли кавалеры.
1 из 2
1
Встречных машин мало. Иногда мимо с громким уханьем пролетают тяжёлые транспортники, перевозящие лес. Иногда уже мы сами поднимаем с асфальта пригревшихся снегирей. Красные птички взмывают вверх, молниеносно растворяясь в морозном небе.
Хозяйственные постройки вдоль трассы редкость, а населённых пунктов ещё меньше. В любом случае, разрухи не наблюдается.
Вечереет. Берёзовые рощи уступают лесу смешанному, который начинает сопровождать трассу с обеих сторон. Чем ближе ночь, тем стремительнее из сказочного и манящего придорожный лес преображается в сумеречный и страшный.
Бескрайнее небо становится серым, однако там, где ушло на покой солнце, остаётся просвет. Оранжевый апельсин обещает вернуться, чему удивляются серебристые облака. Куда? Зачем возвращаться в такой холод?
Останавливаемся на заправке, где с удивлением изучаем плакат. Он сообщает водителям, дабы те не брали попутчиков. Им может запросто оказаться беглый заключённый.
Вот тебе и на?! Мне думалось, что в Сибири люди, наоборот, стремятся везде и всюду прийти друг другу на помощь.
1 из 4
1
Передвигаться ночью по темноте не самое лучшее дело. Решаем остановиться в Богучанах. Вероника обзванивает несколько вариантов, и договаривается о гостевом доме, куда приезжаем по темноте.
1 из 3
1
Тот первый вечер можно по праву назвать Праздником живота. Припасы экспедиции казались бесконечными, и стол попросту не вмещал еду и нарезку.
Ночью мороз опускался до 35 градусов, но в доме было тепло. Утром Дмитрий, как и обещал, снабдил меня особыми сапогами, где в прорезиненный низ, сочетавшийся с непромокаемой материей, вставлялся тёплый чулок чуня. Очень удобная конструкция! Если нога промокла или вспотела, чуню можно вынуть и просушить.
Переобуваюсь. Ноги начинают гореть теплом. Воодушевлённый отправляюсь на изучение посёлка.
6
Вечером, глядя на окружающие просторы, мне подумалось, что гостевой дом расположен на берегу Ангары. Посёлок действительно на Ангаре, однако великая река оказалась в стороне.
1 из 3
7
Как птицы родители чистят перья своему единственному птенцу, примерно так начали прихорашивать день солнце и лёгкий ветер, отчего промороженное утро заискрило в белой дымке розовыми переливами. День обещал быть солнечным и морозным.
8
Название Богучаны от эвенкийского «букачан» — «бугор», «холм», «остров». В настоящем это административный центр одноимённого района.
Село основано в 1642 году. Богучанская деревня известна с 1630 года, как деревня Богучанская на водно-волоковом пути Обь-Енисей — Ангара — Лена. Как и значительная часть других приангарских населенных пунктов, Богучаны возникли из отъезжей заимки. Основу населения составили выходцы из поморских районов Европейской России.
К счастю или к несчастью, но городской статус Богучаны так и не получили.
2
Если не считать морозных рисунков на стёклах, другими достопримечательностями посёлок похвастаться не может. Коптят небо трубами кочегарки, собирает по остановкам своих пассажиров старенький автобус. Думаю, всё самое лучшее у посёлка исключительно в будущем.
1
После завтрака, загружаем вещи в машину, сдаём хозяйке дом и направляемся в Кодинск.
3
Дорога начинает прыгать по сопкам. Её полотно представляет стиральную доску. Подъёмы и спуски дорожники посыпают мелкой крошкой, но на скорость движения их действия не влияют. Плетёмся 30–40 км. в час.
1 из 2
1
За Богучанами трасса соседствует с Ангарой. Река изредка мелькает за деревьями, но подойти к ней не представляется возможным.
3
Зато когда Ангара наконец то показывается, своим простором, скалистым берегом и скрытой подо льдом мощью, река производит очень сильное впечатление!
От искрящего на снегу солнца начинают уставать глаза. Хочется закрыть веки и спать, спать, спать… Но уснуть, когда вокруг внеземная красота, невозможно.
1 из 2
4
На каждой остановке стараюсь выйти из машины, дабы как можно полнее вобрать в лёгкие сочный морозный воздух, полюбоваться лесом, сфотографировать.
3
Подобно стройным атлантам возвышаются над тайгой, передавая друг другу провода, линии электропередач. В низинах деревья покрыты инеем, на пригорках хвойный лес отогревается на солнце. Слегка покачивая ветками, сосны и ели друг с другом о чём-то разговаривают. Наверняка зима надоела, ждут лета.
Смотрю в зеркало, лицо раскараснелось. Если так дальше пойдёт, домой приеду загоревший.
В начале первого добираемся до Кодинска, где первым делом направляемся в Краеведческий музей.
1
Кодинск город молодой, статус города присвоен в 1989 г. Его история возникновения целиком и полностью связана с Богучанской ГЭС. До этого момента здесь находилась деревня Кодинская заимка.
1
Возводить ГЭС начали в 1974 году. Стройка была объявлена Всесоюзной и вести о ней разлетелись по стране. Со всего СССР стали приезжать комсомольцы, которых нужно было расселять.
3
Как память о тех первых временах, в городе остались двухэтажные деревянные дома, все как один ухоженные и аккуратные. Назвать их бараками, язык не поворачивается.
1 из 2
2
Ресторанов и кафе в Кодинске нет, зато есть очень достойная столовая на автовокзале, где мы с удовольствием пообедали.
2
Кодинск от Красноярска на расстоянии 735 км. Железной дороги нет. До столицы края можно добраться на автобусе. С автовокзала он уходит в 8 вечера и идёт всю ночь. Есть также дорога на Братск и Усть-Илимск.
При заполнении водохранилища, оказалось затоплено село Кежма, с которым во многом связана история района. Людей переселили в Кодинск. Большинство получили квартиры в панельных многоквартирных домах.
2
С радостью отмечу, город депрессивным не выглядит. По дорогам ездят машины самых разных марок, население чуть более 15 тысяч, и основная часть так или иначе связана с Богучанской ГЭС.
1 из 2
3
Пообедав, я быстро пробежался по новой части города, изучая две главные улицы и дворы.
1
Глядя на фото, не подумаешь, что Кодинск со всех сторон окружает тайга, при этом город приравнен к районам Крайнего Севера.
1 из 2
2
Когда все в сборе, заезжаем в супермаркет. Если на обычные продукты цены чуть-чуть выше московских, то фрукты и овощи почти в два раза. В Москве кг. бананов 70–100 р, здесь стоимость одного 40–50 р.
Следующей точкой локации стала Богучанская ГЭС. Она от города на расстоянии 10 км. Со стороны водохранилища остановиться не разрешается. Обзорная площадка с обустроенной парковой зоной находится внизу. Рядом часовня и стоянка, где паркуют машины сотрудники ГЭС.
2
Летом сюда приезжают молодожёны и вешают замки на забор у Ангары. Другие просто любуются ГЭС, рекой и изучают плакаты, рассказывающие о стройке. Нам же, дабы подойти, пришлось пробираться по снегу.
Когда проезжали водохранилище, вся его площадь оказалась покрыта льдом. Турбины приводит в движений нижний слой воды. Не обращая внимания на двадцатиградусный мороз, растревоженная река недовольно бурлит. Ангаре явно не нравится, что люди её потревожили и использовали для своих целей.
Трудно понять, какой раньше была река. За плотиной её ширина не менее полутора километров. По словам местных жителей, с появлением водохранилища климат стал теплее. Плюс, что особенно важно, исчез гнус.
1 из 2
6
Планы по строительству ГЭС на Ангаре впервые появились при Сталине в 1947 году. Для подобного Ангара очень хорошо подходит. Значительная часть стока регулируется Байкалом. В течении года он примерно равный, что даёт возможность для полного использования турбин.
Почти на всём протяжении Ангара имеет глубоко врезанную долину. По этой причине можно аккумулировать в водохранилищах большие объёмы воды при меньших площадях затопления. От истока до устья перепад высот 380 метров, что давало возможность строительства сразу нескольких ГЭС. Изначально планировалось 11, остановились на 4-х.
1 из 2
2
Повторюсь, строительство началось в 1974 году. Богучанску ГЭС изначально планировали возводить возле села Богучаны. Позже там нашли полезные ископаемые и место под плотину решили перенести, выбрав таковое возле деревни Кежма, сохранив при этом название — Богучанская.
По причине недостаточного финансирования срок пуска неоднократно переносился. После распада СССР темпы работ снизились. Бывшие комсомольцы разъехались по домам. В 1994 году стройка оказалась законсервирована.
Для любителей лагерной темы отмечу, работами по лесоочистке зоны затопления, а также по переносу населённых пунктов, в 1980-е годы занималось МВД СССР силами заключённых, но к более квалифицированным работам их не допускали.
В 2005 г. вступил в силу Указ президента России о завершении Богучанской ГЭС. В 2006—2008 гг. возобновились работы по сооружению плотины. В 2009—2011 гг. перекрыли донные отверстия. Началось затопление водохранилища.
Первые два гидроагрегата были пущены в 2012 году. Команду «пуск» дал лично В. В. Путин.
1 из 2
2
В следующие два года ввели в эксплуатацию ещё три агрегата. В июне 2015 г. Богучанское заполнилось водой до проектной отметки 208 метров. Эту дату принято считать вводом ГЭС на полную мощность. В 2017 г. по гребню плотины открыли автодорогу.
2
Осмотрев и сфотографировав, загружаемся в машины и едем дальше. Дождавшись зелёного сигнала светофора, переезжаем по плотине на другую сторону Ангары. Дмитрий сообщает, через 10 км. обычная дорога должна закончиться и начнётся зимник.