Море, солнце, пляжи, Приморский парк, дельфинарий… и еще очень много всего, чем можно наслаждаться в Варне летом. Но я вам хочу рассказать об еще одной, относительно «молодой», достопримечательности этого курортного города — Ретро музее, который открылся 1 Мая 2015 года в Варне. Наш заслуженный «аксакал» и бессменный лидер рейтингов Сергей Архипкин, немного «приоткрыл» завесу над этим уникальным местом в своем репортаже о поездке по Болгарии https://www.tourister.ru/responses/id_25271. Хочу дополнить его рассказ своими личными наблюдениями после посещения этого музея, который располагается в торговом центре Grand Mall Varna, на улице Андрея Сахарова 2. Это почти рядом с выездом на Софию по автомагистрали А2. Вот так выглядит «парадный» вход.
Автором всего этого собрания является Цветан Атанасов, который начал коллекционировать автомобили эпохи социализма в 2004 году. Постепенно его коллекция начала привлекать внимание. В нее входили автомобили, производившиеся в странах СЭВ. Многие помнят эту аббревиатуру сокращенного названия Совета экономической взаимопомощи, который был образован в 1949 году и задуман, как промышленное объединение части социалистических стран с целью развития экономики социалистического лагеря. Но, в конце концов, хорошая и правильная идея при ее осуществлении на практике оказалась «мыльным» пузырем, который лопнул в 1991 году. Однако, эти годы были целой эпохой в жизни болгар, поляков, чехов, советских людей…Вот Цветан и стал собирать коллекцию предметов той эпохи, чтобы будущие поколения знали, как и с чем жили их дедушки и бабушки, матери и отцы…Путешествуя в комфортабельном автомобиле, на приличной скорости по иностранным автобанам, с климат-контролем и прочими прибамбасами, мои мальчики даже не представляют себе на чем и в каких условиях путешествовали в 60-е, 70-е, 80-е годы прошлого столетия.
Болгария была освобождена от фашистов осенью 1944 года. Именно с предметов, которые начали производиться в стране в этом году, и берет начало коллекция Атанасова.
Прямо на входе нас встречает один из основных экспонатов коллекции — правительственный автомобиль Чайка ГАЗ 13, который выпускался в СССР с 1959 по 1988. Некоторые говорят, что на ней ездил сам генсек Т. Живков, некоторые, что это машина из гаража ЦК БКП. Но это не особо важно в данной ситуации.
Как ни странно, с Чайкой в нашей семье связана одна любопытная история. Мы, с моей будущей женой Ириной, решили пожениться в октябре 1984 года. Но тут возникла одна существенная проблема. Ира еще в детстве загадала себе, что на будущей свадьбе она, в качестве невесты, будет обязательно ехать только на Чайке. Надо сказать, что наши родители были обычными советскими людьми. Не бедными конечно, но и привилегиями не пользовались. Не буду томить долгими описаниями, но вы все знаете, что в СССР можно было «достать» и сделать многое, если найти нужного человека. Такой человек был найден, и нам пообещали, что Чайка будет. А вот за день до росписи, вдруг, все договоренности рухнули. Уже собрались все гости, некоторые приехали в Киев из других городов. А тут невеста рыдает и выставляет условие: «Нет Чайки, нет свадьбы». Тяжелая была ночь и для родителей и для нас, но в 10 утра Чайка все же приехала. Вот так мы и начали нашу счастливую совместную жизнь, которая продолжается уже, без малого 37 лет. Посмотрели мы на эту машинку в музее и от души посмеялись. Еще и внукам рассказали, как эта машина, чуть не стала «яблоком раздора» в нашей семье. Рядом с Чайкой, не менее знаменитая — «конторская и обкомовская» ГАЗ 24.
Но это, так сказать, машины «членовозы» и машины для всемогущих органов.
А вот машины для простых смертных, на которых путешествовали наши предыдущие поколения и даже некоторые туристеровцы.
К сожалению, я не нашел здесь модели ВАЗ 21011. Это была первая машина в моей жизни, которую приобрели родители в 1975 году. И с тех пор, мы с ними, до 1981 года, выезжали летом в отпуск по территории СССР. Прибалтика, Белоруссия, Грузия, Азербайджан, Армения, Молдавия, Карпаты, Домбай, Волга…сколько тысяч километров было пройдено, сколько увидено, сколько познано. На этой машине я учился водить. С тех пор обожаю путешествовать за рулем.
А это легендарная «Копейка». Кстати, Атанасов начал собирать коллекцию с дедушкиной ВАЗ 2101.
Ну, а это уже ВАЗ 2108. Это самая первая машина в нашей с Ирой семье. Приобретенная без помощи родителей. На той «восьмерке» мы много попутешествовали с маленькой дочерью.
Рядом с «восьмеркой» стоит «девятка». Эти машины еще были самыми «бандитскими» в лихие 90-е. Братва, в основном, ездила на стрелки в этих авто.
Извечные споры между автовладельцами в 70-е и 80-е заключались в том, какая машина лучше «Жигули» или «Москвич»? В соседнем подъезде у нас жил владелец зеленого «Москвича». Отец пренебрежительно называл этот автомобиль «жабой». Не знаю почему, ведь ничего общего кроме цвета с жабой он не имел. Увидел этот Москвич, и, честно, он мне таким родным показался, сразу нахлынули воспоминания.
А сколько еще славных моделей «Москвичей» было выпущено советским автопромом. Некоторые из них еще встречаются на дорогах.
На одном из таких «Москвичей» мы с бабушкой, в качестве пассажиров, совершали поездку из Киева в Умань (211 км) в далеком 1968 году. И дорога Киев-Одесса была далеко не такой, как сейчас. Но мы успешно добрались.
Ну, и чудо советского автопрома «Горбатый» Запорожец (ЗАЗ 965/965А). Сколько анекдотов родилось про это «достижение», которое начали выпускать в 1960 году на Запорожском автозаводе. И про то, что багажник впереди, потому что на такой скорости за вещами приглядывать нужно, и про «соревнование» с БМВ. Сейчас, когда узнаешь, что двигатель этого автомобиля был рассчитан на пробег 25–30 тыс. км. до капитального ремонта в 1962 году, диву даешься.
Но ведь многие автовладельцы этих «героических» машин пускались и в далекие путешествия. Вспомним даже фильм «Три плюс два», вышедший на экраны в 1963 году. Где героини Наталии Кустинской и Наталии Фатеевой, без всякого страха, прикатили на «Горбатом» аж в Крым. Мало того, не испугались элитной компании молодых людей на престижной «волжанке».
Да и мы, во время путешествий с родителями по дорогам СССР, иногда обгоняли «Горбатых», которые медленно, но уверенно и бесстрашно, двигались к намеченным целям. На смену «Горбатым» пришел «Ушастый» или «Чебурашка». Этот экземпляр уже встречался значительно чаще, среди путешествующей братии, да и был надежнее.
А вообще, о тех отчаянных путешественниках 1966–1968 и об их машинах из советского автопрома на Туристере есть прекрасная трилогия Сергея Кузнецова. Начало здесь, а дальше разберетесь. Думаю, будет интересно.
Есть в коллекции и советские внедорожники. Вот, например, полноприводной внедорожник отечественного производства — ГАЗ 67. Выпуск начался в 1943 году. Машина была предназначена для армии. Однако, после войны, использовалась и для геологоразведки, и для милиции, и для сельского хозяйства. В народе получила клички — «Иван-Виллис» и «Козел». Про эту машину можно сказать, что она прошла «огонь и воду», а также непролазную грязь нашего бездорожья.
На смену ГАЗ 67 пришел УАЗ 469. Его полномасштабный выпуск начался в 1972 году. Милицейский вариант в народе окрестили «Бобиком», хотя прозвище начало применяться еще к предшественнику, но не так широко, как к последователю.
Огромное внимание уделено другим автомобилям из бывших социалистических стран.
Кто из нас не знает знаменитый автомобильный концерн Шкода из Чехословакии. Образовавшись, как мастерская по производству велосипедов, в 1895 году, предприятие играло большую роль в автомобильной промышленности социалистического лагеря. Но особой «изюминкой» было производство кабриолетов. За годы существования СЭВ было выпущено более 15 тысяч экземпляров этих моделей. А ведь само даже понятие «кабриолет» было несколько чуждо социалистическим представлениям. Это подразумевало под собой «роскошь». Тем не менее, вот такой вот красавец представлен здесь. Эх, прокатиться бы на таком да по Лазурному побережью.
А как вам вот эта модель?
Продукция Шкоды активно экспортировалась и не только в социалистические страны. А в Новой Зеландии даже был построен завод по сборке этих автомобилей. Мне тоже удалось попутешествовать на вот такой вот модели.
Когда я впервые попал заграницу в 1988 году, в командировку, в Чехословакию, местный инженер возил нас из Братиславы в Брно (130 км) на выставку. Меня сразу же поразило качество магистрали, но удивило то, что скорость наш водитель держал около 90 км/ч (разрешенная на этой дороге 100 км/ч). Эх — гони, не хочу! А мы плетемся еле-еле. Тогда я еще не понимал разницу в менталитете между нами и чехами.
А вот и знаменитый немецкий «Трабант». Название означает — «спутник». Машина отличалась тем, что была довольно легкой из-за применения пластиковых материалов в компоновке кузова.
И еще один представитель автомобильной промышленности ГДР — Wartburg.
Польский автопром тоже представлен. Вот эта вот модель называется Warszawa. Автомобиль производился с 1951 по 1973 гг по советской лицензии на ГАЗ-М-20 «Победа». На снимке представлена более поздняя модель 1960 года Warszawa 201.
Интересно, что эти машины, правда, несколько модернизированные, использовались в качестве дрезин на железной дороге. Еще одна популярная польская модель, которая встречалась в СССР — небольшой грузовой автомобиль Zuk. Производство этих машин началось в 1959 году, и первые модели использовали двигатели и трансмиссию автомобиля Warszawa.
Легендарный Polski Fiat 125 p, который выпускался с 1967 года и даже экспортировался в Великобританию и Ирландию.
А это, не менее легендарная «малышка» Polski Fiat 126 p, который начал производиться в 1972 году.
На вид очень маленькая машинка, но, находясь в Польше в 1991 году, я сам «испытал» ее размеры. Трое совсем не маленьких мужчин (рост 180–190 и вес 80–110 кг) и женщина (рост 170) нормально передвигались в ней по польским дорогам.
Румынская автомобильная промышленность представлена автомобилем Dacia, которую начали производить в 1967 году при содействии концерна Renault.
А это югославская Zastava
Надо сказать, что все машины, представленные на выставке, прекрасно отреставрированы, и создается впечатление, что автомобиль только что сошел с конвейера.
Широко представлены мотоциклы.
На них тоже пускались в далекие путешествия. Шаш родственник, в 1969 году, прикатил на «Яве» к нам, в Крым, из Черкасской области. И он считал это нормальным. Да и что в этом такого? Сейчас долгими путешествиями на мотоциклах никого не удивишь, но тогда…
Тем не менее, не одними достижениями автопрома жили люди той эпохи. А кто не помнит бензопилу «Дружба», разработанную в 1953 году и вышедшую в производство в 1955 году? До 1980-х годов эта бензопила была, единственной, которую производили на просторах бывшего СССР.
Это терминалы к ЭВМ 1980-х годов. На одном из таких я отлаживал свою дипломную работу 1986 года.
А как мы в детстве завидовали обладателям вот таких вот игрушечных автомобилей.
А вот на таком точно аппарате мы ставили перед сном пластинки для нашей маленькой дочери, и она под них засыпала.
Телевизоры, кассетники, радиоприемники тех годов
А это предметы моей особой ненависти в мальчишеские годы.
Дело в том, что во время школьных каникул в мои обязанности входила пылесоска всей квартиры по пятницам. У нас в семье был вот такой аппарат.
С годами он тянул все хуже и хуже. Крупный мусор приходилось собирать руками. И если мусор был собран плохо, то я получал от мамы нагоняй.
Обладатели радиоприемников такого класса имели возможность слушать «вражьи голоса» и их музыку. Честно признаюсь, что в 10-м классе очень этим грешил.
Еще один предмет не очень приятных воспоминаний. У отца, еще с 1960-х годов, была такая чехословацкая готовальня.
Он ею очень дорожил и гордился. И я, в 9-м классе, взял ее, без ведома, на урок черчения. В классе все рассматривали эту готовальню. Крутили циркуля в руках. В результате, кто-то элементарно «спер» самый «прикольный» циркуль, который назывался «балеринка». Разными правдами и неправдами, я раздобыл похожий, но не такой. Он был побольше и не влазил в гнездо. Пришлось гнездо «подрезать» и немного расширить, но, все равно, опытный глаз несоответствие мог отличить. Мне повезло. Отец так никогда и не заметил подмены. А может и заметил, но оценил мою находчивость и не стал устраивать «разборки».
А в окончании повествования о двух «несомненно» очень важных вещах того периода жизни. Первое, это конечно классики марксизма и все, что с ними связано.
Правда, я не знаю почему «обидели» дедушку Ленина и вместо него поместили портрет Мао.
Сопутствующие всей социалистической эпохе — переходные красные знамена победителей социалистического соревнования. Сколько неподдельной радости и гордости приносили они трудовым коллективам и сколько возможностей «открывалось» перед руководителями этих коллективов.
Но если «Плиска» и «Слнчев бряг», еще появлялись в обычных магазинах, то джин и смирновская водка могли быть куплены только в чековых и бонных магазинах. Чуть проще обстояла ситуация с винами из социалистических стран.
Здесь еще есть много всего, которое не попало в отчет: стиральные машины, фотоаппараты, велосипеды…как говорится «товар на любой вкус».
В целом, музей очень понравился. Экспозиция все время растет. Хотелось бы отметить удачное расположение в большом шопинг-центре. Если некоторым мамам или бабушкам музей покажется неинтересным, то пока папы с детьми будут смотреть экспозицию, они могут пробежаться по бутикам и кафешкам.
Я не думал, что творение коллекционера Цветана Атанасова произведет на меня столь сильное впечатление. Поездка в музей задумывалась с определенной целью. Поскольку мы с женой заядлые путешественники и стараемся к этому приобщить маленьких внуков, то мы хотели показать, на чем путешествовали по автомобильным дорогам их бабушки и дедушки, когда были молодыми. Показать внукам советские автомобили и автомобили стран СЭВ. Но получилось так, что мой проход по залам вызвал «целый сонм воспоминаний и дум».
Теги:
Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия