«Обнимая необъятное, не вывихни плечевой сустав свой."
(Козьма Прутков)
Почти два года назад рука судьбы забросила нас в прекрасный город Барселону. В то время мы даже не подозревали какой нам выпал счастливый билет. Пройдёт буквально несколько месяцев и мир изменится до неузнаваемости. Реальность превзойдёт самые смелые фантазии и все мы станем свидетелями нового армагеддона.
Столица Каталонии попала в план поездки благодаря необыкновенно дешёвым билетам. К концу лета задумались, куда бы поехать искупаться. Случайно попалась на глаза Майорка. Самым бюджетным вариантом попасть на остров оказалось купить круговой билет до Барселоны, и к нему ещё один на местную авиалинию до Пальмы. Авиакомпании разные, перелёт длинный, поэтому решили подстраховаться и заложить на пересадку побольше времени. Ну и раз уж всё-равно в городе останавливаться, то почему бы и не посмотреть что-то интересное. Где одна ночь, там и две. Надо же прийти в себя после пляжного отдыха. В результате на экскурсию по городу оставили два с половиной дня.
Увидеть хотелось как можно больше и при этом не бежать сломя голову. Первый вечер посвятили готическому кварталу, в недрах которого приютился наш небольшой отель. Брели неспеша по узким улочкам разглядывая кованые фонари,
резные каменные наличники с гербами и фантастическими животными,
останавливаясь у каждого уличного фонтанчика. Фонтан на проспекте Portal de l'Àngel один из коллекции фонтанов Каналетас. Архитектор Пере Фалькес, чьи кованые фонари украшают Пасео-де-Грасия, создал модель в 1889 году. Всего в городе насчитывается 16 подобных фонтанов. Каждый украшен гербами Барселоны, все, кроме того, что на фото, увенчаны уличными фонарями.
Дошли до Собора Святого Креста и Святой Евлалии. Поднялись на крышу, с которой открываются панорамные виды. Справа восьмиугольная колокольня Базилики Санта-Мария-дель-Пи построенная в XV веке. Самый большой колокол «Антония» весит около 2 тонн. Слева, примета нового времени, небоскрёб Edificio Colón (Дом Колумба) или Torre Marítima (Морская башня), первое здание выше 100 метров построенное в Барселоне. Между ними зеленеет холм Монтжуик.
Чуть разворачиваемся и взгляду предстают белые круизные лайнеры в порту, колонна Колумба, а на первом плане разноцветная крыша резиденции правительства Каталонии и многоэтажный карильон. На куполообразном скелете стропил развешаны 49 бронзовых колоколов общим весом 4898 кг. Нам, к сожалению, не удалось попасть на концерт, но если узнать расписание заранее, то можно нзсладится уникальным звучанием самого тяжелого музыкального инструмента в мире.
Сумерки застали нас на Площади Каталонии. Пришли мы по вполне прозаической причине — закупить продукты в супермаркете El Corte Inglés. Однако, не могли не задержаться разглядывая окружающие здания. Кажущийся монолитным комплекс ограничивающий северную сторону площади на самом деле состоит из двух строений разного стиля. Справа увенчанное ступенчатой башней неоклассическое здание бывшей штаб-квартиры испанского кредитного банка 1902 года. Слева же шедевр модернизма Каса Пич-и-Пон (Casa Pich i Pon) 1921 года, автор проекта архитектор Жозеп Пуч-и-Кадафалк (Josep Puig i Cadafalch). Здание названо именем заказчика, бизнесмена и политика Хуана Пич-и-Пон (Joan Pich i Pon).
Яркие оранжевые чешуйки башен Дома Рокамора (Cases Rocamora) горели в лучах заходящего солнца, а витрины магазинов уже зажглись вечерними огнями.
С рассветом поспешили к Саграда Фамилиа. Билеты я заказала за три дня онлайн и распечатала в гостинице на Майорке. Собор был ещё закрыт, туристы досматривали сны и никто не мешал рассмотреть грандиозное сооружение со всех сторон.
Два фасада знаменитого долгостроя можно уже считать законченными. Фасад Рождества с ёлочкой украшенной белыми голубями, словно новогодними угрушками.
Над входом скульптурная группа с младенцем и купелью. Фигуры выполнены в реалистичной манере.
Фасад Страстей Христовых выглядит совершенно иначе. Фигуры строгие, угловатые, состоящие из прямых линий. Верхний бордюр как будто собран из косточек.
Продолговатые башни собора украшенные цветными навершиями кажутся устремлёнными в небо ракетами.
Стеклянные двери убраны цветущими розами, а по сторонам петушки и курочки.
Однако, всё богатство внешнего убранства не может сравниться с тем, что ожидает внутри.
Огромное пространство наполнено светом. Свет льётся со всех сторон, отражаясь яркими пятнами на колоннах.
С одной стороны зала витражи выполнены в зелёно-голубой гамме.
С другой — красно-золотые.
Весь дизайн подчинён строгим геометрическим формам. Чистые линии, повторяющиеся детали.
Похожие на деревья колонны поддерживают усыпанный звёздами свод.
Золотистый свет с небес как будто освещает балдахин главного алтаря. Во всём ощущение лёгкости, воздушности. Храм настолько огромен, что толпа растворяется, исчезает в его просторе.
От шедевра Гауди направились к другому замечательному памятнику модернизма — госпиталю Санта-Крю-и-Сан-Пау.
Первые тринадцать зданий госпитального комплекса были спроектированы архитектором Луисом Доменеком-и-Монтанером. Затем эстафету принял его сын Пере Доменек-и-Рура построивший еще шесть зданий.
Чтобы улучшить психологическое самочувствие пациентов на территории был разбит сад с тщательно подобранными деревьями.
Керамика, мозаичные панно, фрески, скульптуры поднимали настроение и способствовали скорейшему выздоровлению. Кроме того, глазурованная керамическая плитка внутри помещений позволяла поддрживать чистоту и гигиену.
В этих красочных корпусах лечили пациентов до 2009 года, а сейчас они открыты для туристов.
Вынырнув из этой Страны Чудес, решили, что пора отдохнуть от сильных впечатлений и тенистыми бульварами направились обратно к центру.
Однако, не тут то было. Вдоль проспектов выстроились особняки один краше другого. Дом семьи каталонского промышленника Бертрана. На фасаде дата — 1901. Центральная панель расписана женскими фигурами. Сначала показалось, что здесь размещался Дом Моды, а оказалось фрески представляют четыре времени года.
Каса Малагрида была спроектирована архитектором Хоакимом Кодиной в 1905 году по заказу Мануэля Малагрида, заработавшего состояние на торговле табаком с Аргентиной. Фасад дома украшен цветочными рельефами и коваными балюстрадами. Купол из черного сланца венчает корона с позолоченным флюгером. Лепные кондоры над порталом напоминают о связи владельца с Латинской Америкой.
С Площади Каталонии свернули на Виа Лайетана, что разделяет два центральных района города — Эль Борн и Эль Готик.
Здесь стоят два известных здания архитектора Энрико Санье. Отец Санье был президентом Сберегательного банка Caixa d’Estalvis, возможно поэтому ему поручили спроектировать здание штабквартиры банка. Неоготическое здание примечательно изящной башней и балконами в венецианском стиле.
Со временем банку стало тесно и напротив построили филиал. Проект также принадлежит Энрико Санье.
Неприметным переулком вышли к Дворцу каталонской музыки. Внутрь можно попасть только с экскурсией. У нас была на каталонском языке. Не хотелось терять пару часов и ждать английского.
Из Дворца вышли другим переулком и опять не смогла пройти мимо очередного интересного здания. В Барселоне, чтобы дойти до гостиницы без помех, нужно ходить с закрытыми глазами. Дом Гильдии ткачей (Casa_del_Gremi_dels_Velers) был построен в 1758 — 1763 гг. Автор проекта Джоан Гарридо-и-Бертран. Стены здания покрыты двухцветным сграффито имитирующим колонны, антаблемент и поддерживающие их кариатиды, а наверху резвятся ангелочки. Дом считается одним из самых важных примеров подобного стиля в Барселоне XVIII века.
Вечером отправились в театр. Большой театр «Лисео» был построен в 1847 году. С тех пор здание несколько раз перестраивалось. Кроме того, что театр горел, в нём также произошёл теракт. В 1893 году анархисты взорвали бомбу в зрительном зале. Последний раз его реставрировали в 1999 году. От первоначального здания остался только главный фасад, вестибюль, парадная лестница и фойе.
Интерьер представляет собой сочетание стилей неоклассицизма и ренессанса. Парадная лестница из белого мрамора, с коринфскими колоннами и позолоченными канделябрами увенчана скульптурой «Муза музыки» (la Musa de la Música) работы каталонского скульптора Венанси Валлмитьяна.
Пятиуровневый зрительный зал смоделированный по образцу Театра Алла Скала в Милане выполнен в классической красно-золотой гамме. Зал вмещает 2292 человека, что делает Gran Teatre del Liceu одним из крупнейших оперных театров мира. В отличие от других европейских городов, где строительство театров инициировалось монархами, Лисео был построен на средства частных инвесторов. Возможно поэтому в театре нет королевской ложи.
Росписи потолка были утрачены, их заменили творения современных художников.
К счастью уцелел Зеркальный зал (Saló de Miralls). Сохранились оригинальные росписи, портреты композиторов и исполнителей в медальонах, цитаты вдоль бордюра, относящиеся к искусству и музыке, например, El arte no tiene patria (у искусства нет страны).
Центральная фреска на потолке изображает жилище муз гору Парнас.
В день отлёта у нас было ещё несколько часов для прогулки по городу. Отправились в парк Цитадели (Parc de la Ciutadella). Очень хотелось увидеть каскадный фонтан. Откровенно сказать парк не впечатлил, лужайки подсохшие, деревья тоже не в лучшем состоянии.
Дом Трёх драконов был на реставрации. Попыталась найти ракурс, чтобы строительные леса не попали в кадр. Модернистское здание было построено для Всемирной выставки 1888 года по проекту Луиса Доменек-и-Монтанера. Дом с зубчатыми стенами действительно похож на замок. На бело-синих керамических панелях в форме щитов вместо оригинальных гербов изображены растения и животные.
Монументальный Каскадный фонтан также был построен к Всемирной Выставке. В строительстве принимал участие начинающий мастер Гауди. Фонтан в самом деле монументальный. Центральная часть в виде триумфальной арки с золотой квадригой несущей богиню утренней зари Аврору, ниже Венера на фоне гигантской раковины. Крылатые драконы по краю пруда. Жаль, что фонтан не был включён. Возможно мы пришли слишком рано.
На выходе полюбовались Триумфальной Аркой служившей Главными воротами Выставки.
Два дня много это или мало. В повседневной жизни они пролетают незаметно. Однако в путешествии наполняются так, что воспоминаний хватает на годы.
Другие части рассказа:
Два дня в Барселоне. Тропой модернизма
Два дня в Барселоне. Готический квартал
Теги:
Самостоятельные путешествия