Продолжаем знакомство с природными чудесами национального монумента «Великая лестница-Эскаланте» в штате Юта. Вначале мы ходили там «по грибы», а теперь проедем вместе по «Дороге тополиного каньона» (Cottonwood Canyon Road). Эта трасса, длиной 75 км, пересекает территорию национальный монумент «Эскаланте» с юга на север, соединяя между собой дорогу № 12 (с севера, ведущую в Каньон Брайса) и дорогу № 89 (на юге, к озеру Пауэлла и Большому Каньону) — см. карту ниже.
Карта Дороги тополиного каньона (сама дорога выделена красным). Достопримечательности Дороги, о которых рассказано в тексте, выделены овалами
Северный участок трассы в 11 км длиной — от городка Cannonville до парка «Бассейн Кодахром» — заасфальтирован, а на остальном протяжении она грунтовая, но вполне проходима на обычной машине в сухую погоду. Передвижение по ней на полноприводном джипе (как было у нас) вообще не составляло никаких проблем. Однако все путеводители настоятельно предостерегают от езды по ней после дождя, когда она становится непроходима для любых машин. Дорога очень живописна, и на всём её протяжении одни удивительные природные объекты постоянно сменяются другими. Мы с вами «проедем» эту Дорогу виртуально с севера на юг и полюбуемся всеми её красотами.
В северной части Дорога тополиного каньона (в дальнейшем для краткости будем называть её просто Дорогой) идёт параллельно Каньону Брайса и вдалеке заметны его красноватые скалы. Затем она поднимается на высокое плато с хорошими видами и через некоторое время приезжает к повороту в сторону парка «Бассейн Кодахром».
Виды с Дороги на розовые скалы Каньона Брайса.
Через 16 км от начала грунтовой части Дороги приезжаем к первому интересному объекту — Арке Гровнера. Это очень выразительная двойная арка из песчаника высотой 46 метров и около 26 метров шириной. Местные ковбои первоначально прозвали её «Аркой дворецкого» (Butler Arch), не очень понятно, почему, однако побывавшая в этих местах в 1947 году экспедиция журнала National Geographic арку переименовала. Участники группы назвали её в честь своего начальника, Джильберта Гровнера (Gilbert Grosvenor, 1875–1966), основателя и многолетнего редактора журнала National Geographic.
На информационном щите рядом с парковкой объясняется, как возникают арки: вначале в результате выветривания появляется узкая каменная стена, или «плавник». Дальнейший процесс выветривания приводит к образованию небольших отверстий в плавнике. Постепенно эти отверстия расширяются, и получается арка, которая постепенно утончается вплоть до момента обрушения. На земле остаются только опоры арки, но и они со временем исчезают.
Здесь хорошо видно, что арка двойная: одно отверстие побольше, другое - поменьше.
Наиболее впечатляюще Арка Гровнера выглядит, если подойти к ней вплотную и поглядеть наверх: два фрагмента ярко-голубого неба в окружении желтоватого песчаника. Незабываемое зрелище! Выглядит ничуть не хуже, чем похожие формации в знаменитом национальном парке Арки, тоже находящемся в Юте.
Арка Гровнера крупным планом.
От Арки Гровнера совсем близко (примерно в 6 км) — другая знаковая достопримечательность Дороги — «Карамельная страна» (Candyland). Это разноцветные скалы немыслимых форм и оттенков, которые торчат прямо из земли, и которые, вероятно, напоминали первым поселенцам разноцветные леденцы, отсюда и название этого места. Наряду с аркой, это, наверное, наиболее фотографируемое место на Дороге. Расположена эта красочная и живописная «страна» в котловине между двумя холмами, поэтому, когда заезжаешь на вершину первого холма, всё это многоцветье немыслимых форм сразу открывается перед глазами, и просто дух захватывает.
Вид на «Карамельную страну» сверху, с холма.
Спуск в «Карамельную страну».
Что же такое мы видим перед собой? Разноцветные скалы с красновато-коричневыми, белыми и розовыми вершинами образуют зубчатый гребень, расположенный под довольно острым углом к поверхности земли.
Оставляем машину на обочине...
...и в изумлении ходим среди разноцветных скал.
Примерно 65 миллионов лет назад в этих местах произошел масштабный тектонический сдвиг земной породы, и образовался моноклиналь. Так по-научному называется форма залегания слоев горных пород с пологим наклоном в одну сторону. В данном месте тектоника вывернула наверх особенно красочные слои пород, и возникло это чудесное многоцветье.
Первое впечатление - такого не может быть! 😃
Панорамный снимок помогает увидеть всё многоцветье этих «леденцов».
Более твёрдые породы выветриваются медленнее и образуют такие столбы.
Формации, похожие на коричнево-красные, розовые и белые башни «Карамельной страны», можно увидеть и в других местах Дороги, в чём мы весьма скоро убедились. Собственно, сама эта Дорога была построена в долине на месте разлома, образованного моноклиналем, что и придаёт ей такой живописный характер.
Дорога проходит вплотную к разноцветным скалам.
Ну чем не палитра художника?
Подавляющее большинство людей (и мы не исключение) попадает в эти места, не имея ни малейшего представления о всех геологических процессах, их образовавших. Поэтому поначалу тут испытываешь некоторую оторопь — как такое может быть? Откуда всё это взялось? Ещё лет 100–150 назад, не говоря уж о более ранних временах, всё бы это списали на проделки нечистой силы. В наш просвещенный век научно-технического прогресса и интернета более рациональные объяснения легко доступны, однако первое впечатление от увиденного — полное изумление — надолго закрепляется в голове и подсознательно ведёт к поискам нематериального ему объяснения.
Последний снимок перед отъездом из «Карамельной страны».
Следующая достопримечательность Дороги — Ущелье Тополиного ручья (Cottonwood Creek Narrows). Дорога Тополиного каньона потому так и называется, что значительная часть её проходит вдоль Тополиного ручья (Cottonwood Creek). Ручей протекает в основном по открытой долине, но на одном участке он проходит через довольно узкий каньон, отделенный от дороги полосой скал из песчаника.
Этот щелевой каньон (или ущелье) популярны у туристов, проезжающих по Дороге, прежде всего потому, что в него легко попасть. Вход в ущелье находится внутри «Карамельной страны», надо просто пройти от неё в сторону несколько десятков метров. Ущелье тянется примерно на полтора километра, после чего из него можно выйти на Дорогу и вернуться к машине (а можно вернуться назад и по самому ущелью).
Ущелье Тополиного ручья. В этом месте оно довольно узкое (и потому называется Narrows).
Воды в ущелье не было (и слава богу!).
Хотя каньон довольно симпатичен, он не является особо выдающимся на фоне других щелевых каньонов (slot canyons), которыми столь богата Юта. Мы по нему прошлись в одну сторону и вышли на Дорогу, благодаря чему смогли снова прогуляться вдоль всей «Карамельной страны» и ещё раз полюбоваться её красотами.
Стены ущелья подвержены сильной эрозии, а потому живописны.
По дороге наткнулись на внушительных размеров арку.
Небольшое приключение, правда, ожидало нас в конце ущелья: оно оказалось завалено огромными валунами. Лезть на этот завал «в лоб» как-то не хотелось, так же как и возвращаться назад по каньону. Поэтому, потратив некоторое время на поиски пути через завал, мы таки его нашли и успешно этот завал преодолели.
В конце тропы встретился вот такой завал, через который пришлось пробираться.
Следующий объект на Дороге — Жёлтые камни (Yellow Rock). Это огромная окаменевшая дюна из желтого песчаника, абсолютно лишенная растительности и на вершину которой можно забраться. Сами мы там не были, поскольку для этого нужно 2,5–3 часа времени, которых у нас в распоряжении не было. Тем не менее, мы хотим эти желтые камни показать, позаимствовав фотографии из интернета, поскольку они входят в число главных достопримечательностей Дороги. Сходить туда стоит ради того, чтобы полюбоваться удивительным разнообразием цветов и узоров из них. Помимо желтого, там присутствуют оттенки красного, розового и белого, которые создают разнообразные рисунки на поверхности камня.
Где-то посередине дороги мы оказались среди каких-то фантастических формаций, тянущихся километр за километром и за свою форму и расцветку получивших название «Петушиный гребень» (Cockscomb).
«Петушиный гребень» - заострённые разноцветные скалы.
Согласно научно-геологической терминологии, это место называется «Моноклиналь Восточного Каибаба» (East Kaibab monocline), а на более доступном языке — разлом в земной коре с наклоном пород в одну сторону. С обеих сторон этого разлома тянутся диковинные скалы, но при этом заметно отличающиеся друг от друга. Если слева (на фото ниже) расположена относительно невысокая гряда разноцветного песчаника (именно её называют петушиным гребнем), то справа — череда треугольных утёсов, чем-то напоминающих гигантские акульи зубы или спину дракона.
Моноклиналь Восточного Каибаба - вид сверху (интернет). На фото видна проходящая вдоль него Дорога, по которой мы и ехали.
На этом снимке хорошо видно обе стороны моноклиналя: «Петушиный гребень» слева и «акульи зубы» - справа.
Иногда дорога подходит к «Петушиному гребню» почти вплотную.
Осенние краски добавляют колорита к «петушиным» расцветкам скал.
"Акульи зубы" справа от дороги.
Иногда дорога уходит в сторону от разлома, и тогда «акульи зубы» видно с их обратной стороны.
То, что мы видим там сегодня — это не только результат тектонических сдвигов, но и многих миллионов лет выветривания, создавшего причудливые очертания окружающих разлом скал.
Внушительная Скала-Замок (Castle Rock) стоит прямо возле дороги.
«Акулий зуб» во всей красе.
Помимо «акульих зубов», с левой строны дороги (если ехать на юг), попадаются и отдельно стоящие скалы из песчаника.
Этот разлом в земной коре — своеобразный природный коридор, открывающий достаточно ровный проход через окружающую пересечённую местность. Поэтому, когда в 1950-е годы реку Колорадо перекрыли в районе города Пейдж плотиной (Glen Canyon Dam) и построили там большую гидроэлектростанцию, через разлом протянули на север линию электропередачи.
Первоначально красота этой дороги никого не волновала, главное было - провести электричество.
На многих фотографиях, сделанных на Дороге, видны электропровода, как здесь. «Акульи зубы» на этом фото больше напоминают выстроившиеся в ряд холмики одинаковых размеров.
Вдоль линии электропередачи одновременно построили в 1962 году сервисную дорогу. Вот так и появилась на свет Дорога Тополиного каньона.
Дорога идёт вдоль линии электропередачи, поскольку изначально предназначалась для её обслуживания.
Остановка в красивом месте Дороги для фотосъёмки.
Дорога Тополиного каньона довольно длинная — 75 км, и пейзажи, ее окружающие, и их цветовая гамма заметно меняются на протяжении трассы. Значительный отрезок Дороги идет вдоль Тополиного ручья (Cottonwood Creek), который южнее впадает в реку Пария. Русло Тополиного ручья громко называют каньоном, но на самом деле, оно больше похоже на овраг.
Здесь видно одну из стен каньона Тополиного ручья. На каньон, правда, это не очень тянет - скорее глубокая канава.
Река Пария (Paria River), в которую впадает Тополиный ручей. Пария, в свою очередь, впадает в Колорадо.
В октябре Пария больше похожа на ручей...
Берега и реки Пария, и Тополиного ручья поросли деревьями, которые американцы называют Cottonwood, что и объясняет название этой дороги — Cottonwood Canyon Road. Cottonwood — это разновидность тополя, не встречающаяся в России. Особенно эффектно эти деревья выглядят осенью, украшая любой пейзаж своими ярко-желтыми листьями.
Обильная растительность «выдает» близкое нахождение источника воды.
Диковинные формации, украшенные осенними тополями.
Ближе к южному окончанию Дороги цветовая гамма пейзажей бледнеет, и они приобретают практически пастельную окраску.
Последний взгляд на «Петушиный гребень» в южной части Дороги. Здесь он не так уж ярок.
Ближе к своему южному концу дорога уходит в сторону от «Петушиного гребня» и на ней доминируют вот такие пейзажи в пастельных тонах.
Когда мы возвращались в Канаб, «Петушиный гребень» ещё раз показался нам в лучах заходящего солнца — на пересечении с дорогой 89.
На пересечении с дорогой 89 «Петушиный гребень» снова продемонстрировал свою яркую окраску.