То, что городок очаровательный, я точно знала — много лет возила сюда туристов из Германии. Но, приехать просто так, погулять и отдохнуть, уже давно не было возможности.
То, что городок очаровательный, я точно знала — много лет возила сюда туристов из Германии. Но, приехать просто так, погулять и отдохнуть, уже давно не было возможности.
И вот случай подвернулся, по пути в Италию, мы решили пару дней провести на Швейцарской Ривьере — в Монтрё и Веве.
Два эти курорта постоянно объединяют, их невозможно представить друг без друга.
Во времена Римской Империи, на плодородных склонах гор, полого спускающихся к озеру, собирали урожай винограда, возделывали почву и выращивали скот. Регион располагался на перекрестке дорог (не зря же я тоже здесь оказалась «по пути»), и его облюбовали гельветы, затем римляне, позже французские протестанты.
Долгое время эти земли принадлежали Сьону, затем герцогам Савойским, потом Берну, затем Наполеоновской Франции, пока кантон Во не получил независимость, войдя в состав Швейцарской Конфедерации. В это время начал развиваться железнодорожный транспорт и навигация на Женевском озере, в результате чего начали строиться роскошные виллы и отели, принимающие знаменитостей всего мира. Про российских гостей расскажу подробнее, помимо них Монтрё удостоили посещением, а некоторые и проживанием Жан Жак Руссо, Байрон, Шелли, Гюго, Андерсен, Ромен Роллан, Грэм Грин, Эрнест Хемингуэй (здесь пребывали герои романа «Прощай, оружие!»).
Самый известный памятник города (ну ладно, один из самых известных), посвящен Фаруху Булсара — Фредди Меркьюри, и я ни разу не видела его без цветов, оставленных поклонниками «Queen»». В 1978 году в Монтрё была приобретена студия звукозаписи, и она по-прежнему принадлежит «Квиновскому» продюсеру Дэвиду Ричардсу. Последний год жизни великий Фредди провел в любимом Монтрё, где много лет справлял свои дни рождения. От этих празднеств вздрагивала чопорная Швейцария! Сегодняшние туристы, особенно молодежь (удивляет, зачастую они родились после смерти Меркьюри), стараются сфотографироваться рядом с певцом в его знаменитой позе.
Если захотите послушать музыку, то вот такой необычный музыкальный автомат, рядом с Фредди — современная инсталляция — к вашим услугам:
Памятник установлен на набережной, к которой примыкает Рыночная площадь с павильоном 1892 года. Его зачастую используют в качестве сцены для концертов и различных культурных мероприятий. Его дважды пытались снести — в 1957 и в 1984 годах, по этому поводу дважды проводились референдумы, и оба раза жители спасали постройку.
Если пройти от павильона по Гранд Рю, переходящую в Казино Рю, то выйдем к зданию Казино 1883 года. 4 декабря 1971 года здание почти полностью было уничтожено пожаром, вспыхнувшим из-за восторженного поклонника Фрэнка Заппы, выступавшего в этот момент. Он решил порадовать любимого исполнителя фейерверком. Потолок загорелся мгновенно, огонь перекинулся на все строение, но, к счастью, никто из публики не пострадал. От здания остались только обугленные стены. Все это наблюдал впечатлительный солист «Deep Purple» Ян Гиллан. Дым пожарища, плывущий над Женевским озером, вдохновил его на написания классики рока — «Дыма над водой».
Дальновидный Клод Нобс основал Джазовый фестиваль в Монтрё в 1967 году. Известный своим гостеприимством, «Funky Claude» собирал людей и присоединялся к артистам на сцене для незабываемых джем-сейшнов со своей губной гармошкой. Всегда смотрящий в будущее, он создал уникальную коллекцию аудиовизуальных записей, внесенных в реестр ЮНЕСКО «Память мира».
Все работы фестивальных «Звезд» принадлежат Марку Зено, скульптору, родившемуся в Милане, чьи работы в бронзе и мраморе выставлялись по всему миру. Все работы были оплачены поклонниками и спонсорами фестиваля.
А вот главный герой Монтрё, живший в шестикомнатном номере — люксе Монтрё Паласа. Он, будучи профессором, преподавал в американском университете, но после того, как «Лолита» завоевала мировую славу, стал «свободным художником писателем». Его сын учится в Милане, и Набоков решает вернуться в Европу, поближе к ребенку. Путешествуя по Швейцарии, он познакомился с Питером Устиновым, киноактером, и тот посоветовал «Монтрё-Палас», где он сам проживал. Изначально Набоков предполагал, что проведет здесь только два месяца и допишет «Бледное пламя».
Писатель снял два номера (35 и 38) над номерами Устинова, в старой части отеля, построенной еще в 1837 году, и принявшем современный вид в 1906. В отеле проживало множество аристократов и людей искусства. В нем Стравинский встретился с Дягилевым, и наблюдал его реакцию, когда тот узнал, что Нижинский женился — Дягилев «превратился в сумасшедшего» и умолял Стравинских «не оставлять его одного». После двух лет жизни в отеле, Набоковы переехали в шестикомнатный люкс, с окнами на озеро на последнем этаже, занимающий ровно половину этажа. Именно здесь он перевел свою «Лолиту» на русский язык, и перевел на английский «Евгения Онегина», сказав, что он «сделал для Пушкина не меньше того, что он сделал для меня». Здесь, в «Монтрё Паласе» были написаны «Ада», «Погляди на Арлекинов». Все интервью и связь с внешним миром происходят через жену — Веру Слоним, сам Набоков считает своими друзьями уток с Женевского озера. Правда, он выбирался в Милан на оперный дебют сына Дмитрия и в США на премьеру «Лолиты». Однако, он следит за политическими событиями в мире и в СССР, Набоков выступил в печати в поддержку советских диссидентов, заступился за Буковского, затем за Солженицына. Единственный перевод советского поэта он тоже сделал в Монтрё — это был «Сентиментальный марш» Булата Окуджавы. А первый советский писатель, с которым встретился Набоков, был лауреат Сталинской Премии, эмигрировавший Виктор Некрасов. Набоков продолжает «охотиться» за бабочками, много гуляет по горам. Он начал свой незавершенный роман «Оригинал Лауры», но не успел его закончить, последний год жизни он провел в больницах, и умер в кантональном госпитале Лозанны.
Немного о знакомых русскоязычным людям путешественниках, живших в Монтрё. В 1857 году Толстой отдыхал на Ривьере и всю свою поездку вел дневники. Для полноценного отдыха Толстому кто-то мешал, а именно — множество англичан, облюбовавших побережье.
Стравинский зимует на Ривьере неоднократно. Он был завален работой, помимо «Весны священной» он пишет японские мелодии, и обрабатывает Мусоргскую «Хованщину» для Дягилева. Он ничего не успевал, позвал на помощь Мориса Равеля. А с 1914 года Стравинский с семьей остался в Швейцарии на 6 лет. Первое время они жили у дирижера оркестра Монтрё Ансерме. И сегодня концертный зал Монтрё, построенный в 1993 году, назван именем композитора — «Аудитория Стравинского». Выглядит он довольно просто, здание немного напоминает рынок. Именно в нем в наши дни проходят знаменитые джазовые фестивали.
Говоря о музыке, нельзя не упомянуть о посещавшем Монтрё Петре Ильиче Чайковском. Видимо, окружающие пейзажи навевают правильное настроение и приходит муза.
В 1900 году в Монтрё приезжает Бунин. Это было его первое путешествие по Швейцарии. Он был изумлен совершенно итальянскими видами Монтрё.
И как же без «Буревестника Революции» — Максима Горького? Без него никак! Он вообще знал толк в путешествиях, и в каких местах мира надо жить понимал очень хорошо. В Монтрё он прибыл в сезон 1906 года. Он вместе с супругой, Марией Андреевой, прибыл к другу, писателю Леониду Андрееву, по дороге в США. Горький находился в зените славы, а Андреев симпатизировал революционерам, за что и попал в «Смертный список» черносотенцев, и спасался от них в Швейцарии.
В августе 1909 года в Монтрё приезжал студен старейшего немецкого университета — Хайдельбергского — Осип Мандельштам. Помимо писем из Монтрё, он написал здесь несколько стихотворений.
Сергей Рахманинов с женой Натальей, Рильке, Андрей Белый, Серж Лифарь (бежавший из Парижа после смертного приговора, вынесенного ему за связь с нацистами — при немцах он работал директором Гранд Опера), всех просто невозможно перечислить.
А вот фамилия Алексея Жемчужникова, жившего в Монтрё, мало известна. Однако, все знают героя его произведения, Козьму Пруткова.
Помимо революционеров и интеллигенции, в Монтрё живут и учатся дети россиян, которые могут себе это позволить (вот ничего не изменилось). В местном пансионе училась Лиза, дочь Герцена (которого, зачем-то, разбудили декабристы, чтобы он, зачем-то, разбудил русскую революцию).
Еще одна, на тот момент, никому не известная ученица, дочка аптекаря из Ялты, Алла Назимова, будущая актриса Московского Художественного Театра, уехавшая после Революции в США, и ставшая там звездой театра и кино. Ее дважды отметили на Аллее Славы Голливуда — как актрису немого и звукового кино, онга стала, по определению энциклопедии «Мифологической фигурой Голливуда 20-х годов».
Незнакомое имя — Борис Поплавский. Он провел в Монтрё свое детство, обещал стать талантливейшим поэтом, по мнению Ходасевича ему и в юности не было равных, но, к сожалению, он стал наркоманом и умер от передозировки в 32 года. И вновь ничего нового.
Помимо реальных россиян, здесь жили и выдуманные герои, говорящие по-русски. Альфонс Доде поместил действия своего романа «Тартарен в Альпах» в Монтрё. У главной героини здесь умер брат, и был похоронен на местном кладбище. И русская революционерка Соня делает на берегу озера влюбленному в нее Тартарену предложение уехать в Россию и заняться террористической борьбой. Вот как в такой красоте можно думать о взрывах! Тартарен не согласился, красота озера победила, а Соня уехала в Россию одна. Но, влюбленного француза бросают в темницу — в камеру Бонивара Шильонского замка, обвиняя его, так как у него нашли веревку, на которой россияне повесили певца, которого заподозрили в шпионаже. Вот такие страсти.
Про революционеров можно целый рассказ написать, пропущу. Вот уж им нравилось организовывать революцию из Швейцарии. А в Монтрё еще и деньги на это мероприятие очень успешно собирали.
В самом центре города высится церковь Святого Винсента, впервые упомянутая в 1228 году. Хотя, предполагается, что основана она была на сто лет раньше, на месте древнего храма 7 века. Сегодняшний вид здание приобрело в 15 веке, после перестройки. А в 16 веке был пристроен склеп. Каменный шпиль 15 века работы мастера — каменьщика Жана Воле-Дюнуайе доминирует над городом.
Продолжим прогулку по набережной Монтрё.
Если вы захотите почуствовать себя на тропическом курорте — пальмы и бассейн к вашим услугам:
Просто полежать в шезлонге на импровизированном пляже — тоже пожалуйста:
Прямо в центре лужайки перед набережной установлена инсталляция «Обеденный стол — Обычные люди», авторы — Кристель и Лаура Лехнер из Германии. Их вдохновил на это их собственный стол, за которым они с семьей сидели много лет назад. По мнению художников, эта инсталляция заставляет зрителя изменить перспективу. Издалека персонажи и аксессуары кажутся реальными, но приближаясь, сцена меняется и мы понимаем, что это скульптуры. Подтверждаю, так и есть, издали, я решила, что это кто-то обедает. Искусство, которое действует само по себе и которое можно рассматривать вместе с окружающей средой. В то же время скульптуры Лехнера интуитивно понятны и часто трогают зрителя. Человек постоянно находится в авангарде их работ, или, говоря словами художников: «Человек в своей повседневной среде является сырьем для нашей работы». Так «Обычные люди» предлагают каждому посетителю обойти их стороной, прикоснуться к ним или просто созерцать их — и стать частью произведения. Скульптуры, созданные лехнерами, отражают красоту мгновения обычной жизни — трогательные сцены из реальной жизни, демонстрирующие то, что обычно упускается из виду: жизнь в ее чистейшей форме, неприкрытой, и, тем не менее, далекой от банальности. Что ж, мне это близко — надо наслаждаться каждым мгновением жизни, это очень короткий дар нам.
Вообще, со скульптурами в Монтрё все в порядке, их огромное множество, на любой вкус, к радости фотографирующихся туристов. Вот эти — постоянные, «живущие» в Монтрё:
А в этот наш приезд в Монтрё проходила регулярная выставка современной скульптуры.
Сразу привлекают внимание фигуры в воздухе. Николя Лаваренн родился в 1953 году в Шамальере, живет и работает на юге Франции. В скульптурах Лаваренна показано равновесие, прорезающее пространство и вторгающееся в него своими линиями и движениями. Ни одна его скульптура не касается земли. Каждая — это, в первую очередь, графический жест, вписанный в пространство. Его работы получили признание международных критиков, как мне кажется, справедливо — они великолепны!
От коровы — Ковида просто не оторваться, очень уж злободневно.
Не на всех скульптурах и инсталляциях обнаружились таблички, но интересными были почти все.
Человеческая фантазия безгранична. «Он художник, он так видит».
А на сцене закрытой площадки что-то стояло. Там было закрыто, но я пролезла, конечно. И не зря. Там остались несколько скульптур из инсталляции, в которую входило 17 скульптур (часть уже убрали), рассказывающиелегенду о дереве, которое превратилось в скрипку. Каждая сценка создана для прикосновения (в том числе есть азбука Брайля) — можно провести пальцем по дереву, птице, скрипке. Это было совершенно завораживающе!
Хорошо, что я трезва, а то можно было подумать, что она уже пришла. Белочка. Тоже с выставки. И не только белочка.
Смотреть на живых лебедей, если честно, приятнее, чем на чучела белок.
Некоторые работы особенно хороши были на закате. И сам закат восхитителен, заходящее солнце окрашивало воду озеро в цвета от розового до пламенеющего оранжевого.
А это тротуары, в асфальт вмонтирована блестящая крошка, совершенно по-разному выглядящая днем и вечером.
Я бы удивилась, если фото-коллекция не пополнилась автомобилем. А вот с колодезным люком не повезло — подписанных не было.
И немного ярких красок, цветы в Монтрё повсюду!
День прошел замечательно, неторопливо и размеренно. мы нагулялись, поужинали в итальянском ресторане с видом на набережную, и отправились ночевать в старинный отель. Отзыв про отель здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/switzerland/city/montreux/hotels/36984/response/10696
Отзыв о ресторане на набережной здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/switzerland/city/montreux/cafe/41910/responses/9835
Спасибо за внимание, привет из Швейцарской Ривьеры.