Как-то так получилось, что Португалия в наших путешествиях по Миру все время оставалась «в сторонке». Маленькая страна где-то «на задворках» Европы, как-то не особо привлекала. Конечно, благодаря своим выдающимся мореплавателям и открытиям в 16–17 веках, она была очень известна и входила в первую пятерку стран, организовавших за рубежом свои колонии и империи. Чего только стоит одна Бразилия! С отголосками былого португальского владычества мы встречались и в Индии на побережье Гоа — там есть сохранившаяся крепость Кабо да Рама.
Познакомившись с картой Португалии, мы поняли, что самое интересное находится на ее атлантическом побережье, протянувшемся от южной до северной границ с Испанией. Расстояние по карте составило 754 километра, но на самом деле за 11 дней мы наездили почти вдвое больше — 1350 км.
Карта автомаршрута по побережью Португалии
Решение о поездке было принято быстро и оставался пустяк — за неделю до вылета взять авиабилеты и забронировать автомашину. Свой маршрут познания Португалии мы построили на желании прилететь в ее южный город Фаро, а улететь домой из северного Порту. Прямых авиаперелетов между Украиной и Португалией нет — только с пересадками. И больше всего вариантов — с двумя и занимавшими по времени до суток! Выбрали с одной пересадкой — авиалиниями Lufthanza и Swiss с короткими пересадками соответственно во Франкфурте-на-Майне и Цюрихе.
Прилет в Фаро
Первый полет прошел по-немецки точно по расписанию. Вот под нами уже видно Атлантическое побережье Португалии и наш самолет идет на снижение и посадку в городе Фаро.
После аэропорта в Лиссабоне он является вторым в Португалии по объёму международного пассажирского потока и находится совсем рядом — километрах в 6–7 от одноименного города, который разместился на берегах залива Ria Formosa, являющегося уникальным водным заповедником. И вот часть его мы видим во время приземления. Самолёт заходит на посадку и из иллюминатора видны многочисленные разливы, какие-то болота, ровные, белеющие солью, квадраты, но желанных для нашего глаза красивых океанских пляжей, почему-то не видно.
Получив багаж, направились к пункту проката автомобилей, который был метрах в 200 от выхода из аэропорта. С ранней бронировкой автомашины еще дома вышел «облом» — какие-то несуразно дорогие цены выдавал наш любимый сайт Rentalcars — от 700 евро и выше за 12 дней проката. Вспоминаю, как мой друг год назад, в марте 2020 пользовался десять дней автомашиной всего за 40 евро! Посмотрев на большие очереди, которые были во всех прокатных брендах, решили поехать в город, устроиться в отель и там спокойно решить этот вопрос. Может быть в городском прокате.
Поселившись в отеле Stay Hotel Faro Centro 3*, сделали короткую вечернюю прогулку по старой части города и набережной Фаро. На пути попалась живописная городская гавань — стоянка яхт и маломерных судов. Сам город небольшой — в нем живет около 50 тысяч человек, но интересный. Фаро имеет богатую историю: еще в доримский период здесь жили кинеты, затем римляне, которые построили крупный порт, далее это место было захвачено маврами и арабами, а в XIII веке португальский король отвоевал территории. К сожалению, мало что сохранилось с тех времен, поскольку в XVIII веке здесь произошло сильное землетрясение. Так что город отстраивали почти заново, но многие объекты остались на прежних местах и при их восстановлении закладывали в стены древние камни.
Вход в Старый город Фаро начинается через Арку-да-Вила (Arco da Vila), существовавшую ещё с римских времён. После большого землетрясения, произошедшего в XVIII веке и основательно разрушившего город, она была восстановлена уже в неоклассическом стиле. Сейчас в этом здании находится дворец правительства округа Алгарве. Арка интересна еще и тем, что на ее вершине находится аж четыре громадных гнезда аистов. Сидели они в них и во время нашего посещения города.
Как известно, в древние времена Фаро назывался Оссоноба и благодаря своему географическому положению, город успешно существовал многие века и в более поздние периоды — греческий, карфагенский, римский. Здесь власть не стояла на месте — римлян сменили пришедшие на Пиренейский полуостров вестготы — предшественники современных испанцев и португальцев. Потом — мавры, после изгнания которых уже все стало на свои места…
Короткая прогулка по вечернему городу восхитила нас его спокойной аутентичной архитектурой, красивыми пешеходными улочками и тротуарами, выложенными разнообразными узорами мраморной плиткой. И — даже не плиткой, а мраморной брусчаткой! Проехав по многочисленным португальским городкам, я понял, что именно в этом и есть основная культура и фишка португальцев! Таких бульваров и мостовых, которые мы встречали повсюду, были миллионы квадратных метров по всей стране!
А второй такой красивой особенностью можно отметить любовь португальцев к покрытию узорчатыми плитками наружных стен многих домов — как небольших частных, так и старинных многоэтажных. И — даже дворцов, с которыми мы познакомились позднее…
Все пешеходные улочки старой части города были превращены в пространства открытых кафе и ресторанов. Повсюду стояли столики с удобными стульями или креслами. Многие места из-за Ковида были разделены прозрачными стенками. Все очень скрупулезно соблюдали масочный режим и, только усевшись за столик, позволяли себе снять с лица маску.
Вернувшись в отель, снова взялся за проблему проката автомашины — ведь сидеть на месте, так же как и передвигаться по стране общественным транспортом — не хотелось. Rentalcars показал цены даже выше чем было пару дней назад! Делать нечего — пришлось брать и утром, заказав по Uber такси, снова приехали в аэропорт. Там из посетителей — никого! Самолеты прилетят только часа через два. Заказанной через сайт БМВ не оказалось и мне предложили такого же класса Тойота Королла-гибрид со знакомым мне по RAW-4 управлением. Небольшой проблемой оказался мой возраст, но дополнительная страховка решила ее быстро. Сразу же оформили и проезд без очереди на скоростные дороги. Итого, на 11 дней такой сервис обошелся нам в 1450 евро, на которые мы проехали по Португалии 1350 километров…
Дороговато, конечно! Но что было делать? У меня перед глазами долго стоял пример нашего июньского автопутешествия по Кипру - там две недели аренды машины обошлись в 512 Eu
Поездка на восток Португалии
После получения машины вырулили на дорогу № 125, ведущую на восток к границе с Испанией. Дорога шла через несколько городков, таких как Ольян, Тавира, Луз, расположившихся как бы вдоль океана.
Карта маршрута по южной части Португалии от границы с Испанией до города Лагос
Городки небольшие, одно-двухэтажные. Крыши всех домов покрыты красной черепицей. На них нет никакого шифера и нет высоких заборов, окружающих эти дома. Дорога шла, судя по карте, невдалеке от океана, но он не был виден и к нему, как оказалось, практически не было доступа.
В парочке местечек попытались, было, выехать к океану, но — увы! Ни одна из дорог на него не вывела! Кругом были какие-то заросли камыша или громадные соляные плантации. В этих местах издавна добывают, высушивая морскую воду, соль.
По пути попадалось очень много вот таких плакатов, развешанных по стенам и столбам. Что это — много вопросов не вызывало, так как серп и молот уже давали свои ответы.
Приехав обратно в Фаро, я разговорился с парочкой молодых людей, устанавливавших такой же лозунг у нашего отеля. И оказалось, что аббревиатура PCP обозначала Португальскую коммунистическую партию, которая была основана еще в 1921 году (О! В этом году вековой юбилей!) — движение коммунистического и марксистско-ленинского толка, одно из сильнейших в настоящее время в Западной Европе. Ну, а вторая аббревиатура — PEV, обозначает приверженцев экологической партии зеленых («Os Verdes»), занимающей также левую позицию — типа эдакого экосоциализма. Получается — действуют сообща!
На мой вопрос — а каким они видят будущее своей страны под руководством этих партий, они дружно ответили — «Светлым и счастливым!» Вспомнилось, что и мы в своей счастливой, от незнания многого, юности в конце 50-х, когда Никита Хрущев объявил, что в 80-м году наступит коммунизм, тоже, передвигаясь по деревянным тротуарам и посыпанным шлаком от доменных печей грунтовым дорогам Нижнего Тагила, на которых ещё было много и гужевого транспорта, верили в это! А уж то, что мы перевалим в 21-й век, тогда вообще казалось несбыточной фантастикой - мы такими старыми не будем никогда! Да и про Оруэлла и его книги «1984» — никто тогда и слыхом не слыхивал …
Ну, а пока, отбросив эти мысли, попытались в третий раз проехать к океану, но там нам преградила путь колея железной дороги. Заехав в чей-то двор, извинились, развернулись и поехали дальше — на мыс Farolinho de villa real de Santo Antonio с рекой Guadiana, отделяющей Португалию от Испании.
Перед мысом, прямо на берегу реки, находился фешенебельный ресторан Grand Вeach Club, в котором мы решили отведать небольшой ланч. В нем же был небольшой бассейн и уголок отдыха. Всё! — мы на границе с Испанией! С территории ресторана открылись прекрасные виды на реку Гвадиана и на два испанских городка на другом ее берегу — Auamonte(слева) и на самом мысу справа — Isla Canela.
Выше нашего ресторана Grand Вeach Club через реку Гвадиана перекинут мост и при желании и наличии времени, можно было бы наведаться и туда — в Испанию. Но — увы, пока получали машину, пока доехали сюда и пообедали в ресторане, был уже пятый час вечера. Оставалось только заехать на океанский пляж, чтобы все-таки искупаться в Атлантическом океане! Проехав дальше к оконечности искусственно намытого мыса, вышли и направились к пляжу. Здесь скопилось много машин рыбаков и туристов, расположившихся на песочке.
Этот мыс, по-видимому, был сооружен для удобства речного судоходства. От места, где мы остановились, он тянулся еще метров на пятьсот.
Что ловят рыбаки в этих водах? Даже беглого взгляда хватило на ответ — тут есть чем поживиться! Вода прямо кишела рыбой, которая то ли выходила в океан, то ли входила в реку для нереста. А рыбка была хороша — сантиметров по 30–40!
И, если по левую сторону дамбы побережье было чистым, то с ее правой — океанской стороны, были многометровые залежи вынесенных на берег водорослей, от которых шел характерный запах окончившей свою жизнь этой биомассы. Если рыбку ещё можно было здесь половить — вода так и кишела ею, то купаться было неприятно — горы прибитых к берегу водорослей, излучали неприятный запах гнили. Но купальщики и загоральщики все равно на этой части берега были.
Нам посоветовали вернуться назад и проехать к пляжу Praia de Santo Antonio, который находился отсюда в паре километров по направлению к Фаро и был виден отсюда.
Развернувшись, приехали к цепочке стоявших вдоль дороги машин и по длинному деревянному мостку, проходившему через камышовые заросли, вышли на пляжную линию океана. Простор, тепло и красота!
Чистая вода и никаких водорослей на берегу! Вода была довольно тёплая, но далеко плавать как-то опасались из-за неизвестных здесь течений. Да и никто из нескольких десятков пляжников тоже не делал этого. Все толкались около береговой линии.
Искупавшись, вырулили на дорогу № 125, ведущую в направлении Фаро. Но в одном месте как-то сбились на одном из поворотов и попали в горную часть побережья. После пары десятков километров серпантина навигатор вывел нас на скоростную трассу А22, которая и привела нас к нашему отелю.
В этот же вечер хотели посетить и известный далеко за пределами Португалии Костёл костей и черепов, находящийся на территории церкви Igrea do Carmo, но увы! — она оказалась закрытой. Ну, значит завтра наш путь на Запад, в сторону города Лагос, начнём с ее посещения.
Церковь Igrea do Carmo была основана в 1713 году епископом Антонио Перейра да Сильва, а ее торжественное открытие состоялось в 1719 году. В середине XVIII века в ней начались ремонтные работы, которые длились почти сто лет. В декоре использовалось бразильское сусальное золото и всех особенно поражает своей роскошью алтарь. Из-за такого роскошного декора ее еще называют «золотая церковь». Заслуживает также особого внимания орган в стиле барокко и ризница.
Церковь ду Карму считается самой известной достопримечательностью в городе Фаро из-за капеллы Осуш (порт. Capela dos Ossos), пристроенной к ней в 1826 году. Эта капелла еще называется Капелла или Часовня Костей из-за того, что в ее стены и потолок вмурованы черепа и кости более чем тысячи умерших монахов-кармелитов. Черепа и другие кости размещаются во внутренней части часовни и даже на сводчатом потолке, на равном расстоянии друг от друга, придавая этому месту приятную, но все же пугающую симметрию. Строили капеллу монахи-францисканцы и на входе в нее можно увидеть надпись «Наши кости ждут твоих костей»…
Надпись над дверью капеллы гласит: «Остановись здесь и подумай о судьбе, которая предначертана тебе. 1816 год». Это полезное напоминание написано монахами-кармелитами, построившими часовню.
Эта капелла не просто украшена костями — считается, что даже сами стены построены из бедренных костей, скреплённых раствором. Говорят, что изюминкой святилища является покрытый золотом скелет в полный рост, который висит в передней части часовни. Но при нашем посещении в сентябре 2021 года никакого золотого скелета мы не видели, однако и без этого часовня довольно интересна.
Дорога из Фаро в Лагос
Итак, утром с посещения этой церкви, мы начали наше автопутешествие на Север Португалии до города Порту. Нам предстоит проехать более 700 километров. Но — это по карте. Думаю, что с учетом всякого рода заездов в интересные точки по пути маршрута, это расстояние может быть вдвое больше. Так оно и оказалось!
Ну, а пока, нашим следующим интересным местом будет город Лагос, в котором мы проведем три ночи и два полных дня. Какие достопримечательности мы увидим на пути к нему? В основном, Природные — пляжи, береговые линии, горы и озера.
Первым на нашем пути был пляж Praia de Vilamoura, вокруг которого находится много фешенебельных отелей категорий 4–5*. Видно, что даже в таком месте португальцы очень скрупулезно соблюдают дистанционные правила, введенные при Ковиде. Дистанция полтора метра и ни шагу ко мне ближе — начертано знаками на полу мостика!
Вот так люди пенсионного возраста идут на пляж. Будут ли они там также одеты?
Ну, а на самом пляже — все-таки свобода! Народу мало, купается тоже мало кто…
Следующий пляж Praia do Coelha находится в получасе езды от предыдущего. Здесь видна длинная береговая линия с комфортно обустроенным пляжем и его соответствующей инфраструктурой. Купающихся тоже мало — третья декада сентября…
И, наконец, последнее теплое пляжное местечко — Praia do Castelo. Оно расположилось как бы за мысом от предыдущего — километрах в трех-четырех. Там находится и почитаемый многими мыс Ponta do Castelo.
Ну, а пляж? Он чем-то похож на два предыдущих — чистый песок, мало народа, прохладная и спокойная океанская водичка…
Может быть лучше осматривать берега вот с такого катамарана?
Приехав в Лагос и заселившись в отель Montemar Hotel by HUB 3*, с завтрашнего дня будем изучать окрестности Онежского озера. Ой — Лагоса! А пока — идем на вечернюю прогулку в старый город…
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия