Древний Муром ассоциируется с Ильёй Муромцем. Памятник легендарному богатырю установлен в центре города. Илья, подняв меч, смотрит на другую сторону Оки.
Древний Муром ассоциируется с Ильёй Муромцем. Памятник легендарному богатырю установлен в центре города. Илья, подняв меч, смотрит на другую сторону Оки.
И если вы попали в Муром, село Карачарово, родное село Ильи Муромца, для посещения обязательно. Не заехать сюда попросту нельзя!
Карачарово расположено 11,4 км на юго-восток от Мурома. В настоящий момент Муром, как и Москва, расширился и село входит теперь в состав города. Добраться до Карачарово труда не составляет. Автобусы ходят один за другим. Стоимость проезда 18 рублей.
Меня встретили вполне обычные деревенские дома.
Золотым куполом поманил к себе храм, и я отправился к нему. Храм стоит посреди небольшого кладбища. Архитекторы возвели его в псевдорусском стиле, украсив пояс карниза резными элементами. Храм назван в честь Гурия, Самона и Авива.
Захожу внутрь. Меня встречает церковная служительница, с порога обрадовав вполне обычным по меркам РПЦ известием — фотографировать запрещено. Делать нечего, подчиняюсь. Увидев во мне законопослушного человека, женщина начинает рассказывать, перво-наперво объясняя, в честь кого назван храм.
Агиографические источники относят время мученичества святых Гурия, Самона и Авива к 293–322 годам. Святые мученики Гурий, Самон и Авив почитаются особыми ходатаями перед Богом за обращающихся к ним в семейных неурядицах, как устроители благочестивой семейной жизни. После смерти святых совершались многочисленные чудеса.
Сама церковь построена в середине позапрошлого века муромским мещанином Гурием Синцовым. Изначально она была приписана к Троицкому храму. После революции церковь закрыли. Здание использовалось под склад. В 1992 году внутри вновь зазвучали молитвы. Совместными усилиями удалось поставить колокольню. Постоянными прихожанами являются 20–25 бабушек, зато сюда наведываются туристы. Женщина с гордостью поведала про сербов, накупивших много-много икон.
Главная реликвия — икона Ильи Муромца. Потомки легендарного богатыря заказали её на свои деньги. Побывав в Киево-Печерской лавре, привезли частичку мощей преподобного, после чего в иконе появился ковчежек с мощами Ильи Муромца.
Благодарю мою новую знакомую за рассказ и отправляюсь на дальнейшее изучение села.
Иду, гадая, где тут мог жить Илья Муромец.
Надо сказать, что домов богатых и основательных в Карачарове много.
А вот народа на улицах абсолютно нет. То ли все мужики на печи лежат и калек перехожих ждут, дабы те их водой «после вчерашнего» отпоили, то ли все на заработках… Увы, второй ответ более правильный. Помериться со мной силой никто из местных богатырей так и не вышел… Народ: кто на заработках в Москве, кто во Владимире, остальные ежедневно ездят в Муром.
Впереди замаячила ещё одна церковь.
Подхожу ближе, и вижу, что оная представляет собой только колокольню.
Алтарная часть разрушена.
В писцовых книгах 1629—1630 гг. церковь упоминается как деревянная. По легенде, окрепнув для подвигов богатырских духовно и чудом святого исцеления, Илья Муромец вносит в гору три бревна из морёного дуба и закладывает их в основание храма святой Троицы. Рассказывают, что колокол весом в тысячу пудов не могли в гору ввезти лошади, тогда славный богатырь с одним из карачаровских мужиков втащили сани в гору к церкви.
Каменный храм строился с 1811 по 1828 годы, и стоит он как раз на месте старой деревянной Троицкой церкви. Подобную разруху видеть больно, и тем не менее храм Живоначальной Троицы является действующим. Службы проходят на первом этаже колокольни.
Внутри карачаровцы обустроили усыпальницу своего знаменитого земляка Ильи Муромца. Повторюсь, преподобный покоится в Киево-Печерской лавке. Здесь частичка его мощей.
И тем не менее в духовном мире свои законы. Даже если ты прикасаешься к малой частице, ты притрагиваешься к святым мощам. Илья Муромец здесь! Он своих земляков благодатью не оставит!
Направляюсь вниз, в сторону реки. Под храмом Живоначальной Троицы я ожидал увидеть ещё одно кладбище. Ан, нет, там оказалась маленькая спортивная площадка, где потомки богатыря в свободное от работы время качают мускулатуру.
Любопытно что Илья Муромец впервые письменно упоминается в XVI веке в письменах оршанского старосты, смоленского воеводы как Илья Муравленин. Считается, что до этого легенда о его подвигах передавалась из уст в уста.
Местные предания рассказывают, что «после исцеления богатырь отправился помогать батюшке корчевать пни перед распашкой поля, вырывал их руками из земли и бросал с высоких карачаровских холмов прямо в Оку».
Село Карачарово также, хотя и является древним, письменно впервые фигурирует только в 1571 году, как вотчина Спасо-Андроникова монастыря. Название происходит от служивых людей Карачаровых.
По другой версии, сама фамилия служивых людей Карачаровы, произошла от татарского слова «карачар», что значит «пост», «дозор». Село обстроилось на высоком холме, откуда хорошо просматривается местность.
Карачарово принадлежало князьям Черкасским, затем Шереметевым, потом перешло в род Разумовских. Вместе с приданым дочери Екатерины Алексеевны Разумовской, Карачарово досталось министру народного просвещения графу А. С. Уварову.
С 1852 года в муромском имении «Красная гора» долгие годы проживал Алексей Сергеевич Уваров — один из основателей Московского археологического общества, Исторического музея в Москве, инициатор археологических съездов.
На своих землях граф Уваров проводил исследования.
В результате была открыта Карачаровская стоянка каменного века, что подтвердило гипотезу об обитаемости центра России в палеолите.
К моему большому сожалению дойти до графской усадьбы у меня не получилось.
Да дороге устроилась большая чёрная сука со своими щенятами. Малыши громко чмокали сиську, а их мать злобно рычала. И если с потомком Ильи Муромца я бы ещё как-то сразился, то с собакой предпочёл не связываться… Единственное, отмечу, что дома здесь, как и везде по России, одни развалюхи,
тогда как другие огороженные высоким забором и, судя по-всему, их хозяева вполне респектабельны.
Возле одного гаража я даже видел два якоря с перетянутой промеж них цепью. Наверно хозяин хотел подчеркнуть своё речное, либо морское прошлое.
Направляюсь к реке.
Ока самая настоящая, нет не жемчужина, а драгоценная серебряная цепочка на теле России.
В прежние времена по берегам реки жили, как угро-финские племена. так и касимовские татары.
История распорядилась так, что этногенез приокских народов завершён. Можно смело говорить, что по берегам Оки, в отличие от Волги, проживают исключительно русские.
При этом сама Ока, пусть уже и не как 1000 лет назад, но всё равно богата рыбой.
Кто-то из местных рыбаков на удочку ловит.
Кто-то подходит к делу профессионально, привозя и выгружая лодку.
А вот если их спросить, как дела? И первые и вторые скажут — не особо…. Рыбаки народ суеверный. В любом случае, приезжает их сюда много.
Мы можем только предполагать, каким путём из Мурома в Киев отправился былинный богатырь Илья Муромец. в те времена дорогами служили реки. В настоящем река обмелела, и тем не менее в районе Мурома она судоходна.
Здешний берег состоит песка и мелких камней.
Во времена Ильи Муромца здешние ручьи и малые реки славились изобилием речного жемчуга, который добывали из раковин пресноводных двустворчатых моллюсков и использовали для украшения женских и мужских нарядов. Всё верно, дабы получить жемчуг, карачаровцам куда-либо ездить было не нужно. В Оке и сейчас полным-полно ракушек.
Из высоких карачаровских холмов, как и раньше, выходит на поверхность большое количество родников, образующих ручейки.
Спугнув ужика, разомлевшего на камнях под солнечными лучами, отправляюсь изучать ещё одно интересное место.
Внизу под холмом, левее Троицкого храма, возведена деревянная часовня.
Здесь же из земли выходит Ильинский источник.
Рядом оборудована купель, куда пускают всех.
Единственное, дабы окунуться, сперва нужно зайти в часовню, и если нет нательного крестика, его дадут.
Я заходил, спросил, можно ли окунуться и мне разрешили. Вода не больше градусов 5–6.
Конечно прохладно, зато когда ты выходишь, чувствуешь себя заново родившимся. Силы действительно прибавляется, и потому если были бы здесь пни, подобно Илье Муромцу, я запросто выдрал бы их из земли вместе с корнем…. Блажен и здоров будет тот, кто в здешней воде хотя бы раз в месяц освежается.
По легенде Ильинский ключ забил от удара копыт богатырского коня Бурушки. Напомню, именно так звали коня, который носил легендарного богатыря. Подобных родников по левому берегу Оки много. Иногда их называют «скоками» в память об их чудесном происхождении.
Ильинский источник пользуется особой популярностью. Дабы окунуться или просто набрать воды, приезжают машины с паломниками и даже целые автобусы. Кто-то из местных обустроил стилизованное кафе.
Рядом возник сувенирный магазин.
Одним словом, Ильинский источник одна из главных изюминок легендарного села Карачарово.
Здесь, как и договаривались, меня встретил мой давний друг. Михаил поведал, что именно, он собственными руками, восстановил ограду храма Живоначальной Троицы.
К сожалению на остальные работы пока нет денег. Но это пока… Муромские ребята мастера на все руки. Так что, не переживай Илья Муромец, со временем в твоём родном селе всё будет восстановлено!
Ну, а тем, кто планирует приехать в Муром, повторюсь, — Карачарово для посещения обязательно!!!