Весь рассказ о нашей поездке в Индонезию:
Бали — это не только пляжи! Часть 1
Бали помимо пляжей. Часть 2
Бали — часть 3-я, обезьянья
Чудеса Явы: Невероятный Боробудур - данный раздел
Чудеса Явы: Удивительный Прамбанан
Чудеса Явы: Джокьякарта
После нескольких дней на Бали мы летим на остров Яву, в город Джокьякарту (Jogyakarta), рядом с которым находятся два всемирно-известных храма: Боробудур и Прамбанан (оба — в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО). Да и сама Джокьякарта при ближайшем рассмотрении оказалась любопытным местом для посещения.
Перебраться с Бали на Яву оказалось совсем несложно: расстояние между этими островами совсем небольшое, из Денпасара (Бали) в Джокьякарту летают несколько самолетов в день (см. карту 1).
Карта 1. Остров Ява и справа - Бали
Буддистский храм Боробудур — это один из трёх «великих» храмов Юго-Восточной Азии, наряду с Баганом в Бирме и Ангкор Ватом в Камбодже. При этом из всех них он самый древний.
История возникновения Боробудура теряется в глубине веков, но даже сейчас, со всеми нашими современными технологиями он производит ошеломляющее впечатление. Что же могли чувствовать, глядя на него, люди в 8-9-м веках, когда он был построен (рис. 1)? И какой величины усилия потребовались от этих людей, чтобы переместить 60 тысяч кубических метров камня и 2 миллиона каменных блоков для строительства храма и украсить его тысячами орнаментов и барельефов, а также сотнями статуй Будды? Зачем были затрачены такие гигантские усилия, если храм был оставлен людьми лишь через несколько десятков лет после завершения строительства? Возможно, когда-нибудь историки найдут на это ответы. Хотя Боробудур был возведён позже объектов из списка чудес Древнего мира, он вполне заслуживат права занять в нём достойное место по соседству с египетскими пирамидами.
Рис. 1. Древние люди смотрят на Боробудур. Источник: Wikipedia
Пока самой популярной причиной того, почему люди покинули эти места и такой великолепный храм, остается версия мощного извержения вулкана. Под подозрением самый активный в Индонезии вулкан Мерапи высотой почти 3000 м (его конус виден на фото 9 и 14), расположенный в непосредственной близости.
Как в сказке о спящей красавице, храм Боробудур примерно 900 лет пребывал в небытии, пока в начале 19-го века его, засыпанного вулканическим пеплом и заросшего джунглями, впервые не обнаружили англичане и провели пробные раскопки, которые затем продолжили голландцы.
Наше посещение Боробудура началось таким образом. Боробудур находится в 40 км от Джокьякарты. Заказав тур в гостинице, мы стартовали на другой день в середине ночи с тем расчетом, чтобы прибыть к Боробудуру в районе 5 утра. При этом преследовались две цели: встретить рассвет на вершине храма (это очень красиво, особенно в хорошую погоду) и успеть осмотреть его до прибытия толп туристов. В ранние утренние часы действительно было хорошо: прохладно и немноголюдно (фото 1–2).
Фото 1. Вот так мы первый раз увидели Боробудур в предрассветный час
Фото 2. Вид с этой же точки днем. Источник: Wikipedia
При взгляде на Боробудур с близкого расстояния он кажется ступенчато-каменистым холмом в форме несколько придавленной пирамиды, с правильно чередующимися башенками, хорошо выделяющимися на фоне неба. Сказать, что храм поражает архитектурно при первом знакомстве, было бы неправдой с нашей стороны. А вот скульптурное оформление Боробудура ошеломляет сразу.
Название храма относится к 19-му веку, его истинное имя неизвестно. Одна из популярных версий — фраза на санскрите Vihara Buddha Uhr, что означает «Буддистский монастырь на холме». А с холма хорошо наблюдать рассвет (фото 3–6) , поэтому нам — наверх.
Фото 3-4. Восход солнца над Боробудуром
Фото 5. Рассвет на вершине храма. Который раз его видит этот Будда?
Фото 6. Туристы в ожидании рассвета на вершине Боробудура
Нам с восходом не очень повезло: было облачно, и конусы окружающих гор не просматривались. Но все равно: картины незабываемые (фото 7–9).
Фото 7-8. Рассвет состоялся. День выдался пасмурный, поэтому окружающие вулканы незаметны.
Фото 9. А вот так вулканы были бы видны при хорошей погоде. Источник: Wikipedia
На круглых верхних террасах, где мы ждали рассвета, расставлены 72 относительно небольшие ступы, почти в каждой из которых сидит Будда (фото 10–13). По-научному, эти ступы называются перфорированными. В них действительно есть отверстия, через которые можно заглянуть внутрь. Верх у некоторых ступ намеренно открыт, чтобы Будда был виден каждому (фото 12–13).
Фото 10. Ряды ступ на верхней террасе Боробудура. Почти в каждой ступе сидит Будда.
Фото 11. Солнце постепенно освещает ступы вместе с окружающей природой
Фото 12. Статуя Будды в "раскрытой" ступе
Фото 13. И как ты тут сидишь столько лет?
Но это только туристы вроде нас начинают осмотр храма с его вершины. По правилам буддизма, делать это надо совершенно в другом порядке.
Охватить одним взглядом строение Боробудура можно только с одной точки зрения — сверху, откуда становится видно, что храм построен в виде огромной буддистской ступы — квадратной в основании со стороной 118 м и как бы «надетой» на холм (фото 14). Снизу вверх ступенчато поднимаются шесть постепенно уменьшающихся квадратных террас, украшенных барельефами и статуями Будды. Три верхних террасы, самые духовно важные, сделаны круглыми, с 72 малыми ступами, в каждой из которых находится сидящий Будда. Вся эта конструкция высотой около 40 м увенчана массивным центральным куполом, символизирующим нирвану. Со всех четырех сторон храма от самой земли до его верхних террас поднимаются лестницы (фото 14–15).
Фото 14 (2) . Храм Боробудур - вид сверху. Источник фото: Lonely Planet
Фото 15. Одна из 4-х лестниц, по которой можно подняться на на вершину храма. Хорошо видны его ярусы
Боробудур — это храм, но необычный, в котором нет внутреннего пространства со святилищем, а поклонение происходит под открытым небом в процессе кругового обхода вдоль ярусов храма. Предполагается, что буддистский паломник заходит в Боробудур с восточной стороны на нижнюю террасу, и постепенно поднимаясь, проходит все их по часовой стрелке, «впитывая» при этом буддистское учение. Продолжается этот подъём до тех пор, пока наконец на круглых верхних террасах он не обретет просветление. В процессе этого восхождения послушник должен пройти порядка 5 км, осмотреть примерно 2,5 тысячи барельефов под неусыпным взглядом 432 Будд, находящихся в нишах по верху галерей (фото 16). Тяжелое послушание, и мало кто ему теперь следует.
Фото 16. Видны ряды галерей, на каждом уровне которых поверху установлены статуи Будд. По центру - купол, символизирующий нирвану
Мы тоже прошли часть этого пути, останавливаясь у отдельных барельефов, пытаясь разгадать их смысл, восхищаясь работой по камню древних мастеров (фото 17 -19). Просто поражает удивительная реалистичность мимики и жестов персонажей, пластика человеческих фигур, изящество контуров и плавность линий растительных и геометрических орнаментов на барельефах храма.
Фото 17. Идём по кругу (точнее, квадрату), смотрим картинки
Фото 18. Разглядываем барельефы
Фото 19. Гид пытается объяснить нам смысл барельефов
Рассматривая храм, невозможно не заметить, что некоторые статуи отсутствуют, и не все Будды сохранились неповрежденными (у многих отбиты головы, фото 20–29). Злоумышленники в большинстве случаев неизвестны, но скорее всего, детали статуй растащили на сувениры или для продажи.
Фото 20. Видны ряды статуй Будд, многие из них - без голов. По центру - купол, символизирующий нирвану
Фото 21. Ниши для Будд плюс сами Будды, иногда без ниш (не сохранились)
Фото 22. Неплохо сохранившийся участок галереи
Фото 23. Здесь в верхнем ряду сохранились как ниши, так и Будды в них. В нижнем ряду - только Будды.
Фото 24. Ниши для Будд украшены каменным орнаментом
Фото 25. Два Будды: с головой и без
Фото 26-28. Одиночные статуи Будды. Интересно, что все они сидят в одной позе.
Вандализм в отношении храма начался еще в 19-м веке, когда частные и государственные организации проводили фрагментарные раскопки, принесшие Боробудуру больше вреда, чем пользы: раскопанные части стали разрушаться дождем и ветром, плюс начался масштабный грабёж памятника. Не остались в стороне даже королевские особы. Так, известно, что в 1886 году король Сиама (нынешняя Бирма/Мьянма) вывез большое количество статуй, орнаментов и барельефов.
Первая капитальная голландская реставрация Боробудура в 1907—1911 гг. была в целом успешной, однако стабилизировать огромную конструкцию, возведенную вокруг холма, тогда не удалось. Затем две мировые войны прервали все работы над памятником, и лишь гигантский международный реставрационный проект под эгидой Юнеско в 1973—1984 гг. завершился успехом. Была проведена полная разборка сооружения, укрепление холма бетоном, устройство дренажной системы и масштабная реставрация барельефов и статуй. По итогам этого восстановления в 1991 г. Боробудур получил статус объекта Всемирного наследия Юнеско.
Каждый из ярусов храма имеет обход, представляющий собой галерею — своеобразный коридор без крыши, который образуется стеной храма и балюстрадой с краю. Балюстрады каждого следующего яруса служат продолжением стены более нижнего яруса. Все стены галерей и балюстрады украшены прекрасными барельефами, общая площадь которых составляет около 2 500 кв.м. На рис. 2 схематично показано устройство ярусов этого храма, где статуи Будд помечены буквой B, а места расположения барельефов обозначены красным цветом.
Рис. 2. Схема устройства ярусов храма и его галерей
Ряды барельефов в галереях видны на фото 30–31. Какие ассоциации навевает эта бесконечная череда вырезанных из камня сцен, событий, происшествий? Больше всего это похоже на христианские фрески в соборах и церквях, с помощью которых неграмотных прихожан пытались обучить основам веры и пересказать в картинках евангельские события. Вероятно, и неграмотных яванских крестьян нужно было обучать основам буддизма с помощью каменных барельефов (фрески были неприменимы по климатическим причинам).
Фото 30. Череда барельефов
Фото 31. Съёмка на память
Понять, что изображено на стенах галерей (фото 32–35), нелегко. Требуется предварительная подготовка по основам буддизма плюс грамотный экскурсовод. Наш, похоже, тоже с трудом во всей этой премудрости разбирался. Однако впечатляет качество и масштаб проделанной работы. «Дизайнеры» и строители действительно пытались убедительно донести своё послание до людей.
Барельефы, вырезанные на галереях, являются подробным изложением буддистской доктрины, жизненного пути принца Сиддхартха по его превращению из простого смертного в Будду. Можно сказать, что Боробудур — это не имеющее аналогов гигантское наглядное пособие для посвященных, воплощение в камне основ теории и религиозной практики буддизма. Это дополняется эпизодами жизни того времени, различных легенд в исполнении множества принцев, музыкантов, танцовщиц, животных и т. д. Многие рассказанные на барельефах сюжеты похожи на незамысловатые народные сказки, которые в повествовательной и развлекательной форме несут нравственные истины о том, как нужно поступать и каких пороков избегать.
Фото 32-35. Барельефы крупным планом
Любопытно, что на последнем из приведенных в слайдере 36 (12) барельефов изображен европейский парусный корабль, которого тут не могло быть в период постройки храма. Вероятно, барельеф был добавлен во время одной из реставраций в 19-20-м веках. Любопытно, с какой целью? Также очень часто в барельефах фигурируют слоны. Возможно, это как-то связано с легендой, что матери принца Сиддхартха приснился белый слон с 6-ю бивнями, и это якобы свидетельствовало о божественном предназначении её сына.
Фото 36(12). Барельефы Боробудура
Спустившись с галерей, мы наконец смогли сфотографировать Боробудур со стороны (фото 37), в чем нам очень помог панорамный режим на телефоне.
Фото 37(3). Попытки снять Боробудур целиком (почти удалось). При взгляде на Боробудур с близкого расстояния он кажется уступчато-каменистым холмом в форме несколько придавленной пирамиды, с правильно чередующимися башенками, хорошо выделяющимися на фоне неба.
У Боробудура есть два небольших храма-спутника — Мендут (Mendut) и Павон (Pawon), лежащих с ним на одной линии (см. карту 2). Между этими тремя храмами, как считается, существует религиозная связь, хотя её точное ритуальное значение неизвестно.
Карта 2. Храмы-спутники Боробудура, лежащие с ним на одной линии
Мендут (самый древний из этих трех, фото 38–40) находится в 3.5 км восточнее Боробудура. Скорее всего, именно от этого храма начиналось торжественное религиозное шествие в сторону Боробудура. Мендут знаменит находящейся в нем 3-х метровой статуей Будды (фото 41–43) в окружении двух бодхисатв (буддийских божеств). Эта статуя Будды считается одной из самых выдающихся в мире. Она необычна свой позой: Будда сидит в западном стиле с обеими ступнями на полу.
Фото 39. Фотосессия на фоне Мендута
Фото 40. Дети под огромным баньяном на фоне храма
Фото 41. Будда внутри храма Мендут - знаменитая на весь мир статуя
Фото 42. Будда крупным планом
Фото 43. Будда - вид сбоку
Храм Павон (фото 44) совсем небольшой, но украшен изысканными барельефами (фото 45-46).
Фото 45. Каменные барельефы храма Павон (1)
Фото 46. Каменные барельефы храма Павон (2)
Поездка в Боробудур стала для нас откровением. Хотя буддистская религия — не наша, а имена и сюжеты — незнакомые, не оценить это удивительное творение человеческого гения и упорного труда множества людей — невозможно!
Продолжение рассказа про великие храмы Явы - в следующей части: Чудеса Явы: Удивительный Прамбанан
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм