Окрестности Звенигорода часто называют русской Швейцарией. Гор, впрочем, здесь нет, но холмы, овраги, долины, пересекаемые многочисленными речками и ручьями, ключи с ледяной водой, вековые деревья, чистый воздух — всё это притягивает, как магнитом, многочисленных туристов и дачников в эти благословенные места.
Прибавьте к этому ещё и возможность прикоснуться к истории жизни Чехова, Левитана, Танеева, к древним архитектурным памятникам, и сразу выбор путешествия на выходной станет очевидным.
Самое посещаемое место в Звенигороде — Саввино-Сторожевский монастырь, но мне непременно хотелось увидеть ещё одно знаковое звенигородское место — церковь Успения на Городке.
Церковь Успения на Городке. Фотография из Интернета
Странно, что фото из Интернета? Сама расстроена: оказалось, что уже много лет церковь реставрируют, и она вся закрыта щитами. Но от этого магия места не уменьшилась.
Что за место такое — звенигородский Городок? Трудно представить, что эта деревенька с десятком разбросанных деревянных домиков и скромной белокаменной церковкой и есть настоящий «стольный град» Звенигород, а храм Успения на Городке — центр древнего города. Здесь во времена князя Юрия Дмитриевича (1374–1434, третий сын Дмитрия Донского, Великий князь Московский в 1433–34 гг.) находился звенигородский кремль.
Передать визуально очарование Городка сегодня мне не удастся: зима, глубокие сугробы, мало времени, но в тёплое время года это райское место — высокий холм, на котором расположено древнее городище, крутые подъёмы, овраги, спуск к Москве-реке, древний источник, бьющий из склона, невероятные ароматы лесных трав… На Городок мы обычно поднимались пешком со стороны Ратехинского шоссе, но парковки там нет, стоянка, естественно, запрещена, и нужно было как-то подъехать со стороны города. Навигатор нам в помощь. Если бы я заранее знала, с чем мы связались, точно отложила бы Городок на лето.
Сразу после новых кварталов с высокими краснокирпичными новостройками вы должны с улицы Лермонтова резко свернуть вправо, на улицу Городок. Так вот никакой улицы там нет, а есть узкая просёлочная дорога через лес, на которой вы явно почувствуете перепады высот, вот такая.
Но это ещё цветочки. Там ещё есть въезд на самую вершину холма. Всего метров 200, но каких! Было впечатление, что угол градусов 45, а то и больше (у страха глаза велики!), одна полоса, справа почти отвесный склон холма, слева край оврага, снег и лёд. Я, естественно, заверещала, что надо остановиться, мы поднимемся пешком, но Андрюсик упорно стал подниматься. Пришлось включить все четыре привода. О том, что кто-то мог в это время начать спуск, сначала не подумалось, а когда осознали, на обратном пути приняли меры предосторожности, выслав наших друзей вниз, к началу подъёма, чтобы в случае чего придержали встречную машину. К сожалению, хорошая мысля приходит опосля, и наши друзья, опомнившись, запечатлели этот путь не в самых интересных местах, но всё же составить впечатление можно.
И наш триумфальный съезд тоже запечатлели, жалея потом, что не сделали этого раньше, в самом крутом месте. Остаётся только удивляться, как запросто пользуются этой дорогой жители Городка.
Городок
Однако вернёмся к истории этого замечательно места.
Хотя от самого звенигородского кремля уже ничего не осталось, лишь местами сохранившиеся валы, храм дошел до нас именно в том виде, в котором был построен на рубеже 14 и 15 веков.
Рассмотреть вживую снаружи его сейчас невозможно, лишь краешек резного декора виден сквозь леса, но в музее Саввино-Сторожевского монастыря есть замечательные материалы касательно его архитектуры. Внешне он очень простой, прямо скажем, стандартный для тех времён, но принадлежит к редкому типу памятников послемонгольской московской архитектуры — строгий, лаконичный, с небольшим количеством декоративных элементов. Редкий тип, потому что не прошло и века, как такие храмы показались царям слишком скромными и были перестроены. В итоге от раннемосковских шедевров осталось всего четыре: два из них в Звенигороде — Успенская на Городке и Рождественский собор в Саввино-Сторожевском монастыре. Ещё один памятник — это Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре, и еще один — Спасский собор в московском Спасо-Андрониковом монастыре. Интересно, что первые три храма были построены князем Юрием Дмитриевичем Звенигородским.
Но главное, что в храм можно войти. Он небольшой, прямо скажем, тесноватый, как многие древние храмы, но очень уютный.
Звенигород был богатым городом и мог позволить себе заказать роспись у лучших иконописцев того времени, поэтому внутри собора сохранились росписи начала 15 века, приписываемые Андрею Рублёву и Даниилу Чёрному. В 1918 году в храме нашли три иконы, входившие некогда в состав так называемого деисусного чина: Спас Вседержитель, Архангел Михаил, Апостол Павел, получившие название «звенигородский чин». В настоящее время он хранится в собрании Третьяковской галереи, а в музее Саввино-Сторожевского монастыря — копии, выполненные студентами Академии живописи, ваяния и зодчества им. И. С. Глазунова.
Считается, что сразу после постройки Успенского собора или через несколько лет его расписывала артель мастеров под руководством Андрея Рублева. Большую часть первоначальных композиций сбили в 18 веке во время ремонта. В 19 веке специалисты обнаружили остатки первоначальных фресок в малодоступных местах — за алтарём, на сводах окон. С тех пор при каждой реставрации открываются очередные порции росписей.
При всём сходстве с другими храмами 14 века (он был сложен в 1399 году из местного белого камня) Успенская церковь имеет отличительные черты именно московской архитектуры. Например, окна, портал входа с килевидным, а не полукруглым завершением вверху, в отличие от владимирских храмов. Порталы оформлены полуколоннами, украшенными в середине «пучками».
Такой едва уловимый нюанс пройдет через всю московскую архитектуру вплоть до его расцвета в так называемом «нарышкинском барокко». Прямо-таки свидетелями этого перехода мы станем в Саввино-Сторожеском монастыре, основанном при князе Юрии Дмитриевиче и достигшем расцвета в эпоху правления Алексея Михайловича Тишайшего.
Для создания монастыря в Звенигороде Юрий Дмитриевич пригласил в свою столицу преподобного Савву — ученика Сергия Радонежского, духовного отца русских князей. Преподобный Савва выбрал холм, который назывался за его важное стратегическое значение Сторожи, у впадения реки Сторожки в Москву-реку. По преданию, на этом месте трудолюбивый монах в 1398 году поставил первую деревянную церковь, как в свое время сделал это на месте будущей Троице-Сергиевой лавры его учитель — Сергий Радонежский.
Вид от стен монастыря в долину Москвы-реки
Странно, Москва наступает, город меняется на глазах, а здесь, как и в древние времена, пасторальная картинка — монахи сопровождают стадо коз по лесной тропе.
Савва Сторожевский — один из трёх святых, кто прославлен именно в русской истории: Сергий Радонежский, Савва Сторожевский и Серафим Саровский. Так же почитаемы основанные ими монастыри — Троице-Сергиева лавра, Саввино-Сторожевский монастырь и Серафимо-Дивеевский монастырь в Нижегородской области. Савва был любимым учеником Сергия Радонежского, именно ему незадолго до своей кончины преподобный Сергий доверил стать игуменом Троицкого монастыря.
Памятник Савве Сторожевскому у стен основанного им монастыря
Официально Савва был канонизирован в 1547 году в лике преподобных, его называют звенигородским чудотворцем, «покровителем царей» и «защитником Москве», исцелителем, прозорливцем, «всем грешным прибежище».
Савва был скромен и не стремился создавать монастырь с царским статусом. Он часто удалялся из обители в глубокий овраг, отстоящий в версте от монастыря на север. Здесь он выкопал небольшую пещерку, которая стала местом его молитвенных подвигов. В советское время Саввинский скит сильно пострадал, многие здания были разрушены. После войны здесь жили семьи служащих военного санатория… Я ещё помню эти полуразрушенные здания в 90-х, когда мы в санатории отдыхали. Лишь недавно восстановлена пещера, где молился преподобный Савва, снова открылся источник преподобного Саввы, сооружена купальня, в полной мере возрождена монашеская жизнь.
В 1860-х годах над пещерой был построена церковь во имя Саввы Сторожевского, а вокруг возникли постройки скита.
Ансамбль, который мы видим сегодня, намного моложе монастыря и сложился к началу 20 века. Весь же комплекс монастыря и скита сейчас выглядит так.
Сейчас над источником соорудили часовню с купальней, в которую, несмотря на морозы, есть желающие окунуться.
Вода из святого источника впадает в Сторожу, а та в свою очередь, — в Москву-реку. Так что святая вода из Саввина источника протекает и через наш город.
Ну, а мы вернёмся в монастырь.
Когда мы видели его в последний раз, он не производил особенного впечатления, был похож на множество разрушек, хотя уже тогда, как я теперь вижу по старым фотографиям, многие здания уже были в известной степени отреставрированы. Но всё равно территория была неухоженной.
С тех пор многое изменилось к лучшему, кроме строгих служительниц и охранников, не разрешающих делать фотоснимки внутри храма. А храм, Рождество-Богородицкий собор, внутри особенно привлекателен. На самом деле к нему стоит присмотреться и снаружи по уже перечисленным мной причинам: древнейший, чудом сохранившийся памятник московской архитектуры начала 15 века, каких сохранилось очень мало.
Храм Рождества Богородицы — первый храм в монастыре. Белокаменный собор на месте первой деревянной церкви возвели в 1404–1405 годах, ещё при жизни Саввы Сторожевского, в этом же храме он был похоронен. Храм был значительно обновлен при царе Алексее Михайловиче, здесь же в 17 веке была поставлена рака мощами Саввы.
Сохранившиеся фрагменты самых ранних росписей храма относятся к 15 веку и принадлежат мастерам круга Андрея Рублева. Пятиярусный иконостас был создан по указу царя Алексея Михайловича в 1650-е годы знаменитыми иконописцами (царскими изографами) Оружейной палаты.
Описывать интерьер храма дело неблагодарное, если не можешь показать его картинкой, а здесь фотографировать запрещено. Однако один снимок украдкой мне сделать всё же удалось, и по нему в какой-то степени можно судить о той особенной атмосфере, которая царит в древнем соборе.
Мощи Саввы Сторожевского не всегда находились в монастыре. В советское время они были изъяты и до начала 1930-х годов хранились на Лубянке, затем были переданы жителю Звенигорода М. М. Успенскому, который завещал вернуть их Церкви. Пришло время, и его наследники в 1985 году передали мощи в московский Свято-Данилов монастырь. Лишь в августе 1998 года, когда Саввино-Сторожевский монастырь праздновал 600-летний юбилей, Святейший Патриарх Алексий II после литургии в Свято-Даниловом монастыре торжественно перевёз в Звенигород мощи преподобного Саввы.
Укрепление и расцвет монастыря в 17 веке связаны с именем царя Алексея Михайловича, который избрал Звенигород и Саввино-Сторожевский монастырь местом «царского богомолья». Даже дорога между Москвой и Звенигородом стала иметь особый царский статус.
В том виде, который дошел до нас, крепостные стены были построены в 1650–1654 году. Протяженность стен 760 метров, высота — до девяти метров, ширина — около трех. Один мастер отвечал за строительство башен. Первоначально их было семь, каждая имела свое имя и свое назначение: Житная, Водовзводная, Усовая…
Мощные стены Саввино-Сторожевского монастыря
В Саввино-Сторожевский монастырь царь приезжал на несколько дней, поэтому повелел построить для себя дворец. При нём дворец представлял собой одноэтажное строение на подклете, состоящее из семи клетей с отдельными входами общей протяжённостью около 100 м. Палаты были одноэтажными, с надстроенными кое-где деревянными теремами; полноценный каменный второй этаж с анфиладой комнат по всей длине здания достроили при царевне Софье.
Из построек, возведённых при Алексее Михайловиче, обращают на себя внимание яркая (по традициям нарышкинского барокко) надвратная Троицкая церковь, а за ней — бывший парадный въезд, обозначенный знаменитой Красной башней. Троицкий храм интересен тем, что он один из последних шатровых типа «восьмерик на четверике»: в 1652 году патриархом Московским стал Никон, который запретил строить шатровые храмы как несоответствующие церковному канону.
И, конечно, грандиозное здание звонницы, по-московски красное, с затейливыми башенками и часами.
Поражают своей основательностью братские корпуса.
Самый большой интерес, по крайней мере, для меня, представляют Царицыны палаты. И не только внешне они привлекательны, всей своей женской сутью противостоя строгим очертаниям царских палат, но и тем, что сюда можно войти, посмотреть как интерьеры, так и интереснейшие экспозиции трёхчастного музея Саввино-Сторожевского монастыря.
Нарядный дворец был построен для царицы Марии Милославской — первой супруги царя Алексея Михайловича и матери царевны Софьи и сына Ивана. В то время это было одноэтажное здание с подклетом и со вторым деревянным этажом. Поскольку палаты царицыны, начнём с той части музея, которая была посвящена быту женщин с таким высоким статусом.
Скажете: грустно сидеть взаперти за слюдяными окошечками, и я соглашусь. Молитва и рукоделие занимали часы досуга.
Но какое очарование в скромно-роскошном наряде! Расшитые золотом, жемчугом и бисером волосники и кокошники, искусно выкованные пуговицы-бубенчики, серьги с самоцветами — всё это должно было подчеркнуть прелесть свежего лица, лукавство скромно потупленных глаз, плавность движений…
Печи с муравлеными изразцами, расписанные растительным узором интерьеры, птичка в клетке, — хоть это должно было как-то возместить невозможность свободно распоряжаться своей свободой и своим временем.
Из рукоделия всё больше вышивание.
Вторая часть музея посвящена иконописи. Я не очень разбираюсь в этом виде искусства, но коллекция этого музея показалась оригинальной и, как оказалось, не случайно: здесь демонстрировались иконы личного благочестия, поэтому они неординарны.
В первом зале собраны иконы, которые сопровождали человека с момента его рождения и на протяжении его жизни в семье. Например, этот образ святого Николая Чудотворца был написан на рождение Николая Бестужева-Рюмина в 1872 году как ростовая икона. Рост новорождённого составлял 57,8 см — такова и высота иконного щита. Остальные иконы на этом стенде явно семейные, посвящены покровителям семейных пар и новорождённым детям. Оклад маленькой иконы Николая Чудотворца (1895 г.) изящно отделан цветными эмалями и высокой коруной.
Впервые я увидела искусство мстёрских иконописцев, я имею в виду, что не шкатулки, а именно икону.
Ангел хранитель с пророком Иоанном Предтечей, мученицами Анастасией, Надеждой и избранными святыми (1921 г.)
Второй зал — иконы-подарки. Интересных много, но все здесь показать невозможно. Например, икона Апостол Андрей Первозванный, судя по надписи на обороте, подарена сёстрами Казанского монастыря в Вышнем Волочке святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Вторая икона, Святитель Феодосий Черниговский, написана для церкви в имении Владимира Павловича Мордвинова, известного правоведа, представляющего для путешественников интерес своими трудами «Путеводитель православных паломников по городу Риму и его окрестностям», «Воспоминания о Царь-граде: из записок путешественника», «Православная церковь в Буковине».
В экспозиции демонстрируют не только лицевую сторону икон, но и оборотную, с дарственными надписями и посвящениями.
В третьем зале, посвящённом паломничеству, впервые в жизни встретились мне такие экспонаты, как евлогии в бутылях, своеобразные сувениры, которые паломники увозили домой как память о посещении святых мест. Говорят, что первые примеры были созданы монахами Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры не ранее 1840-х гг., хотя в ските ничего об этом я не слышала, потом евлогии в стеклянных сосудах изготовлялись и в других монастырях, в частности, Нило-Столобенском и Ново-Афонском. Правда, после революции 1917 года традиция угасла.
В четвёртом зале, посвящённом финалу земной жизни, особенно интересным показался резной киот с иконой «Распятие» и мемориальными образками. Интересен он не только обилием резных деталей, но и загадочными элементами, которые были привнесены в него, скорее всего, по воле заказчика и владельца святыни: образки разные по технике исполнения — масло и эмаль; стилистически разнородны и разновременны, к тому же принадлежат двум разным художественным традициям — официальной православной и старообрядческой. Кроме этого, два центральных образка совершенно одинаковые. Но на то они и иконы личного благочестия, чтобы в них отражалась личность их владельца.
Эта выставка в Саввино-Сторожевском монастыре будет работать до сентября.
Познакомиться с историей собственно монастыря можно в третьей части музея. И, конечно, интересна эта история в период расцвета обители, в царствование Алексея Михайловича.
Звенигород всегда оказывался на пути завоевателей, шедших на Россию с запада, и монастырь был для них мощной преградой, которую непременно надо было устранить. В начале 17 века город и Саввин монастырь пережили голод и мор 1602—1603 гг., нашествие обоих самозванцев — Лжедмитриев I и II. Здесь же Лжедмитрий II принял посла от Василия Шуйского, пытавшегося удержаться у власти путем заключения договора с самозванцем. И даже после изгнания поляков с русской земли, в 1618 году город на некоторое время занял польский королевич Владислав IV, ухитрившийся формально даже получить титул Великого князя Московского.
Фрагменты белокаменного орнаментального пояса Рождественского собора. Первая треть 15 в.
Несмотря на вклады и внимание к обители первого царя из Романовых, Михаила Фёдоровича, состояние Саввино-Сторожевского монастыря после Смуты было плачевным. До тех пор, пока Алексей Михайлович не обратил на него внимание. Широкое распространение получила легенда о спасении царя Саввой Сторожевским. «Царь Алексей Михайлович, в свое декабрьское путешествие в монастырь перед открытием мощей, ходил на охоту в окрестные леса звенигородские. Когда свита его рассеялась по лесу для отыскания логовища медведя, и он остался один, медведь внезапно выбежал из леса и бросился на него. Царь, видя невозможность защищаться, обрек себя на верную смерть. Вдруг около него явился старец, и с его явлением зверь бежал от царя. Вопрошенный об имени старец ответствовал, что его зовут Саввой, и что он один из иноков монастыря Сторожевского. В это время собрались к царю некоторые из его свиты, а старец пошел к монастырю. Скоро пришел в обитель и сам Алексей Михайлович и спрашивал архимандрита о монахе Савве, думая, что это какой-нибудь еще неизвестный ему подвижник, поселившийся в монастыре. Архимандрит отвечал, что в монастыре нет ни одного монаха с именем Саввы. Тогда царь, взглянув на образ преподобного, уразумел, что это был сам он, велел отслужить молебен и свидетельствовать его гроб».
Преподобный Савва Сторожевский и царь Алексей Михайлович. Лист из журнала «Русский паломник» с рисунком А. Рябушкина. 1902 г.; панно с изображением Саввы Сторожевского
В 1650-е годы монастырь стал одним из многолюдных и почитаемых, первой обителью, ставшей Лаврой, до 1688 года — единственной. Его владения находились в 14 уездах государства.
Царь со всем своим семейством подолгу живал в Саввине монастыре. В течение 1653—1676 гг. при Саввино-Сторожевском монастыре состояло две сотни стрельцов. В праздники стреляли из пушек, расставленных по монастырским стенам и башням. Стрелецкий гарнизон находился непосредственно на территории обители, в специально построенных для него помещениях. Они несли караульную и церемониальную службу. Для этой цели их снабжали «цветным служилым платьем», красного или жёлтого цвета в зависимости от принадлежности к тому или иному полку.
Костюм стрельца Саввино-Сторожевского монастыря; доспехи и вооружение русского воина
Во время Отечественной войны, 12 сентября 1812 года, у стен монастыря состоялось сражение, которое так и вошло в историю как «бой под Звенигородом». С этим связано одно из чудес, приписываемых Савве Сторожевскому. Уже после Бородинской битвы французы двинулись к Москве, захватывая и грабя на своем пути села и города. Однако, по преданию, преподобный Савва Сторожевский явился к французскому полководцу Евгению Богарнэ, который приходился Наполеону Бонапарту пасынком, и велел не трогать обитель. Возможно, Савва напомнил французу о несчастной судьбе обоих Лжедмитриев. Одного, как мы знаем из истории, просто убили, а вторым и вовсе выстрелили из пушки.
Икона «Преподобный Савва Сторожевский», хранитель земли Русской
Звенигородский музей был открыт 18 июня 1920 г. в бывшем имении графа Гудовича — усадьбе Введенское. В 1923 году он переехал в стены Саввино-Сторожевского монастыря, но первоначальное музейное собрание не сохранилось. До Великой Отечественной войны музей дважды закрывали: в 1927 году в связи с решением устроить на территории монастыря Дом коммуны беспризорных, в 1939 г. — из-за размещения в обители воинской части. В 1995 году возродилась монашеская жизнь в обители, в 1998 году монастырю, отпраздновавшему свой 600-летний юбилей, были переданы 16 зданий, некогда принадлежавших музею.
Целый день прошёл незаметно, несмотря на то что было снежно и довольно холодно. Однако для туристов здесь созданы все удобства, включая трапезные у монастыря и у источника, и даже гостиницу для паломников. И о братьях меньших здесь тоже заботятся.
А лучше всего здесь летом. Постараюсь приехать, пожить здесь недельку, побродить по окрестным лесам, подняться на Городок, искупаться в светлых водах Москвы-реки, здесь ещё прозрачной и чистой.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия