Отправляясь на Майорку трудно миновать прекрасный город Барселону. Как трудолюбивые пчёлы, жужжа пропеллерами из аэропорта столицы Каталонии один за другим на остров летят самолёты. За перелёт берут недорого, особенно если позаботиться заранее.
Раз уж представился такой случай, решила задержаться в городе на две ночи. Начала составлять план. Ох, нелёгкая это работа. И это хочу, и то — глаза разбегаются. Надо взять себя в руки и выбрать только самое-самое.
В свой первый приезд не смогла попасть в Госпиталь Сан-Пау. Он был закрыт на реставрацию. Поставила в план под номером один. Чтобы не нарушать гармонию, проложила модернистский маршрут от госпиталя до Дворца Каталонской Музыки. Avinguda de Gaudí, Саграда Фамилия, Avinguda Diagonal, Passeig de Gràcia — просто кладезь шедевров архитектуры начала XX века.
В Каталонии модернизм приобрёл свою особую идентичность. Барселона поражает количеством и разнообразием памятников этого периода. Многие из них являются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО. Семь принадлежат Антонио Гауди, несколько — его знаменитому сопернику Луису Доменек-и-Монтанера, который спроектировал: Дворец каталонской музыки и больницу Санта-Крю-и-Сан-Пау.
К госпиталю доехали на метро. Остановка Sant Pau | Dos de Maig синей линии L5 буквально в 3 минутах от главных ворот.
Своим существованием комплекс обязан парижскому банкиру каталонского происхождения — Пау Гил (Pau Gil). Бездетный банкир завещал половину своего наследства, около 20 тысяч евро, городу Барселона для постройки больницы для бедных. Работы начались в 1902 году, а в 1916 новые здания приняли первых пациентов. На ступенях Главного здания установлен памятник бенефактору.
Здание администрации больше похоже на собор, чем на больницу. Король Альфонсо XIII на церемонии открытия госпиталя заметил: «Вы, барселонцы парадоксальны, вы постоили дворец своим пациентам и коробку своему королю». Фасад напоминает неоготический алтарь — гербы, статуи святых, ажурный купол с часами. Каждый элемент несёт определённый смысл и подчеркивает благотворительный характер новой больницы.
За стеклянной дверью в правом крыле находятся кассы. Билет стоил 15 евро, не жалко за такое великолепие.
Внутри здание украшено росписями и витражами.
Мозаичные колонны, кованые лампы с листочками и цветочками.
Восьмиугольный ребристый свод с арками из глазурованного кирпича карамельного цвета. Пересечения арок украшены керамическими цветами, а пространство между ними покрыто мозаикой с цветочными мотивами.
Большой актовый зал сохранился практически без изменений. Кованые светильники, потолки с мозаичными арками.
Место для председательствующего выполнено в стиле напоминающем ворота Сан-Эстеве в Кордовской мечети.
Из окна открывается вид на территоррию госпиталя. Самый большой модернистский комплекс в Европе занимает площадь более 350,000 м². Небольшой город внутри города включает 16 модернистских зданий. Шесть из них уже отремонтированы, а два находятся в процессе.
Из административного здания посетители попадают в настоящую сказку. Буйство цвета и форм ошеломляет.
Павильон Сан-Сальвадор. В дизайне чётко просматриваются мавританские мотивы.
Сан-Леопольд. Нзван в честь Леопольда Гиля, племянника покровителя. Вдоль крыши выложен узор из зеленой и желтой черепицы.
Павильон Богоматери горы Кармель. Здания украшены угловыми башнями как средневековые замки.
Одним из самых впечатляющих зданий является операционный блок с большими окнами и стеклянной крышей для максимального использования естественного освещения.
На третьем этаже можно разглядеть большие керамические панели с голубыми орлами с распростертыми крыльями, над которыми написаны имена известных врачей: Летаменди, Мендоса, Хине, Гимбернат, Вергилий, Марсиллах, Торрент и Солер. Над ними арка с инициалами «P» и «G» — Pau Gil.
Новая больница состояла из 27 павильонов, окруженных садами и связанных между собой системой туннелей, которые позволяли быстро и безопасно перемещать пациентов из операционной в палаты.
Доменек-и-Монтанер придавал большое значение керамике, энтузиастом и исследователем которой он был много лет. Водонапорные башни каждого павильона украшены полихромным цветочным орнаментом с буквами «P» и «G».
Следующий павильон выглядит близнецом, но отличия всё-таки есть. Купол с короной выложен своим уникальным узором.
Луис Доменек-и-Монтанер успел построить тринадцать павильонов. Традицию продолжил его сын Пере Доменек-и-Рура (Pere Domеnech i Roura). Его работа «Сан-Мануэль» (1922 г.) тесно перекликается с «Богоматерью Монсеррат» напротив.
Замыкает комплекс здание конвента, которое состоит из трех частей, соединенных небольшими крытыми переходами. Здесь располагались служебные помещения больницы: кухня, аптека и комнаты монахинь, которые работали медсёстрами.
В госпитале провели часа полтора. От главных ворот начинается серия бульваров Проспекта Гауди, который приводит прямо к Саграда Фамилиа. Элегантные кованые фонари также в стиле модерн были созданы архитектором Пере Фалькесом (Pere Falqués) в 1909 году.
У собора свернули на Авеню Диагональ и началось. Посмотрите налево, посмотрите направо — голову открутила пытаясь ничего не упустить и всё равно упустила. Пожалуй самое известное здание, выходящее на проспект — Дом с пиками (Casa de les Punxes). В 1905 году Бартомеу Террадас Брутау поручил Жозепу Пуч-и-Кадафалку спроектировать дом для каждой из своих трех сестёр, Анжелы, Хосефы и Розы. В результате получилось здание, напоминающее старые средневековые замки, с шестью коническими башнями, которые и дали популярное название Casa de les Punxes.
Впечатляющее здание является одним из самых символичных в Барселоне. Архитектор объединил три дома в один ансамбль. Декоративные элементы фасадов указывают на собственницу дома. Например, фасад на углу Avinguda Diagonal и Carrer Bruc принадлежащий Розе Террадас Брутау украшен керамической панелью с розами.
На фасаде дома номер 418 нашлись и любимые мною солнечные часы и одновременно календарь. На керамическом панно к римским цифрам добавлены четыре знака зодиака, связанные с четырьмя временами года: Козерог (зима); Овен (весна); Весы (осень) и Рак (лето). Над часами надпись из Вергилия по латыни: Numquam te crastina fallet hora (тебя никогда не обманет завтрашний день).
Буквально через квартал ещё один шедевр — Дом Комалат (Casa Comalat). Творение архитектора Сальвадора Валери-и-Пупурулл (Salvador Valeri i Pupurull) 1909–1911 год. Симметричный фасад с цветочными гирляндами из камня, изогнутыми коваными балкончиками и фонарём в центре. Украшения балконов по обе стороны входной двери явно несут следы влияния Гауди. Очень жалею, что не обошла здание вокруг, обратная сторона с расписным фасадом не менее интересна.
С Диагонали свернули на Пасео-де-Грасия (Passeig de Gràcia). Тут уж можно провести целый день. Не хочу утомлять читателя подробностями, но всё же отмечу несколько домов. Дом Фустер (Casa Fuster) одна из последних работ Луиса Доменека-и-Монтанера 1908–1911 год. Довольно строгое здание, где красный мрамор колонн контрастирует с белизной стен. Выделяется цилиндрический эркер с оригинальными капителями.
Знаменитая Каса-Мила «La Pedrera» Гауди не нуждается в комментариях.
Серию уличных фонарей вдоль проспекта иногда приписывают Гауди. Однако автор работы — Пере Фалькес, который спроектировал фонари с керамическими скамеечками и гербом города в 1906 году.
Богатство и разнообразие каталонской архитектуры модерна замечательно иллюстрирует «Квартал раздора». Три великолепных здания, каждое в своём неповторимом стиле.
Дом Льео-и-Морера (Casa Lleó i Morera) 1902—1906 гг. Творение Луиса Доменек-и-Монтанера стало победителем ежегодного конкурса художественных построек в 1906 году.
Дом шоколадного магната Антони Амалье-и-Коста (Casa Amatller) 1898—1900 гг. проект архитектора Жозеп Пуч-и-Кадафалка. Фасад дома отделан в стиле итальянского сграффито и увенчан ступенчатым фронтоном в голланском стиле.
У Дома Бальо (Casa Batlló) было не протолкнуться. Экскурсионные группы и просто зеваки заполнили не только тротуар, но и газон у проезжей части. Каждому хотелось прикоснуться к наследию великого Гауди, а посмотреть здесь есть на что. Только гениальный мастер мог создать такую яркую, праздничную интерпретацию Весёлого Роджера. Внутри я уже побывала в прошлый приезд, поэтому отправились дальше.
Издалека видны оранжевые купола Дома Рокамора (Cases Rocamora) 1914—1917 гг. Архитектор Хоаким Бассегода-и-Амиго (Joaquim Bassegoda i Amigó) объединил три здания одним фасадом, а сверху поместил баллюстраду с готическй башней.
У Рокамора проспект заканчивается вливаясь в Площадь Каталонии.
К Дворцу Каталонской Музыки зашли с чёрного хода. Яркий как расписная шкатулка дворец надёжно спрятан в переплетении узких улочек.
Торец здания оформлен как нос корабля. Скульптурная группа La cançó Popular catalana представляет собой аллегорию народной музыки. Деву, олицетворяющую собственно песню, сопровождают персонажи разных возрастов и профессий, которые представляют каталонский народ. Все они находятся под защитой Святого Георгия, покровителя Каталонии.
Внутрь попасть удалось только с экскурсией. Купили билеты по 20 евро на ближайший тур.
Театр поражает с первых шагов. Плитка из Валенсии, лепная керамика, мозаики покрывают все здание. Большая двойная лестница с резными глазурованными перилами и балясинами из золотистого стекла освещается затейливыми фонарями.
Выложенный плиткой потолок, расписные стёкла балкончиков.
Перед концертным залом находится комната посвящённая музыканту и основателю хора Orfeó Català маэстро Милле с огромной кованой люстрой.
Из комнаты можно выйти на балкон и рассмотреть вблизи колонны покрытые мозаикой. Ни одна не повторяет другую.
Все эти красоты были только прелюдией к главному зрелищу. Стеклянные двери распахнулись и перед глазами открылась невероятная картина.
Концертный зал сам по себе производит впечатление театрального шоу. Потолок с красными и белыми розами из глазурованной керамики. На пересечении арок полукруглые мозаики, изображающие хвост королевских павлинов во всем их красочном великолепии.
Сцена обрамлена белоснежными скульптурными группами: справа бюст Бетховена с кавалькадой валькирий над ним, слева — бюст каталонского композитора Хосе Ансельмо Клаве.
Со стен кажется вот-вот выплывет хоровод восемнадцати муз с различными музыкальными инструментами.
Однако больше всего впечатляет то, что находится над головой. Огромное окно в виде солнечной перевернутой сферы из золотистого стекла, от которой кругами расходятся розовые и голубые волны.
Трудно сказать насколько возможно внимательно слушать музыкантов в таком помещении и не отвлекаться на окружающую красоту.
Музыку мы в тот день услышали, правда в другом зале.
Продолжение следует…
Теги:
Самостоятельные путешествия