В Барселону прилетели за полдень. Поселились в переулке в ста метрах от Рамблы. Вечером собирались в театр Лисео. После представления хотелось вернуться в отель быстро и без приключений.
Раз уж оказались в самом старом районе города, с него решили и начать. Carrer de Ferran привела к широкой площади Святого Иакова (Plaça de Sant Jaume). Здесь друг против друга стоят два самых важных здания: городская ратуша и резиденция правительства Каталонии. На резиденции был прикреплён плакат, содержание которого её совсем не украшало, по крайней мере на мой взгляд. Ратуша же радовала чистым неоклассическим фасадом. Само здание построили в 1369 году, а фасад на площади обновили пять веков спустя в 1847. Добавили герб города на тимпане, балкончик для обращений к народу. По сторонам главного входа поместили мраморные статуи короля Хайме I и первого министра Барселоны Джоана Фивеллера.
К ратуше примыкает Штаб-квартира финансовой корпорации Caixa de Barcelona с конной статуей Святого Иакова украшающей угловую нишу.
С площади свернули в узкую улочку Carrer del Bisbe и как-будто окунулись в средневековье. Окна обрамлённые каменными резными наличниками, стены ощетинились остроконечными башенками и гаргульями.
Хотя на этом месте и находился старый город Барселоны, Готический квартал в том виде, в каком он есть, был создан в начале прошлого века. Дело в том, что старинные здания на протяжении веков утратили свой первоначальный вид. На смену строгим готическим формам пришли затейливый ренессанс и пышное барокко. Идея создания готического квартала возникла после того, как главный фасад Кафедрального собора был перестроен в неоготическом стиле. Кроме того, многие части старых зданий, снесённых при строительстве городских проспектов, скопились на муниципальных складах. Для создания готического имиджа к зданиям добавляли старинные архитектурные элементы: окна, двери, лестницы, капители, переносили даже целые дома сохранившиеся в других частях города.
Работами руководил Хуан Рубио-и-Бельвер, автор знаменитого моста, соединяющего Palau de la Generalitat с официальной резиденцией президента Casas dels Canonges.
В результате получился комплекс зданий, напоминающих большие готические дворцы, с строгими лестницами и внутренними двориками, и в то же время с добавлениями в стиле историцизма с элементами платереско и барокко.
Главное, цель была достигнута. Собор органично вписался в окружающее пространство.
Строительство готического Собора Святого Креста и Святой Евлалии началось в мае 1298 года и длилось около 150 лет. Новый неоготический фасад добавили в преддверии Всемирной выставки 1888 г.
Несмотря на довольно позднее время, на ступеньках толпился народ.
Однако, внутри было немноголюдно. Просторный с высокими сводами храм настраивал на торжественный лад.
Золотой барочный алтарь Святого Марка (1683 г.) слева от входа только подчёркивал чистоту готических линий арок и колонн.
Обошли по кругу галерею за главным алтарём.
И опять то же ощущение контраста. Скромный главный алтарь и пышное барокко часовен за ним.
Часовня Богоматери Милосердия (1688 г.) В центре сцена основания Ордена Милосердия в присутствии короля Хайме I и епископа Беренге де Палу II.
Часовня Сан-Антонио-Абат посвящена гильдии грузчиков. Барочный алтарь датируется 1690—1712 гг.
В 1394 году известному скульптору Пере Санглада было поручено изготовить хоры. Мастер отправился искать подходящий материал. Он побывал в Жироне, Ельне, Каркассоне и, наконец в Брюгге, нашёл отличную дубовую древесину.
На этом история хор не закончилась. В 1483 году немецкий мастер Михаэль Лохнер добавил над каждым креслом резной навес в форме остроконечной башенки.
Наконец, на 5-ое марта 1519 года Карл V решает назначить в соборе празднование девятнадцатой главы Ордена Золотого руна. По этому случаю кресла хоров украсили геральдическими символами рыцарей ордена.
Орган собора датируется 1538 годом. Хотя некоторые трубы были заменены, в целом инструмент сохранился в оригинальном виде. Корпус органа каталонской школы в стиле ренессанс является самым старым в Каталонии.
Как водится в соборе нашли последний приют королевские особы. Гробницы Рамона Беренгера I, графа Барселоны и его жены украшены фресками 1545 года работы португальского художника Энрике Фернандеса.
На лифте поднялись на крышу собора. Купол увенчан статуей Святой Елены с Крестом, но даже сверху её сложно рассмотреть.
Зато хорошо виден небоскрёб Парус и даже статуя Колумба.
Через залу капитула с расписным сводом вышли в монастырский дворик. Росписи потолка 1703 года прославляют Св. Евлалию.
Готический клуатр построили в XIV веке на месте старого романского.
Вокруг фонтана расхаживают тринадцать белых гусей. Считается, что Евлалия в свои тринадцать лет как раз присматривала за гусями.
К собору подступают остатки Римских крепостных стен. Римская стена Барселоны была построена в конце III века до нашей эры. Стена насчитывала 76 башен высотой до 18 метров, расположенных через каждые 6–8 метров.
Интересный участок укреплений можно рассмотреть со стороны площади Plaça de Ramon Berenguer el Gran. Здесь средневековые постройки сливаются с самой стеной.
Недалеко от собора находится закрытая со всех сторон Площадь Короля (Plaça del Rei), попасть на которую можно только из узкого переулка с южного угла. Скромный дворец XIV века когда-то был королевской резиденцией, а после того, как король переехал в новый дворец, в здание въехала инквизиция. Комплекс скорее представляет интерес снаружи, чем внутри, где мало что сохранилось. Башню с пятью галереями построили при короле Мартине Арагонском в 1555 году.
Лестница у входа во дворец сохранилась с XI века. На её ступенях 7 декабря 1492 года было совершено покушение на короля Фердинанда II, супруга и соправителя королевы Изабеллы Кастильской. По ним по возвращении из своего первого путешествия в Америку ступал Христофор Колумб.
Королевская часовня Святой Агаты была построена в 1302 году при короле Хайме II. Восьмиугольная колокольня заканчивается треугольными зубчиками, напоминающими королевскую корону. Часовня считается шедевром каталонской готики.
Сохранились полихромные деревянные перекрытия между диафрагменными арками, витражи и алтарь.
Готический алтарь Богоявления датируется 1464 годом. Зрелая работа каталонского художника Хайме Уге в стиле фламандского реализма выполнена темперой. Алтарь состоит из восьми фрагментов. В центре сцена Поклонения волхвов.
В начале четырнадцатого века Муниципалитет Барселоны инициировал строительство трубопровода для доставки воды с горы Монжуик к городским фонтанам. Более шестисот лет спустя несколько оригинальных средневековых фонтанов продолжают снабжать прохожих чистой питьевой водой.
Фонтан Сант-Жуст на одноименной площади Plaça de Sant Just был построен в 1367 году и посвящен Джоану Фивеллеру. Легенда гласит, что охотясь в горах недалеко от Барселоны Фивеллер обнаружил источник, а затем, как член городского совета, способствовал строительству водопровода.
Против фонтана возвышается готическая Церковь Св. Юстуса и Пастора. Постройка того же XIV века с необычной полу-восьмиугольной башней. Башен должно было быть две, на вторую видимо не хватило средств.
Если уж решили полюбоваться каталонской готикой, никак нельзя пропустить Базилику Санта-Мария-дель-Мар. Базилика считается единственной большой законченной каталонской готической церковью. Строили храм с 1329 по 1383 год. И снова видим симметричные восьмиугольные башни с огромным окном-роза между ними.
Ту же форму повторяют высокие, стройные колонны внутри.
Менее известная, но не менее замечательная Базилика Богоматери Милосердия — Ла-Мерсе. Нынешняя церковь Ла Мерсе в стиле барокко датируется 1775 годом. Она была построена архитектором Хосепом Мас-и-Дордалом на фундаменте предыдущей церкви 8 века. Издалека виден выложенный разноцветной плиткой купол со статуей наверху.
Монументальный интерьер с богатой отделкой из мрамора и лепнины радует глаз.
Коринфские колонны, хрустальные люстры, сияющая позолота. Необычный дизайн кованой люстры в центре. На плафоне между цепями стоят четыре ангела с мечами.
Изящная металлическая решётка обрамляет орган.
Главное сокровище церкви деревянная статуя Богоматери Милосердия 1361 года. По боковой лесенке можно подняться наверх и рассмотреть статую вблизи. Ла Мерсе считается покровительницей города за то, что, согласно легенде, в 1637 году она избавила жителей Барселоны от ужасного нашествия саранчи.
В часовне Св. Петра, Св. Михаила и Св. Павла архангел пронзает копьём дьявола подозрительно похожего на мавра.
По пути в отель совершенно случайно набрели на задание фондовой биржи Mercantile Casino (1881 г.). Статуи в нишах представляют промышленность и торговлю. Любопытно, что заборчик установили специально, чтобы защитить здание от вандалов.
Вокруг отеля тоже оказалось много интересного. По дороге в супермаркет встретилась Церковь Богоматери Вифлеемской — редкий пример церкви в стиле барокко в Барселоне. Внутри всё разрушили во время гражданской войны, а фасад сохранился.
Церковь построили в 1680 году, в те времена она считалась самой важной церковью Барселоны. В ней размещалась главная школа иезуитов. По обе стороны дверей скульптуры Игнатия Лойолы и Франческа де Борха 1688 года.
На углу фигура Святого Франциска Ксаверия (1690 г.)
Напротив церкви по другую сторону Рамблы находится фонтан Эль-Фонт-де-Портаферриса (El Font de Portaferrisa). Фонтан установили в 1604 году и назвали в честь стоявших неподалеку ворот Порта Фериса. Картины из плитки иллюстрирующие историю ворот добавили в 1959 году.
Ближе к вечеру наконец рассмотрели и свой переулок. С одной стороны Casa Bruno Cuadros или Дом с Зонтиками. В 1854 году торговец Бруно Куадрос арендовал магазин на первом этаже дома. Постепенно он разбогател и выкупил всё здание. В 1883 году владелец заказал известному архитектору Хосепу Виласека-и-Казановас (Josep Vilaseca i Casanovas) перестроить здание в модном азиатском стиле.
Многие товары Куадроса — зонтики, веера, шали были импортированы из Японии, что и послужило архитектору источником вдохновения. Кроме собственно рекламы товаров, фасад украсили фрески на основе японских гравюр по дереву. Особенно примечателен дракон из кованого железа с фонарём в лапах и веером на спине.
С другой, ещё один старинный фонтан — Font del Pla de la Boqueria (1830 г.). Фонтан украшен барельефом похожим на рыцаря. Герб Барселоны с львиной шкурой у подножья увенчан древнегреческим шлемом.
Закончили день в театре Лисео. Давали Турандот.