Ещё 25 лет назад я даже не слышала про этот город, а теперь знаю наизусть все его манеры, звуки, запахи и характер.
Ещё 25 лет назад я даже не слышала про этот город, а теперь знаю наизусть все его манеры, звуки, запахи и характер.
Высокий Dreischeibenhaus, а покрытый зеленью - новый торговый центр (2020) - Kö Bogen II
В Нордпарке всегда шумят самолеты, на Рейне гудят от проезжающего транспорта мосты, на Кёнигсаллее вечерами кричат зеленые попугаи в кронах деревьев, а в июне на улицах пахнет белой аккацией и липовым цветом.
Я точно знаю, где появятся из-под снега крокусы, где совсем недорого можно самим собирать и есть, сколько хочешь клубники и малины, знаю многие рестораны, где за эти годы сменился уже не один хозяин.
В 1288 году Дюссельдорф получил официальный статус города, при этом слово «дорф», что значит «деревня» в его названии так и осталось.
Набережные, мосты, променады делают город романтическим, а широкие зелёные заливные луга — деревенским.
Эти луга простираются вдоль Рейна прямо в центре города и служат защитой от затопления во время периодически случающихся наводнений.
Эту фотографию я сделала 31 января с моста. Знатное наводнение! Еще никто не знал, что через два дня всё замёрзнет.
Этой зимой все эти обширные луга затопило, потом ударил мороз они превратились в огромный каток.
Весь город вышел тогда кататься на санках и коньках.
Хотя за четверть века, что я живу здесь, снег и лёд я видела может раз пять, санки у всех оказались под рукой.
Зимний инвентарь терпеливо дожидался своего часа где-то в закромах домов, на чердаках или подвалах.
Санки, как у нас раньше – у всех одинаковые. Здесь они высокие, добротные, деревянные, но без спинки.
Ах да, деревянные санки с набитыми железными полозьями, на которых в эти дни каталась моя дочь, выдала ей ее свекровь, а она ли покупала их в своё время или ещё ее родители, никто уже не помнит.
Когда наводнения нет, практически круглый год на широких заливных лугах вдоль Рейна пасутся овцы, утаптывая берега, бесплатно и с удовольствием подстригая газон и запивая водой из реки.
Левый берег реки.
Но такая сельская идиллия в Дюссельдорфе находится только на левом берегу Рейна, правый же — вполне городской, элегантный и солидный.
Давно уже нет на этом берегу средневекового замка и других монументальных сооружений прошлого, зато нет и грузовой гавани, кранов, мазута и прочих сопутствующих порту атрибутов прошлых лет.
Даже автомобильное движение с набережной 26 лет назад убрали в тоннель, построив на месте оживленной трассы широкую пешеходную променаду.
В те времена, когда мужчины ещё носили плащи и шляпы, женщины ходили под ручку в габардиновых юбках и шифоновых шарфиках, а по улицам ездили преимущественно Фольксвагены-жуки, Дюссельдорф привыкал к роли столицы земли Северный Рейн Вестфалия.
Так, из промышленного, промасленного и рабочего Дюссельдорф постепенно превратился в столичный, респектабельный город моды, искусства и управления самой густонаселенной земли Германии.
В Дюссельдорфе, на Harffstrasse 110 есть постоянно действующая выставка, продажа, платная климатизированная стоянка, мастерская и музей в большом и необычном здании.
Оно имеет форму раскрытого веера и было построено в 1931 году, как паровозное депо.
Со временем оно утратило актуальность и с 70-х годов стояло пустым.
В 2005 году его начали реставрировать по образу и подобию выставки классических автомобилей в паровозном депо Берлина.
Через год ремонт был закончен.
Дюссельдорфский филиал назвали также, как и берлинский — Classik Remisse.
Вход и парковки здесь бесплатные.
Можно отдать свой старинный автомобиль в ремонт местным специалистам и даже заказать кожанные сиденья и автомобильные чемоданы с ремешками под стиль, возраст и цвет машины.
Здесь также можно поставить свой ценный экземпляр в стеклянный климатизированный бокс на сохранение, как один русский поставил свою чёрную «Чайку», или на самой яркоосвещенной площадке в центре, с ценой, рискуя, что ее кто-нибудь потрогает, прислонится или царапнет.
Некоторые экспонаты я видела здесь год назад, видно не нашлось любителя и ценителя или цена уж слишком высока.
Кроме того, есть здесь итальянский ресторан, который работает целый день.
Каждый раз, когда я здесь бываю, пытаюсь представить, кто были их первые хозяева, куда они ездили, почему покупали такие роскошные автомобили, где они их хранили. Знают ли те, кто продаёт их, сколько их первые владельцы выложили за такие авто, когда они ещё были новыми.
С сегодняшней точки зрения они смотрятся громоздкими, некомфортабельными и излишне пафосными, но остались престижными, роскошными и статусными, как и в свои юные годы.
В районе дюссельдорфской телебашни находится небольшой, но очень необычный район Медийная гавань.
Раньше она была грузовой, теперь стала деловой, модной гаванью, где обосновались рекламные, архитектурные и дизайнерские бюро, отели и средства массовой информации.
Многие известные архитекторы, такие как Фрэнк О. Герри, Хельмут Ян и многие другие получили возможность экспериментировать здесь в разных архитектурных стилях и видах начиная с 90-х годов.
Так что, теперь Медийную гавань называют архитектурным зоопарком.
Здесь никто не живет, только работают или приезжают полюбоваться танцующими домами или посидеть в одном из местных ресторанов.
Этот район очень отличается от остального Дюссельдорфа. Он какой-то свободный и независимый.
Прямо над ним возвышается телебашня, куда можно подняться на скоростном лифте за 9€ на 168-ми метровую высоту и посмотреть на город, гавань и Рейн, по которому всегда снуют корабли с немецкими, голландскими и швейцарскими флагами.
Вид на гавань с телебашни.
Как и в каждом немецком городе здесь есть Старый город, в котором осталась жить дюссельдорфская история, старые традиции и легенды.
Ян Веллем
Здесь ещё можно услышать старый дюссельдорфский платт, местный исчезающий диалект, выпить пива Альт в одной из тех пивных, что видели в своё время ещё Генриха Гейне и Феликса Мендельсона.
Замок Бенрат на южном краю города дал название обширному парку и району города.
Он был построен в 1771 году, как охотничья резиденция и предназначался для приемов и развлечений курфюрста Карла Теодора фон Пфальц.
Построил его модный в то время французский архитектор Николас Пигаж в стиле рококо со всеми известными к тому времени удобствами, комфортом и роскошью.
Замок был поделён на две половины, одна из которых должна была принадлежать хозяину, а другая — его жене.
Все здесь было устроено и предусмотрено для приятного времяпровождения, но увы, замок свой чета фон Пфальц посетила один единственный раз.
Вокруг замка были устроены оранжереи, пруды и каналы, а также очень мною любимый придворный огород.
Он уже в 18-м веке был окружён со всех сторон высокой стеной, выложенной из специального кирпича, сохраняющего тепло.
Потому здесь за кирпичными стенами в тепле и уюте на ухоженных грядках кроме привычного салата, лука, чеснока, укропа и щавеля зреют инжир, артишоки и неизвестные мне овощи.
Как правило, гуляющих здесь немного.
В некоторые дни здесь можно купить недорого свежих эко-овощей, ягод и трав.
Сам парк Бенрат — огромный, одной стороной он выходит на берег Рейна с песчаным пляжем, другой — в центр городского района Бенрат.
В парке можно провести целый день, пообедать в парковом кафе, побродить по музею дворца, собрать съедобные каштаны и грецкие орехи в августе, покататься по старым тенистым аллеям на велосипеде, слушая пенье птиц.