Вокзал в Шанхае встретил нас привычной уже суетой, дождливой погодой и совсем небольшой очередью на такси. В руках у нас был маршрут движения, опять-таки спасибо Гуглу (правда пешком), распечатка с названием гостиницы и адресом в иероглифах, поэтому без каких-либо вопросов, загрузившись в авто мы спокойно потянулись в нужном нам направлении. Спокойно, потому что все здесь ехали спокойно, без напряжения и эксцессов.
Огромный город, поезд идет к вокзалу через городские кварталы и абсолютно урбанистические пейзажи, наверное, где-то больше часа. Да, имеются здесь многоэтажные автомобильные развязки, настоящие хайвеи прямо в городе, где не встретишь ни одного светофора, но в центральной части вполне себе обычные улицы — светофоры, перекрестки, пешеходы, но нет этих вязких утомительных физически и морально заторов, которые скромно именуются у нас пробками. В разгар часа пик — 9 утра ехали на такси пусть и не с очень большой скоростью, но именно ехали и спокойно приехали в самый практически центр за 15 минут и 17 юаней. Никаких вопросов!
Гостиница, конечно, скромная, бюджетная, при этом все прилично, чисто и аккуратно. Персонал грамотно выражается на английском, бесплатный вай-фай в лобби, завтрак в столовой, ухоженный 3-х местный номер с видом на реку Сучжоу — все строго как обещали на сайте бронирования. Плюс реальных 5 минут ходу до Нанчжин-роуд (или Нанкин-роуд). Это все вместе очень приятно подействовало на наши изрядно утомленные тела и души. Опять-таки нас без вопросов вселили в номер в 9.30 утра. Можно было прийти в себя с дороги, принять ванну, выпить чашечку кофе — все как в лучших домах!
Затем сразу в город. По пути заметили ту, чудесную кондитерскую, которую в отзыве о нашей гостинице описал неведомый нам путешественник, по стопам которого мы пошли. Низкий ему поклон!
2
Знаменитая торговая улица встретила нас мелким нудным дождичком, но прелести своей от этого для нас не потеряла. Мы и не планировали шопинг, поскольку понятно, что цены там все-таки значительно повыше пекинских, но прогуляться по «дворцам торговли» (иначе эти заведения не назовешь!), стоит того. Одновременно возник вопрос о подробной карте, желательно с надписями на английском и китайском. Решилась эта проблема в два этапа. Сначала я зашел в отель посолидней, это оказался «Софитель» и попросил такую карту на ресепшене. Карта оказалась не ахти какой подробной, но центр был изображен неплохо. Потом в районе набережной Вайтянь обнаружилось шанхайское бюро туризма, там была карта значительно получше.
Сад Юй-Юань (Yuyan garden), Народный парк (People`s square), китайский квартал, Пудонг, как и многие-многие другие достопримечательности, многократно описанные в соответствующей литературе, в инете на соответствующих сайтах — действительно увлекают, все это стоит того, чтобы увидеть и ощутить, но я бы не хотел подробно останавливаться на этом и повторяться. Все-таки сделаю акцент на собственных впечатлениях и ощущениях этого невообразимо большего и очень разнообразного города.
3
Прежде всего — о транспорте. Мы передвигались в метро, на такси и несколько раз на пароходике-пароме пересекали реку Хуанпу, чтобы оказаться в Пудонге. Марок авто в Шанхае, как и в Пекине, и в Сиане я заприметил великое множество. Все-таки пальма неоспоримого первенства принадлежит Фольксвагену. Естественно китайского, а еще точнее шанхайского производства. Модели немного не совпадают с теми, что мы привыкли видеть на наших дорогах. Вроде бы те же названия — «Пассат», «Джетта» и т. д., но отличия есть. Кроме того, я заприметил «Пежо» и «Ситроен», «БМВ», многочисленные «бьюики» самых разных моделей, а также «тойоты», «хонды», даже «шкоды», естественно, все китайской сборки, а вот собственно китайских марок было, на мой взгляд, поменьше. Полагаю, логика в такой политике имеется и как результат автомобилизация страны сейчас уже на неплохом уровне. Да, видел также и импортные авто — американские и японские, были и «мерсы», «ягуары», даже как-то попалась на глаза «Лаиборджини», но это уже явно были понты, поскольку, как я понял, в Китае сегодня производятся автомобили любого сегмента, на любой вкус и кошелек. Хотя своей нефти в Китае совсем мало, бензин стоил примерно столько же сколько в Минске. Это очень удивило.
Метро просто поразило. Это не передать! Во-первых, своей чистотой. Все станции, что увидели, были не просто чисты, а как-то стерильно вылизаны. Даже включая туалеты непосредственно на станциях. Во-вторых — великолепные переходы между станциями. Широкие, свободные даже в самый, что ни на есть час пик. В-третьих, безопасностью. Все пути, впрочем, как и в Пекине на большинстве станций отгорожены минимум перегородкой, максимум — полностью закрыты. В-четвертых, информативностью табличек и экранов. В-пятых, бесшумностью движения. Дома в Минске (кардинальной разницы с Москвой нет) специально забрел в метро проверить. И точно, у нас шумно, плюс болтанка в ходе движения, а там ничего подобного, вагоны движутся тихо и ровно. Черт его знает, как они этого достигают. Но факт!
8
7
Перед входом (или выходом, это уж как оценить) в вагоне кольцо как поручень для стоящих возле дверей пассажиров. Функционально, что говорить. Вагоны соединены между собой, т. е. ты можешь пройти с первого до последнего вагона, не выходя на платформу на остановках. Может это и не принципиально, но точно удобно. Везде экраны, последующая станция сообщается не только голосом, но и прописывается, в том числе на английском. Нет слов. Везде схемы метро тоже на двух языках. Заблудиться можно, если только сам того пожелаешь. Может только показалось, что скорость движения медленнее, чем в Москве или в Минске, но как нам подсказал один местный житель, время между станциями — 3 минуты, и правда, смело берите этот промежуток времени за основу расчета движения до нужной вам станции.
Оплата проезда либо в автомате на входе — наличными, как правило, либо в окошке с оператором и зависит от расстояния. Наш максимум — 5 юаней из центра до вокзала Хунцяо, где рядом одноименный жд вокзал и перед ним — аэропорт. Билеты надо сохранять до конца поездки, поскольку именно по ним вы должны выйти и если стоимость поездки больше вашей оплаты — придется доплатить.
Однако, опять-таки — все просто и функционально. Станции метро не отличаются изысками — мозаикой и барельефами, но все достаточно аккуратно и красиво. В целом — никаких претензий!
Мы много бродили по городу. Достопримечательностей — немало. В саду Юнюань действительно отвели душу. Красиво, оригинальный китайский колорит, отличная общая атмосфера. Океанариум возле телебашни был просто неповторим! 150 м в стеклянном туннеле — это фантастика! Акулы, скаты, морские котики и прочая морская живность — просто чудо. Медузы в аквариуме с подсветкой — это надо видеть. Я выставил только одну фотку, но там они предствлены очень широко и разнообразно. Плюс в некоторых цвет подсветки меняется чуть ли не во всех цветах радуги. Очень советую увидеть эту красоту!
Понимаешь сколько средств вбухано в это непревзойденное чудо! Не стоит жалеть те 180 юаней (30 долларов) за это рукотворное чудо. Не менее великолепный музей Шанхая у подножья телебашни. Столько интересного открыл для себя, хотя, конечно, любя историю, полагал, что я кое-что себе представляю! Обратил внимание, что изображая начало XX века на макете шанхайской набережной, самый приличный броненосец именуется «Borodino» и украшен триколором — «бесиком» — известным ныне вновь повсюду бело-сине-красным флагом. В целом российское присутствие в Шанхае в первой половине прошедшего века отмечено неоднократно и, надо признать очень положительно.
К великому сожалению погода нас очень подвела. Была низкая облачность и мы не поднялись ни на Цинь-Мао, ни на телевизионную башню. Именно под последней — жемчужиной Азии, висело табло, которое указывало на видимость — увы, не более 100 м, что просто на нет сводило любой подъем на высоту. Зато, как по мне, это наиглавнейший повод вернуться в Шанхай, чтобы все-таки подняться на высоту этих замечательных башен и увидеть-таки панораму великолепного города!
Мне показалось, что городские власти Шанхая (или может власти страны?) явно стремятся «догнать и перегнать» Нью-Йорк. Так в частности с левого берега Хуанпу располагается башня — ну так напоминающая «Крайслер Билдинг» на Манхеттене, а «Цин Мао» это просто «Эмпайр Стейт», молчу уже о копии статуи быка перед Уолл-Стрит. Там даже имеется табличка об этом. Хотя, конечно, Пудонг — район небоскребов, набережная Вайтянь, в колониальном стиле, Нанкин-роуд, молчу уж новых районах, имеют неповторимый оригинальный колорит и собственный стиль, тем не менее, у меня сложилось ощущение негласного соревнования Шанхая именно с Нью-Йорком.
На Уолл-стрит существует поверье, что кроме того, чтобы схватить того самого быка за рога, надо еще погладить его как раз-таки за яйца. Тогда ждет тебя всегда удача и «будет тебе счастье!», как пел Высоцкий — «много денег и машин». Ну, вот такие у них буржуазные взгляды! Да и посмотрите, на всех фотках видно, что именно там самые блестящие места скульптуры! Мы, конечно, сделали это в Нью-Йорке и решили повторить в Шанхае. Шел тот самый мелкий и очень противный дождик. Перед быком под большущим зонтом стоял полицейский пост, в количестве аж 3 человек, которые свободно помещались под ним и куда-то выходить не спешили. Мы, сначала как приличные туристы поснимались на его фоне, даже цеплялись за рога, типа нам достаточно и такого счастья. Ну, а потом, не сговариваясь заранее, по очереди направились к тыльной стороне знаменитого монумента! Обычай есть обычай, надо его соблюдать. Не знаю, принято так в Шанхае или нет, других туристов рядом не было, но то самое место блестело, хотя и не так как рога. Во время нашей фотосессии я посматривал в сторону полицейских. Ну, мало ли! Они внимательно наблюдали за нами, но никак не реагировали. Может так и надо?
Многие жители, узрев иностранцев, без всякого стеснения, могут подойти к вам и перекинуться парой фраз на английском. Мы сначала напрягались, мало ли, что им надо и куда это они пытаются нас затянуть? Но по собственному опыту, это просто любознательные люди, которым только и надо, что попрактиковаться в английском, да и удовлетворить свое любопытство, чтобы узнать, что мы из себя представляем.
8
5
6
Плюс, в отличие от Сианя в Шанхае совсем мало «прилипал» или «помощников», желающих за счет мелкой помощи вам поправить собственное материальное положение. Хотя помочь вам, при необходимости готов каждый. Смело обращайтесь к молодым людям. Многие из гих обладают пусть небольшим, но сносным знанием английского, а главное готовы вам помочь всем, чем могут. Например, когда мы приехали на вокзал купить билеты в Сучжоу как ни крутились, ну не смогли найти билетные кассы. Там, где нашли, стояли автоматы, разобраться несложно, но в финале покупки надо было к сканеру приложить китайское удостоверение личности. Где можно было бы купить билеты иностранцам, ну не найдем, хоть ты тресни. На входе нас заприметили какие-то личности и предложили билеты на 20 ю дороже. Нас трое. Это уже 60. Нам такое предложение решительно не понравилось. Вышли и тут-то зацепились за молодого человека китайской внешности, который отнесся к нам с огромной заботой и теплотой. Явно неместный, он на своем ограниченном английском сначала заверил, что он все узнает, потом предложил нам оставаться на этом месте и честно ждать его возвращения. Что мы и сделали. Я как-то полностью доверился ему и даже не предпринимал попыток выловить кого-то еще. Даже сам не знаю почему. Через минут 5 он прилетел к нам запыхавшись, но с вполне довольной улыбчивой физиономией — окей, все в порядке, мол, пошли. Мы и пошли. Точно, кассы чуть в стороне, надо было немного пройти к торцу здания и перейти улицу. Пожал нам руку, сказал спасибо, наверное, просто за то, что мы к нему обратились и, не дождавшись наших благодарственных од, мгновенно растворился в толпе. Вот так! Билетики мы, конечно, купили, но, к сожалению, только на следующий день. На наш день дешевых уже не было. Там же к нам прибились какие-то мальчишки из Германии, говорившие на весьма приличном английском, которые решали те же проблемы. Они просто увидели европейские лица. Как говорится, европеоиды всех стран — соединяйтесь! Доченька, зная немецкий, мило пообщалась с ними еще минут 5. На том и попрощались, пожелав другу гуд лак. Я в беседу не вступил, поскольку они мне как-то сразу понравились, поэтому общаться с ними на уровне -«Хенде хох» и «Гитлер капут» я все-таки не решился. По-английски было немного легче.
6
Мы в самый первый день, когда я уже просто изнывал от желания срочно перекусить, а еще лучше загрузиться едой под завязку, как говорится, нашли ресторанчик с многообещающим названием «Grandmother», я верно перевел это название, как «Обеды от бабушки» и уверенно заманил туда своих девчонок. Выбор оказался на все 100! Сразу бросилось в глаза обилие европейцев, демократичные цены в меню и очень приятный интерьер. Это было открытие! Не передам точное наименование улицы, но запросто могу объяснить как туда пройти от набережной Вайтянь, обращайтесь! Там и питались все 4 дня своего пребывания, дополняя только той замечательной кондитерской (еще раз низкий поклон безвестному мне автору отзыва по имени Юрий!), а также еще двум фруктовым лавкам напротив, где мы брали замечательные ананасы, клубнику и манго по ценам «ниже рыночных»!
7
6
Вот и настал последний день нашего пребывания здесь. Собрали вещички, сдали их на ресепшн и побрели на заключительную прогулку. Конечно задержались у «Бабушки». Как часовой на посту — и спать охота, и Родину жалко! Так и нам — и покушать хочется, и время поджимает. Я как всегда нервничаю, по мне лучше на вокзале быть часа за полтора до отправления, есть гарантия, что не опоздаешь, знаю своих девчонок, они в лучшем случае могут «слегка» задержаться, а так никогда не опаздывают! В общем, когда по-моему мнению уже полный «цигель — цигель, ай-лю-лю», они еще пошли проверить на дорожку порядок в том самом заведении! Я рассчитался, и уже приплясываю возле того заведения, вроде и мне туда надо! Выплывают, я их бегом на выход, слава богу такси находим быстро. За рулем китайская дама. Ни слова по английски! Но нам уже это после Сианя вполне привычно. Ведем в гостиницу — она смеется, мол, тут совсем рядом! Я как-то попытался втолковать ей, что нам там надо забрать чемоданы, а потом к метро — ну, ни в какую, целая проблема. Машу рукой — ты, мол, езжай, там разберемся. Доехали, бегу в отель, а она давай высаживать моих подруг, платите и гуд бай! Но я был быстрее, чем она успела их высадить. Путь к метро прошел весело, с прибаутками в полном взаимопонимании обеих сторон!
Не смотря на мои переживания к вокзалу Хунцяо мы прибыли за 40 минут до отправления. Я был удовлетворен, хотя конечно слышал некоторые замечания в свой адрес по поводу моей торопливости. Это были мелочи, конечно! Тем более ожидание поезда позволило мне просохнуть от пота, выступившего на мне в результате многих трудов при носке на себе всех их чемоданов. Пользоваться колесиками на переходах и эскалаторах было не так просто как казалось!
Наконец мы разместились в вагоне скростного поезда, который покрыл расстояние в более чем 1000 км за каких-то 5 часов. Я впервые ехал на скорости 300 км/ч по поверхности земли. Это просто неописуемо! Опять обратил внимание на то, как убирались в вагонах. Не успеешь бросить что-то в мусорку — мадам-уборщица уже опусташает мусорную корзинку! Кто-то заглянет в туалет, она сразу же после него наводит там порядок. По-моему все 5 часов лету эта дама непрерывно курсировала то туда, то сюда.
Нет, город Шанхай просто необычайно великолепен. Нам, видевшим, славу богу, немало красот, как природных, так и рукотворных и придерживающих принципа, что жизнь коротка и дважды бывать в одном и том же месте просто невозможно, сейчас точно понятно — Китай вообще, а Шанхай в частности, нужно и можно видеть и посещать вновь и вновь!