«Я нашел город из кирпича, я возвращаю его вам из мрамора» — сказал Август про Аосту, согласно Светонию.
«Я нашел город из кирпича, я возвращаю его вам из мрамора» — сказал Август про Аосту, согласно Светонию.
Прогноз погоды обещал непрекращающийся ливень в течении всего дня. Другого дня у нас не было, и из двух вариантов: ехать или не ехать, был выбран вариант «Ехать»! Мы выезжаем из своего замечательного отеля у подножия Монблана, и до Аосты буквально час езды:
И, мы не прогадали, небеса были благосклонны и дождик про моросил в течении дня несколько раз, даже не заставив нас зонтиками пользоваться. И прогулка по столице самого маленького региона Италии прошла отлично!
Аоста — столица региона и его единственный крупный город (относительно крупный, в нем около 40 тысяч жителей). Город уютно расположился в месте слияния рек Дора-Бальтеа и Бутьер, в окружении живописных долин Конье и Большой Сен-Бернар. Несмотря на то, что город — совсем не мегаполис, но жизнь здесь бьет ключом, через Аосту проходит магистраль, связывающая Италию с Францией, здесь начинается новая скоростная трасса, ведущая в Швейцарию, и берут начало множество второстепенных дорог, ведущих на многочисленные лыжные курорты, и к великолепному Монблану.
В древности Аоста была главным городом племени салассов (цизальпинские галлы), которые сопротивлялись римлянам аж до 1 века до н. э., но пали перед натиском легионеров императора Августа. За что город был полностью стерт с лица земли и выстроен заново, только под новым именем — Августа Претория Салассорум. В Аосте не просто множество памятников римской эпохи, этот город сам по себе — сплошной памятник римской эпохи.
Аоста сохранила античную планировку улиц, поэтому ориентироваться в городе совсем не сложно. Обычно, когда я еду просто на день погулять где-то, я люблю ничего не планировать, а смотреть то, что на глаза попадется (издержки профессии, а то будет казаться, что я на работе), но Аоста стала редким исключением. Мне хотелось посмотреть все римские достопримечательности, муж, любитель археологических древностей, меня поддержал.
Я начала рассказ с изречения Августа, однако, первый Император не упомянул о двух деталях: мрамор, о котором он упоминал, был не только белым, но и отличался очень живыми хроматическими вариациями, и Рим, безусловно, был первым, кто был усеян роскошными каменными зданиями, но, следуя образцу столицы, вскоре вся империя была захвачена выразительной силой этого материала. Именно Август открыл новый способ общения через язык архитектуры в домах и на площадях, в храмах и в банях: с этого момента городские пространства «заселены» барельефами, статуями, колоннами, карнизами, плитами на стенах и перекрытиях из декоративных камней, каждая со своим визуальным кодом. Прибывающие со всего Средиземноморья белые и цветные мраморы, ныне являющиеся символом власти и престижа, из 1 века до н. э. являются «лицами» римских городов, и Августа претория не исключение.
Первым общественным сооружением на территории современной Аосты, стала дорога, ведущая в Галлию. Эта главная дорога заменила примитивные пути и представляла собой фундаментальную инфраструктуру для военной, торговой и политической экспансии, обеспечивая эффективное и быстрое сообщение с трансальпийскими регионами. Из Эпоредии (современный Пьемонт) римская дорога вела через долину к Августе Претории (современная Аоста), городу, расположенному на пересечении двух региональных главных дорог. Здесь разветвлялась дорога в Галлию, ведущая к перевалам Большой и Малый Сен-Бернар. Остатки древнего пути вместе с другой важной инфраструктурой, такой как опорные конструкции, вырезы в скале, арки, мосты и акведуки, можно увидеть в Аосте, что свидетельствует о строительных умениях римлян.
Красноречивый знак присутствия и могущества Рима, который в 25 году до н. э. окончательно победил местный народ Саласси — Арка Августа, символ города. Ее возвели в 1 веке до н. э., шириной почти 8 метров. Четыре ее угла украшены колоннами с коринфскими капителями. В Средние Века люди называли ее «Святое лицо» из-за деревянного распятия, установленного на нем в 15 веке, после того, как город пережил серьезное наводнение. В 1716 году городская администрация решила защитить Арку от воды и накрыла ее шиферной крышей. В начале 20 века Эрнесто Скиапарелли провел ее реконструкцию.
Преторианские ворота были восточным и главным входом в римский город Августа Претория с момента его основания в 25 году до н. э. Ворота квадратной формы состояли из трех арок для проезда экипажей и пешеходов и были окружены башенками, чтобы образовать центральный двор, над которым находился дозорный проход. Ворота были построены из натурального камня, и украшены драгоценным мрамором, привезенным в 1 веке н. э.
Башня ворот была пристроена примерно в 11 веке семьей Фромаж, чье имя она и носит. Эта семья, согласно документам, ведет свой род с 1125 года. В 1381 году постройка подверглась расширению и реставрации. Сегодня башня, после реставрации второй половины 20 века, принадлежит региону Валле д, Аоста и используется как место проведения важных выставок. В 1975 году, в момент открытия, в ней демонстрировался знаменитый автопортрет Леонардо да Винчи.
Рядом с восточными воротами Августы Претории, вдоль дороги, во времена Римской Империи возник важный некрополь на территории, которая уже использовалась для захоронений в железном веке. Назначение комплекса после прихода христианства остается неизвестным. В первой половине 5 века здесь была построена погребальная церковь для укрытия гробниц первых епископов Аосты. Гробницы обнаружились под всей площадью церкви, разного типа и времени, такого рода захоронения продолжались без перерыва до середины 8 века, когда здание было уничтожено огромным пожаром. Анализ каменной кладки показал, что фундаменты построены из речного камня, тогда как для стен использовались многочисленные блоки местного травертина, извлеченные из заброшенных римских построек.
Здание 36*32,5 имело латинско-крестовую планировку с нефами, заканчивающимися апсидами. Две апсиды, многоугольные снаружи и полукруглые внутри, определяли ось восток — запад, а полукруглые апсиды, усиленные внешними контрфорсами, определяли трансепт. Главный вход, которому предшествовал атриум, располагался в западной апсиде, а второстепенные входы давали доступ к боковым проходам и двум служебным помещениям, расположенным по бокам хора. Эта модель здания основана на современных миланских зданиях, и, точнее, базилике Апостолорум (ныне — Сан-Назаро). Связь с Миланом связана с тем фактом, что епархия Аосты зависела от епархии Милана до 8 века, когда Аоста была соединена с трансальпийской церковной провинцией долины Татентез. В 11 веке церковь Сан Лоренцо была перестроена еще раз, а в последующие столетия было внесено множество изменений, так что, к сожалению, от романской эпохи осталось мало следов. Свой нынешний вид она приняла к 1642 году. Церковью она служила до конца 18 века, после чего стала резиденцией Братства Святого Таинства. Во время ПМВ здание использовалось под склад, а сегодня это выставочный зал.
Самый древний памятник Аосты, находящийся недалеко от Арки Августа, который можно сегодня увидеть — это Римский Мост 1 века, который раньше пересекал ручей Бутьер, и благодаря которому названа эта восточная окраина города — предместье Пон-де-Пьер, или — Каменный Мост. Мост находится в идеальном состоянии, хотя во времена Средневековья ручей изменил свое русло и больше не протекает под единственной горбатой аркой, длина которой составляет 17 метров, а ширина 6 метров. Он был построен из каменных блоков в обычном римском стиле при Императоре Августе. Красавец, по-моему, и дома на нем красавцы.
Один из самых известных римских следов в Аосте — театр. В средние века все римские памятники в Аосте превратились в руины и использовались в качестве строительного материала. Новые здания нашли свое место на территории, где когда-то стоял театр, а фасад использовался как опорная конструкция для домов. Первоначальная функция театра была забыта, и его остатки были признаны памятниками только в 19 веке. Первые археологические исследования были проведены Карло Промисом, инженером — архитектором, назначенным в 1837 году инспектором древних памятников Итальянского королевства. Начиная с 1838 года театр тщательно расчищался. Промис изучил конструкции, примыкающие к театру, и в некоторых стратегических точках были проведены раскопки, чтобы полностью понять структуру здания. Сегодняшний облик — результат работ первой половины 20 века, которые возобновили после долгой паузы после Промиса. Снесли пристроенные к театру здания, а вокруг провели раскопки, и все найденные предметы хранятся в Археологическом музее Аосты.
Башня Леброзо, бывшая римская башня, превращенная в резиденцию во времена феодализма богатой семьей Фриур, имя которых упоминается в документах уже в 1191 году. В 15 веке к ее северной стороне была добавлена башня с лестницей, что бы облегчить доступ к верхним этажам, и были пробиты окна с южной стороны. Башня несколько раз меняла владельцев, прежде чем ее выкупил Мавританский Орден в 1773 году, сделав это с единственной целью — в ней заперли семью прокаженных из Онеглии. Перед своей смертью в 1803 году, последний оставшийся в живых член семьи, Пьетро Бернардо Гуаско, рассказал о своих мучениях Ксавье де Местру, писателю из Савойи, который сделал его бессмертным, благодаря своему знаменитому роману «Прокаженный из Аосты». Башня была закрыта, но, пожалуй, мне туда не надо, там столько лет люди мучались.
В 2012 году во время раскопок, проводимых возле римской стены Августа Претория, был обнаружен блок римского периода, изначально выделявшийся и украшенный горельефными символами, расположенный в юго-восточном углу башни. После завершения раскопок эта часть была восстановлена.
Две стороны этого блока разделены наложенными друг на друга регистрами, где нижняя всегда занята фаллическим элементом: два фаллоса обозначают угол башни, как бы предлагая защиту в этом потенциально опасном месте, а также конкретное направление — точка на горизонте, расположенная «южнее востока». Такие изображения не должны удивлять, потому что есть много случаев ограждений, углы или двери которых представляют собой элементы фаллоса, наследственного символа удачи, богатства, плодородия и здоровья, играющий роль хранителя места и защитника города. Восточная сторона блока представляет собой фаллос, ориентированный с севера на юг, увенчанный стреловидным элементом, вероятно, острием плуга.
Башня Баливо — Башня Пристава — стоит на северо-восточном углу римской стены Августа Претория и свидетельствует об активной строительной деятельности, которая началась с примитивной римской башни, остатки которой до сих пор сохранились, предпринятой в 11 веке местными лордами. В комплексе до 1984 года размещались региональные тюрьмы. А после 14 лет перестройки комплекс превращают в Консерваторию долины Аоста.
Плаза Джованни Двадцать Третьего располагается на месте римского форума, под этой площадью отлично сохранилась подземная галерея — крипта-портик. Это очень впечатляющее архитектурное пространство: квадратное здание состоит из двойного прохода с бочкообразными сводами, поддерживаемого прочными колоннами из мелко отштукатуренного туфа, и освещенного серией подсветки, включает в себя помимо крипто-портика, священную зону судебно-медицинского комплекса, в центре которого расположены два рядом стоящих храма, остатки которых видны из сада сверху.
Старейшая церковь Святого Петра и Орсо, 5 века. Это прямоугольное простое помещение с апсидой, позже окруженное портиком. Она была перестроена в 9 веке, а затем реконструирована в 10 веке Ансельмом, епископом Аосты с 994 по 1025 годы. Большая часть этого строения заключена в здание, которое сохранилось до сегодняшних дней, с его тремя нефами. На фасаде явно виды остатки раннесредневековой колокольни в стиле поздней готики, с высоким терракотовым фронтоном. Сама колокольня восходит к 13 веку.
Внутри церкви присутствуют несколько стилей: выдающийся деревянный хор, созданный в 15 веке, романский склеп, и под крышей, замечательный цикл фресок оттоновского периода. Археологические раскопки, предпринятые летом 1999 года в церкви Сент Орсо, обнаружили мозаику, о существовании которой до сих пор не было известно. Эта мозаика представляет собой квадрат с углами, ориентированными на четыре стороны света, размерами 3 м. Преимущественно она выложена белой и черной мозаикой, с некоторым коричневым оттенком. В квадрат вписано шесть кругов, которые, в свою очередь, вписаны в трость, окружающие основной круг.
Настоящая жемчужина монументального комплекса Святого Орсо, является его монастырь середины 12 века. Он был построен мастерами из Прованса и Ломбардии. Шедевры романского искусства, колонны, вылепленные из белого или серого мрамора, их капители изначально были окрашены в яркие цвета, но нанесенное защитное покрытие позже почернело от окисления. Поддерживаемые колоннами, простыми или двойными, они представляют сцены из Ветхого и Нового Заветов, из жизни святого Орсо, а также фантастических зверей или простые декоративные элементы. Восточное крыло монастыря, отреставрированное в конце 15 века, было снесено в 18 веке и на его стороне построена изящная лоджия.
Клуатр Святого Орсо был построен в начале 12 века. Папской грамотой от 19 ноября 1133 года Иннокентий Второй ввел регулярную жизнь в сообщество священников, которые уже в течении нескольких веков служили в церкви, расположенной за пределами римских стен. В конце 15 века приор Джоржо ди Шаллант приказал построить парусные своды в клуатре. Восточная сторона была полностью перестроена и некоторые капители, которые были ее частью, сегодня можно увидеть в музее Турина. Капители, рассказывающие истории из Ветхого и Нового Заветов, можно найти не только здесь, но и на Сицилии (в Чефалу и Монреале).
Ощущение, что весь город — это одна большая археологическая площадка. Главное в любых археологических раскопках, то, что мешает им превратиться в акт разрушения, — это каталогизация каждого предмета, который будет сохраняться: тексты, фотографии, рисунки. Документирование находок — единственный инструмент, который позволяет нам реконструировать или интерпритировать историю места или памятника с точки зрения многолетней давности. Это чем-то похоже на ведение дневника, того, что происходит ежедневно или случайно.
На площади Папы Иоанна Двадцать Третьего доминирует Кафедральный Собор в стиле неоклассицизма. От церкви 11 века романской эпохи сохранились колокольня, крипта, и цикл фресок на потолке собора. Открытый в 1984 году для публики Собор, был внепланово отреставрирован в 2009 году. Мастер, создавший прекрасный входной портал — алтарь Святой Лючии — Пьетро Газино, 16 век. Фреска изображает Мадонну с младенцем между Святой Катериной и Святым Иоанном Богословом. Слева — святой Петр и Святая Лючия. На фасаде изображены три сцены: Благовещение, Рождество и Сретение в храме, созданные между 1522 и 1526 годами. Слева от алтаря Святой Лючии видны фрагменты фресок, ранее скрытых штукатуркой 19 века.
В помещениях часовни реликвий находятся уникальные шедевры античного искусства: витражи романского и готического периодов, драгоценные ювелирные изделия, погребальные памятники выдающихся личностей дворянства и духовенства 14 и 15 веков, картины и литургические облачения.
Коллекция обогащена некоторыми образцами деревянной скульптуры и религиозной мебели из приходов епархии. Здесь хранятся архитектурные элементы и каменные фрагменты 11 -12 веков, а также герб епископа Жана де Пранжена 15 века.
Бегая от руин к руинам, важно не пропустить много интересного. Например, эта скульптурная группа называется «Аккордеонисты», работы Дорино Оувьера, 1999 года. Она вырезана из каштана.
В самом начале я написала, что эта часть Италии была Галлией, и это до сих пор чувствуется во всем. в первую очередь — в языке. Все пояснения везде даны в первую очередь на французском, а только затем на итальянском языке. Но все же, несмотря ни на что, Римское присутствие выражено не только в древних постройках — Римская Волчица тоже присутствует.
Церквей в городе столь много, что часть из них используется под выставочные залы. Мне всегда нравится, когда в религиозных учреждениях открывают школы или выставочно-концертные залы.
Еще одна открытая, где две служащие готовились к мессе — Церковь Святого Мартина.
Главная площадь города — здание Мэрии, построенное в неоклассическом стиле, с памятником погибшим в войнах.
К фронтону примыкают два каменных фонтана с олицетворениями двух рек, Бутье и Доры, на слиянии которых построена Аоста. Автор — Джузеппе Ардженти.
У нас осталось два места, куда мы планировали, но не попали — было закрыто без объяснения причин. Одно из них — Вилла Романия. Это городская вилла, построенная в конце 1 века до н. э., вокруг центрального открытого атриума. Среди наиболее интересных экспонатов, видимых в настоящее время, напольная мозаика. Если соберетесь, то адрес: Via Grand Tournalin 2, +390165066876, и выглядит она вот так:
Второе место — Римский Некрополь, построенный вдоль дороги, ведущей к горным перевалам, с большим количеством могил и остатками трех мавзолеев, датируемых 4 веком. Вот этого меня и лишили, не знаю почему — или в некрополе ковид свирепствует, или просто в виду отсутствия туристов стало нерентабельно содержать его в открытом состоянии. Вот вход в некрополь.
И, два прекрасных археологических музея, которые мы посетили, это «Мегалитика» здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/italy/city/aosta/museum/41854/responses/9845
и Региональный археологический музей, здесь:https://www.tourister.ru/world/europe/italy/city/aosta/museum/43513/responses/10623
Рядом с Региональным археологическим музеем крутится колесо старой мельницы:
Еще о нескольких зданиях, более современных, нежели римские, но тоже исторические.
Дворец Шаллан, Отреставрированный в конце 18 века, он сохранил несколько старых колонн, встроенных в фасад. В резиденции проживал последний потомок Шаланн-Фени, Антуан Гаспар Феликс, умерший в 1705 году. В 19 веке особняк, который тем временем стал собственностью семьи Терцинод, считался одним из самых важных зданий в городе.
Дом, в котором в 11 веке жил епископ Аосты Ансельмо. Здание было перестроено в 16 веке, а затем отреставрировано в 19 веке.
Посмотрите, какой дом -красавец! Он был построен в 1871 году в стиле либерти, по инициативе купеческой семьи Фресси, которые участвуя во всеобщих выставках прошлого, прославили «Фонтину» за границей, до сих пор являющуюся самым известным формоджио долины Аоста. Один из членов этой семьи занимал высокий пост инспектора древних памятников в долине Аоста и был членом авторитетной Академии Сен-Ансельм.
А балкончики и арки просто не вызывают ничего, кроме восхищения!
мне повезло, в коллекции фотографий забавных автомобильчиков, появилась и из Аосты.
Утомились мы к этому времени изрядно, надо было срочно подкрепиться. И я, которая не люблю пиццу, вдруг ее захотела! И это было очень вкусно!
Немногочисленные туристы активно скупали сушенные грибы, но у меня муж собирает их в промышленных масштабах, поэтому такого добра дома навалом, а вот к той витрине, которая на последгнем фото, мы подошли вдумчиво, и отошли от нее с пакетом.
А сколько в Аосте приятных и мною любимых мелочей! И они такие разные — от средневековых солнечных часов и фресок, до современных граффити.
Еще немного неримской Аосты.
Карта исторической части города:
И, колодезный люк с надписью мне в коллекцию:
Набегавшись за день (а с учетом, что помимо всего описанного, было еще два вполне полноценных музея), наевшись огромной и очень вкусной пиццей, очень хотелось спать. Но, дорога домой была такая, что не просто не спалось, а еще и паузы делали, чтобы полюбоваться красотой и сделать фото. Лучше Альп могут быть только Альпы!
Граница (один из переездов) между Италией и Швейцарией (равно как и между Италией и Францией) соверенно необычна, она проходит в туннеле — въезжаете в одной стране, а выезжаете в другой.
Всем спасибо за внимание.