Колокола звонят, и старомодной печалью осеняют небеса,
и холодно, и в вышине холодной двух жаворонков плачут голоса. Белла Ахмадуллина
Когда мы собрались в автопутешествие по Карелии и стали разрабатывать маршрут, возник вопрос — одним днем доехать из Москвы до Шлиссельбурга, откуда планировалось начать карельскую эпопею, или осмотреть по дороге какой-нибудь город, находящийся между столицами. В результате решили сделать остановку в Валдае. У одного уважаемого автора сайта прочли, что в Валдае смотреть туристу нечего. Решили не поверить на слово, а проверить, что и было осуществлено)). К слову, на обратном пути сделали остановку в Вышнем Волочке, но это уже другая история…
При приближении в Валдаю дорога пролегает по холмам, местность очень живописная. Планируя путешествие, определили для себя к осмотру обязательные объекты, те самые «must see»… Очень хотелось увидеть красавец Валдайский Иверский монастырь и посетить один из городских музеев, чьи экспозиции во многом отдают дань фирменному валдайскому изделию, без которого невозможно представить город ни в историческом прошлом, ни в настоящем — знаменитым валдайским колокольчикам…
Первым делом мы отправились к монастырю, который расположен на Сельвицком острове напротив самого городка Валдай, отделяясь от него широко разлившимся Валдайским озером. К монастырю подъехали по узкой дороге, петляющей по заросшим вековыми соснами и елями островам, соединенным мостами. На мостах через протоки и на озере много народа занимались рыбной ловлей.
На выезде из леса взгляду открывается очень красивый, если корректно так выразиться — нарядный монастырский ансамбль. Небо хмурилось, пугало ледяными порывами ветра, но потом распогодилось, временами выглядывало солнышко… Виды на монастырь, как, впрочем и от монастыря на озеро, чрезвычайно живописны.
Монастырь является детищем патриарха Никона, который проводил политику по превращению Руси в центр мирового православия и был инициатором постройки нескольких монастырей, в том числе знаменитого Ново-Иерусалимского. Монастыри ему прекрасно удались, хотя, по мнению автора, вся его деятельность по реформе православия на Руси была неоднозначна и и во многом привела к расколу…
Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий монастырь был основан в 1653 году. Место на красивом острове Валдайского озера Никон выбрал во время своих поездок в Москву, в то время, когда занимал пост новгородского митрополита. Он переименовал Валдайское озеро в Святое, освятив его и по преданию, опустив на дно крест и Евангелие. Монастырь строился по образу Иверского монастыря на горе Афон, третьего по значимости монастыря на Святой горе.
В озере удивительно чистая и прозрачная вода, оно является заповедным, использование бензиновых моторов на лодках запрещено.
Раньше в монастырь можно было попасть на теплоходе, но в настоящее время водный транспорт не действует, поэтому причал служит только отличной смотровой площадкой.
Никон заказал в целях строительства план греческого монастыря и копию (список) знаменитой иконы Иверской Богоматери «Вратарница», датируемую 11-12-м веками, которую доставили в Москву в 1648 году.
Сам монастырь был возведен в рекордно короткие сроки, за лето 1653 года были построены две деревянные церкви, началось каменное строительство, а в 1656 году был закончен и освящен Успенский собор.
Иверский (Успенский) собор, 17 век
В Советское время монастырь постигла печальная судьба большинства религиозных объектов, что в нем только не располагалось — от дома инвалидов до базы отдыха… В 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии, а в конце 2007 года завершилась его комплексная реставрация. Хочется отметить ее качественное проведение — монастырь прекрасно выглядит и является украшением Валдая.
Главной доминантой монастыря является монументальный Успенский собор, который с 2008 года был переименован в Иверский. При освящении собора в 1656 году в него был перенесен из Москвы полученный список иконы Иверской Богоматери. К сожалению, в советское время эта икона пропала, сейчас в храме находится ее список, сделанный уже в 19 веке.
Иверский (Успенский) собор, 17 век
Но и эта икона, по словам гидов, время от времени мироточит и с ней связывают чудеса исцелений. Внутри храма можно увидеть современную роспись, историческая во многом была утрачена. Фотографии в храме делать было неудобно, шла служба, поэтому поверьте на слово, что обращает на себя внимание фреска на тему современной религиозной жизни: «Встреча патриархом Алексием II с братией и прихожанами иконы Иверской Богоматери».
Храм Богоявления с трапезной палатой, 17 век
Иверский собор расположен на возвышении, там проходят службы, это единственный храм в монастыре, открытый для посещения, на солнце его золотые купола красиво сияют.
Хочется отметить, что это одно из удивительных мест, где природная красота слилась воедино с творением рук человеческих во имя духовности, чудесным образом дополняя друг друга и являя собой единое целое…
Настоятельский корпус, 17 век
Кажется, что даже закоренелого атеиста осмотр монастыря и озерных окрестностей вряд ли оставит равнодушным)).
Значительная часть построек монастыря относятся к концу 17-го века, из них интересны Храм богоявления с трапезной палатой, Колокольня и
Храм новомучеников и исповедников (бывший Боровический корпус).
Храм новомучеников и исповедников российских, 17 век, справа усыпальница Панаевых с часовней, 19 век
Красивы и два надвратных храма,
Надвратный храм Михаила Архангела, 17 век
сквозь которые посетители проходят от пристани вглубь монастыря.
Надвратный храм Святителя Филиппа, Митрополита Московского, 19 век, вид с пристани
До революции в монастыре было что-то вроде монастырского музея, посвященного патриарху Никону, который в Советское время был уничтожен. Территория монастыря и вокруг выглядит очень аккуратно и ухоженно, от стен открываются превосходные виды.
После осмотра монастыря, от которого не хотелось уезжать, мы отправились в город заселиться и оставить авто. В Валдае нет особого выбора отелей, на одну ночевку мы остановились в гостинице сети АМАКС «Валдайские зори», которую советовали коллеги-туристеровцы. Расположено здание на берегу озера, виды прекрасные, завтрак был вполне приемлемый по принципу «шведского стола», хоть и в другом здании, а на тесноту номера времени заморачиваться не было)).
К территории отеля примыкает небольшой парк под названием Соловьевский, в котором оживляют или портят вид, в зависимости от вкуса туриста, некоторые арт-объекты… Это — небольшая копия Эйфелевой башни и памятник рыболову.
Особняком смотрится памятник подводнику — уроженцу этих мест Николаю Ивановичу Филину, капитану 1 ранга, Герою Российской Федерации. Будучи испытателем глубоководной военной техники, он погиб в 2019 году во время пожара на автономной глубоководной подводной станции АС-12.
С пирсов у отеля очень удобно любоваться прекрасным живописным озером, что мы и проделали утром и вечером. Людей на берегу в это сентябрьское прохладное время не было, озеро в туманной седине своей древности выглядело загадочно-непостижимо и спокойно, чуждое суете сиюминутности, и мы на его берегу чувствовали себя очень гармонично, растворяясь в окружающем мире…Только вездесущие утки рассекали тишину своими крыльями, время от времени приводняя свои тушки в дымку озерной воды.
Недалеко от гостиницы мы обнаружили очень неординарный по внешнему дизайну дом.
Сплошная эклектика в оформлении, но забавная — скворечники, тарелки, деревянная скульптура …. Но все это было позже, а после заселения в гостиницу мы поспешили в город.
Город маленький, его население не дотягивает до 15 тысяч, исторический центр невелик размерами. В районе центра находятся три музея — Музей колоколов, Музейный колокольный центр и Музей уездного города. В 19 — начале 20 века Валдай прославился колокололитейным производством, а его «ямщицкие» колокольчики завоевали известность не только во всей империи, но и за рубежом. Память о былой славе столицы русских колоколов поддерживается сейчас соответствующими экспонатами всех трех музеев. Мы посетили тот музей колоколов, который расположен в здании церкви Великомученицы Екатерины, построенной в конце 18 века по проекту архитектора Н. А. Львова для императрицы Екатерины II (Львовская ротонда).
Круглое здание в стиле классицизма предназначалось быть дворцовой церковью Путевого дворца Екатерины. Форма церкви весьма оригинальна.
Музей компактный, в нем поменьше экспонатов, чем в находящемся недалеко Музейном колокольном центре, зато можно послушать колокола и даже попробовать позвонить в них под чутким руководством гида. Экскурсия интересная, информативная, все посещение укладывается в час времени.
Колокол — это древнее изобретение человека, историки считают, что колокольному делу в мире более 4 тысяч лет. Где он появился изначально скрыто за пеленой прошедших времен, но колокола были уже и в древнем Китае и цивилизациях Малой Азии. Самым древним музейным экспонатом считается ассирийский колокольчик, который хранится в Британском музее.
Изначально колокола служили для защиты от злых сил, потом стали использоваться для музыкальных и сигнальных целей. Есть версия, что первые европейские колокола появились в Италии. Колоколов во всем мире множество типов, различных по формам, размерам и способам извлекать из них звуки. Например, у православных для извлечения звука звонарь раскачивает язык колокола, у католиков — сам колокол. Для скота были придуманы боталы на шею, на флоте использовались рынды.
На Руси было свое колокольное производство, свои колокольные традиции. Невозможно представить русские города и деревни без колокольного перезвона. Колокола звонили и в праздник, и в будни, и в радости, и в горе. Считалось даже, что звук колокола помогает от эпидемий опасных болезней. Как ни забавно это звучит, мне недавно попалась заметка, в которой со ссылкой на исследования ученых утверждалось, что звуковые волны от колоколов губительны для множества болезнетворных вирусов и микробов)).
Самым фирменным, чисто национальным русским символом, стал валдайский ямщицкий колокольчик. Видимо, это связано с большими размерами территории и дальностью передвижений.
Люди любят красивые легенды, о появлении валдайских колокольчиков они тоже сложены. Одна гласит, что валдайские колокольчики появились в 1478 году, когда по приказу царя Ивана III с Софийской звонницы был снят вечевой новгородский колокол и отправлен в Москву. При транспортировке этого символа вольницы на Валдайских горах сани перевернулись и колокол разбился вдребезги, а из его обломков были отлиты первые валдайские колокольчики.
Другая легенда рассказывает, что бронза досталась местным жителям при литье мастером Александром Григорьевым в 1656 году Никоновского колокола для Иверского монастыря. Историки же склоняются к версии, что валдайские (то есть ямщицкие) колокольчики, начали производиться не ранее второй половины 18 века.
Самой оживленной дорогой России в то время был Московско-Петербургский тракт. Ямщицкие колокольчики нужны были, в первую очередь, здесь, соответственно центр производства их и возник в Валдае, географически находящимся на середине этого пути. А древние легенды были лучшей рекламой валдайским изделиям. Первые, сохранившиеся до сего времени колокольчики, с гравировкой и датами, относятся к 1802 году.
Технология их производства отличалась от литья церковных колоколов и была выработана впервые в России, что позволяет считать валдайский ямщицкий колокольчик русским национальным явлением. Вслед за Валдаем ямщицкие колокольчики начали отливать в других русских городах, иногда мастера жульничали и на своих изделиях для лучших продаж ставили надпись «Валдай»…))
Ямщицкий колокольчик был сигнальным инструментом, звучащим под дугой русской конной тройки и способствующим безопасности передвижения. Его звон определял ритм движения лошадей, отпугивал диких зверей ночью и заблаговременно оповещал о прибытии гостей и почты. Колокольчик исполнял множество функций, без которых становилось невозможным нормальное передвижение путешественников в условиях русской дороги того времени.
Я бы отметил, что колокольчик выполнял не только свои функциональные роли, но еще и духовную, коммуницирующую. Представьте, в то время из средств связи работала только почта, а путешествовали только на лошадях… На безлюдной ухабистой дороге где-то в заиндевевшем лесу, путники, услышав мелодичный звук, радовались, что они не одни. Люди ждали письма, весточки и звук колокольчика давал им надежду, ассоциировался с ожиданием радостных новостей и долгожданной встречи. А для кого-то этот звук ассоциировался и с горечью прощания… Мне кажется, что звук колокольчика на генетическом уровне не оставляет равнодушным русского человека. Недаром о них сложено столько стихов и песен.
Звенит, гудит, дробится мелкой трелью
Валдайский колокольчик удалой…
В нем слышится призыв родной, —
Какое-то разгульное веселье
С безумной, безотчетною тоской…
Кто едет там? Куда? С какою целью?
Зачем? К кому? И ждет ли кто-нибудь?
Трепещущую счастьем грудь
Смутит ли колокольчик звонкой трелью?
Спешат, летят! Бог с ними… Добрый путь! Евдокия Ростопчина 1853 год
Валдай. Музей колоколов
Колокольчик на вид довольно прост и функционален, его форма напоминает женскую фигуру, одетую в русский сарафан. На валдайских изделиях мастера, кроме надписи Валдай, любили изображать разные присказки в поэтической форме, что очень нравилось народу: «Кого люблю, тому и дарю», «Купи не скупись, езди веселись», «Кто колокол купит, тот счастлив будет», «Звени, утешай, ехать поспешай»… Популярность валдайского колокольчика, несмотря на его довольно высокую цену, была завоевана высоким качеством изделий и красотой звучания.
В лунном сиянии поет Олег Погудин
«В лунном сиянии» — романс, относящийся к так называемым ямщицким песням, поэта и музыканта Евгения Дмитриевича Юрьева. (создание 1894–1906 годы).
В 19 веке многие мастерские Валдая укрупнились и выросли в заводы, на которых трудились династии мастеров. Особую известность имели изделия заводов Смирновых, И. Митрофанова, Стуколкиных, Лебедевых и Усачевых. Завод братьев Смирновых имел право ставить на своих изделиях государственный герб и был знаменит отливкой колоколов гигантских размеров, одновременно производя и ямщицкие колокольчики.
Славились церковные колокола, отлитые на заводе Усачевых, которые отличались чистым и сильным звоном, прочностью и красивой отделкой, за что не раз получали награды на российских и зарубежных выставках. Колокольные заводы прекратили свое существование при Советской власти, дольше других продержался завод братьев Усачевых, который был закрыт в 1930 году.
Недалеко от Музея колоколов расположено здание Музейного колокольного центра.
Напротив музея через дорогу находится часовня Иакова Боровичского, построенная на месте, где 18 февраля 1826 года служилась панихида над гробом усопшего императора Александра Первого при транспортировке его из Таганрога в Петербург. Часовня, построенная как дань памяти императора, в наш приезд находилась на реставрации.
Близко от часовни находится памятный камень в честь 500-летия основания Валдая и аллея со стелами, на которых размещены гербы городов-побратимов.
В архитетурном облике города можно заметить явно реставрированные симпатичные исторические здания, в основном каменные.
Пожарное депо и театр, 1899-1901 годы
Далее, по мере движения по Комсомольскому проспекту расположен Туристический центр, в котором можно взять карту города и посетить сувенирные магазины. Мы прикупили там к чаю валдайских баранок, правда, явных вкусовых отличий от московских не обнаружили)).
Центр ярко оформлен росписью и резными деревянными фигурами, а рядом с ним находится памятник кузнецам и колокольным мастерам, сооруженный в виде самой большой подковы в России, что подтверждается сертификатом книги рекордов России.
Срединное положение города между двумя столицами подчеркивает такой элемент городской скульптурной композиции.
Подумалось, что в развитие этой темы на дверях ближайшего дома можно было бы вывесить знак — Подъезд/Парадная)).
Доминантой исторического центра ближе к берегу озера является собор Троицы Живоначальной, который возвышается над площадью Свободы. Собор много раз перестраивался, в каменном виде был отстроен 1744 году во времена правления императрицы Елизаветы. После революции его закрыли и использовали под различные хозяйственные нужды. С конца 90-х годов прошлого века он передан церкви и сейчас здесь действующий храм, в котором практически не сохранилось исторической утвари.
Собор Троицы Живоначальной, 1744 год
Левее храма располагается Сквер героев с вечным огнём. Этот уголок выглядит более ухоженным в отличие от самой площади.
Во время посещения в центре велись работы — его в рамках современного столичного тренда готовились покрыть плиткой.
К сожалению, следует отметить, что часть исторических зданий по периметру площади Свободы находятся в непотребном состоянии, они прикрыты маскировочной материей, но растительность, вылезающая из руинированных стен, выдает истинное положение дел… Не хочется их демонстрировать, для примера приведу пару фото, одно из них Введенской церкви.
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, 1762 год
Несколько лучше, но не слишком ухоженно выглядят исторические здания по Народной улице.
Это очень обидно — симпатичный городок на фоне великолепной природы, со своими историческими памятниками и всей стране известными традициями, имеет такую неухоженность в историческом центре города, тем более, что он невелик размерами… Конечно, многим объектам необходима реставрация. Надежда на позитивные изменения есть — ближе к озеру, где ранее царило запустение, за последние три года построили красивую набережную, открыли молодежный центр «Место. Валдай», обустроили парковую зону, которую назвали «Поляна сказок».
В районе набережной очень приятно погулять и полюбоваться с пирсов уникальным видом озера и Валдайского Иверского монастыря.
Недалеко, в двухэтажном особняке 19 века, ранее принадлежавшем дворянке К. О. Михайловой, расположен Музей уездного города.
Где-то близко от центра города находятся дома, принадлежащие известным деятелям кино Александру Абдулову, Сергею Никоненко и Гоше Куценко, которым полюбились местные природные красоты. В окрестностях Валдая много известных людей приобретали недвижимость, в их числе известный режиссер Эльдар Рязанов, который любил отдыхать здесь на своей скромной даче.
Мы совершенно не пожалели о том, что познакомились с Валдаем, там есть, что посмотреть при недолгом визите, а автотуристам, следующим по трассе Москва-Петербург, как говорится, заехать сам Бог велел)). Хотя, на мой взгляд, более всего интересна необыкновенно красивая природа этих мест. Знакомство с ней, прогулки по многочисленным экологическим тропам заповедника, водные походы привлекают много народа. И авторы сайта о таком виде отдыха в своих материалах рассказывали, например nancy78 Валдайские интересности.
В целом, небольшие города Валдай, Торжок, Вышний Волочек, когда-то игравшие большую роль в обслуживании дороги Москва-Петербург, сейчас находятся в разной степени запустения. Хочется, чтобы туризм стал тем триггером их возрождения, который позволит им развиваться, сохраняя при этом свой исторический облик.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия