«И гвоздями, каплями из сердца, они несли свое имя по горным тропам и белым дорогам в далекие города»
Я. Лавренчич.
«И гвоздями, каплями из сердца, они несли свое имя по горным тропам и белым дорогам в далекие города»
Я. Лавренчич.
Я в Кропе оказалась случайно. Приехала встречать свою группу на сутки раньше, и поняла, что незачем мне гулять по до боли знакомой Любляне, или другим «своим» местам, а хочется мне чего-то нового, и, учитывая дождливую погоду, что бы меня возили.
Так, в 6 утра, была разбужена местный год, Оксана, которая очень обрадовалась заказу «куда-нибудь, но не в Любляну, не в Пиран, не на озера Блед или Бохинь, не в Постойнску Яму, не в Винтгарское ущелье и не на гору Фогель».
Как она мне позже рассказала, это бывает не так часто, обычно люди заказывают экскурсии в знакомые туристические места. Но, гиды — не обычные туристы, так что, несмотря на дождь, мы смогли посетить три совершенно незнакомых места — два миленьких городка и удивительное место. Начну с одного из двух городков, с мимимишным названием — Кропа.
Рождение и развитие Кропы неразрывно связаны с железом, огнем и водой. В период Позднего Средневековья, железное поселение было основано на земле, принадлежащей знатной семье Ортенбург, рядом с сезонной рекой, которая то мелким ручейком, то бурным потоком, протекает через узкое ущелье под Плато Еловица, в районе, богатом железной рудой и множеством лесов.
Самые старые археологические находки, относятся к периоду античности, однако нет никаких доказательств существования постоянного поселения до 13 века, когда Ортенбурги начали развивать горнодобывающую промышленность в этом районе, построили плавильные печи и начали обустраивать поселения.
Владения Кропа перешли к Императорской семье Габсбургов во второй половине 15 века. В течении следующих ста лет металлургическая промышленность Кропы сформировалась вокруг двух печей, одна из которых «Верхняя», располагалась в южном конце города, а другая, «Нижняя», в северной части поселения.
Эти печи и начали создавать современную историю города — от руды до гвоздя. В 1550 году будущий император Фердинанд Первый наградил Кропу особыми привилегиями в области добычи полезных ископаемых и обработки чугуна, превратив поселение в независимое сообщество металлургов, находящееся под непосредственным управлением Императора и возглавляемое магистратом горнорудного завода.
Пик своего развития Кропа достиг в 18 — первой половине 19 веков, когда металлурги Кропы перевозили сделанные ими гвозди (более 100 различных типов и размеров) через плато Еловица, долину Селца, и далее через ущелье Бада в северный морской порт Адриатики.
Гвозди, сделанные в Кропе, были хорошо известны и высоко ценились во всем Средиземноморском регионе. И по мере роста местной экономики, население города увеличивалось.
Образ жизни, культура, обычаи, привычки, язык и даже диалект жителей поселения были тесно связаны с повседневной работой металлургической промышленности. В этот период окончательно сформировался архитектурный облик центра города, каким мы видим его сегодня.
За этим процветанием последовал длительный кризис с упадком традиционной черной металлургии после 1860 года. Старые плавильные печи, находившиеся вдали от новых железных дорог и источников сырья, и изделия Кропы не могли конкурировать с иностранными гвоздями машинного производства.
Но, в отличии от экономического спада, это был период политического, культурного и национального возрождения, когда строились школы, общественные читальные залы и создавались любительские певческие и драматические группы.
В 1894 году горстка бывших высокопоставленных металлургов, землевладельцев и других местных рабочих и кузнецов основали кооператив по производству гвоздей, возродив старое дело. После перехода к промышленному производству гвоздильный кооператив Задруба (позже — Пламен), остановил экономический спад в Кропе и соседних регионах и продолжил традиции обработки чугуна.
В 1952 году Кропа была первым местом в Словении, которое было объявлено памятником Культуры и Истории Национального Значения. Въезд в городок очень оригинален.
Интересно, что пишу про металлургический город и постоянно улыбаюсь. Я — родом из металлургического города, где два завода — гиганта были градообразующими предприятиями, на которых, если считать со вспомогательными производствами, трудились до 100 тысяч работников на каждом. И это были гиганты, чьи дымящиеся трубы были хорошо видны из любой точки города, где зимой цвет снега был серо — черный. И это так не вяжется с «металлургической» Кропой, маленькой и миленькой, даже название которой вызывает у меня умиление.
В узкой тенистой долине ручья Кропарица развитие поселения Кропа было тесно связано с развитием производства чугуна, возникает вопрос — как жили кузнецы? Поскольку железные мастерские, гвозде заводы и металлургические заводы располагались вдоль ручья Кропарица, жилые дома строились близко друг к другу на небольшой территории. На протяжении веков складывался особый тип дома «Железных Баронов», занимавших центральную площадь между верхним и нижним чугунолитейными заводами. Меньшие и более скромные дома предпринимателей и ремесленников располагались, в основном, в верхней, южной части Кропы.
Более крупные многоэтажные здания имели фасады, обращенные к ручью, а экстерьеры украшали железные двери, ставни и решетки на окнах, а также порталы и оконные карнизы, вырезанные из зеленого туфа. План дома «Металлургического богача» был адаптирован к структуре металлургической промышленности. Жилые помещения для хозяина и его семьи, в стиле бюргерской моды, располагались на втором этаже, в то время, как первый этаж использовался под склады, магазины и таверны.
В Кропе работало семь кузниц по производству заготовок, 19 кузниц, выпускающих гвозди. В 18 веке в Кропе проживало 1000 человек. Металлурги жили со своими семьями на втором этаже домов, на первом отливали чугун. А наемные рабочие с семьями жили на чердаках. Типичное жилище семьи кузнеца состояло, как правило, из одной комнаты. Они были довольно большими, 5*5 метров. Квартиры были очень простыми, практически без мебели. В углу стоял стол и две скамьи без спинок. До конца 19 века в одной комнате с печью могли жить даже две — три семьи. В этом случае у каждой семьи был свой стол. Кровати ставить было некуда, взрослые и здоровые члены семьи спали в деревянных чердачных пристройках, которые не отапливались. А отапливаемые помещения второго этажа предназначались для беременных, кормящих матерей, больных, стариков и детей, и иногда у одной печи спали по 10 и более человек.
Просторный холл дома заменял кухню. Из утвари были глиняные и чугунные горшки, сковороды, бак для воды, приспособления для разжигания огня.
В печи были, как минимум, два отверстия, а иногда и больше, в которых хозяйки готовили еду.
Кузнец Кропы, его жена и дети, проводили у наковален от 12 до 16 часов в день. Утверждают, что в самом большом доме проживало 92 человека! Но, распад чугунолитейных заводов в конце 19 века, существенно повлиял на жилищные условия в Кропе. По мере того, как люди уезжали из города, и количество жителей сокращалось, большие дома превращались в дома на одну семью.
Первые известные люди Кропы были именно кузнецами. Андрей Краль и Якоб Шолар, первые кропанцы, ставшие известные по имени, они были упомянуты в источниках 1464 года. Семьи, владевшие металлургическим производством: Маццоли, Гашперин, Грошель, Лукман, Пешак и Поточник, горные магистраты и торговцы железом Йожеф Ротнер де Раутерсберг, 17 века; монах ордена братьев Младших Капуцинов, художник барокко, помогавший кузнецам, Янез Крстник Поточник, 18 века; юрист, советник суда, мэр Любляны, отстаивающий интересы кузнецов, доктор Йожеф Лукман 18 века; священник, поэт Янез Шолар, 19 века, пожертвовавший свой дом для местной школы, и многие другие.
В 19 веке производство чугуна закончилось, но гвозди продолжали производить. Во время ПМВ миллионы из них были выкованы для нужд Австрийской Армии. Кропа была одной из первых, кто ввел винтовые изделия в свое производство, это произошло в 1922 году. А в 30-е годы начали процветать пешие прогулки, альпинизм и зимний туризм, и гвозди начали производить для требовательных швейцарских и австрийских рынков. После ВМВ традицию производства чугуна продолжил винтовой завод Пламен, в котором в 1960 году работало 600 сотрудников. Они разработали специальные гвозди для ковки краев подошв горных ботинок. Это были последние гвозди, выкованные вручную в Центральной Европе.
И вот, здесь даже сохранилась одна из старейших средневековых доменных печейю Мне особенно было забавно смотреть на этот домик, я хорошо знаю, что такое доменная печь 20 века.
Уже в 20 веке Кропа стала известна благодаря своей художественной ковке, и каждый фонарик и решетка на окнах это подтверждают.
Кропа сохранила некоторые свои старинные обычаи и традиции, которые начали массово исчезать в период между Мировыми Войнами. Один из примеров — колядование. По дворам ходят целыми семьями, происходит это накануне Рождества и в праздник Поклонения Волхвов. Певцы из Кропы известны по всей Словении. Они поют перед домом и получают небольшие деньги и подарки. И если в Германии это совершенно детское дело, то в Кропе в колядовании участвуют все — от детей до стариков.
Еще один местный праздник происходит 11 марта, накануне дня Святого Григория. Это символические проводы зимы, когда-то на каналы спускали лодки с зажженными свечами. Этот день означал, что местным кузнецам больше не придется работать при искусственном освещении, и использовать дрова для обогрева, поскольку дни становятся длиннее и теплее. До сегодняшнего дня, бумажные домики, с окнами и дверями, украшенными прозрачными цветными пленками и горящими конфетками, бросают в воду многочисленных каналов в Кропе.
Город очень зеленый, окруженный лесом. А если учесть, что в день нашего посещения шел дождь, то зелень была совершенно промытая водой, очень яркая!
Интересно, что все фото сделаны в течении нескольких часов, дожь почти не переставал идти, но в редкие минуты просветления, небо становилось совершенно синим!
Каких-то особых достопримечательностей в городе нет, вот у ручья, возведен интересный памятник — куб кузнецам — борцам за свободу.
Меня впечатлили музей Кузнечного дела. Я вообще люблю маленькие провинциальные музеи, там можно найти много интересного. Да и всегда радует, что они еще открыты, ведь держатся, как правило, на энтузиастах, а в наше непростое время, когда с туризмом в таких местах не очень, особенно хочется их поддержать. В этом музее очень неплохая экспозиция, и выставка знаменитого художника — кузнеца, уроженца Кропы, чью пронзительную работу я выдела в мемориале концлагеря. Музей достаточно большой, отзыв о нем здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/slovenia/city/kropa/museum/41974/responses/10070
(здание музея).
Вот отзыв об этом лагере с оригиналом скульптуры: https://www.tourister.ru/world/europe/slovenia/city/ribnica-na-pohorju/placeofinterest/36787/responses/6419
В центре города встретили любопытный экземпляр — машина, в которой живет бездомный. Видимо, он куда-то переезжал, вместе со своим домом. Обратите внимания на номер! А какой он должен быть в стране, в названии которой слово «Любовь».
Вообще, городу необходимы финансовые вложения, многие дома в плачевном состоянии, и очень жаль — и местечко, и городок — очаровательны!
Посмотрите, как нарастают культурные слои — меня всегда это удивляет, когда вижу вход в старые дома, почти утопленный в земле.
Я обогатилась двумя фотографиями с люками — одна без подписи, зато с металлургом, второй без интересной картинки, зато — с подписью.
И вот, несмотря на то, что сама написала — особенных достопримечательностей нет, я очень советую приехать сюда — это малотуристический, разваливающийся, но очень миленький и маленький город.
Карты города и окрестностей стоят в нескольких местах, так что, можно гулять, не боявшись заблудиться.
Мне кажется, что даже название — Кропа — очень милое! Кропа ждет туристов!
Вот такая она:
Спасибо за внимание!