Трудно представить, сколько тайн несёт в своих водах Матушка-Ока. Одна из главных водных артерий страны имеет протяжённость 1500 км, и, возле слияния с Волгой, набирает наибольшую силу.
Трудно представить, сколько тайн несёт в своих водах Матушка-Ока. Одна из главных водных артерий страны имеет протяжённость 1500 км, и, возле слияния с Волгой, набирает наибольшую силу.
Ока и Волга по водопротоку примерно равны, но после Нижнего дальше идёт именно Волга. Ока в сестринских водах растворяется.
(Нижний Новгород)
Так происходит и с народами. На протяжении мировой истории упоминаются многие, однако далее малые народы чаще всего исчезают, рассеиваясь в веках.
С середины I тысячелетия н. э. в нижнем течении Оки начинает фигурировать финно-угорское племя мурома. Сохранились останки селищ-городов принадлежащих муроме. Учёные отмечают их схожесть с городецкой и дьяковской культурой.
И первые, и вторые, и третьи мужчин хоронили с оружием, женщин с украшениями. Оружие у муромы было одним из лучших, а женские украшения отличались художественным исполнением.
Единственный момент, археологические памятники городецкой культуры на территории края датируются II веком н. э. Муромские появляются на три века позже.
Обе культуры при захоронении использовали грунтовые могильники. Теоретически, новые переселенцы какое-то время могли практиковать поверхностные захоронения, по типу избушек с телами покойных.
Мало вероятно чтобы в низовьях Оки три века никто не обитал. Однако, увы, связующее звено пока не найдено.
С другой стороны, в настоящем археологией не занимается, и потому одно-два открытия могут полностью перевернуть представление о прошлом.
Доминирует теория, что мурома ближайшие родственники мордве. Антропологи, восстанавливая черты лица муромы, отмечают выпуклые скулы и большую уплощённость лица, нежели у славян.
Уклад общества муромы был патриархально-родовым. Имущественное неравенство присутствовало, но при этом они оставались свободными общинниками.
Основным источником существования являлись: охота, рыбная ловля, животноводство.
Сельским хозяйством мурома занималась в меньшей степени. Гончарный круг знали, как и секрет обработки железа, но это не выходило за рамки семейных потребностей. Выделение кузнецов в особую касту произошло в X–XI веке.
Муром впервые упомянут в «Повести временных лет» 862 годом среди городов, подвластных Рюрику после призвания варягов.
Благодаря удачному месторасположению город оказывается на перекрёстке торговых путей, что делает его особо привлекательным.
В 965 г. состоялся поход Святослава по Оке на Волгу.
Через двадцать лет военную кампанию повторил Владимир Святославович, после чего Муром оказывается окончательно вовлечённым в Русское государство.
В 1013 г. сюда приезжает на правление присланный из Киева князь Глеб, сын Крестителя Руси, будущий первый русский святой. Ревностный христианин наталкивается на неприятие язычников.
Решив, не форсировать события, Глеб Владимирович ставит двор и первую церковь на краю города.
Чуть позже на этом месте образуется мужской Спасо-Преображенский монастырь — древнейшая обитель на территории России. В 1096 г. он впервые упоминается в летописи как «монастырь Спаса на бору».
Три года назад мне посчастливилось обитель посетить. Из изменений отмечу: окончательно оформился монастырский музей, в нижней части церкви Покрова Богородицы появилась усыпальница легендарного Ильи Муромца.
Если быть точным, человек, которого считают былинным богатырём, покоится в Киево-Печорской Лавре. Здесь частичка мощей. Пусть даже и так. Для верующих место по любому святое.
Впрочем, мы слегка забежали вперёд. Про Илью Муромца поговорим позже.
По одной из версий «мурома» обозначает — живущие возле воды на горе. Так оно и есть, исторический Муром стоит возле Оки. Его обрывчатый берег поделён оврагами на части.
«Повесть о водворении христианства», созданная лишь в XVI веке, утверждает, что после смерти св. князя Глеба мурома оставались грубыми язычниками.
Они развешивали над дуплами разных деревьев платки или полотенца, которым поклонялись, принося при этом коней в жертву своим богам; вместе с покойником они зарывали в могилу особые плетения из ремней, приспособленные для лазанья по деревьям; наконец, справляли по умершим своеобразные тризны, сопровождавшиеся битвами и драками, а также царапаньем лица, в знак глубокой горести о покойнике.
Придерживались муромцы и мусульманских верований, называя «скверного Моамефа» своим пророком, с которым они познакомились через волжских болгар.
Отличительной чертой муромских могильников являлись совместные погребения людей и коней и изредка — коров. Как и у других средневековых поволжских финнов, в качестве заупокойной пищи в погребениях присутствуют кости животных.
Коней хоронили отдельно, взнузданными и осёдланными, придавая им позу, имитирующую лежащее на брюхе живое животное с подогнутыми ногами и поднятой головой (её укладывали на ступеньку в могиле).
Во второй половине X и в XI веке начинает сказываться влияние славян.
Археологи находят селища, заселённые одновременно муромой и славянами. Под влиянием последних муромская культура теряет самобытность.
В могильниках перестают появляться уникальные женские украшения и предметы посуды. Усопших начинают хоронить на славянский манер — головой на запад, вместо традиционного направления на север.
В 1088 году город подвергся захвату со стороны волжских булгар. В 1096 году стал объектом междоусобной Муромской войны.
А что с христианством? Вплоть до середины XII века край по большей части оставался языческим.
Церковные предания не обязаны соответствовать исторической хронике. Уверовал — значит, так и было.
С уходом Глеба городом управляли киевские наместники. Наконец, после целой серии неурядиц, Муром получает в удел Ярослав Святославович (1070-ые — 1129 г.) — князь Муромский и Черниговский, внук Ярослава Мудрого, основатель муромо-рязанской ветки Рюриковичей.
Скорее всего он и есть благоверный Константин Святославович Муромский. В XVI веке было написано его житие, после чего Константин вместе с сыновьями Михаилом и Фёдором Макарьевским собором 1547 г. оказался канонизирован.
Согласно преданию, Константин обратил мурому в христианство и построил в городе множество церквей.
Крещение не прошло гладко. Прежде чем войти в город, князь отправил вперёд себя младшего сына Михаила. Он должен был сообщить язычникам о прибытии князя. Мурома принимать князя не хотела и посланца убила.
Войдя-таки в город, князь, при виде погибшего сына, жутко опечалился, но мстить не стал, пытаясь донести до язычников теплоту веры Христовой. Оные затаились, но позже пришли на княжеский двор — убить Константина.
Князь вышел, держа в руках привезённую из Византии икону Божьей Матери. Святыня засияла, язычники попадали ниц и приняли Веру. Позже икона стала именоваться Муромской Богоматерью, а на месте княжеского двора возник Благовещенский храм.
Святых похоронили в Благовещенском монастыре, где они пролежали 9 веков. 22 мая 1923 года произошло вскрытие мощей святых благоверных князей Константина, Михаила и Феодора, после чего они были перевезены в музей, где находились до января 1989 года.
В 1991 году, после возрождения монашеской жизни, святые мощи обрели покой в раке Благовещенского собора одноимённого монастыря. В свою очередь плита, что когда-то закрывала усыпальницу, оказалась выставлена в притворе.
Образовалось поверье, чтобы не болели кости и суставы, к стеклу, закрывающему плиту, нужно прислониться спиной и слегка потереться.
Каждый год 3 июня, в день памяти Константина и его сыновей, на берегу Оки происходит редкая церемония. Священники открывают раку и надевают на головы верующих шапочки, напитанные благодатью Константина и его сыновей.
Когда в Муроме появилась крепость? Первые оборонительные сооружения муромы находились в районе Николо-Набережной церкви.
К X веку Муромская крепость оформилась на Воеводиной горе, с трёх сторон защищённой природной возвышенностью. С запада подступало Козье болото.
В 1868 г. на территории Кремля был найден клад — 11000 арабских монет. В 1946 году Академия наук СССР произвела археологические раскопки, в результате оных план построек оказался понятен.
Цитадель имела форму неправильного прямоугольника. На земляных валах возвышались бревенчатые стены: снизу из дуба, сверху из сосны. Было двое ворот, четыре глухих угловых башни, восемь четырёхстенных и башня-тайник.
(Фото из интернета)
В 1054 г. Муром, являясь восточным форпостом Руси, попал в орбиту влияния черниговских князей. Сделался столицей Муромо-Рязанского, а после Муромского княжества. Начались междоусобные и пограничные войны.
В 1220 году город, как тогда казалось, окончательно замирился с булгарами, но уже через пару десятилетий был сожжён Батыем. В последующем Муромский кремль был восстановлен и вплоть до взятия Казани (1552 г.) выполнял оборонительные функции.
После кремль не использовался, сильно обветшал, сгорел в начале XVIII века и в царствование Екатерины II, когда город стал застраиваться по генеральному плану, был разобран за ненадобностью.
В 1852 году на месте кремля был открыт Окский сад (позднее парк имени В. И. Ленина).
На Воеводиной горе стоял собор Рождества Богородицы, время основания которого теряется в веках. В соборе молились московские князья, в том числе первый царь Руси Иван Грозный. После Революции церковная утварь, как и мощи Петра и Февронии, были переданы в краеведческий музей. В 1924 г. храм закрыли, а через 15 лет разобрали, на какое-то время в качестве пожарной каланчи оставив колокольню.
На месте бывшего собора информационный стенд и памятный крест. Существуют планы восстановления, но они, на мой взгляд, сомнительны.
Парк многократно перестраивался. В настоящем на центральной аллее памятные таблички землякам — Героям Советского Союза.
Среди аттракционов главенствует колесо обозрения.
Один круг в 6 минут обходится в 200 рублей, но оно того стоит. Муром сверху прекрасен!
Восточная часть Воеводиной горы выходила на берег Оки.
В наше время холм снизу украшен инсталляцией крепостной стены с гербом города.
Сверху, где возвышалась крепостная стена, встал на стражу 21-метровый Илья Муромец — символ доблести и чести, самый известный уроженец города.
Надо сказать, в Муроме мне приходилось бывать много раз, в том числе в августе 1999 года, через неделю после установки памятника. Предпоследний мой визит состоялся в августе 2018 года, последний в мае второго ковидного.
Мы приехали семьей, вместе с детским клубом Измайлики на три дня. Два посвятили музеям и экскурсиям. На третий, после мастер-класса, во второй половине оказались предоставлены сами себе.
Решили съездить в Карачарово, на Родину былинного богатыря. Я там был, о чём уже писал — Как из города Мурома, да из села Карачарово — вышел богатырь.
Три года назад из центра до Карачарово проезд в автобусе стоил 18 рублей, теперь 22. Храм Живоначальной Троицы оказался закрыт, зато я с удовольствием отметил, что алтарная часть начала восстанавливаться.
По легенде, окрепнув для подвигов богатырских духовно и чудом святого исцеления, Илья Муромец вносит в гору три бревна из морёного дуба и закладывает их в основание храма святой Троицы.
Как и в былые годы несёт в Волгу свои воды набухшая и слегка угрюмая после зимы Ока.
Под горой радостно журчит Ильинский родник. По легенде он образовался от удара копыт богатырского коня Бурушки. Возле источника появился информационный щит, где рассказывается о запустении места в советские годы и о возрождении.
Источник и часовня охраняются Московским казачеством. Три года назад я общался именно с этим мужчиной. Он меня не запомнил, я же своего визави узнал.
Поговорив с казаком, я посетовал, что три года назад не дошёл до места, где по преданию стояла изба Ильи Муромца. Теперь выяснилось, что я шёл не в ту сторону.
Наш поезд уходил далеко за полночь и день нужно было чем-то занять. Посовещавшись, мы решили дойти до дома Ильи Муромца. Шевелившиеся на небе тучи решения не изменили.
Идём бредём по деревне, предполагая, что именно этой дорогой к Илье шли старцы, либо калики перехожие. Слева из-за домов и деревьев, словно успокаивая, выглядывает Матушка-Ока. Справа наставляет на путь истинный храм Живоначальной Троицы.
За 900 лет Карачарово в размерах выросло, и делится на несколько улиц. Покосившихся хибар мало, большая часть домов коттеджи, причём планировка оных слегка буржуйская.
Карачаровцы живут не плохо. Кто-то активно строится, что по нашей жизни редкость, возле многих домов баньки, а у некоторых так и вообще личные пруды для разведения рыбы.
Отмахав полтора километра, мы вышли к нужному строению по адресу Приокская 279. Дом оказался обычным и даже современным. Ветхой стариной не пахло, и я сомневаюсь, что внутри есть печь. Если бы не табличка, мы бы попросту прошли мимо.
Напомню, в Киево-Печорской лавре покоятся мощи Илии Печорского — именно его считают былинным богатырём Муромцем.
Предполагается, что он погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем 2 января 1203 года, сопровождавшемся разгромом Печерской лавры союзными Рюрику половцами. В таком случае, он должен был родиться между 1150 и 1165 годами.
Если так, с печи богатырь слез около 1183 — 1198 года. Как я уже писал, в 1088 году Муром подвергся захвату волжских булгар. Далее начались междоусобные воины, но крещение мурома уже приняла.
Пришедшие старцы (или калики перехожие) попросили Илью подать воды. Он ответил, что не может встать, ибо болен. После, по наставлению старцев, поднялся с печи, принёс воды и выпил сам три раза.
У муромы существовала народная медицина. Болезни глаз лечили в особых колодцах, имевших, по их верованию, чудодейственную силу, причём бросали в колодцы серебряные монеты, в виде жертвы. Получается, эпизод со старцами правдоподобен.
Кем был Илия по национальности: муромой или славянином? Теперь остаётся догадываться и строить предположения.
В Муроме сохранилось многочисленные предания об Илье. Его потомками считаются Гущины, наследственно обладающие большой силой (одному из Гущиных, жившему в конце XIX века, было запрещено участвовать в кулачных боях).
По преданию, изба богатыря стояла на месте дома Гущиных, о чём сообщает мемориальная табличка.
Осмотрев дом, мы заметили мужчину, вырезавшего какие-то детальки из кровельного железа. На первых порах он себя никак не проявлял. Закончив работу, карачаровец предложил сфотографировать нас на фоне таблички.
Знакомимся. Собеседник оказался хозяином дома по имени Алексей. Его предки на этом месте жили с незапамятных времён и все были Гущиными. Следовательно, Алексей потомок Ильи Муромца.
Нашему восторгу не было предела. Алексей рассказал, как участвовал в программе «Поле чудес», и как несколько раз давал интервью на радио и телеканалам. Табличку на его дом повесил не он сам, а мэр города. Село Карачарово присоединили к городу. Теперь дом Гущиных одна из достопримечательностей Мурома.
За двадцать минут разговора мы узнали, что Алексей имеет в планах создание музея собственной семьи. Свою родословную он знает вглубь на несколько веков. Судя по всему, его предки действительно обладали силой. Я это почувствовал на себе, когда здоровался за руку.
На мой вопрос, находил ли он на огороде артефакты, карачаровский силач ответил отрицательно, но рассказать ему есть о чём. По словам Гущина, один из прадедов, жалея лошадь, распрягал её возле церкви на подъёме и тащил в гору телегу сам. Оба деда воевали на фронте. Алексей на 9 мая повесил их фотографии рядом с табличкой.
На печи Гущин не лежит. Он весь в работе, постоянно что-то делает. Под огородом природный пруд, который он планирует облагородить и построить рядом с баней маленькую гостиницу.
Посмотреть на его дом приезжают со всей страны. Гущин просил мэрию, дабы за счёт города оборудовали возле дома стоянку, но ответа не получил.
Позже я сфотографировал воссозданный антропологами портрет Ильи Муромца. Как вы видите, с Алексеем Гущиным человек похож — оба круглолицые и коренастые.
Много раз, приезжая в былые годы в Муром, я отмечал певучесть местного наречия с характерным Оканьем. Теперь же, общаясь с Гущиным, в сознание врезалось, что молодёжь не Окает и старики в большинстве своём тоже заАкали. У муромы был свой язык, который с годами оказался забыт. Теперь, под влиянием Бузовой и компании, уходит и Оканье.
Пару лет назад в Карачарово приезжал журналист. Позже вышла статья, где рассказывалось, как на родине легендарного Ильи Муромца вот-вот попадают деревянные столбы ЛЭП. Через пару месяцев были установлены железо-бетонные!
Если так, тогда отмечу ненадлежащее состояние дороги, где калика перехожий может запросто сделаться калекой. На Приокской улице приходится прыгать через глубокие лужи, а если ехать на машине, разобьёшь подвеску. Мэрия города, ау!…)))
В общем, за три для в Муроме знакомство с Алексеем Гущиным стало самым ярким событием. С потомком Ильи Муромца я говорил не так чтобы долго, но этого хватило, чтобы почувствовать открытость и доброжелательность.
Возвращаясь обратно, на одном из домов решил посмотреть ранее увиденную табличку. В Карачарове жил ещё один богатырь — полковник Советской Армии Алексей Васильевич Кукин. Золотую Звезду Героя он получил в 1939 г. за участие в Халхин-Голе.
3—13 июля 1939 года рота Кукина во время Баин-Цаганского сражения в Монголии уничтожила около двух рот японской пехоты и три батареи противотанковой артиллерии.
Приятно осознавать понимание событий. Два года назад мне довелось посетить Халхин-Гол и в частности гору Баин-Цанг.
(Монголия, монумент на горе Баин-Цанг)
Вечная слава заступникам Земли Русской!
В продолжении темы предлагаю посмотреть материал про Соловья-Разбойника — Древний город Карачев