Честно говоря, Кипр как-то никогда не был в топе моих туристических предпочтений. Да — слыхал, что там красивые чистые пляжи, солнце, море и есть даже горы. Но все это можно найти и в других странах Средиземноморья. И на первых местах у нас были всегда Хорватия, Испания, Греция и Италия — намного более интересные, с точек зрения не только пляжного отдыха, но и истории, культуры и достопримечательностей, страны. Однако этим летом опять из-за коварного Ковида (вторая прививка, позволяющая путешествовать по всему Миру, была намечена только на конец июля) сорвалась планировавшаяся ещё в прошлом году поездка в Соединённые Штаты. Но, прочитав случайно попавшиеся в Туристере статьи о Кипре, возник естественный, как говорят в Одессе, вопрос — А почему бы и Нет?
Короткий поиск в интернете завершился покупкой прямых авиабилетов от авиакомпании МАУ по маршруту Киев-Ларнака-Киев (Eu224). Билеты в аэропорт Пафос тоже рассматривались, но были почти вдвое дороже, да ещё и с пересадками в европейских или турецких аэропортах. За два дня до вылета нужно было сдать ПЦР тест, зарегистрироваться на кипрском сайте Cyprusflightpass и с его штрих-кодом проходить регистрацию по прилету в аэропорту Ларнака.
Полёт прошёл нормально. По выходу из самолёта поток пассажиров рассортировали по принципу — есть сертификат о прививках или нет. Если нет — сдавай снова тест по прибытию на Кипр! Надо сказать, что это у них было организовано очень хорошо — быстро прошла и регистрация участников, и сам сбор анализов, и его результат. Ещё по дороге на Протарас нам пришло сообщение, что все ОК! Результат положительный! Ой, то есть по отношению к Ковиду — отрицательный! Все! Никакого карантина — впереди только отдых и познание новых мест.
При составлении плана нашего активного посещения Кипра, а не лежания на пляже одного отеля, я воспользовался советами коллег по перу и большими знатоками этого острова — блогеров vibas, iffoneoff и tinka61 — большое им за это Спасибо! Поэтому ещё в Киеве на сайте Rentalcars забронировал на две недели автомашину со всеми страховками (512 Eu). Поначалу проблемой стал мой возраст 75+ — на большинстве сайтов было ограничение в 65 лет. Но на этом — до 85! Ого — сколько ещё можно рулить по Свету! Оформил прокат на нем и система выдала мне предложение на две известных фирмы Avis и Budget. Все их условия были нормальными, мой возраст 78 лет критическим не оказался и я оформил прокат машины среднего класса Рено Логан. По прилету оказалось, что марки такой машины нет и нам дали другую такого же класса — Сitroen C4 Cactus. Естественно — автомат.
Сложно ли водить машину на дорогах с левосторонним движением? Поначалу, когда я года три назад впервые сел за руль такой машины в Южной Африке, было немного «не по себе» и даже один раз выехал с поворота на правую сторону дороги. Благо, скорость машины тогда была небольшой, а встречные чёрные водители оказались воспитанными и не покрутили пальцем у виска, указывая на меня, а с улыбками показали правильное направление движения. Больше со мной в Африке такого не случалось. Вспомнив тот свой опыт по левостороннему движению, собрался с мыслями и вырулил с парковки Avis в почти тысячекилометровый вояж по Кипру. Как узнать на дорогах Кипра таких же "чайников", чтобы держаться от них подальше? Да очень просто - по красным номерам! Все прокатные машины имеют номера такого цвета. Местные - белого. А вот, как мне показалось, такси и всякие там госмашины - желтого цвета.
Начало нашего пути — на восток острова в городок Протарас, а закончим это автопутешествие в его западной части в городке Пейя, проделав этот путь через Никосию, Какопетрия, Лимассол, Полис, Пафос и Ларнака. То есть, проедем по всему острову, исключая его северную — турецкую часть. На ней, как мне сказали наши знатоки — достопримечательностей не меньше и для ее познания тоже нужно достаточно времени. Может быть — в другой раз…
Протарас
Итак, получив машину в аэропорту Ларнака и выставив навигатор Maps.me на наши апартаменты в самом восточном городке Кипра — Протарас, вырулили на шоссе и без проблем через полчаса прибыли на наше место в коттеджный комплекс Flisvos Beach Apartments, стоявший, как утверждал Booking.com, на «первой» линии. И, действительно — до моря было метров сто. Собственно, на таком же расстоянии от моря стояла и расположившаяся вдоль берега группа пятизвездочных отелей.
Правда, поначалу мною был выбран отель на набережной в городе Ларнака, но мой друг, живший в своё время на Кипре, отговорил от этого варианта и посоветовал начать знакомство с островом, поселившись в его самых восточных городках Протарас или Айя-Напа. Однако последний считается более молодежным и более шумным. В итоге остановились на самом восточном и дальнем местечке Протарас и выбрали там на первые три ночи апартаменты Flisvos (143 Eu). Довольно приличные домики, каждый из которых имел по 4 двухкомнатных апартамента, расположенные на двух этажах.
Мы взяли первый этаж и, по счатью для супержаркой погоды, установившейся в конце июня, наши комнаты оказались на северной стороне. На рецепции никого не оказалось, но, позвонив, хозяин нам разъяснил, где взять ключ и как попасть в нужный нам номер. И, действительно, это не составило никаких проблем — ключ был в указанном месте в секретном сейфике у двери!
Расположившись, решили пойти искупаться. Был уже пятый час дня и, выйдя на пляж, заполненный до отказа лежаками, зонтиками и отдыхающими, прошли по тротуарной набережной к его середине. Справа от него, вдоль берега — цепочка ресторанов. За ними многоэтажные отели. Берег песчаный, но не во всех местах удобный для входа в воду — кое-где были скользкие камни. Слева — большой Пирс для катеров, а справа, метров через двести-триста причалы для небольших лодок. И дальше — нескончаемая пляжная линия, идущая до знаменитого пляжа Fig Tree Bay, забитая шезлонгами с зонтиками с лежащими на них, бродящими вокруг и купающимися туристами.
На следующее утро, выйдя пораньше на берег, увидели совершенно другую — спокойную и идиллическую картину — восходящее над морем солнце и совершенно пустой пляж! Вот — это то, что мы любим!
Но в данном месте это недостижимо — примерно к девяти-десяти утра все лежаки, цена на которые везде по острову одинаковая — 2,5 евро за каждый лежак и зонтик, заполняются. И становится видно, что многие, а в основном это «наши» люди, экономя на деньгах и комфорте, располагаются на своих матрасиках и полотенцах поближе к воде — что называется, «в партере».
Лежать весь «рабочий день» на одном месте — это не наше! Поэтому мы никогда больше одного дня не проводим на пляже, а стараемся путешествовать и познавать разные места — как природные, так и исторические. И, в основном, любим пляжи тихие, спокойные и без толп народа. Есть ли такие на Кипре?
Полуостров Capo Greco
Для нашего первого полного дня, который по случаю оказался и моим днем рождения, мы выбрали маршрут, на котором не только встретим природные достопримечательности, но и сможем насладиться морем, не переполненным туристами. Ведь, если взглянуть на карту, то пляжи окрестностей городка, представляют собой многочисленные бухты, которыми, по сути, изрезано все побережье. Такие песчаные клочки берега перемежаются с участками скалистой местности, которые их ограничивают, создавая спокойные лагуны без волн.
После завтрака выехали на юг в сторону мыса Capo Greco. И первой нашей интересной природной точкой стал каменный мост Kamara Tou Karaka. Красивое и необычное место. Одно из немногих, где мы смогли увидеть природные арки из песчаника. Завтра встретимся с еще одной в пригороде Айя-Напы.
Прямо под этой аркой был красивый бирюзовый залив, в который привозили на плавсредствах туристов.
Само место арки для безопасности туристов было обнесено забором, так как по оценкам специалистов, она может в любой момент обвалиться. И действительно, арка показалась и мне не очень крепкой. Но, как оказалось, заборы не для всех! Приехавшая вслед за нами группа наших туристов, игнорируя предупредительные надписи, пролезли через хилый заботчик и стали делать свои любимые селфи.
Я это уже увидел позже, когда отвлекся от съемки тоже «нашей» девушки, за которую опасался, что она сейчас взлетит над заливом.
Неподалеку от этого места на скалистом обрыве находится небольшой православный Храм Agioi Anargyroi, знаменитый своим уникальным местоположением — на крутом обрыве. Выглядит он очень скромно, но интересно. Небольшое белое здание с голубой крышей. И никакого, присущего нашим церквям, золота снаружи. Вход в нее был открыт, можно спокойно зайти, внутри никого нет. Там тихо, спокойно и прохладно. Как известно, Мыс Греко, на котором мы сейчас находимся, входит в состав Европейского маршрута Е4, предназначенного для любителей пешеходного туризма и именно от этой церквушки и начинается этот путь.
Сюда приезжают романтически настроенные пары, желающие обвенчаться поближе к небу. Хватает и туристов, желающих испытать себя на храбрость и выдержку, прыгнув с обрыва высотой 7–8 метров.
Если пройти мимо церкви к морю и спуститься по ступенькам вниз, то увидим большой красивый грот. А прямо напротив церквушки над обрывом стоит источник со «святой» водой — за ним простирается большой залив и дальше уже видны пригороды городка Протарас.
Вот уже почти второй час мы находимся на жаре +35–37 и хочется окунуться в эти красивые бирюзовые волны. В залив заходят туристические кораблики, народ рассматривает береговые достопримечательности не выходя на сушу. Но, наверно, где-то в заливе они остановятся для купания.
В местах, которые мы посетили — у арки и у церкви, из-за крутых склонов купаться некомфортно и нам посоветовали поехать дальше в сторону мыса Cape Greco — в Голубую лагуну. На сам мыс, который выглядит с высоты как расправивший свои крылья громадный скат, проехать нельзя — там охраняемая территория британской военной базы. Но перед нею на перешейке слева есть парковка и удобный спуск к морю. Вот в этом месте стоит остановиться хотя бы на часок…
После купания продолжили знакомство с полуостровом Каво Греко, который считается самой Южной точкой Европы. Перед выездом на дорогу № Е307 находится Визитный центр полуострова. Неподалеку есть и кафе Louis Sandwich Bar, где перед пешеходным треком можно отдохнуть и выпить чашечку-другую кофе.
В этой части полуострова находится Национальный лесной парк (National Forest Park) площадью примерно 385 гектаров. Вспоминая наши леса и американские лесные парки, наверно, это звучит громко, но это так и есть. Кругом видны хвойные леса. Правда, какие-то низкорослые и полузасохшие. А ещё встретился щит с информацией о том, что эти места тоже как-то связаны с Афродитой — богиней любви и красоты — здесь проходят несколько из ее многочисленных троп. Оставив в этом месте машину, пошли по дорожке, ведущей к морю.
Считается, что проходя по так называемой тропе Афродиты, опоясывающей весь Кипр, можно окунуться в историю и культуру этого древнего острова. Неужели она была и здесь? Как известно, на Кипре есть три основных священных места, составляющих основу культурного маршрута Афродиты. Это Палаепафос (Куклия), объект всемирного наследия, Аматус (недалеко от Лимассола) и Китион (Ларнака). Ну, вот теперь и полуостров тоже. А что это за столик с монетками — мы не поняли. Вроде, на компас, ни на рулетку не похоже. Очередное сакральное место…
На прокатной машине в эти места лучше не проезжать — только пешком или на квадроциклах. Что мы видим здесь? В основном камни и полузасохшие кустарники. Для любителей средиземноморской ботаники возле многих кустов стоят таблички с научными названиями растений. Этот заповедник был основан с целью сохранения уникального ландшафта и тех редких видов растений, которые здесь произрастают естественным образом. Сегодня, как рассказывает описание Мыса Греко, в парке можно изучить свыше 400 видов разнообразных растений, из которых одних лишь орхидей насчитывается около 30 видов.
Наконец, выходим по тропе к небольшой видовой площадке, находящейся прямо по центру. С неё открылся вид на конец полуострова. Довольно величественная панорама окончания мыса Капо Греко под названием Сугла. И, действительно — он был похож на эдакий гигантский двукрылый морской скат. Ну, а стоящие вдали вышки, которые видны на снимке, выполняют функцию радиолокации для британской военной базы. Вход-въезд туристам туда запрещен.
Вернувшись к машине, по дороге № F313 подъехали к парковке, с которой по направлению к Айя-Напа шли две тропы к правой части мыса Кава Греко. Первая, длиной около 2,5 км, вела вниз к пещерам, а вторая — поверху — к видовой площадке со скамейкой и даьше к другой видовой точке. Учитывая жару, решили идти по второй.
Пройдя метров двести и слегка поднявшись, вышли на площадку, с которой открылся красивый вид на мыс. Здесь стояла скамейка, на которой можно было спокойно посидеть и полюбоваться раскинувшейся перед нами картиной с безбрежными голубыми далями. На конце этого полуострова, как я уже говорил ранее, расположилась Британская военная база связи. Ходить туда туристам нельзя, но любоваться этим местом издалека никто не запрещает и не мешает. Это так называемая точка Tigania — любимое место для старта почитателей параглайдинга.
Пройдя от этого места направо еще около трехсот метров, попадаем к монументу Мира (Monument of Peace) — памятнику, изображающему взлетающую к небу стаю больших птиц. И, хотя местные жители небрежно называют его «Птичьим памятником», его идея, осуществленная кипрским скульптором Philippos Yiapanis, гораздо шире и связана с нашим Миром. Миром на Земле.
Такое свое «народное» название монумент получил потому, что его главным элементом является поднимающаяся в небеса стая птиц. Похоже — журавлей. Эта композиция была установлена в начале 21 века и считается символом этого удивительного места, откуда открывается великолепный вид на спокойное лазурное море. Говорят, эти места во время сезонных перелетов птиц с Севера на Юг и весной — обратно, очень любит весь пернатый мир. Здесь они собираются вместе и что-бы ни было, отправляются в свой путь. Какие же они удивительные, эти маленькие, упрямые, бесстрашные и свободолюбивые существа, способные преодолевать тысячи километров…
Неподалеку от монумента есть защищенная от солнца зона отдыха. Там можно посидеть и полюбоваться открывшимися с высоты пейзажами, суровой красотой скал, бесконечно голубым небом, почувствовать дыхание ветра и насладиться свободой. Свободой полёта, если использовать параглайдинг или — просто своей фантазии.
Здесь тоже есть такая же одинокая скамейка, о которой можно сложить оду, что ее любила Афродита и с которой даже без хорошего бинокля видна белая полоска домов курортного городка Айя-Напа. До него отсюда километров 6–7 по безлюдным, немного диковатым, но красивым берегам. Там тоже есть своя каменная арка, свои пляжи и в этом направлении мы поедем завтра. Говорят, с этой точки хорошо встречать и закат солнца…
Сразу за скамейкой находится отвесный и очень высокий обрыв. В его нижней части вдоль берега расположилось большое плато с многочисленными дорожками и тропинками. При желании на них можно выбрать себе неплохой пешеходный маршрут.
Жара +35. А может и больше. Пора заехать куда-нибудь искупаться. Но куда? На наш переполненный пляж в Протарасе не очень хотелось и, посмотрев по карте, выбрали один из самых первых, лежащий на пути к нашему городку — Konnos Bay. Он, кстати, входит в список лучших пляжей этого региона Кипра. Там, действительно, оказалась хорошая бухта, но было довольно много людей и мы решили проехать ещё чуть дальше — на пляж Cavo Maris Beach. Он показался более уютным, на нем было мало людей и мы с удовольствием провели там время до ужина.
Ну, вот, наш второй кипрский день, по чистой случайности совпавший с моим днём рождения, подошёл к концу. Завтра продолжим исследование этой юго-восточной части Кипра. Остров оказался куда интереснее, чем я думал ранее. Древняя культура, тишина, порядок, хорошие и совершенно незагруженные дороги, спокойные и ненавязчивые со своим сервисом, греки. А что ещё надо для хорошего автопутешествия по острову, на который вышла из морской пены сама Афродита?