Пляжи — это главный магнит, притягивающий многих туристов на Бали. Мы тоже поддались этому искушению и провели четыре дня на пляже в Нуса Дуа, наслаждаясь гостиничным комфортом, мягким песком и теплым морем (фото 1–3).
Пляжи — это главный магнит, притягивающий многих туристов на Бали. Мы тоже поддались этому искушению и провели четыре дня на пляже в Нуса Дуа, наслаждаясь гостиничным комфортом, мягким песком и теплым морем (фото 1–3).
Было, правда, одно осложнение: океан в районе пляжа — очень мелководный, поэтому два раза в сутки во время отлива вода отходила на сотни метров от берега (фото 4–5), и купаться было возможно только несколько часов в течение дня - в увязке с расписанием приливов и отливов. Это было полным сюрпризом для нас, поскольку ни один из возможных источников информации об этом не предупреждал. Опираясь на наш опыт, можем сказать, что купание на Бали уступает Карибским островам.
Вкусив достаточно морских развлечений, мы решили исследовать остров, про который перед этим читали много интересного. Поскольку времени было мало (мы ещё собирались слетать на Яву посмотреть Боробудур), мы решили ограничиться территорией между курортной зоной и Убудом, не слишком отдаляясь от аэропорта в Денпасаре. Пару дней мы путешествовали внутри и вокруг курортной зоны на крайнем юге острова, посетив при этом знаменитый храм Ulu Watu (точка 0 на карте и подробный рассказ - в части 3). Было несколько запомнившихся закатов в западной части острова за дружеским ужином. Но в целом, ни балийская кухня, ни ресторанный сервис большого впечатления не произвели. Затем мы переехали в Убуд и в течение нескольких дней осмотрели сам город и его окрестности (cм. карту ниже).
Начали мы с музея в административной столице Бали — городе Денпасаре (что лежит на полпути между Нуса Дуа и Убудом), где впервые в подробностях рассмотрели балийскую архитектуру с её тонкой и изысканной резьбой по камню (фото 6–12). Музей Бали в Денпасаре был построен в 1910 году голландцем, пытавшимся воспрепятствовать разграблению предметов балийского искусства и их вывозу заграницу. При участии Вальтера Шписа (о нем подробнее в части 2) в здании открылся музей антропологии и этнографии. Он состоит из нескольких традиционных павильонов, которые воспроизводят архитектуру дворцов и храмов. Маски, малайские кинжалы — крисы, картины и скульптуры иллюстрируют историю и образ жизни Бали.
Дальше наш путь лежал к одному из балийских храмов, которые там называются «pura». Термин «пура» происходит от санскритского слова «pur», «puri», «pura», «puram», «pore», что означает «город», «город-крепость», «защищенный башнями город», или «дворец». В ходе развития балийского языка, термин «pura» приобрел значение религиозного храмового комплекса, а термин «puri» стал обозначать дворец, резиденции королей и знати.
Здесь надо сделать небольшую оговорку. Все храмы на Бали индуистские (остров не перешёл к исламу, как остальная Индонезия) и их очень много — порядка 10 тысяч. Самые большие и известные находятся на склонах вулкана Агунг, но добраться туда нам не позволил лимит времени. Поэтому мы остановились на храме Pura Taman Ayun (№ 1 на карте 2), который находится недалеко как от курортной зоны, так и от культурной столицы Бали — города Убуда. К тому же, он входит в число 9 наиболее красивых балийских храмов, по версии большинства путеводителей.
Pura Taman Ayun, построенный в 1643 году, когда-то был главным храмом небольшого балийского королевства Менгви и его название в переводе с индонезийского означает «прекрасный сад». В 2012 году храм Таман Аюн вместе с прилежащей территорией вошёл в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Культурный ландшафт провинции Бали». Храмовый комплекс разбит на 3 двора, разделённых кирпичными стенами. Первый двор — просто большая лужайка, во втором стоят ворота в третью, самую священную часть храма (фото 13), а также находятся павильоны с небольшими святилищами (фото 14).
Третья, наиболее значимая секция храма, окружена каналом с водой и находится на острове длиной около 250 м и шириной 100 м (фото 15–16). Центральные ворота в неё открываются только во время праздничных церемоний. Главное в этой части храма — множество башен «меру» с разным количеством ярусов, имитирующих священную гору Меру в индуизме и буддизме (фото 17(1)-17(4)). Три двора храма символизируют три уровня балийской космологии: от самого низа, где живут злые духи, через средний уровень, где находятся люди, до верхнего, где обитают боги.
Когда мы переезжали из Нуса Дуа в Убуд, мы попросили водителя такси завезти нас в город Батуан, чтобы осмотреть там знаменитый храм Pura Puseh Batuan (фото 18–28, № 2 на карте 2). Это один из самых древних храмов на Бали, основанный в 1020 году. Конечно, он неоднократно перестраивался и обновлялся, но наверняка в соответствии с устоявшимися с древности традициями. Он посвящен богу Вишну и знаменит своей тонкой каменной резьбой, основанной на индийской мифологии.
На территории храма есть небольшой отгороженный пруд с огромной статуей черепахи, плавающей в воде и несущей на своем панцире два алтаря (фото 27–28). По индийской мифологии черепаха держит на спине весь мир.
Убуд, расположенный в центре о. Бали (см. карту острова), является его культурной столицей. Здесь много музеев, артистических салонов, мастерских местных ремесленников, магазинов местного прикладного искусства, хороших ресторанов и фешенебельных отелей. Люди приезжают сюда с пляжей, чтобы окунуться в колорит местной культуры и расслабленно провести несколько дней, изучая местные достопримечательности как в самом Убуде, так и в его окрестностях.
Pura Taman Saraswati — расположенный в самом центре Убуда красивый индуистский храм перед прудом с цветущими лотосами (фото 29–33).
Puri Saren Agung — Дворец Убуда (фото 34), где до сих пор живёт местная королевская семья (чья власть — чисто ритуальная). Внутри — много красивой резьбы по камню (фото 35–38). Каждый вечер для туристов тут даются танцевальные представления в ярких национальных одеждах (Lelong Dance, фото 39).
В самом центре Убуда, в красивом тропическом парке, находится Музей Puri Lukisan (фото 40–41) — очень интересная коллекция балийского искусства, как традиционного, так и современного.
Разнообразные экспонаты музея (фото 42–49):
Подведем итоги увиденному: музей в Денпасаре можно опустить, если только вы не окажетесь в этом городе по другим нуждам; Pura Taman Ayun - просто шедевр, да и расположен удобно, постарайтесь туда попасть. Pura Puseh Batuan - хорош, и если окажетесь поблизости - заскочите ненадолго. Во все описанные объекты в центре Убуда (музей, храм и дворец) сходите обязательно, раз уж в этом городе окажетесь. Танец Legong во дворце - обязательно, такая экзотика! Посещение рисовых терас можно объединить с поездкой к монументальному памятнику Gunung Kawi (об этом в части 2).
Остальные части рассказа: