Однажды наша непоседливость занесла нас в забытый Богом и властями тверской городок Кимры. И что из этого вышло, можно узнать из заметки «Кимры. Блеск и нищета». Так как это были трехдневные июньские выходные, после Кимр можно было бы метнуться еще куда-нибудь, как выражается мой муж, согласно очередному «коварному плану». Но не смотря на выходной и даже на внезапно объявленные после оного нерабочие дни московским мэром, товарищу моему надо было продолжить работать. Облом! Ну, что ж, бывает.
Ха, но я — это не я, если не придумаю какое-нибудь активити :). В срочном порядке был разработан план «Б», ага, не такой «коварный». Домой — так домой, только заедем в одно очень любопытное местечко, благо оно совсем по пути. И спутнику моему должно понравится, ведь это такой клубок интересностей: наука, архитектура, история, польза для народонаселения, не развалины и не древность.
В 30-х годах прошлого столетия в Москве остро встал вопрос снабжения водой. Город активно рос и развивался, и реку Москву фактически выпили. В те времена дело быстро делалось, не как сейчас — пока подумают, пока попроектируют, начнут, ошибки обнаружат, перепроектируют и… деньги кончатся забудут. В 1931 г. решили строить канал, по которому воды Волги потекут к Москве.
Река Волга (фото из авто)
Паромная переправа на канале имени Москвы по дороге Дубна-Конаково
К середине 1932 г. все утвердили и спланировали. В сентябре 1932 г. был организован Дмитровский исправительно-трудовой лагерь ОГПУ, силами заключенных которого все и строилось. Только по официальным данным на той стройке погибло около 23000 человек, … это которые в больницах умирали. Данных о погибших непосредственно на рабочем месте нет, или засекречены, или уничтожены. По свидетельствам выживших заключенных, специальные похоронные команды ночами вывозили трупы к местам захоронений. Были еще расстрелы, но в те годы еще не массовые, рабочая сила была нужна. Я не обладаю достаточными знаниями, какими-то ораторскими навыками, чтобы рассуждать на эту страшную тему: можно ли было свершить такое великое дело не на людских костях. Нам нужно просто помнить о цене, оплаченной за блага, которыми мы пользуемся по сей день и будем использовать еще очень долго.
В настоящее время все больше рассекречиваются документы, проводятся исследования, появляется масса публикаций . В 2007 г. создан музей, посвященный этому великому гидротехническому сооружению. Вообще, у ФГУП «Канал имени Москвы» есть замечательный сайт, там много чего интересного можно разузнать.
Так вот, где Волга, а где Москва. Но стройка шла ударными темпами. И канал Волга-Москва, длиной 128 км, позже названный Канал имени Москвы, был сдан в эксплуатацию в 1937 г. Он решал не только проблемы с водоснабжением, но и с электричеством, в первую очередь для ближайших к каналу подмосковных городов. Было построено 8 гидроэлектростанций. Кроме того, канал стал важной транспортной артерией. В совокупности с системами каналов Беломорканала, Волга-Дон и Волга-Москва город Москва стала портом пяти морей.
Кстати, о самом порте, то есть Северном речном вокзале в Москве, который был открыт в том же 1937 г.: в прошлом, 2020 г., наконец-то свершилась и завершилась масштабная реконструкция и реставрация Северного речного вокзала, и он помолодевший и осовремененный, но не утративший своей исторической архитектуры, заиграл яркими и свежими красками. У меня есть подборка фото, правда полугодовой давности — «Обновленный порт пяти морей — must see этого сезона»
Путь наш до дома пролег мимо Иваньковской ГЭС, откуда и начинается канал, именно там находится шлюз № 1. И нам туда надо
Территориально все это дело относится к городу Дубна.
О, этот город достоин отдельного рассказа.
Но у меня как-то нет достаточно фото, да и сам город осмотрен вскользь, хотя и бывали в нем не раз по служебным делам. Если кто не знает, Дубна — город физиков-ядерщиков, созданный в 1946 г. как секретный поселок.
Понятное дело, долгое время закрытый объект. Но сейчас-то вполне доступный, и мы немного прогулялись
Город приятный, какой-то спокойный, интеллигентный
И даже, можно сказать, курортный.
Так что, очень достойный внимания туристов. И остановиться на ночку-другую есть где, и гостиницы, и парк-отели, и квартиры, если попроще надо
Кстати, неплохой, интересный, охватывающий разные временные срезы турмаршрут выходного дня может получиться в связке Дмитров-Дубна-Кимры. Нет, лучше с Кимр начинать, так глазу приятнее будет.
Иваньковское водохранилище было создано, дабы воды Волги повернуть, по сути, вспять.
Иваньковское водохранилище. Здесь воды Волги начинают свой путь к Москве
Шлюз № 1 и, собственно, начало канала имени Москвы
Река находится ниже уровня Москвы, плюс там еще всякие-разные особенности рельефа. Так вот, таким образом был поднят уровень воды, которая и направляется с помощью насосов уже из водохранилища в сторону столицы по созданному каналу.
Через шлюзы суда проходят из Волги к Москве и обратно. А под шлюзом № 1 до недавнего времени действовала автомобильная дорога.
Ага, корабли проплывают, вернее, проплывали над автомобилями. Такая же конструкция и у Тушинского тоннеля в Москве, там, где шлюз № 8.
Долгое время тоннель находился в аварийном состоянии, но оставался действующим, т. к. другого пути на тот берег попросту не было, только по Иваньковской плотине и под шлюзом.
Потом его закрыли для автомобилей, но оставили для пешеходов и велосипедистов. А в прошлом году начался ремонт.
Начался ли? Дело в том, что после долгих мытарств в 2018 г. наконец-то был открыт мост через реку Волга, задуманный еще в 60-х годах прошлого века. Теперь стратегическая надобность в тоннеле отпала, так что будет ли он восстановлен, вопрос открытый. Во всяком случае, каких-либо работных движений рядом замечено не было Для особых любителей к тоннелю и шлюзу можно подобраться огородами, так сказать
Даже окольные пути в Дубне симпатичные
Плохо то, что теперь любопытному туристу да и рядовому гражданину надо делать большой крюк, что без автотранспорта сложновато, до непосредственно ГЭС и рукотворного острова, где сейчас любят устраивать пикники горожане, собираются рыбаки и любители разных видов водного спорта.
Слева виден шлюз, правее - плотина, между ними насыпной остров (фото из авто)
Чтобы найти местечко для авто в выходной день, надо постараться
Еще с советских времен здесь существует воднолыжная база, на которой под руководством братьев Юрия и Валерия Нехаевских было воспитано много известных мастеров водных лыж. В начале 2000-х после трагического пожара, в котором погиб Валерий, после долгих судебных тяжб и переделов собственности, водный стадион был восстановлен. И в 2005 г. был признан лучшим в мире. На нем проводились не только всевозможные спортивные состязания, но и культурно-развлекательные мероприятия. Все бы ничего, но тут начались разбирательства по земельным вопросам между Каналом имени Москвы и администрацией Дубны. Да еще в 2013 г. случилось мощное наводнение, разрушившее стадионное хозяйство. В результате всех этих напастей водный стадион пришел в упадок. Но не все так плохо в нашей жизни, в 2018 г. стадион вновь восстановлен и на его базе успешно работает «Спортивная школа водных видов спорта», в которой учат ребят навыкам катания на водных лыжах и вейкборде.
Остров еще примечателен и великой во всех отношениях фигурой. На нем в том же знаковом 1937 г. установлен памятник вождю мирового пролетариата Владимиру Ильичу Ленину.
На сегодняшний день это второй по величине памятник вождю в мире, высотой 37 м, массой 540 тонн. Первый — в Волгограде 57 м, установлен в 1973 г. на месте памятника Сталину, уничтоженного в 1962 г., в период развенчания культа личности. Так вот, и здесь случилось подобное.
Напротив Ленина, на «материке» стоял и Сталин Иосиф Виссарионович, точнее, памятник ему, практически таких же размеров, на 10 см повыше и в диаметре чуть шире, в результате чего и масса больше на 90 тонн. Но при таких габаритах вряд ли подобные нюансы были заметны простому человеку. И в 1962 г. и эту скульптуру тоже снесли.
Там стоял памятник Сталину
Памятник сначала хотели было просто повалить, но такой финт не удался, и тогда его взорвали. Существует легенда, якобы во время взрыва голова упала в воду, так и осталась там до сих пор. На просторах сети вычитала предположение, что она осталась в полом фундаменте той скульптуры. Да, фундаменты у гигантов особой конструкции, не стала уж перепечатывать все эти выкладки. В общем, доподлинно неизвестно, где сейчас находится 22-ух тонная голова фигуры, а это, все-таки, не горошинка какая, вот и появляются всевозможные домыслы и предположения. Большая часть осколков хранится на территории технической зоны Волжского района гидросооружений, кое-что, наверняка, приспособлено для хозяйственных нужд. Кстати, памятник строителям канала (фото выше по тексту) был создан как раз из "сталинских" обломков.
Во время того взрыва тоннель под шлюзом № 1 получил повреждения, что и привело постепенно его к аварийному состоянию.
В настоящее время некоторые горожане выступают за воссоздание памятника Сталину.
А памятник Ленину чувствует себя хорошо и выглядит замечательно. Он является объектом культурного наследия федерального значения.
Лет десять назад мы заглядывали уже в эти места по случаю. Тогда еще не увлекались фотофиксацией всего и вся вокруг себя и уж, тем более, написанием всяческих отзывов о местах. Но по ощущениям, всплывающим из памяти, современная обстановка более ухоженная, конечно, нежели тогда.
Без привязки к личностям Ленина и Сталина, данные памятники еще и демонстрация силы инженерной мысли. Решение о создании двух громадных фигур, видимо, было принято еще с началом строительства канала, как того требовала Партия. А вот выбор места случился, когда основные работы в районе Иваньковской плотины близились к завершению. А для таких массивных скульптур нужны специальные фундаменты, постаменты. К тому же для установки необходима техника особой конструкции. Согласно ритмам того времени, все было выполнено в рекордно быстрые сроки: около двух лет проводились расчеты и геологические изыскания, непосредственные работы по созданию фундаментов и постаментов начались в апреле 1937 г., монтаж фигур производился месяц с конца июня, и уже 18 августа 1937 г. оба памятника были открыты.
Вот, такой любопытный уголок имеется на границе Московской и Тверской областей, где берет начало вода для Москвы.
Место-памятник истории трагичной и печальной для душ человеческих и, в то же время, великой и сильной для блага человеческого.
Когда начала «творить» сей опус, думала, что сейчас бац-бац, набросаю фото, немного цифр — и готово. А сунулась за справочной информацией, потом еще и еще — тут романы писать можно. У города Дубны своя история, у канала имени Москвы своя, но они так тесно переплелись, и об этом, может быть, нам кто-нибудь еще расскажет на сайте.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия