У человека должна быть мечта. Прекрасная и сияющая. Как зеркальный шар, который подвешивали к потолку на дискотеках. Вот только с ними, с мечтами, надо быть поосторожнее. Например, я долго хотела попасть в аквапарк. Попала. И что?! Прыгнула с тарзанки и чуть не захлебнулась. Съехала с водяной горки и порвала дорогущий купальник. Потом пришлось сидеть, не вставая, чтобы скрыть дырку на попе. Мечтать — вредно.
И, все же, не могу я без мечты. Нет-нет, да и захочу чего-нибудь. Попав в Сербию, я сразу же захотела посмотреть город Суботица. Слышала, что он — особенный и ни на что на Балканах не похожий. С древних времен здесь был перекресток европейских дорог. Эта земля помнит скифов, даков, готов, гуннов и аваров. Позднее пришли сербы, венгры, хорваты, немцы, греки, словаки, евреи… Смешение языков и культур. Впервые Суботица упоминается в конце XIV века под именем Забатка. С тех пор город получил около двухсот различных имен — каждый живший здесь народ называл его по-своему. Менялись правители — венгры, сербы, Османская империя, Габсбурская монархия… Сегодня Суботица — самый северный город Сербии. Здесь целых три официальных языка: сербский, хорватский и венгерский. Больше половины жителей — католики. Все это сильно отличает Суботицу от других городов страны. Эдакий кусочек Европы. Продвинутый и элегантный. Так мне казалось, во всяком случае.
В свое время я поездила по Западной Европе и отношусь к ней прохладно. Дороговизна, визовые (а теперь еще и «санитарные») заморочки… Все это оставляет ощущение переоцененности. И перепиаренности. Или даже жульничества. Не стремлюсь я в Западную Европу. Но почему бы не посмотреть европейские достопримечательности, не выезжая из Сербии? Проблема была одна, но серьезная: от Белграда, где мы обычно останавливаемся, до Суботицы нужно ехать на автобусе три с половиной часа. И столько же обратно. Мой муж считал, что маленький городок не стоит таких больших усилий.
Наступил 2021 год и стало ясно, что с туристическими мечтами лучше не затягивать. Кто его знает, что там будет дальше… Я взялась за дело. Съездила туда, куда давно собиралась — в Маврово, Битолу, в монастырь Острог и на Скадарское озеро. Оставалась Субботица. Надо было как-то переубедить мужа. И тут мне повезло: мы оказались в Белграде в начале октября, накануне моего дня рождения. Разве можно отказать имениннице? Поездка в Субботицу стала моим подарком.
Дату поездки выбирали тщательно. Сам день рождения забраковали — он пришелся на начало недели, когда у музеев как правило бывает выходной. Решили ехать в воскресенье. В этот день музеи, выставки и прочие достопримечательности обычно открыты.
Солнечным воскресным утром тронулись в путь. В автобусе поспали и позавтракали. На автостанции в Суботице выпили кофе из автомата. Не теряя времени, отправились смотреть первую и, по мнению многих, главную достопримечательность города — «Палату Райхла». Или «Дворец Райхла». Как кому нравится. Двадцать минут пешком — и перед нами удивительное и прекрасное здание. Его построил в 1904 году для себя и своей семьи архитектор Ференц Райхл.
Дом поражает богатством отделки. Венгерская керамика «жолнаи», мозаика «мурано», резные деревянные эркеры, кованые железные решетки… Стиль модерн во всей своей красе.
На строительство дома полностью ушли сбережения архитектора. Но результат впечатляет.
Налюбовавшись Палатой, заметила, что здание слева от нее тоже весьма красиво. Известно, что Ференц Райхл построил в Суботице два жилых дома. Один — для себя, другой — под сдачу. Может быть соседнее строение — работа того же архитектора? Ответ на этот вопрос мне найти не удалось.
Напротив Палаты, в маленьком парке, стоит памятник Ференцу Райхлу. Бронзовый архитектор смотрит на свое творение. Символично. Правда впечатление портила пластиковая лента, обмотанная вокруг скульптуры. На ней было написано «не влезай-убьет!» или что-то в этом роде. В парке ремонтировали подземный электрокабель. Глядя на замотанного лентой архитектора, я вспомнила, что в Суботице дела у Райхла пошли плохо. Ему пришлось продать прекрасный дом за долги и уехать из города.
Настало время осмотреть внутреннее убранство Палаты Райхла. Читала, что в доме множество комнат: бальная зала, бильярдная, курительный салон, дамский салон, музыкальный салон. А еще, конечно, столовая, кухня, спальни, детская и гардеробная. Архитектор лично проектировал интерьер каждой комнаты.
В наши дни в здании располагается галерея современного искусства. На входе висит табличка с часами работы. На ней было написано, что воскресенье — выходной день. Редкий случай — музей не работает по воскресеньям. Именно тот музей, куда я мечтала попасть! Ужас. Огромное разочарование.
Мы походили вокруг, заглядывая в окна. Из подворотни справа послышалась музыка. Зайдя туда, мы оказались в уютном ресторанном дворике. Вокруг были нарядные столы, кадки с цветами и даже скульптуры.
Однако обедать здесь я не собиралась. У меня был план. Читала, что позади своего дома Фернц Райхл оборудовал красивую террасу с цветочными вазами и коваными решетками. Палату Райхла и ресторан разделяла ограда. Я сделала вид, что выбираю столик и принялась ходить вдоль забора, пытаясь заглянуть в щели. И ничего не увидела. Абсолютно ничего. Пришлось покинуть заведение общепита.
Пройдя двор насквозь, мы вышли на пешеходную улицу. Узкая улица была заставлена столиками кафе. Она носила имя прославленного венгерского короля Матьяша Корвина.
А вот, кстати, и сам король — в виде статуи. Увешанная венками скульптура охраняет вход в ресторан. Узкая улочка, все эти кафешки и веночки никак не ассициировались с грозным правителем прошлого. Может, оно и к лучшему.
Мы отправились на местный Арбат — пешеходную улицу Корзо. Она мне сразу понравилась. Совсем короткая, но приятная.
Дома по бокам ухоженные. Часть из них окрашена в яркие, веселые цвета.
Другие отличаются затейливым декором в стиле Ференца Райхла.
Меня снова потянуло в подворотню. Но не в привычную нам, сырую и темную, а в эдакую дизайнерскую подворотню. Оформленный в классическом стиле проход вел, естественно, в ресторанный дворик.
Должно быть, в здешних заведениях подают блюда венгерской кухни. Гуляш и все такое прочее. Я много про них читала и решила, что стоит попробовать. Но не сейчас.
А еще на улице Корзо было много кафе-кондитерских. С витрин манили горки разноцветного мороженого и сложенные пирамидками сладости соблазнительного вида. Слышала, что в Суботице делают особенные, очень вкусные пирожные. Не сейчас. Позже. После осмотра достопримечательностей.
Смотреть достопримечательности Суботицы оказалось легче, чем я думала. Нужно было пройти по Корзо, выйти на главную площадь и встать посередине. А потом поворачиваться по часовой стрелке. Или против. Без разницы.
Первое, что видишь — внушительное и красивое здание Ратуши. Оно было построено в 1910 году двумя архитекторами из Будапешта — Марцелом Комором и Деже Якабом. Так же в стиле модерн, как и Палата Райхла. И так же богато украшено разноцветной керамикой «жолнаи». Декор изображает сердечки, листья, тюльпаны, павлиньи перья и что-то там еще… На окнах — витражи. На первом этаже располагались кафе и магазины, а на втором и выше сидело начальство — градоначальник с командой клерков и полицейские. Даже для СИЗО среди всей этой красоты нашлось место.
Небольшой поворот корпуса против часовой стрелки. Взгляд упирается в памятник Йовану Ненаду. В 1526 году, воспользовавшись поражением венгров от турок, он провозгласил себя царем, а Суботицу сделал своей столицей. Царство просуществовало всего год. Однако горожане помнят столичный статус Суботицы. Вот и памятник поставили.
За памятником виден фонтан. За фонтаном — здание городской библиотеки, построенное Ференцом Райхлом. На фото в сети оно выглядит красивым. Как оно в реальности, понять не удалось: дом находился на реставрации и был затянут плотной зеленой сеткой.
Поворот на девяносто градусов. Передо мной Народный Театр, построенный в середине XIX века, сгоревший в начале XX и позже восстановленный. В Сербии много поклонников сценического жанра. Жители Суботицы тоже имеют давние театральные традиции и гордятся ими. Думаю, заслуженно. Однако само здание меня не впечатлило. Очередная копия Парфенона и Большого Театра.
Последний небольшой поворот — я вижу парк. Туда мы и направились. Тенистая аллея, кафешки, лавочки… Все очень мило.
Хотя, нет. Не все. На одной из скамеек устроилась компания арабских мигрантов. В Суботице этих граждан хватает — ведь граница с Венгрией всего в десяти километрах. Будущие «европейцы» бродят по улицам города и, мягко говоря, его не украшают. Сделав морду кирпичом, мы прошли мимо кандидатов в немцы и направились к еще одной достопримечательности.
Синий Фонтан, сделанный в 1985 году, сегодня тоже стал символом Суботицы. Как и Палата Райхла, и Ратуша. Сооружение привело меня в восторг. Было совершенно непонятно, что это. То ли джакузи, то ли огромная раковина, то ли гигантский унитаз. Сантехническая конструкция была выполнена из керамики «жолнаи» и окрашена в ярко-фиолетовый цвет. Какое-то время мы ходили кругами и фотографировали фонтан во всех возможных ракурсах.
Только потом огляделись и заметили памятник Святой Троице. Его поставили в начале XIX века. Фигуры по бокам постамента изображают Богородицу, ангелов и святого Матвея. Венчают композицию скульптуры Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. Во времена социализма культовый объект, как и положено, убрали подальше от глаз начальства, но в 2016 году вернули на место.
Возле фонтана нашлись и более модерновые скульптуры. Что изображает данная «какашечка» — непонятно. Философская надпись на постаменте призывает к борьбе за мир. В Сербии много подобных арт-объектов. Сербы любят прекрасное. К месту и не к месту.
Центр Суботицы мы осмотрели довольно быстро и перешли к обходу культовых сооружений. Как часто бывает, именно они являются основными достопримечательностями.
Первым на нашем пути стал построенный в XVIII веке францисканский монастырь с храмом Архангела Михаила. Есть мнение, что именно с этого места началась Суботица — под монастырем найдены остатки древней крепости. Монахи-францисканцы сделали для города много хорошего — занимались просветительством, открыли школу и гимназию. Жаль, что на момент нашего визита церковь была закрыта и не удалось посмотреть внутреннее убранство.
Не люблю граффити. Но то, что я увидела на торце дома возле монастыря, мне понравилось. Рисунок изображал Суботицу. То, что у большинства людей ассоциируется с этим городом: Палату Райхла, Ратушу и Синагогу. И их создателей: Ференца Райхла, Марцела Комора и Деже Якаба. А еще — самолет конструкции Ивана Сорича, на котором он совершил полет в 1910 году. Наверное стоило изобразить первый поезд и первый трамвай, завод электромоторов и кондитерскую фабрику, типографию, кинотеатр, музыкальную школу и даже дом престарелых — все то, чем сто лет назад гордилась Суботица. Но стена для этого слишком маленькая.
Двери православного храма Вознесения были гостеприимно распахнуты. Построенная в начале XVIII века церковь много раз перестраивалась, потом сильно пострадала в годы войны. Три года назад прошла масштабная реставрация. Обновили иконостас, восстановили витражи и привели в порядок само здание.
Католиков и православных мы навестили. Пора было отправляться в синагогу. Тихая улица Змай Йовина, по которой мы шли, будто перенесла нас в прошлое. Ни магазинов, ни офисов. Только частные дома за заборами.
Из-за угла повалил густой дым. В таких местах как раз и случаются пожары. Только сгореть тут и не хватало! Впрочем, дым потихоньку рассеивался. Потянуло знакомым аппетитным запахом, который не перепутаешь ни с чем. Пахло традиционным сербским мясом на гриле. За углом обнаружилось заведение — квинтэссенция сербского духа. Деревянные столы, старинная утварь. Перед входом мужички с пивом спорят о политике. И всеохватный запах печеного мяса с горячим хлебом. Потекли слюнки. А как же гуляш?! Мы же собрались пробовать блюда венгерской кухни! Муж не слушал. Он уверенно шел на запах.
Сложилось, так сложилось. Мы хорошо пообедали плескавицами с пивом и заплатили за все удовольствие пять евро на двоих. Люблю Балканы!
После свиных плескавиц самое время было посетить синагогу. По пути туда скучать не пришлось. На тротуаре на улице Дмитрия Туцовича, прямо из асфальта, торчит металлический человеческий торс. Торс призывно протягивает к вам руку. Странная скульптура. Если не сказать жутковатая. Называется «Памятник Неизвестному Водопроводчику». Местная скульпторша Майя Ракочевич Цвиянов сделала ее по заказу городской водопроводной компании. Как напоминание о тех, кто делает нашу жизнь лучше. Посыл хороший.
А вот, наконец, и Синагога! Именно ее, как и Палату Райхла, я больше всего мечтала увидеть в Суботице. Что и говорить, здание синагоги впечатляет! Торжественное, внушительное, но при этом веселое и яркое. Жизнеутверждающее. Думаю, вера должна вызывать именно такие чувства.
Синагога построена в 1902 году по проекту тех же архитекторов Комора и Якаба, которые строили Ратушу. Тоже в стиле модерн. Этот стиль явно стал визитной карточкой Суботицы. И снова здесь мы видим элементы декора из керамики «жолнаи». Город Суботица был одним из крупнейших заказчиков венгерской фабрики Жолнаи, за что даже получил две вазы в качестве бонуса.
Конечно же, захотелось зайти в синагогу и рассмотреть интерьер. Ворота были заперты. Табличка гласила, что часы работы — с 10 до 14. Мы совсем немного опоздали! Задержались из-за этих проклятых плескавиц. Но кто ж знал! Снова разочарование.
Оставалось любоваться прекрасным зданием снаружи. И мы любовались. И получали заряд радости и хорошего настроения. Как всегда, когда соприкасаешься с прекрасным. Ведь в эти моменты ты соприкасаешься с Богом. И не важно, какой религии принадлежит этот храм. Я подумала, как жестоко и несправедливо оборвалась жизнь создателя этой красоты — Марцела Комора. Семидесятишестилетний архитектор был схвачен фашистами и убит в 1944 году. Как лицо еврейской национальности.
Казалось, в этот день нас уже невозможно было удивить архитектурой. Когда муж принялся фотографировать здание на углу улиц Иштвана Сечени и Шандора Петефи, я лишь пожала плечами. Смартфон сообщал, что это — какая-то гимназия. Чутье мужа не обмануло. Позже я прочитала, что здание гимназии было построено по проекту Ференца Райхла.
Еще сотня метров — и мы на площади Жертв Фашизма с соответствующим памятником в центре. Впереди возвышался католический храм Святой Терезы Авильской построенный в конце XVIII века.
Это главный храм католической епархии Суботицы. Вот только состояние церкви оставляло желать… Это еще мягко сказано. Огромные трещины грозили полностью разрушить фасад. Храм явно нуждался в срочной реставрации. Судя по забору и металлоконструкциям, она уже началась. Главное — не было бы слишком поздно.
Мы с мужем принялись обсуждать проблему. Отпуская, по нашей советской привычке, нелицеприятные замечания в адрес местных властей. Подошел еще один турист с фотоаппаратом. И неожиданно присоединился к обсуждению на чистом русском языке. Я уже перестала удивляться обилию наших людей на Балканах. Число их постоянно растет, несмотря ни на какие запреты и сложности. «Вы уже были сегодня в синагоге?» — спросила я земляка. В ответ — немая сцена и вытаращенные глаза. Мой собеседник не был похож на правоверного иудея. Пришлось объяснять про уникальное здание. Мужчина заулыбался, поблагодарил за совет и поспешил к Синагоге. А мы направились в центр города.
Думаю, раньше, до кризиса, на боковых улочках было больше жизни. Не было закрытых магазинов, мастерских и кафе. Теперь тут и там видны следы запустения. Вот и симпатичная кафешка-трамвайчик тоже не работала. Во времена чрезвычайщины и административного произвола закрытия бизнесов и банкротства расползаются по миру быстрее любой инфекции.
Небольшая часовня Святого Роха только усилила грустные мысли. Ее построили во время эпидемии чумы в начале XVIII века. На том самом месте, где до этого были похоронены убитые османами горожане.
Но хватит о грустном. Ноги сами несли меня на улицу Корзо. Мы сядем за столик в кафе. Будем пить кофе и есть пирожные. Будем смотреть, как солнце садится за здание Ратуши. Как опускаются сумерки и зажигаются фонари… «Кажется, в пять часов есть автобус в Белград» — сказал муж. Как ушат холодной воды вылил. Пирожные в сумерках отменяются. И, по большому счету, муж прав. Ему ведь сегодня еще сидеть за компьютером. Нельзя быть эгоисткой. Подавив вздох, я повернула к автостанции.
Суботица оказалась не такой, какой я ее себе представляла. Она оказалась маленькой. Тихой и провинциальной. Почти совсем лишенной европейского лоска, который ей обычно приписывают. И непохожей на «кусочек Европы». Мне кажется, это неплохо.
Автобус тронулся. Я подключила мобильный интернет и принялась отправлять фотографии родителям в Москву. Мои родители объездили полмира и знают толк в путешествиях. Из всех снимков интерес вызвали лишь кадры с моей персоной: «Ты подстриглась?», «У тебя новая курточка?». Только Палата Райхла удостоилась эпитета «симпатичная». Я нажала кнопку вызова. Голос отца был слегка раздраженным: «Ну и зачем вы ездили в такую даль? Ты не проголодалась? Не замерзла? Обязательно позвони, когда приедешь в Белград!».
Может быть папа и муж правы и не стоило затевать долгую поездку в этот маленький город? Зеркальный шар мечты упал и разбился на мелкие осколки. Или все же нет? Не разбился, а стал ярким новогодним шариком и уютно лег в мою ладонь. Мечта сбылась. Она оказалась не такой, как я ожидала. Но она сбылась.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм