Увидеть самый большой речной порт в Европе, а может быть и в целом мире, я хотела давно, тем более, что находится он от меня совсем недалеко, километрах в сорока.
В первый день августа я наконец добралась до него.
Мы заехали на его безлюдную в воскресенье территорию, мимо неплотно закрытого шлагбаума, проехались, где было возможно, но ничего интересного не увидели.
Почему я вообще решила, что здесь, как в Папенбурге должны стоять громадные белые лайнеры, сама не знаю.
Во-первых — это не верфь,
во-вторых порт этот не морской, а речной и не пассажирский, а грузовой.
Дуйсбургский порт (Duisport) находится в месте слияния рек Рейн и Рур, занимает площадь более 10 км², акваторию 180 га, 40 километров береговой линии и принадлежит он акционерному обществу Duisburger Hafen.
Ну, раз на наземной части порта ничего достопримечательного не видно, то решили посмотреть его с воды.
В городе, где мостов больше, чем в Венеции, есть также и несколько причалов, откуда можно совершить круиз на кораблике по акватории дуйсбургского порта.
По выходным они делают 3 двухчасовые поездки в день. На 11-ти часовую мы опоздали, а до следующей ещё долго ждать.
Поехали посмотреть центр.
Дуйсбург к туристическим направлениям никак не относится.
Это город, который в недалеком прошлом был специалистом в металлургической и угледобывающей отрасли, а теперь стал расширять свой и без того широкий порт, модернизировать, делать его тримодальным и готовить к китайскому нашествию.
Расположен он на северо-западе Германии, был известен еще в доримские времена, когда являлся конечным пунктом на Вестфальском пути — Хелльвег, по которому примерно через две тысячи лет был проложен автобан А40.
Во времена римлян он стал пограничной крепостью около рейнского брода.
Потом стал перевалочным пунктом на древнем Янтарном пути от Средиземного моря через Рону и Рейн к побережью Северного моря.
Так, благодаря своему выгодному географическому положению Дуйсбург почти всегда оставался на важных торговых путях.
Почему почти?
Дело в том, что за последние две тысячи лет Рейн и Рур в этих местах много раз меняли своё течение, прокладывали себе новое русло, извивались, как хотели.
Так в средние века, например, часть города, а вместе с ней замок Клип, что стоял на приличном возвышении, оказались на дне Рейна.
За одну человеческую жизнь пронаблюдать такие изменения сложно или надо быть очень наблюдательным долгожителем.
Наводнение Святой Магдалены, что случилось в июле 1342 года наделало еще больше бед в Европе, чем то, что случилось в июле этого года.
Почти все мосты были разрушены, а в Дуйсбурге Рейн неожиданно выбрал себе новое русло и потек по нему, уйдя далеко в сторону и сделав из процветающего портового города захудалый городок.
Начиная с 17-го века здесь плотно занялись текстильным и табачным производством, а в 19-м построили Рейнско-Рурский канал, порт, железную дорогу.
Свои сталелитейные заводы построили в это же время здесь Тиссен и Крупп.
В послевоенные, 50-е годы рабочих рук на этих заводах и фабриках не хватало, позвали мужчин из Турции.
В 90-е, когда фабрики Круппа закрылись, приезжие остались без работы, но обратно уже не вернулись.
Так безработица в Дуйсбурге стала 11%, что гораздо выше, чем в остальной Германии.
Ратуше Дуйсбурга может позавидовать Дюссельдорф и Кельн.
Построена она была в 1897 году, когда предыдущая скромных размеров ратуша стала слишком мала для богатого промышленного города.
Украшает ее 67-ми метровой высоты башня, внушительные арки, гербы, фигура Роланда (староевропейский символ городских прав, свобод и справедливости).
Рядом находится церковь Спасителя (Salvatorkirche).
Ее начали строить на месте старой, построенной ещё Тевтонским орденом в 1316 году церкви сразу после разрушительного наводнения Святой Магдалены и закончили в 1391 году.
Ее 106-ти метровая колокольня служила по совместительству и сторожевой башней.
А в 1555 году, когда жители Дуйсбурга почти безоговорочно приняли Реформацию, древнюю церковь Сальвадора заняли новые хозяева — протестанты.
В это же время сюда бежал из католической Фландрии и остался навсегда, сочувствующий Реформации, Герард Меркатор — известный картограф, географ, астроном и автор географической проекции, создавший глобус Земли и неба, изготовитель точных оптических инструментов.
В местной гимназии он преподавал географию и астрономию. Самый известный житель города похоронен в церкви Сальватора и увековечен в виде фонтана Меркатора перед городской мэрией.
Дуйсбург с его огромных размеров портом стал конечной станцией Нового Шелкового пути.
Откуда такое название, что стало со старым и в чем разница между Великим и Новым Шелковыми путями?
Великий Шёлковый путь появился задолго до нашей эры, связывал караванными дорогами Восточную Азию с Ближним Востоком вплоть до Средиземноморья.
По нему везли, конечно, шёлк, а ещё лошадей, военное снаряжение, золото, серебро, драгоценные камни, шерсть, хлопок, чай, рис, фарфор, пряности.
Этим же путем более 18-ти веков распространялись религии, культура, передовые технологии, растения, а заодно и эпидемии.
Он пришел в упадок к 16-му веку из-за военных конфликтов.
Новый, как и Великий Шёлковый путь берёт свое начало в глубине Китая, ведёт на Запад через пол-страны, Казахстан, но не на Ближний Восток, а сначала в Россию, потом — Польшу и Германию с востока на запад до самого Дуйсбурга.
Товары из Китая теперь приходят не верблюжьими караванами, а кораблями, поездами и автомобилями.
Поэтому порт в Дуйсбурге называют тримодальным.
Здесь они перегружаются и расходятся дальше к конечному получателю.
Понятно, что Китай — главная заинтересованная сторона в быстром развитии Нового Шелкового пути и потому не жалеет денег на него.
Чтобы не произошло, как с греческим портом Пирей, DuisPort сопротивляется китайскому мирному захвату. Порт принадлежит земле Северной Рейн Вестфалия и городу Дуйсбург и больше никому.
Каждую неделю в огромные терминалы речного порта приходит 60 поездов из Китая и уходит обратно.
Железнодорожные рельсы в порту подходят прямо к берегу Рейна.
Здесь контейнеры с товарами перегружаются на корабли, размещаются на складах порта или отправляются дальше поездами и фурами.
Этот порт стал самым крупным логистическим хабом Европы.
Схема порта.
Железнодорожные перевозки между Чунцином и Дуйсбургом в два раза дороже, чем морские, но вместо 45 дней, они занимают 15.
Этот путь не должен стать дорогой с односторонним движением, хотя ясно и сейчас, что равноценной выгоды для Европы и Китая никогда не будет достигнуто.
На каждые четыре загруженных контейнера, пришедших из Китая в Дуйсбург, приходится два пустых контейнера, что едут отсюда обратно.
В ходовую рубку нашего 1965 года постройки, видавшего виды, старомодного внутри и снаружи кораблика по-хозяйски зашёл мужчина.
С виду — ровесник нашего кораблика, лысый, но с бородой, стройный, но без малейшего намёка на капитанскую или хоть какую-нибудь униформу.
Как-то это совсем не по-немецки.
Даже на каналах Амстердама пару недель назад за штурвалом кораблика я видела капитана в кедах и шортах, но поверх белой рубашки был одет чёрный джемпер с погонами и какой-то форменной нашивкой на рукаве. Выглядело это немного смешно, но принадлежность к флоту была обозначена.
Уютно одетый, будто для велосипедной прогулки, капитан представился и сказал, что будет катать нас по доступным для нашего скромного статуса рекам и каналам дуйбургского порта и рассказывать, что к чему.
Так, как на этой фотографии он сидел все два часа нашего плавания, держа микрофон в руке, рассказывая и щедро, как принято у немецких гидов, пересыпая своё повествование шутками, изредка «глядя на дорогу», иногда переговариваясь по какому-то домофону со встречными или идущими на обгон длинными контейнеровозами.
От него я узнала, что многочисленные, целыми рядами стоящие вдоль берега круизные корабли, через окна которых видна мебель, вазы и настольные лампы, совсем новенькие и из-за пандемии никуда не плававшие, не видели ещё у себя на борту ни одного пассажира.
Еще пару месяцев назад их тут стояло в три раза больше.
Построенные в Польше и Румынии, а потом начинённые всем необходимым для приятного и комфортного плаванья оборудованием, включая обстановку, чашки и ложки в Голландии, они терпеливо ждут своего часа в грузовом порту Дуйсбурга.
По берегам порта тут и там можно увидеть современное искусство. Официальное название этой головы — Эхо Посейдона, но все назавают её головой Шрёдера.
Наш капитан рассказал, насколько морской контейнеровоз больше речного. На первом умещается до 24-х тысяч, а на речном только 430 контейнеров.
Pegeluhr, показатель уровня воды в реке.
Примерно такие же пропорции и в количестве пассажиров на океанских и речных кораблях.
А еще в порту есть полуостров, на котором собран металлолом всех сортов и разновидностей.
Здесь можно увидеть всё, что только магнитится, от сплюснутых, как сушеные воблы старых автомобилей, до аккуратных серебристых кубиков, которые формируют на автомобильных заводах из остатков производства и забракованных, не дошедших до финишной прямой заводского конвейера автомобилей.
Капитан-гид спросил, нет ли среди нас кого-нибудь, кто оставил на стоянке машину с дюссельдорфским номером.
Такие машины, согласно его шутке, дуйсбургские эвакуаторы сразу увозят под пресс и на свалку…
Я никогда не плавала в далекие путешествия и больше, чем два дня подряд не находилась на корабле, поэтому мои представления о портовой жизни до этого дня больше соответствовали тому, что рассказывали о них Джек Лондон или Александр Грин.
Увы, никакой романтики, гружёных копрой шхун, огромных свежевыловленных тунцов, а также алых или хоть каких-нибудь парусов здесь я не нашла.
Кажется, я пришла не в то время…
Другие рассказы можно посмотреть здесь:
Папенбург — город больших кораблей или где рождается AIDA
Дюссельдорфские особенности
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия