Есть заядлые путешественники, которые, посмотрев пару-тройку достопримечательностей, решают, что город ими полностью осмотрен и ничего интересного в нём нет. Затем со спокойной душой отправляются дальше. Такой подход хорош, когда ты связан рамками экскурсии и нет просто времени на более подробный осмотр. Но когда у меня в запасе есть день, то его можно начать пораньше, а закончить попозже. Узнать что-то новое об увиденном тобою по пути лично я не считаю зазорным.
После увиденного исторического здания Славный старый Гюрцених я направил свои стопы к еще одному историческому здания — кёльнской ратуше.
Возле старинной и разрушенной церкви Развалины древнего храма объединили боль о двух Мировых войнах увидел слева здание, заинтересовавшее меня.
Это был бывший дом табачных королей Германии — дом «Нойербург», о чём свидетельствуют надписи на стенах здания.
В 1866 году Иоганн Нойербург (Johann Neuerburg, 1805 — 1890) создал в небольшом городке Виттлих (Wittlich) фирму «Tabakfabrik zur Herstellung von Pfeifen- und Strangtabaken». Его третий сын Генрих (Heinrich Neuerburg, 1839 — 1901) пошёл по стопам отца, сначала поработал на отцовской фабрике, а затем переехал в город Трир и основал в нём в 1865 году новую табачную фабрику, дело развивалось, в 1873 году вместе он вместе с партнёром создал еще одну табачную фабрику в Трире.
После его смерти табачную эстафету подхватили сыновья Генрих (Heinrich, 1883 — 1956) и Губерт (Hubert, 1881 — 1923), которые стали руководить фабрикой, специализирующуюся в первую очередь на производстве сигар. Генрих с другим свои братом Августом (August Neuerburg, 1884 — 1944) тонко уловили новую тенденцию в табачном бизнесе. В середине XIX века курение сигар и трубок начали сменять сигареты, которые быстро приобрели популярность у курильщиков, благо не требовали соблюдения долгих ритуалов и времени на курение требовалось меньше. В 1908 году братья создали в Трире сигаретную фабрику. Так появилась на свет табачная торговая марка «Haus Neuerburg» (H.N.).
Во время Первой Мировой войны употребление сигарет резко возросло, бизнес процветал, братья открыли в период с 1919 по 1926 год филиалы в Дрездене, Мерциге и Гамбург-Вандсбеке. С 1921 по 1923 год был построен большой филиал в Кёльне.
Построена табачная фабрика была на площади Гюлихплац (Gülichplatz).
На этой же площади размещается знаменитый магазин духов Фарина Ален Делон не пьёт одеколон, он — не Наполеон.
Об истории площади и фонтане на ней я рассказывал в материале В «Бабий четверг» женщинам дозволено всё!. На башне здания разместились красивые часы и фигуры звонарей, созданные австрийским скульптором Вольфгангом Вальнером (Wolfgang Wallner, 1884–1964). К сожалению с этой стороны они были не видны.
Собственно вся исторические даты здания уместились на табличке на стене здания рядом с фигурой святого Петра с ключами от рая.
Просуществовала в этом здании табачная фабрика с 1923 по 1999 год. Причём после смерти в 1959 году Германа Нойербурга (Hermann Neuerburg) наследники не придумали ничего лучшего, как продать свои акции американской кампании «R. J. Reynolds Tobacco Company» (RJR), основанной в 1874 году. Американцы продолжали выпускать сигареты под уже известной маркой «H.N.». В мае 1999 года японская табачная кампания «Japan Tobacco Inc." (JT) приобрела бизнес американской кампании «RJR Nabisco Inc." за пределами США, в результате чего была создана «Japan Tobacco International» (JTI) со штаб-квартирой в Женеве, Швейцария. Фабрика в Кёльне была закрыта.
В 1943 — 1945 году здание было частично разрушено в результате британских бомбардировок. В 1947 -1950 годах здание было частично перестроено, в 2005 — 2012 годах была проведена реставрация. Начиная со второй половины прошлого века в здании начали размещаться различные бюрократические структуры Кёльна. С 1981 по 1999 год здесь размещался Liegenschaftsamt, а с 2001 года — Standesamt, немецкий аналог привычного нам ЗАГСа.
Напротив бывшей табачной фабрики находится строгое здание, в котором расположился музей Вальрафа-Рихарца. Музей достаточно поколесил по Кёльну.
Он был открыт 1 июля 1861 года в специально построенном здании, которое расположилось на территории бывшего монастыря Последняя юдоль двух францисканских святых.
Как многие здания Кёльна здание музея было разрушено в 1943 году после авианалёта британцев Кёльнский собор и бомбёжки Кёльна во Второй Мировой войне и восстановлено только в 1956 году.
В 1986 году было построено новое здание возле Кёльнского собора для музея Людвига и туда же переехал музей Вальрафа-Рихарца. Это был не последний переезд, в 2001 году состоялся переезд на Ратушную площадь в здание в форме куба, построенное по проекту Кельнского архитектора Освальда Матиаса Унгерса (Oswald Mathias Ungers,1926 — 2007).
В том же 2001 году коллекцию музея пополнили картины импрессионистов и постимпрессионистов, полученные в дар от швейцарского предпринимателя и коллекционера Жерара Корбо (Gerard J. Corboud), 1925 года рождения и его жены Марисоль Корбо (Marisol Corboud), родившейся в Кёльне. С тех пор полное название музея — Wallraf-Richartz-Museum & Fondation Corboud. В музее содержится самая большая в мире коллекция средневековой живописи, в том числе произведения немецкого живописца Штефана Лохнера (Stefan Lochner, 1400–1410), которого прозвали мастером Штефаном Кёльнским. Он был с 1447 года членом городского совета Кёльна, а его жилище располагалось невдалеке от места, где через несколько столетий появилось здание для музея.
Считается, что самым старым зданием Кёльна является ратуша, мол одна из её частей была построена в далёком 1330 году. Хотя еще до Ратуши здесь размещалось в 1135 — 1352 годах здание, которое именовалось «Домус Quam в cives conveniunt». В Ратуше Кёльна 19 ноября 1367 года была создана против Дании Кёльнская конфедерация из 57 ганзейских городов, к которой примкнули шведский и норвежский короли. После военных действий в 1368–1370 годах был заключен Штральзундский мир. По условиям этого мира ганзейцы получили право свободно торговать во всех трёх скандинавских королевствах, привилегии их были расширены. Даже король Дании не мог быть избран без предварительного согласия ганзейских городов.
В 1407–1411 годах к Ратуше была пристроена 61-метровая башня.
Я увидел ратушу вечерней порой, но попытка пройти к ней напрямик через строительную площадку оказалась безуспешной — вокруг кипели работы.
Строительный проект назывался «Археологическая зона / Еврейский музей». Сейчас он уже реализован видимо.
Меня аккуратно, но настойчиво со строительной площадки попросили, чтобы я не попал под бульдозер.
Это не первое строительство в округе, но обычно ратушу перестраивали. В 1569 году Вильгельмом Фернуккеном (Wilhelm Vernukken) к фасаду здания была пристроена так называемая беседка Ратуши в стиле Ренессанс. В 1945 году Ратушу как и весь Кёльн разбомбили. После восстановления появилась вот эта непонятная чёрная стена.
«Видимо она что-то символизирует, а что именно — мне непонятно, хотя какой-то смысл в ней должен быть,» — думал я. Спасибо одному из моих друзей на сайте — Ирине, живущей в Германии, она подсказала, что это «Kölner Wand», созданная в 1966–1971 годах немецким художником Эрнстом Вилле (Ernst Wille,1916 — 2005). Является частично прозрачной стенкой из пластика в качестве связующего звена для расширения ратуши Кельна.
После изгнания со стройплощадки пришлось обходить её. И это был как раз тот самый случай, когда не было счастья, да несчастье помогло.
Увидел Кёльнский собор с необычного ракурса.
Отыскал необычный Женский фонтан и памятник знаменитому кардиналу «Фрингсовать» — значит красть уголь. Да и фигура Чарли Чаплина порадовала.
Если бы не необходимость обходить место археологических раскопок возле Ратуши, то возможно прошёл мимо этого здания мимо.
Ничем оно взгляд не цепляет. Это вполне понятно, ведь появилось здание в 1953–1955 годах на месте разрушенного во время Второй Мировой войны старинного дома, которое было построено в 1513 году.
Главным историческим событием долгое время считалось проведение в здании в 1623 году заседание Католической лиги, которая была создана 10 июня 1609 года как объединение католических духовных и светских феодалов Германии борьбы с протестантами. Напомню, что Кёльн водил тогда в состав Курфюрстшества Кёльнского, духовного княжества в составе Священной Римской империи, существовавшее с X века по начало XIX века. Большую роль сыграла Католическая лига в начале Тридцатилетней войны 1618–1648 года и была распущена лишь в 1635 году. Поддерживала лигу католическая Испания. В память о том давнем событии с XIX века здание называется «испанской постройки».
Когда проходил мимо здания, то обратил внимание на две мемориальные доски. Оказывается, здесь неоднократно бывали руководители Германии, США и Франции.
В конце июня 1963 года президент США Джон Фицджеральд «Джек» Кеннеди (John Fitzgerald «Jack» Kennedy, 1917- 1963) совершил визит в ФРГ, во время которого он побывал в Западном Берлине и произнёс свою знаменитую речь, в которой сказал: «Я — берлинец» (нем. Ich bin ein Berliner). Но до этого он 23 июня 1963 года побывал в Кёльне, где в аэропорту был встречен канцлером ФРГ Конрадом Германом Иозефом Аденауэром, а затем общался с народом.
Дважды здесь побывал президент Франции Шарль Андре Жозеф Мари де Голль (Charles André Joseph Marie de Gaulle, 1890- 1970).
5 сентября 1962 года-Де Голль побывал в Кёльне во время визита в ФРГ 4—9 сентября 1962 года, когда им была выдвинута идея объединения Европы как стратегическая линия, в которую должно вписаться сближение Франции и Германии.
25 апреля 1967 года французский президент приехал на похороны Аденауэра. Не всегда за внешне невзрачным фасадом нет ничего, порой скрываются исторические события, о которых мы ничего не знаем.
Между Испанским домом и ратушей увидел свадьбу, которая пела и плясала,
а затем стала выпускать в небо голубей,
а они отчего-то не спешили ввысь.
А разрушенную башню Ратуши после войны восстановили.
На башне Ратуши установлены 124 фигуры знаменитых людей, связанных с Кёльном.
Интересно, что цифра 124 появилась в 1988–1995 году, когда устанавливали новые скульптуры взамен утраченных во время Второй Мировой войны. А раньше их цифра ограничивалась 80 фигурами, правда с периодичностью примерно в век их регулярно меняли из-за разрушения. Последний раз до войны это происходило в начале XX века.
У скульптур на башне- строгая иерархия.
На первом этаже размещаются императоры, короли и папы римские.
Вот так выглядит вход в Ратушу.
На втором и третьем этажах размещаются фигуры знаменитых жителей Кёльна: VIII — XVII веков и XVII — XIX веков соответственно.
На четвёртом этаже размещаются знаменитые жители Кёльна XIX — XX веков, а на пятом — святые и покровители Кёльна.
В информации о фигурах как-то скромно умалчивается, что помимо фигур знаменитостей на Ратуше размещены людские пороки, видимо их 124 по числу фигур. Знаменитости попирают ногами пороки.
К сожалению, фотографий поближе четвёртой стороны Ратуши из-за строительных работ сделать не получилось.
Теги:
Культурно-познавательный туризм