Если вы прибудете в Муром теплоходом, знакомство с городом начнётся с пристани
Если вы прибудете в Муром теплоходом, знакомство с городом начнётся с пристани
и с набережной.
Далее гиды наверняка поведут вас в близлежащий монастырь. Завидую тем, кто впервые будет подниматься по обтянутой листвой лестнице. Таинственный зелёный коридор вобрал в себя множество тайн. Со всей России веками шли сюда паломники. Они надеялись на чудо и оно в их жизни происходило.
Впрочем, дабы не утомить читателя, не будем подниматься по лестнице. Зайдём с другой стороны.
Зайдём с главного входа, над которым возвышается надвратный храм Кирила Белозерского. У входа плакаты. На монастырской стене фрески. Они созданы современными художниками, однако дух веры передают.
Минуя ворота, попадаем внутрь. Впрочем, нет, не заходим. Нельзя пройти мимо столь изящных фресок.
Спасо-Преображенский мужской монастырь города Муром — настоящее чудо земли Русской!
Это древнейшая обитель Святой православной Руси — старше только Киево-Печерская лавра. За монастырской стеной витает неповторимый дух спокойствия и благоденствия.
Как верующие, так и не верующие, приходят сюда, дабы зайти в храм, либо поросто прогуляться по дорожкам.
На территории есть музей.
К сожалению я туда не попал. Пришлось изучать историю обители по плакатам.
Древнейшая иноческая обитель Святой Руси Муромский Спасский монастырь основан Святым благоверным князем страстотерпцем Глебом (первый русский святой, сын Крестителя Руси равноапостольного великого Киевского князя Владимира).
Получив в удел Муром, святой князь однако не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу.
Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем монашескую обитель для просвещения Муромской земли светом Христовой веры. В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом.
Здесь обрёл свои силы легендарный богатырь Илья Муромец. Монастырь помнит князя Петр и его супругу Февронию — русских святых покровителей семьи.
В 1552 году царь Иван Грозный пошел на Казань. И один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. В июле того года Муром походил на военный лагерь: на улицах стояли шатры под боевыми флагами, взад и вперед сновали ратники, а с берега Оки раздавался стук топоров: готовились плоты и струги для переправы.
Предание гласит, что в Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Отсюда же войско пошло на Саканский лес и далее. И в его рядах навстречу бою шла и муромская дружина.
В те времена Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань — поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря.
В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги. Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм. В нижнем этаже этой церкви размещались «хлебня, мукосейня, хлебодарня, поварня, пекарня, да палаты».
Не лучшим образом сказался на жизни монастыря период правления Екатерины Великой — она издала Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Многие монастыри в тот период обнищали…
Но Спасо-Преображенский выстоял. Способствовало этому факту одно очень важное событие — со Святой горы Афон в 1878 г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной Святыней обители.
Чудотворный образ хранит и возрождает обитель. Икона мироточит, меняет свой лик. Молитвы перед Нею скоро приемлются Царицей Небесной. Особенно часто получают помощь страждущие от бесовских наваждений, молящиеся о благоустроении хозяйственных и торговых дел, о возвращении без вести пропавших людей.
Из российских царей и императоров (если не считать Президента РФ Д.Медведева) никто кроме Ивана Грозного здесь не был. Зато обитель помнит Серафима Саровского. Преподобный посещал святого старца Спасской обители Антония Грошовника.
Монастырь разорялся монголо-татарами, поляками и советской властью. Его очередное возрождение можно назвать чудом!
Весь советский период в монастыре находилась воинская часть. В одном храме — спортзал, в другом — склад, на территории — военный плац, три казармы (одна — в братском корпусе).
Свою лепту в богоугодное дело внёс прославленный академик, хранитель русской истории Д. С. Лихачев. Дмитрий Сергеевич, ужаснувшись состоянию столь значимого памятника архитектуры, обратился к Патриарху Алексию.
Его слова были услышаны. Было принято решение о выселении воинской части. После ее выезда, хаос и разорение святыни имели еще более вопиющий вид. О прошлом напоминает часовня-костница.
Она возведена на месте монастырского кладбища, где в течении 900 лет хоронили князей, представителей духовенства и городской знати. После закрытия монастыря из кладбища устроили плац.
При благоустройстве территории были обнаружены многочисленные останки людей из поруганных захоронений. Для их погребения по афонскому образцу была устроена часовня-костница. Можно зайти внутрь. За стеклом выставлены на обзор черепа и кости.
Дабы рассмотреть ближе, нужно спуститься по лестнице. Над останками надпись, которая заставляет задуматься о Вечном всех сюда входящих:
Помни всякий брат: мы были как вы, вы будете как мы
Меня очень удивил монастырский зоопарк.
В клетках по большей части утки и куры. Последние представлены самыми различными видами. Есть даже павлины и фазаны.
Рядом, отрицая любую идею сотрудничества с пестицидами, пышет здоровьем монастырский огород.
Чуть в стороне нынешняя братия обустроила новое кладбище.
Монастырь стоит на высоком берегу Оки и вместе с ней плывёт через века. Его истинным украшением является надвратная церковь Сергия Радонежского.
Церковь служит вторым входом.
Через неё можно спуститься к реке, но лучше всего зайти в саму церковь.
Внутреннее пространство небольшое, но службы проводятся. Мне довелось видеть, как монастырский священник долго и с увлечением наставлял на путь истинный прихожанок.
Если честно, то я зашёл сюда скорее на звон. Оный разносился над окрестностями, не отличаясь ни тактом, ни мелодичностью. Как далее выяснилось, в церкви звонница. Её било и колокола отлиты по древней технологии.
Звонить дозволяется каждому посетившему храм.
Никак нельзя пройти мимо ещё одной часовни.
22 июня 2005 года на территории монастыря освящена часовня Святого Великомученика Георгия Победоносца «в молитвенную память о упокоении душ приснопамятных вождей и воинов за веру и Отчество на поле брани жизнь свою положивши, от ран и глада почивших в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, в блокаду скончавшихся и всех для Победы потрудившихся. Их же имена Ты Господи веси».
На фасаде памятная табличка, посвящённая Жене Родионову. Напомню, солдат срочной службы Женя был муромчанином, воевал в Чечне. Попав в плен, не согласился принять другую веру, за что боевики отрезали ему голову.
Евгений Родионов считается мучеником за веру и со временем наверняка будет канонизирован.