Ну что я знал о Василии Поленове до этой поездке? Совсем мало — несколько прекрасных работ, да и те по репродукциям из учебников: Московский дворик — Заросший пруд — Золотая осень — Библейский цикл. Посещение его усадьбы-музея на Оке меня перевернуло. Никогда не представлял, насколько его личность не укладывалась в стандартные для его эпохи рамки. Поленов был крайне сдержан в общении, аскетичен. Потомственный дворянин (отец — тайный советник, дядя — сенатор), состоятельный человек — все это вызывало раздражение разночинцев. Крамской за глаза величал его «этот аристократ». Посмотрите на его портрет кисти Репина. Если бы вы не знали, кто автор и кто позирует — что бы сказали? Испанский гранд 16-го века?
Поленов сыграл видную роль и в сообществе передвижников, и в формировании художественного стиля «модерн». К нему довольно рано пришел успех, в том числе — финансовый: когда ему не было ещё 35 лет, работу «Московский дворик» покупает Третьяков; через 9 лет картину «Христос и грешница» покупает для своей коллекции император Александр III. Но вот в 1905 г. Поленов вместе с В. Серовым выходит из Императорской академии художеств, протестуя против «Кровавого воскресенья», с такими публично брошенными престолу словами: «…Мрачно отразились в сердцах наших страшные события 9 января. Некоторые из нас были свидетелями, как на улицах Петербурга войска убивали беззащитных людей, и в памяти нашей запечатлена картина этого кровавого ужаса. Мы, художники, глубоко скорбим, что лицо, имеющее высшее руководительство над этими войсками, пролившими братскую кровь, в то же время стоит во главе Академии художеств, назначение которой — вносить в жизнь идеи гуманности и высших идеалов." Всю жизнь, где только было возможно, Василий Поленов вел просветительскую работу среди рабочего люда, считая ее не менее важной, чем своё художественное творчество. Он не покинул Россию после 1917 г. и разделил со своей родиной все тяготы социальной катастрофы. Высшим своим достижением считал «Евангельский цикл» работ, посвященных земной жизни Христа… Вот так всё непросто было в его жизни.
Да простят меня за это длинное введение — иначе я не смог бы передать все, что чувствую после этой поездки.
От Тарусы в усадьбу ходит пароходик, но расписание у него неудобное, проще нанять частный катер, который поплывёт тогда и туда, когда и куда вам нужно. Их несколько всегда стоит у пристани Тарусы. На катере до усадьбы — минут 15.
1 из 2
От Тарусы можно доехать и на машине, но ближайший мост через Оку рядом с Серпуховом (трасса М-2 «Крым»). Часа полтора будет. Кстати, про нашу поездку в Тарусу вы можете прочитать здесь.
Поленов сформировался как художник в Санкт-Петербурге. В 1871 г. он был удостоен золотой медали Императорской академии художеств, что дало ему право на «пенсионерскую поездку» — продолжение учебы в Европею Он провел там пять лет. Его работы европейского периода были так хороши, что в какой-то момент знаменитый критик Вл. Стасов усомнился, что Поленову надо возвращаться в Россию. Стасов писал Поленову: «…Москва Вам ровно ни на что не нужна, точь-в-точь, как и вся вообще Россия. У Вас склад души ничуть не русский…Вам бы всего лучше жить постоянно в Париже или Германии». Но и знаменитые критики тоже порой ошибаются: вернувшись в Россию в 1876 г., Поленов уже через несколько месяцев перебирается в Москву, потому что там, как он писал, «…сподручнее работать, чем в Питере, где ни минутки нельзя иметь свободной, чтобы сосредоточиться…" Близкий друг Илья Репин так уговаривал его переехать в Москву: «увидишь сам, как заблестит перед тобою наша русская действительность, никем не изображённая. Как втянет тебя, до мозга костей, её поэтическая правда, как станешь ты постигать её, да со всем жаром любви переносить на холст…».
Так и случилось. В Москве Поленов пишет первую прославившую его работу - «Московский дворик»ю Там он близко знакомится с промышленником и меценатом Саввой Мамонтовым. В его имении Абрамцево Поленов проводит значительную часть времени, встречает свою будущую жену, и вместе с Васнецовым, Репиным, Серовым, Врубелем и Антокольским входит в «Кружок искусств», создавший первый архитектурный шедевр русского модерна — церковь Спаса Нерукотворного Образа. Для царских врат этой церкви Поленов написал «Благовещение», одну из самых волнующих своих работ. Четверть века спустя он продолжит эстафету, начатую в Абрамцево, и воплотит схожие художественные решения в церкви Св. Троицы в селе Бёхове на Оке. О ней читайте дальше в этом рассказе.
С Мамонтовым Поленова объединяла еще и страсть к театру и вера в то, что театральное искусство поможет духовному подъему русского трудового народа. От «Русской частной оперы» Мамонтова прямая линия ведет к Театральному Дому, созданному Поленовым в его заокской усадьбе, где члены его семьи и местные крестьяне совместно ставили и классические произведения, и пьесы самого Поленова. В 1918 г. воспоминания современников запечатлели невероятное: вокруг бушует кровопролитная гражданская война, голод, а жители Бёхова, Тарусы и окрестных мест репетируют в Театральном доме Поленова пьесы Шекспира. Островок нормальности в безумии, захлестнувшем страну.
Приобрести усадьбу Поленову позволила покупка его картины «Христос и грешница» императором Александром III, опередившим Третьякова — тот уже вел с художником переговоры о приобретении работы для своей галереи.
В 1887 г. Василий Поленов проезжал окские излучины на поезде, и влюбился в них. Вместе с учеником Константином Коровиным он сделал несколько поездок по реке, присматривая место для покупки земли. Через три года Поленовы купили небольшое имение близ Бёхово, на противоположном от Тарусы берегу, на пять километров вниз по течению. Парой лет позже Поленов договорился с крестьянской общиной , и обменял пахотные земли имения Бёхово на соседний холм Борок, зачаровавший Поленова видами на Оку. Холм не годился для сельского хозяйства, но Поленов отдал за него вдвое больше хорошей пахотной земли.
Поленов сам спроектировал все главные постройки и усадебный парк, радушно принимал в своей усадьбе собратьев и учеников — Репина, Коровина, Левитана, Остроухова и многих других. Обратите внимание на могучие сосны и другие деревья на территории усадьбы. Этот бор, по которому можно ходить часами, только кажется природным — он целиком дело рук Василия Поленова. На момент покупки на холме вообще не было деревьев. Поленов сам покупал и высаживал деревья и многолетние растения.
Нам повезло — мы были практически одни. Обычно же наплыв отдыхающих в усадьбу немалый. Администрация старается этим потоком управлять, иногда — довольно веселыми способами.
1
И до и после 1917 года Поленов очень много сделал для местных крестьян — построил для них церковь, две школы, сам вел уроки искусств с детьми и экскурсии по усадьбе. Бёховские на забыли ни эти дела, ни щедрый обмен пахотных земель на пустошь: когда в 1918 г. вокруг полыхали усадьбы, сельский сход постановил не трогать семью Поленовых и навечно дать им право на жительство в Бёхово. Поленовы провели в усадьбе всю гражданскую войну, голодали, занимались сельским хозяйством.
Отношения художника с новой властью сложились в целом благополучно — его творчество и просветительская деятельность пользовались поддержкой вождей. Уже в 1918 г. по инициативе Луначарского музей и мастерская были взяты под охрану государства. Еще одна попытка выселить семью из усадьбы в 1924 г. была остановлена личным вмешательством Бухарина, а в 1926 г. Василий Поленов одним из первых получил звание «народный художник РСФСР». Усадьба стала музеем, а директором стал tего сын - Дмитрий Васильевич. Часть Главного дома (следующее фото) была отдана под Дом отдыха Большого театра.
Впрочем, благотворительная и просветительская деятельность знаменитого художника и его семьи не защитила сына Дмитрия и его жену Анну от жерновов 1937 года. По доносу местных жителей они были осуждены как английские шпионы и получили по восемь лет лагерей. Сказались визиты дипломатов в дом-музей и посещения Дома отдыха репрессированными вождями. Оба вышли из лагеря за год до окончания срока, в связи со столетним юбилеем художника; реабилитированы были в 1956 году. Дмитрий Васильевич оставался бессменным директором музея-заповедника «Поленово» до 1960 года.
Усадьба и сейчас в идеальном состоянии, там постоянно организуются выставки, концерты, а комплекс «Город Мастеров» предлагает массу курсов разной длительности. С 2011 г. директор музея — праправнучка художника Наталья Поленова.
О самом музее рассказывать не буду — никакой заочный рассказ его посещения не заменит. Коллекция этого музея, может быть, лучшая среди малых городов России. Если не получается доехать — в сети много отличных материалов. Вот один, который мне понравился.
А когда будете в музее — обратите внимание на мемориальный камень около Главного дома. В 1941 году линия фронта проходила по Оке. Часть экспонатов музея было эвакуировано в Тулу, часть — сберегли в подвалах. Многие постройки пострадали в ходе боёв.
1
Обойдя ядро усадьбы и посетив музей, обязательно выйдите на тропу, идущую вдоль реки до Бёхова (вот карта с сайта музея, тропу я выделил зеленым).
1
К тропе ведут крутые ступеньки от «Города мастеров».
2
Узкая тропка по реке стиснута густыми зарослями цветущих трав в человеческий рост, кустарников и деревьев. В просветах — все новые и новые повороты реки. Звенящая тишина...
Правда, в какой-то момент нас остановил хозяин тех мест, и грозно потребовал пошлину. Съел наш самый вкусный беляш целиком, с тестом. Мы его стали жалеть: голодает-де бедняжка. Через несколько минут увидели, как он так же цинично обрабатывает еще одну компанию…
2
Тропа поведет вас до деревни Бёхово, где и по сей день живет немало художников и мастеров. От реки дорожка к деревне взбирается по крутому холму, который прозвали «Обрывом любви» — сюда приходят пары перед свадьбой. Открывающиеся с этой точки панорамы безбрежны.
3
Вместо обветшавшей деревянной церкви Поленов построил здесь по просьбе жителей храм Св. Троицы. Это его собственный проект, вдохновленный традициями древнего новгородского зодчества, и впечатлениями от путешествий по Святой Земле. Например, капители столбов, поддерживающих купол, вырезаны в форме закрытого цветка лотоса, по мотивам северных ворот стены Иерусалима. Одну из капителей высек сам художник, чтобы показать работавшим с ним резчикам этот орнамент. Расписывали храм его друзья, включая Илью Репина, и ученики. Освятили храм в 1907 г.
3
В 1930-ые годы церковь была закрыта, разграблена, обрушились крыша и купол. Соседство с линией фронта в 1941 г. нанесло храму еще бóльший урон. До 1975 г. он стоял в руинах, и даже когда реставрационные работы начались, они шли неспешно. Только в 1992 г. в храме были возобновлены регулярные богослужения.
Рядом с ним — старое кладбище, где и похоронен Василий Поленов.
1
Пройдите по тропинке чуть дальше церкви, и вы придёте к роднику и купели, освященным в честь иконы Казанской Божией Матери. Вода чудесная — пейте и купайтесь на здоровье!
…Когда налюбуетесь на панорамы, придите к могиле Василия Поленова и постойте немного. Уже не один месяц прошел, как мы вернулись домой, а я все никак не могу отделаться от мысли — как Василий Поленов успел столь много сделать, и почему столь много из осуществленного им остается таким важным для нас, потомков? Он проявил себя не только как гениальный живописец, но и как выдающийся архитектор, композитор, драматург и просветитель. Всю жизнь он щедро раздавал свои духовные богатства. А его дети, внуки и правнуки продолжили его дело.
Мне кажется, ответ на этот вопрос — в среде, в которой он вырос. Очень много для его развития дали его мать и отец. Культурные и артистические корни его семьи были глубоки и обширны — его прадед Николай Львов была известным архитектором, бабушка выросла в семье Гаврилы Державина, а мать была тонкой рисовальщицей. Я мог бы продолжать этот список… Когда читаешь о семье Поленовых, становится понятно, что усадьба Борок была построена не на пустоши, а выросла из мощного культурного пласта той истинной России, к которой мы постепенно возвращаемся.