Ну, вот мы и в Албании. Даже не имея никакой литературы и не обладая никакими знаниями об этой стране здесь трудно остаться не у дел. Уже с первых шагов вам на глаза попадаются подсказки в виде информационных стендов, с помощью которых можно наспех составить маршрут как по стране в целом, так и по ближайшей округе. Это говорит о том, что в Албании туристов ждут.
Из первых впечатлений о стране отрицательными были лишь те, которые касались качества дороги. Пыльное гравийное покрытие не позволяло расслабиться и вносило в движение дискомфорт. Гравий периодически сменялся асфальтированными участками, но ненадолго.
Я уже было решил, что так будет всегда, чтобы сбивать спесь с не в меру ретивых аборигенов. Но скоро всё наладилось.
Теперь о приятных неожиданностях. Обочины дорог неухожены, поэтому на них царит растительный хаос.
Тем не менее, забавно, что, среди прочей придорожной растительности, частенько встречаются лопухи кактусов.
С заправками в Албании полный порядок. Чем глубже, тем их больше. Иногда складывается впечатление, что этим бизнесом здесь занимаются чуть ли не все поголовно.
Те албанцы, у кого недостаточно денег для бизнеса в сфере торговли нефтепродуктами, открыли автомойки — «LAVAZH».
Спрос на их услуги есть всегда. Потому что, во-первых, на дорогах пыли в избытке, а, во-вторых, в Албании культ чистых машин. Только вот мы сначала приняли автомойки за лавки по продаже лаваша — уж больно эти названия созвучны. Хотели было остановиться, но вовремя разобрались. Потом долго ржали.
А ещё в Албании, не в пример Хорватии, культ ярких и жизнерадостных колеров, в которые окрашиваются дома.
Причём зачастую достаточно, чтобы таковым был лишь фасад.
Видимо, таким образом местные жители хотят абстрагироваться от серого и беспробудного коммунистического прошлого.
Примечательно, что в сельской местности халуп и развалюх не видно вообще. И всё это касается деревень, а не дачных участков или коттеджных посёлков.
Забавно и то, что первым культовым сооружением, которое мы увидели на албанской территории, оказался храм.
Где-то спустя час мы добрались до первого города на нашем пути — Шкодера (Shkodër). Его окраины оказались очень оживлёнными, в меру невзрачными, но уж точно не пугающими.
Напомнили они Турцию, но не захолустную, а цивилизованную.
А вот центр города — это уже настоящая Европа. Здесь много новостроек, воплотивших в себе современные архитектурные решения и, естественно, яркие цвета.
Нам нужно было найти банкомат и уточнить у местных жителей направление движения на крепость Розафа — главную достопримечательность Шкодера. Но из-за хаоса, связанного с ремонтом дорог, мы не успели вовремя «зацепиться» за центр города.
Поэтому пришлось сделать круг по его задворкам, чтобы вновь вернуться. Периферийные улицы Шкодера оказались ещё более интересными, потому как сохранили лёгкий восточный колорит.
Вопрос по поводу крепости я адресовал полицейским, которые посреди улицы суетливо пытались управлять дорожным движением. Подкатил непосредственно к ним и остановился.
Ответ был традиционным — езжай, мол, прямо, а там сам всё увидишь — не промахнёшься. Что касается банкомата, то это слово понятно на всех языках, поэтому разыскать его в центре города труда не составило.
Крепость Розафа мы действительно заметили издалека. Главное было не зевнуть поворот. На этот раз получилось.
Поднимаясь в гору по ранее неизвестному тупиковому маршруту всегда трудно предугадать, где и как закончится дорога. Вопросов возникает много — будет ли наверху стоянка, есть ли возможность для разворота, насколько преодолимым будет уклон? В этой ситуации хорошо бы найти золотую середину. Поэтому, двигаясь по серпантину в шкодерскую цитадель, я решил перестраховаться. Сначала мы спешились там, где останавливаются туристические автобусы. Но отойдя чуть в сторону, я понял, что практически заблокировал разворотное кольцо. Точно такие мысли были и у водителя одного из автобусов. Что характерно, он не пытался учинить мне разборки на повышенных тонах, а доступно с помощью жестов указал на ошибку и подсказал, что на машине можно спокойно ехать ещё выше.
Я не стал испытывать судьбу, поэтому не решился ехать до упора и завернул на первую попавшуюся «частную» парковку. На самом деле это оказался большой двор, хозяйка которого умело воспользовалась соседством с достопримечательностью. Здесь же у неё и попутный бизнес — киоск с самыми востребованными продуктами — мороженым, охлаждённой водой и сувенирами. В её лице мы вновь столкнулись с доброжелательностью местных жителей. На весь двор было одно единственное место с маломальской тенью, но там копошились какие-то рабочие. Тем не менее, хозяйка жестами предложила перегнать машину именно туда. А рабочие, в свою очередь, дали понять, что я им никаких помех не создаю. Далее мы уже пошли пешком.
Ближе к крепости нам попалась и бесплатная парковка, но она настолько мала, что надеяться на неё не имеет смысла. Путь в цитадель не долог, но волнителен. Чем выше поднимаешься, тем больше проникаешься осознанием её мощи и величия. Трудно даже приблизительно представить, сколько людей и наций ходило по этим булыжным мостовым за две с половиной тысячи лет существования крепости.
Испепеляющая жара сделала своё чёрное дело. Мы едва не растаяли, пока добирались до ворот цитадели. К счастью, под каменными сводами первой башни можно было и отдышаться, и оклематься.
А потом, через короткие промежутки, ещё пару раз.
Но стоило нам выбраться в первый двор, и жара принялась за нас с новой силой.
И первый, и второй двор крепости Розафа — это сплошь руины. Относятся они уже к Средним векам и являются в основном наследием времён турецкого владычества.
Здесь сохранился лишь остов церкви, которая позднее стала мечетью.
Лишь в самом дальнем углу, который и является собственно цитаделью, сохранились бывшие казармы. Сейчас здесь размещается музей крепости.
Территория крепости огромна. Расстояние между двумя самыми удалёнными друг от друга точками метров 700 будет.
Поэтому панорамы, открывающиеся сверху, необычайно разнообразны. Тем более что холм, на который вскарабкалась цитадель, находится не в лесу и не в горах, а посреди равнины, насыщенной реками и озёрами. Примечательно, что на плане крепости все панорамные точки специально обозначены и снабжены поясняющими надписями.
А. Город Шкодер.
В. Река Буна и Скадарское озеро.
C. Место слияния рек Кир, Дрин и Буна.
Нужно ли говорить, что после такого количества потрясающих видов мы были очарованы не только Шкодером, но и авансом всей Албанией в целом. Только вот расслабляться не стоило, поскольку планов на день громадьё. На ближайшем этапе предстоял самый длительный переезд — в Крую. Дороги в северной Албании отличного качества, местность преимущественно равнинная, трафик средний, а водители в целом адекватные.
В центральной части страны даже строятся автобаны, некоторые их участки уже открыты для движения.
Проблема была лишь в том, что ни в одном из наших навигаторов не было полноценных карт страны. Поэтому приходилось постоянно работать с бумажной картой и следить за указателями. В одной из деревень я вовремя осознал, что нужный нам поворот мы не заметили. Пришлось притормаживать, чтобы уточнять у местных. Пара молодых парней псевдокриминального вида, дремавших в своих авто с высунутыми наружу для проветривания ногами, несколько опешили, когда около них резко притормозила непонятная машина с иностранными номерами. Они, конечно, немного напряглись, но виду не подали. А увидев меня и вовсе успокоились. На мои вопросы отвечали слегка высокомерно, но искренне, поэтому со своими проблемами мы разобрались без труда. Теперь нам следовало направиться в сторону гор.
А вскоре появилось и документальное подтверждение правильности выбранного маршрута в виде очередного информационного щита.
После того, как мы преодолели короткий узкий серпантин, проложенный сквозь необычный хвойный лес, перед нашими глазами на пару мгновений возник хорошо узнаваемый силуэт замка Круя.
До цели оставалось проехать всего ничего. Но, поскольку город Круя (Krujë) расположен на склонах гор, сделать это не так и легко. Улицы узкие, с приличным уклоном, поэтому одновременно следить за знаками, маневрировать и выискивать стоянку в таких условиях очень сложно.
Как ни странно, но спасительный паркинг мы заприметили на вершине подъёма в самом центре города. Если бы не он, то блуждание могло затянуться надолго. Возможно, стоянка была ведомственной, но в тот момент эти вопросы меня волновали в последнюю очередь — как-нибудь выкрутимся.
Далее - Круя
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия