Поселившись в мае 2017 г. на Крите в г. Ретимно, мы уже успели совершить несколько «вылазок»: наведались 7 мая в бухту Балос https://www.tourister.ru/responses/id_36617 и 9–10 мая на Санторини https://www.tourister.ru/responses/id_36268 . Конечно, было бы грешно не посетить основную достопримечательность Ретимно — крепость Фортецца, что мы и сделали 11 мая.
Форте́цца (от итал. Fortezza) — крепость, расположенная в северо-западной части города Ретимно на Крите, на холме Палеокастро («старая крепость»). Её расположение приведено ниже на схеме, представляющей собой фрагмент Гугл-карты г. Ретимно (из интернета). Крепость на этой схеме — вверху слева.
Крепость Фортецца в г. Ретимно, Крит. Из интернета
Первоначально крепость была построена венецианцами в 1540—1569 гг. по проекту архитектора Микеле Санмикели из Вероны. По сути, это были каменные стены вокруг существовавшего тогда города. В 1571 году крепость была разрушена при захвате города корсарами во главе с Улу Али, мусульманином итальянского происхождения. После этого на холме Палеокастро венецианцы заново соорудили одну из самых больших крепостей на Крите.
Фортецца была построена с бастионами, соединёнными прямолинейными участками мощной навесной стены. Для строительства были использованы чертежи военного инженера Сфорца Паллавичини. Стены со стороны моря вместе со скалой, служившей им основанием, как считалось, были достаточно высоки для успешного отражения вражеских метательных снарядов или штурма с применением лестниц.
Строительство началось 13 сентября 1573 года, уже в 1580 году были построены стены и здания внутри крепости, а полностью работы завершились в 1590 году. За всё время строительства было привлечено 107 142 критянина, было использовано 40 205 вьючных животных (так следует из Википедии; на мой взгляд, данные несколько завышены).
Крепостные стены общей длиной около 1300 м, толщиной до 1,74 м и с бастионами по углам, возвышались над окружавшим Фортеццу городом и были особенно неприступны с моря. Верхние галереи крепости имели многочисленные амбразуры для стрельбы. На бастионах размещались часовни, посвящённые святым Николаю, Павлу, Луке и др. святым. Так же называются и сами бастионы.
В стене были трое ворот. Главный вход был предусмотрен с восточной стороны (он и сейчас там существует). Над ним нависала дозорная башенка, дающая преимущества при ближнем бое. Подобные башенки были установлены и на угловых бастионах. Ворота с западной и северной сторон обеспечивали вход и выход с доступом только с моря.
Однако Фортецца никогда не была реально надёжным защитным сооружением — в ней не было наружного рва, а стена со стороны суши из-за отсутствия контрфорсов была не очень высокой, её можно было взять штурмом с помощью лестниц. В результате крепость несла скорее административную нагрузку (в ней размещался губернатор, его администрация и гарнизон), а в случае осады могла лишь послужить убежищем для жителей города, покинувших свои дома.
B 1646 году во время очередной венециано-турецкой войны турецкие войска подошли к Ретимно 2 июля со стороны суши, осадили город и 11 сентября ворвались в него. Население и венецианские солдаты укрылись в Фортецце. Однако в условиях нехватки еды, боеприпасов и начавшейся эпидемии 13 ноября крепость была сдана туркам. Условия сдачи были сравнительно выгодными для оборонявшихся: всем желавшим было позволено эвакуироваться в Хандакас (Ираклион), а оставшиеся становились подданными султана.
Собор святого Николая в крепости турки перестроили в мечеть Ибрагим-хана. Были построены дополнительные здания на юге и востоке крепости для турецкого гарнизона и администрации. За время турецкой оккупации внутренняя территория крепости была почти полностью застроена жилыми домами. Во время Второй мировой войны в крепости размещался немецкий гарнизон. После войны жители стали переселяться в другие части Ретимно.
На следующем снимке — панорама центральной части Ретимно, на которой вдали, на холме выделяется Фортецца. Даже с такого расстояния хорошо виден купол бывшей мечети Ибрагим-хана.
Постепенно внутри Фортеццы снесли большинство полуразрушенных зданий, напоминавших о временах турецкой оккупации. Самые ветхие постройки были снесены в 60-е годы прошлого столетия. В этот же период начинаются и первые работы по реставрации крепости. В 90-е годы реставрационные работы становятся более интенсивными и продолжаются до сих пор. В настоящее время Фортецца (насколько возможно) представляет туристам тот облик крепости, который она имела при венецианцах.
Знакомство с крепостью мы начали с внешнего осмотра её самой и прилегающей территории. Должен заметить, что наш «Грекотель» располагался на восточной окраине Ретимно, от него до центра города расстояние около 2 км, а до крепости и все 3. При этом все наши прогулки до города, по городу и обратно были пешими (кроме ознакомительной поездки вокруг города на специальном открытом туристическом автобусе). Не стал исключением и наш поход в Фортеццу: всё пешком, всё ножками.
Выше, на схеме города и крепости, можно видеть, что весь холм Палеокастро вместе с крепостью на нём опоясывает автодорога. Греческое название по-английски выглядит как Emmanouil Kefalogianni. Точного названия или хотя бы написания по-русски я не нашёл, буду называть эту улицу именем Эммануила Кефалогиани. Вдоль дороги проложен довольно широкий тротуар-променад, образующий набережную. Наш обход начался с западной части этой набережной, к которой мы подошли с востока, со стороны города, где гуляли с утра.
Отсюда видны южная и западная стены крепости
Место, расположенное южнее крепости рядом с западной набережной, обозначено на картах как «Глобус». Здесь установлен довольно большой макет земного шара.
Обратили внимание на скопление людей в одном месте на западном участке берега под набережной.
По мере приближения стало заметно, что здесь в море под полотном дороги впадает ручей. Место выхода ручья из-под крепости можно видеть на прилагаемой ниже схеме. И в том ручье люди купаются, хотя температура воды в нём едва ли достигает 20 градусов. Должно быть, ручей святой, т. к. протекает он мимо маленькой пещерной церкви Святителя Спиридона Тримифунтского, расположенной на внешнем склоне западной стены крепости. Мы её навестим чуть позднее.
Обходя крепость, ориентируемся в основном по башенкам на бастионах, выступающих за крепостные стены. Единственная относительно внятная схема Фортеццы есть в буклете, который должен выдаваться вместе с входными билетами в крепость. Однако нам его почему-то не дали, поэтому привожу эту схему в копии из интернета. Бастионы и другие сооружения, какие нам попадут в объектив, буду называть так, как они обозначены на этой схеме.
Схема Фортеццы. Из интернета.
На моих снимках, к сожалению, вход в церковь остался «за деревьями» — теми самыми, из-за которых справа на склоне выглядывает кирпичный домик, а ещё выше можно заметить оборудованный вход в пещеру.
На следующем снимке хорошо виден угловой выступ бастиона Святого Луки и башенка над ним. Вдали слева — выступающий за контур стены бастион Святого Духа. А ко входу в церковь справа от прилегающей площади ведёт наклонная тропа, но мы пошли не по ней, а дальше по набережной, пока не подошли вплотную к самому короткому подъёму.
На следующем снимке (из интернета) как раз и виден подход к церкви слева, в виде покатого подъёма от дороги-набережной, по которой мы шли. Внизу, у самой дороги — небольшое придорожное кафе под навесом. Домик на склоне — ещё не сама церковь, вход в неё отсюда не виден. Возможно, домик имеет к церкви какое-то отношение, например, как служебное здание. В некоторых отзывах читал, что здесь находится западный вход в крепость. Однако на приведённой выше схеме крепости западный вход обозначен значительно севернее, у южного фаса бастиона Святого Духа. Как на самом деле, не могу сказать.
На следующей схеме (увеличенный фрагмент плана Ретимно из интернета) показано расположение церкви Св. Спиридона Тримифунтского у западной стены Фортеццы. Здесь можно видеть подъём от дороги и наземный комплекс зданий перед входом в пещерную церковь. По этой поднимающейся дорожке мы и пошли.
Крепость Фортецца, Ретимно, Крит. Из интернета
На обочине подъёма — цветущие кактусы
На следующем фото (из интернета) показаны снятые сверху служебный домик и площадка перед ним. Внизу видна дорога, опоясывающая холм Палеокастро с крепостью на нём. Здесь видна также лестница, ведущая к площадке перед церковью, но вход в церковь остался за спиной снимающего.
Мне самому сейчас сложно понять, почему с этой площадки я наснимал что угодно, только не самый вход в пещерную церковь. Вот, например, вид налево, снимал наверняка ради цветущих алых маков вверху и ещё каких-то (прошу прощения, не разбираюсь) цветов, пробивающихся через пышную сочную зелень внизу кадра.
Вид прямо (в западном направлении). Видны кусочек дороги, открытое кафе, море и заснеженный ещё в эту пору горный хребет вдали.
А это уже взгляд направо всё с той же площадки. По сути — отвесная скала, в которой и был вырублен когда-то пещерный храм.
И вот мы внутри. Настоящая пещера, вырубленная здесь когда-то людьми, проповедовавшими православие втайне от турецких оккупантов. Жаль, имена этих людей и дата создания пещерного храма, видимо, затерялись в глубине веков. Во всяком случае, никакой официальной информации на этот счёт я не нашёл.
Тишина, покой, порядок. Горят свечи. Обстановка здесь, думаю, достаточно современная. Людей, кроме нас, нет. В основании настенного бра символ Византии — двуглавый орёл. С правой стороны строго смотрит Святитель Спиридон Тримифунтский — христианский святой, почитаемый в лике святителей как чудотворец и у православных, и у католиков.
На стене прямо — импровизированный иконостас с более привычными нам образами Богоматери с младенцем и Христа. По правую руку от Богоматери на иконостасе снова образ святого Спиридона Тримифунтского, а перед ним на наклонной подставке с кружевной накидкой — посвящённая ему же икона.
Судьба Спиридона Тримифунтского заслуживает того, чтобы рассказать о нём хотя бы коротко. Согласно церковному преданию, Спиридон родился в деревне Ассия (Аския) на Кипре около 270 года (1750 лет назад!). С детских лет пас овец. Доброжелательность и душевная отзывчивость привлекали к нему многих: бездомные находили в его доме приют, странники — пищу и отдых. За добрые дела будущий святитель был наделён дарами прозорливости, исцеления неизлечимых больных и изгнания бесов.
Во времена правления императора Константина Великого и его сына Констанция, Спиридон был избран епископом кипрского города Тримифунта. Согласно житию, святитель Спиридон и далее не гнушался пасти овец и вёл простой образ жизни, при этом совершил множество чудес. Он чрезвычайно заботился о строгом соблюдении церковного чина и сохранении во всей неприкосновенности Священного Писания. Святитель строго обличал священников, которые в своих проповедях неточно употребляли слова Евангелия и других священных книг. Скончался святитель Спиридон около 348 года во время молитвы. Погребли его в Тримифунте, в храме в честь Святых Апостолов.
В конце VII века по причине арабского нашествия на Кипр мощи святителя были перенесены в Константинополь. После захвата Константинополя турками в 1453 году служащий священник храма Георгий Калохетерес взял честные мощи святителя Спиридона и перенёс их через Фракию и Македонию в Эпир. Там Георгий находился два года, а затем в 1456 году ради большей безопасности переправился на остров Корфу (греч. Керкира) в Ионическом море.
С той поры в одноимённом городе Керкира (главный город острова) и до настоящего времени в соборе Святого Спиридона, освящённом в 1589 году, сохраняются мощи святителя Спиридона. Десница (правая рука) святителя некоторое время находилась в Риме. После длительных переговоров десница была передана из Рима на Корфу в 1984 году и в настоящее время хранится в серебряном ковчежце вместе с остальными мощами.
Святитель Спиридон Тримифунтский чрезвычайно почитаем в Греции, в т. ч. и на Крите.
Вернувшись от церкви к дороге, продвигаемся дальше на север. Впереди часть крепости, которая называется бастион Святой Иустинии. Но ещё на этом снимке хотел бы обратить внимание на крохотную модель церкви розового цвета, установленную на склоне.
Немного поодаль увидели ещё одну мини-церквушку. Меня заинтересовало, что это может означать. Тем более, что подобные мы встречали раньше в Болгарии.
По-гречески такой мини-памятник называется «кандилакия» (придорожная святыня), иногда «проскинитари» (место паломничества). Если такой памятник стоит у обочины дороги — это, наиболее вероятно, место ДТП, в котором кто-то из близких погиб или, наоборот, выжил. Внутри такого «домика» должна быть иконка и лежащая свеча, которую можно поставить и зажечь.
Греки — очень набожный народ, и кандилакии нередко стоят у них во дворах. Устанавливаются, например, в память об удачно начатом деле, или просто играют роль домашней церкви. Однако нередко они стоят вблизи какого-нибудь храма с малозаметным входом, служат своего рода указателями «дороги к храму». Думаю, в данном случае обе кандилакии напоминают прохожим и водителям о том, что недалеко от них находится пещерный храм Св. Спиридона Тримифунтского, вход в который снаружи можно не заметить.
Обернувшись на одном из поворотов, видим высоко вверху башенку, венчающую бастион Святой Иустинии. Вдали заметен покрытый снегом горный массив Pakhnes.
От бастиона Святой Иустинии дорога поворачивает на восток. Впереди показался бастион Святого Созонта с венчающей его башенкой. А навстречу бодро бежит «паровозик» с составом, полным туристов. Такая поездка в качестве ознакомительной, думаю, полезна, но как познавательная — практически никакая.
А вот и башенка на бастионе Святого Созонта. Под ней на склоне заметен вход в какую-то пещеру, но не знаю, что там.
С одной из точек северного участка набережной Эммануила Кефалогиани, по которой движемся на восток, открывается удивительная перспектива в западном направлении. Здесь почти по одной прямой расположились выступы с башенками на крепостных бастионах Св. Созонта (ближний) и Св. Иустинии, а также (вдали) заснеженный горный массив Pakhnes.
Обогнув далее крепость с восточной стороны, выходим к её главному (восточному) входу. Я, как обычно, забыл сфоткать вход, поэтому привожу его изображение сверху. Фактически этот снимок я сделал в конце нашей прогулки по крепости, уже перед выходом из неё.
Если сориентироваться по приведённой выше схеме, то увидим, что главный вход помещается фактически в глубокой нише между бастионами Св. Николая на севере и Св. Павла на юге, примыкая к последнему. Такое расположение не случайно, т. к. вся территория перед главным входом хорошо простреливается с обоих бастионов, а также с башенки и бойниц в верхней части стены над входом. Кстати, на месте пустого сейчас прямоугольника над входом в доосманские времена красовался символ Венеции — крылатый лев.
А когда заходили в крепость, я успел заснять только выход из него наружу.
Восточный участок южной стены крепости от бастиона Св. Павла, оставшегося позади, до бастиона Св. Ильи впереди.
Наружный бок стены бастиона Св. Ильи, видимый через проём в южной стене. На территорию бастиона мы не зашли, а напрасно.
В бастионе Св. Ильи расположен летний театр Эрофили с небольшой сценой и полукруглым амфитеатром вокруг него (тогда мы о нём не знали). Возник театр в начале 90-х гг., когда мэр Ретимно решил устроить в крепости театр под открытым небом. С апреля по ноябрь здесь играют пьесы, устраивают концерты классической, эстрадной и народной музыки.
Театр «Эрофили» в Фортецце, Ретимно. Из интернета
Немного не дойдя до бастиона Св. Ильи, свернули по диагональной дорожке вправо. Сказать по правде, мы свернули из-за этого купола, любопытно стало, что там.
По пути попадались развалины, но чаще от бывших строений остались только фундаменты.
И вот подошли к нему почти вплотную. Впереди почти вросшие в землю остатки какого-то внушительного строения, которое по имеющейся схеме не могу идентифицировать. Возможно, это остатки бывшего Дома Правителя, в цокольном этаже которого размещалась тюрьма.
Не могу идентифицировать и внушительное, с профилем усечённой пирамиды, здание справа. Во многих отзывах и описаниях видел его, но без названия и указания, что это такое. В более свежих отзывах видел также, что сейчас у каждой достопримечательности установлены таблички с кратким её описанием, но в 2017 г. таких табличек не видели.
Впереди слева со сферическим куполом — мечеть (храм) в честь правившего тогда султана Ибрагим Хана. При венецианцах здесь была церковь Св. Николая. Захватившие крепость турки оставили здание, снесли христианские купола, надстроили традиционный для мечетей полусферический купол, рядом поставили минарет. Получилась мечеть. На гравюре крепости 1700-х гг., минарет выглядел довольно высоким. Сейчас на фоне здания можно заметить невысокий обрубок — это всё, что осталось от минарета.
Развалины, выглядывающие справа из-за мечети — возможно, остатки Резиденции епископа. По схеме они как раз где-то здесь должны быть.
Внутри видим круглый молельный зал, встроенный в квадрат изначально христианской постройки. С южной стороны (здесь слева) расположен Михра́б (араб. «направление молитвы») — ниша в стене мечети, указывающая направление на Мекку.
Перекрывающий здание полусферический купол считается одним из самых больших в Греции. Внутри это ощущается сильнее, чем снаружи. Изнутри купол облицован каменной плиткой, причём кромки плиток между собой не состыкованы. Получается, что каждая плитка утапливалась в какой-то раствор, которым предварительно обмазывалась внутренняя поверхность купола, одновременно поверхности плиток выравнивались. В целом, я бы сказал, внутренняя облицовка купола выглядит достаточно ровной и прочной, «отваливающиеся» плитки я не видел.
Читал, что внутри бывшей мечети периодически проводятся музыкальные и иные представления. Возможно. Во всяком случае, на предыдущих фото заметны кронштейны, на которых можно поместить фонари подсветки и другие приспособления.
Возвращаемся в южную часть крепости. Лишённое растительности и строений пустоватое пространство в юго-западной части крепости — это угловой бастион Св. Луки. Мы его видели снизу, в начале обхода вокруг крепости.
Панорама г. Ретимно, вид в южном направлении с западного участка южной стены крепости.
На снимке от башенки на углу бастиона Св. Луки видны часть бухты и набережной западнее Фортеццы. На переднем плане между пальм можно различить глобус, который был у меня заснят более крупно на одном из первых кадров с набережной.
Следующий снимок — с того же угла, перпендикулярно предыдущему. Здесь на береговой полосе между автодорогой и бухтой расположилось открытое кафе.
Дальше мы начали обходить стены крепости изнутри по часовой стрелке — произвольно, без привязки к местным достопримечательностям. Просто — напоённый солнцем и морем воздух, чарующие панорамы. Просто — цветы, способные пробиться сквозь камень старинных стен. Просто — красота и покой.
Невесть откуда взявшаяся внутри крепости буйная зелень, странноватая башенка на крепостной стене с птицей на ней и — далёким фоном — заснеженные горные вершины западного Крита…
Даже бойницы на углу крепостной стены выглядят так миролюбиво…
Сейчас мы на выступе крепостной стены между бастионами Святого Духа на западе
и Святой Иустинии на востоке. В здании за стеной справа когда-то располагались Жилища Советников.
Если взглянуть на восток от бастиона Святой Иустинии, увидим море, а вдалеке ещё один выступ с башенкой. Это бастион Святого Созонта. Огибающая крепость дорога имеет около него характерный выступ.
От бастиона Св. Созонта крепостная стена поворачивает почти на юг. Следующее фото сделано с этого участка стены в восточном направлении. Отсюда лучше всего видны гавань и порт Ретимно (совсем небольшой, кстати). Справа видна башенка, венчающая северный фас бастиона Святого Николая.
С этого места до входных ворот шли как-то беспорядочно, постоянно отвлекаясь на цветочное раздолье и прочие красивости.
И очень уж фотогеничная амбразура попалась (на обложке).
Но вообще-то с востока город подбирается к крепости почти вплотную, местная застройка отсюда как на ладони
Вот и закончилась наша короткая (менее 2.5 часов) самостоятельная прогулка вокруг и по самой крепости Фортецца. Конечно, что-то важное упустили, не заметили. Зато получили отменный заряд бодрости и оптимизма.
Чего и другим туристам в Ретимно желаю.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия